Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_znakomstvo_s_bytom_i_tradiciyami_neneckogo_naroda.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
познавательного
цикла.
Тема : Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа.
Возраст : 5—7 лет.
Автор: воспитатель по познавательному развитию
Ардеева А.Н.
Цели:
Познакомить с бытом и традициями ненецкого народа.
Рассказать о жизни ненцев, об их одежде, об условиях быта.
Дать представление о жилище ненцев—чуме.
Познакомить с ненецким праздником—Днем оленя, с его значением для людей.
Предложить отгадать ненецкие загадки.
Развивать воображение, сообразительность, интерес к жизни ненецкого народа.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.
Оборудование:
В групповой комнате разместить декорации.
1. Чум.
2. Картины с изображением северной природы.
3. Модели ненецкой одежды, украшений, игрушек.
4. Фотоаппарат.
5. Магнитофон, звукозапись с «гулом моря» (кассета «Звуки окружающего мира»).
6. Сети, сплетенные из тонких веревок небольшого размера.
7. Модели рыб по количеству детей (сделаны из бумаги, и с одной стороны написаны ненецкие загадки).
8. Пиала с морошкой.
9. Женская паница.
10. Письмо от ненецкой семьи.
11. Фотографии с изображением ненцев.
12. Дидактическая игра «На чем отправимся в путешествие».
13. Песня «Увезу тебя я в тундру».
14. Деревянные палки, веревки для игры «Собери чум».
15. Дидактическая игра «Укрась малицу орнаментом».
воспитатель | «В детский сад пришло письмо. Его прислали из тундры. Послушайте, о чем пишут. «Здравствуйте, дети! Мы приглашаем вас к себе в гости и хотим познакомить с жизнью ненецкого народа. Будем очень рады встрече с вами. До свидания. Ненецкая семья из стойбища № 3». «В Ненецком автономном округе коренным населением являются ненцы (показ фотографий). Ненцы живут в основном в поселках, деревнях, кочуют в тундре, т.к основным видом деятельности является оленеводство. Ненцы умело могут справиться с большим стадом оленей. Свои умения и навыки передают по наследству. Ненцы живут на открытом месте, поэтому их природа и создала такими. У них смуглая кожа, т.к. под прямыми лучами солнца она темнеет. Разрез глаз узкий, т.к. защищает глаза от пыли, грязи и ветров. Ненцы народ сильный, терпеливый, потому что им часто приходится жить под открытым небом и преодолевать трудности. Чтобы отправиться в гости нам необходимо выбрать транспорт, который поможет быстрее добраться». |
Проводится игра «На чем отправимся в путешествие?» Перед детьми выставляются карточки с изображением самолета, вертолета, поезда, корабля, оленьей упряжки, автомобиля, метро, собачьей упряжки. | |
воспитатель | «На каком транспорте отправимся в тундру? Почему?» Ответы детей. |
Выбрав необходимый транспорт, дети имитируют процесс одевания и усаживаются на «средство передвижения». Если дети выбирают «оленью упряжку», то для поездки 2-3 детей становятся «оленями», а остальные и дети из стульчиков делают «нарты». Из оставшихся детей выбирают «каюра». | |
воспитатель | «Усаживайтесь поудобнее на «нарты». Под музыкальное сопровождение «Увезу тебя я в тундру» (1-2 мин.) дети с воспитателем совершают поездку. «Вот мы и добрались. А нас уже встречают. Здравствуйте!» |
Детей и воспитателя встречает женщина из ненецкой семьи (воспитатель, одетый в ненецкую одежду—паницу). | |
ненка | «Здравствуйте. Я вас ждала и очень рада встрече. Моя семья, муж и дети, пасут оленей в тундре. А я остаюсь в чуме и выполняю домашнюю работу. Вы получили от нас письмо? Дети пригласили вас, чтобы вы познакомились с жизнью ненецкого народа. Их сейчас нет дома, они помогают отцу по хозяйству, а вот я расскажу вам обо всем,что вас интересует. Посмотрите, какая тундра широкая и просторная. Недалеко находится Баренцево море. Вы, слышите? (звукозапись с шумом моря звучит 1-2 мин.). Ненецкий народ живет чаще в тундре, вот в таких домах—чумах. (Показывает макет чума). У вас в городе есть такие дома? А какие дома в Нарьян—Маре?» Ответы детей. «Ненцам приходится переезжать с места на место в поисках пищи для своих оленей. Поэтому дом должен быстро и легко разбираться и собираться. Сделан чум их длинных шестов, сверху обтянут оленьими шкурами. В чуме зимой очень тепло, т.к. олений мех не пропускает холод, воду, снег. Мебели в чуме практически нет, все очень просто, а посередине чума стоит печка. Печка отапливает жилище и помогает готовить еду. А вы хотите попробовать собрать чум?» |
Проводится игра «Собери чум». | |
ненка | «Молодцы! Хоть и нелегко вам пришлось, но вы были терпеливы. У ненцев даже одежда отличается от вашей современной. Мужчины носят малицы, а женщины—паницы.» Показ моделей ненецкой одежды. «На ноги одевают меховые сапоги—пимы. Шьют одежду женщины из оленьих шкур и украшают ее орнаментами. На что похож орнамент на ненецкой одежде?» Ответы детей. «Правильно, на рога оленя, уши зайца и др. Женщины, которые живут в тундре с мужьями, помогают им по хозяйству, называют чумработницами. В одежде, сшитой чумработницами, не страшны морозы, ветры, холод и даже комары. Женщины умеют делать красивые украшения. (Показ моделей ненецких украшений). |
ненка | «Свои тайны чумработницы передают детям, учат их мастерству. А вы хотите попробовать украсить одежду орнаментом?» |
Проводится игра «Укрась малицу орнаментом». | |
ненка | «У ненцев даже своеобразная пища. В основном они питаются рыбой, мясом, пьют оленью кровь, в которой много витаминов. Поэтому ненецкий народ здоровый и крепкий, редко болеет. Ненцы очень любят ходить на охоту. Охотятся на уток, гусей, песцов, лис, обитающих в тундре. Ненцы очень меткие стрелки. А из косточек птиц ненцы делают игрушки для своих детей.
(Показ моделей ненецких игрушек). У ненецкого народа есть свои обычаи, праздники. Второго августа отмечается День оленя. На этот праздник съезжаются оленеводы с разных стойбищ со своими семьями. Люди надевают красивую праздничную одежду. На празднике ненцы общаются, делятся опытом, новостями между собой. В День оленя устраиваются соревнования, проводятся игры. Выявляют самого меткого стрелка, охотника. Ненцы бросают аркан—тынзей на шест, мечут топорики, ходят на ходулях, перепрыгивают через нарты, оленеводы гоняют упряжки на скорость. (Показ фотографий). День оленя—праздник по имени «жизнь». А вы желаете посоревноваться?» |
Проводятся прыжки через нарты, метание тынзея, подвижная игра «Сними шкуру». | |
ненка | «Я собираюсь на рыбалку к морю. Хотите пойти со мной?» Ответы детей. Ненка берет сети и ведет детей к «морю». «Вы желаете сами выловить рыбу? А рыба в море необычная. Кто ее поймает, тот должен отгадать загадку, а отгадав, становится мудрым». |
Дети по очереди бросают сети и вытаскивают «рыбу». Воспитатель зачитывает загадки, остальные отгадывают. | |
ненка | «Ну-ка, отгадайте!
Молодцы! Вы устали? Пойдем все вместе и отдохнем у чума». |
Дети вместе с ненкой идут к чуму и усаживаются отдыхать. | |
ненка | «Спасибо что приехали. Очень рада нашему знакомству. На прощанье хочу угостить вас морошкой—северной ягодой, очень вкусной и полезной. Угощайтесь. Очень жаль, что с детьми не встретились, но я передам привет от вас. Давайте сфотографируемся на память о нашей встрече». |
Дети фотографируются с ненкой у чума. Звучит аудиозапись с бегом оленьей упряжки (1-2 мин.). Дети с воспитателем возвращаются домой. | |
воспитатель | « Что больше всего вам понравилось в гостях? Что нового узнали о жизни ненецкого народа? Как называется жилище ненцев? Как называется ненецкая одежда? Почему им приходится жить в тундре? Как называется праздник, который справляют ненцы 2 августа? Каким образом они его празднуют? Давайте нарисуем рисунки о нашем любимом городе и пошлем их на память ненецкой семье». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Конспект НОД по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Настасьи»
Конспект ООД...
Знакомство с бытом и традициями якутского народа.
Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо...
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»
Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...
Конспект организованной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у бабушки Настасьи»
Иптегрированное занятие...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
«Знакомство с бытом и традициями русского народа»
Дети знакомятся с избой-жилищем крестьянской семьи. Предметами старинного русского быта, народными традициями обычаями гостепреимства, с русской народной музыкой....