знакомство с творчеством ненецкого народа
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Ардеева Анжела Николаевна

Ненецкий язык, песни, игры, декоративно-прикладное искусство и др.-часть культуры ненецкого народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_znakomstvo_s_tvorchestvom_neneckogo_naroda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        

Занятие

познавательного

цикла.

        Тема  :  Знакомство  с  творчеством  ненецкого  народа.

  Возраст :  5—7  лет. 

Автор: воспитатель  по  познавательному  развитию

Ардеева  А.Н.

Цели :  

Познакомить  детей  с  творчеством  ненецкого  народа  через  сказку «Собачка»,  загадки, игру  «Вывко».

Научить  детей  здороваться  и  прощаться  на  ненецком  языке (здравствуйте—« аньторово», досвидания—«лакомбой»  ).

Развивать  интерес  к ненецкому  творчеству.

Воспитывать  уважение  к  ненецкому  народу.

Оборудование  :

В  группе  расположены:

1. Чум  

2. Картины  (иллюстрации   с  изображением  северной  природы).

3. Собака  игрушка).

4. Магнитофон, аудиозапись  «Увезу  тебя  я  в  тундру»

5. Дидактическая  игра  «На  чем  отправимся  в  путешествие».

6. Ненецкая     игра  «Вывко»  по  количеству  детей.

7. Ненецкая  сказка  «Собачка».

8. Ненецкие  загадки.

9.  Дидактическая  игра  «Собери  картинку».

10. Кукла  в  национальной  ненецкой  одежде.

11. Ненецкая  сумочка  «тучея».

12. Письмо.

13. Национальная  одежда  для  воспитателя  (дедушки  Выя).

14. Рисунки  детей.

15. Чай  из  листьев  морошки, брусники, голубели.

16. Пиалы  по  количеству  детей.

Предварительная  работа:

1. Написание  письма   Выя  (дедушке).

2. Рисунки  детей  с  изображением  города  Нарьян-Мара.

3. Беседа  о  тундре, жизни  ненецкого  народа.

4. Загадывание  и  разгадывание  ненецких   загадок.

воспитатель

«  Мы  с  вами  писали  письмо  дедушке  Выя и  просили  его  рассказать  о  ненецком  творчестве. В  детский  сад  пришел  ответ  от  дедушки. Послушайте».


Воспитатель  открывает  конверт  и  зачитывает:

«Здравствуйте, дети!

Я  получил  от  Вас  письмо  и  спешу  сообщить, что  буду  очень  рад  нашей  встрече.  Приезжайте  ко  мне  в  гости, в  тундру.  Я  буду  вас  ждать.  До  встречи.  Дедушка  Выя»


Дедушка  Выя  ждет  нас  в  гости. Скажите,  пожалуйста, когда  едут  в  гости, что  с  собой  берут? »


Ответы  детей.

воспитатель

«Давайте  мы  с  вами  подарим  дедушке  Выя  рисунки  о  Нарьян—Маре. Прежде  чем  отправиться  в  путешествие, нам  надо  выбрать   средство  передвижения  по  тундре».


Проводится  игра  «На  чем  отправимся  в  путешествие». Перед  детьми  выставляются  картинки  с  изображением  самолета, собачьей  упряжки, поезда, корабля, лодки, вертолета, оленьей  упряжки.


«На  каком  транспорте  мы  отправимся  в  тундру?  Почему?»


Ответы  детей.


«Чтобы  не  причинить  вреда  тундре, мы  отправимся  на  собачьей  упряжке».

 Воспитатель  с  детьми  делают  из  стульчиков  «нарты», имитируют  процесс  одевания. Под  музыкальное  сопровождение   «Увезу  тебя  я  в  тундру»  (1-2  мин.)   совершают  поездку.


Дедушка  Выя (воспитатель  в  национальной  одежде) встречает  детей  у  чума.

дедушка  Выя

« Ань торово! Вы  умеете  здороваться  по-ненецки? А  хотите  научиться? Повторяйте  за  мной: ань торово».


Дети  здороваются  по - ненецки.


«Очень  рад  вас  видеть. Я  ждал  вас  и готовился  к  встрече».

воспитатель

«Дедушка  Выя.  Дети  приготовили    подарки, и  хотят  их  тебе  подарить».


Дети  дарят  рисунки  дедушке  Выя.

д          дедушка  Выя                                                                                     дедушка  Выя

«Спасибо  большое.  Вы, наверное, устали, проходите  к  чуму  и  отдохните».


Дедушка  с  детьми  и  воспитателем  усаживаются  около  чума.


«Вы  просили  рассказать  о  ненецком  творчестве. В  ненецкое  творчество  входят  сказки, загадки, песни, игры, пословицы.  Желаете  послушать  сказку?»


Ответы  детей.


«Знаете  ли  вы, почему  собака  живет  рядом  с  человеком?»


Ответы  детей.


«У  меня  есть  верный  друг  по  имени  Лапо. (Подзывает  собачку—игрушку  к  себе). Ненцы  придумали  сказку  про  собаку,  о  том,  как  она  стала  жить  рядом  с  человеком. Послушайте.


Жила  в  лесу  собачка. Стала  собака  одна  скучать, стала  искать  себе  товарища. Вот  идет  собачка  по  лесу. Навстречу  ей  бежит  зайчик. Собака  и  говорит:

- Зайчик, давай  вместе  жить.

Зайчик  отвечает:

-Ладно, что же , давай  вместе  жить.

Стали  они  жить  вместе. Вечером  легли  они  спать, ночью  собака  залаяла. Зайчик  проснулся  и  испугался. Он  собаке  говорит:

-Зачем  ты  лаешь?  Придет  волк  и  съест  нас.

Услышав  это, собачка  зайчика  оставила, а  про  себя  подумала: «Плохого  я  нашла  себе  товарища. Трусливое  у  него  сердце. Волк, наверное, никого   не  боится».

Собачка  ушла  искать  по  лесу  волка. Долго  ли, коротко  ли  она  шла, бежит  навстречу  волк. Собачка  сказала  волку:

-Волк, давай  вместе  жить.

Волк  говорит:

- Ну  что  же, давай.

Когда  наступил  вечер, они  легли  спать. Волк  заснул. Через  некоторое  время, в  самую  полночь, собачка  залаяла. От  лая  собаки  волк  проснулся  и  стал  собаку  ругать.  

-Зачем  ты  лаешь? Медведь  придет  и  нас  съест!

Услышав  это, собака  опять  оставила  товарища.  Про  себя  она  подумала: «Волк  не  очень  силен, если  боится  медведя.  Медведь, наверное, сильнее  всех».

И  пошла  собачка  опять по лесу  искать  медведя. Долго  ли  коротко  ли, идет навстречу  ей  медведь.

 

           дедушка  Выя                                                                                                                                             дедушка  Выя

Собачка  сказала  медведю:

-Медведь, давай  жить  вместе!

-Ну  что  же, давай  вместе  жить,- сказал  медведь.

Когда  свечерело, легли  они  спать, медведь  заснул. В  самую  полночь, собачка  опять  залаяла. От  лая  собаки  медведь  проснулся  и  испугался. Собачку  стал  бранить:

-Зачем  ты  лаешь? Человек  придет, нас  убьет. У  человека  ружье.

Услышав  это, собака  оставила  медведя. Собака  подумала: «С  этим  плохо.  Не  годится  он  мне.  Вот  человек, наверное, никого  не  боится.»

Собачка  побежала  искать  человека. Долго  ли , коротко  ли  бежала, встретила  человека. Человек  ходил  в  лес  на  охоту. Собачка  заговорила:

-Человек, давай  вместе  жить!

Человек  сказал:

-Ладно!

Он  отвел  собачку  в  чум. Вечером  человек лег  спать. В  самую  полночь  собака  залаяла. Человек  проснулся, не  испугался, а  закричал:

-Собачка, если  хочешь  есть, --ешь. Только  мне  не  мешай!

С  тех  пор  собака  стала  жить  у  человека».


«С  Лапо  я  хожу  на  охоту, она  помогает  стеречь  мой  дом, предупреждает  об  опасности.  Вы, наверное, слыхали  о  жизни  ненецкого  народа.

 А  как  называется  дом  ненцев?

Какую  одежду  они  носят?:

Чем  занимаются  ненцы?»


Ответы  детей.


«У  ненецкого  народа  есть  свои  игры  и  игрушки. А  хотите, я  научу  вас  в  одну из  игр? Игра  называется  «Вывко»--«Жужжалка». Вывко—пуговица  с  продернутой, замкнутой  крепкой  ниткой  через  оба  отверстия. Играющие  должны закрутить  нитку, А  затем  делать  движения, напоминающие  игру  на  миниатюрной  гармошке. Пуговица  должна  шуметь и  посвистывать, как  ветер.  Чей  вывко  прожужжит  дольше  всех, получит  от  меня  на  память  игрушку.

(Дедушка  показывает  самодельную  ненецкую  куклу).

Раз, два, три—крути!»


По  окончании  игры  дедушка  вручает  игрушку  лучшему  игроку.


«Ненецкий  народ  очень  наблюдательный  и  мудрый.  Люди  немало  загадок  придумали.  Попробуйте  отгадать  некоторые   из  них:

дедушка  Выя

* В  безбрежном  море  щепка  плавает.   (Луна)

* Без  корня  растет.     (Камень)

* Если  в  воду  пустить—исчезнет.      (Соль)

*Летом  красным  сукном  одета,  на  одной  ножке  стоит.  (Морошка)

*Сквозь  землю  пролез, русскую  шапку  надел.      (Гриб)

* Клубком  свернулась.  (Собака).

* В  густом  лесу  два  уголька  носит.  (Заяц).

* Лето  серая, зимой  белая.  (Куропатка)

Если  затрудняются  ответить,  дедушка  предлагает  собрать  картинку  и  сказать, что  на  ней  изображено.

дедушка  Выя

« Какие  вы  молодцы! А  еще  я  хочу  угостить  вас  тундровым  чаем.

Он  волшебный. В  нем  есть   целебная  сила.  Состоит  этот  чай  из  листьев  морошки, брусники, голубели».


Дедушка  угощает  всех  гостей  чаем.


«Мне  очень  приятно  было  познакомиться  с  вами.  Хочу  на  память  сфотографироваться  с  вами. А  еще  хочу  подарить  на  память  о  нашей  встрече  сумочку—тучею.  Ненцы  славятся  своим  умением  делать  красивые  вещи  из  меха, кожи, оленьих  рогов.  Пусть  тучея  напоминает  о  нашей  встрече.

Лакомбой—это  значит  по-ненецки  «до  свидания». Попробуйте  произнести  «до  свидания»  по-ненецки».


Дети  повторяют  за  дедушкой.

Дети  с  воспитателем  усаживаются  в  собачью  упряжку и  возвращаются  в  детский  сад  под  музыкальное  сопровождение. После  поезди  имитируют  процесс  раздевания.

воспитатель

«Вам  понравилось  в  гостях  у  дедушки  Выя?  Что  нового  узнали?»






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа

Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа...

Тема: «Узорчатое полотенце» Задачи НОД О/о «Художественное творчество» - Продолжать знакомство с традициями русского народа.

Задачи НОДО/о «Художественное творчество»- Продолжать знакомство с традициями русского народа.- Вызвать желание создавать узор, состоящий из геометрических фигур.- Учить располагать узор ритмичн...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны

Одной из эффективных форм работы  с  детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет...

Лэпбук "Культура и обычаи ненецкого народа"

Наглядный материал по изучению культуры и обычий коренного населения района....

НОД «Л. В. Лапцуй – Певец Ямала!» для подготовительной группы с целью знакомства с творчеством ненецкого поэта

НОД «Л. В. Лапцуй – Певец Ямала!» для подготовительной группы с целью знакомства с творчеством ненецкого поэта.Леонид Васильевич Лапцуй написал на родном языке более 30-ти книг. Гово...

Культура и традиции народов Дагестана.Знакомство с творчеством поэта Р.Гамзатова

Через стихи Расула Гамзатова детей знакомила с культурой и традициями народов Дагестана...