Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" для детей старшего дошкольного возраста 5-7(8) лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа "Страна оригами" разработана для обучения детей старшего дошкольного возраста технике оригами, развития мелкой моторики рук. Предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_origami_5-78_1.docx | 96.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15»
(МДОУ № 15)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«СТРАНА ОРИГАМИ»
Возраст обучающихся: 5-7(8) лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Константинова Татьяна Васильевна,
воспитатель
Ломоносовский район
д. Разбегаево
2021 г.
Содержание:
1. | Пояснительная записка…………………………………………………..3 | |
2. | Учебно-тематический план….…………………………………………..8 | |
3. | Содержание Программы.……………………………………………….10 | |
4. | Методическое обеспечение…………………………………………….16 | |
5. | Список литературы….………………………………………………….45 Приложения: Приложение. Диагностика освоения дополнительной общеразвивающей программы |
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Страна оригами» (далее-Программа) предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Направленность Программы: художественная
Новизна: Программа составлена на базе известных моделей оригами, адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста. Поделки подобраны с учетом возрастных возможностей ребенка. Начиная с простых приемов складывания, дети овладевают достаточно сложными навыками и умениями работы с бумагой. Обучение детей технике оригами проходит с использованием технологической карты (схемы) оригами. Тем самым мы уходим от информационно-воспроизводящего стиля обучения. Ребенок сам путем анализа, сравнения, умозаключения отвечает на вопросы: какой формы взять лист бумаги, как его преобразовать. Этим мы создаем условия для развития элементов учебной деятельности и интереса к ней.
Актуальность: Одной из актуальных задач дошкольного образования, как первой ступени в системе общего образования, является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа - это совершенно новый этап в жизни маленького человека. Избежать периода адаптации к школьному обучению невозможно, а частично облегчить его – вполне реальная задача, если подготовить ребёнка заранее.
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, наряду с развитием мотивации, мышления и восприятия является развитие мелких мышц рук и координации движений пальцев, что оказывает непосредственное влияние на развитие речи и мышления ребёнка.
Оригами, с точки зрения выбора доступных методов и форм всестороннего развития ребёнка предшкольного возраста, является универсальным инструментом в руках педагога. Детей, увлекающихся этим видом конструирования, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.
Одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики.
Традиционно, задачу развития мелкой моторики с целью подготовки детской руки к письму, в ДОУ решают: упражнениями в штриховке, рисованием, лепкой, аппликацией и т.д. Мы в своей работе применяем нетрадиционную технологию – оригами. Этот вид конструирования особенно привлекает дошкольников, так как носит характер игры и дает возможность получить быстрый результат.
Оригами – национальное японское искусство, существует уже около полутора тысяч лет. Бумажный квадрат – это своего рода конструктор, который можно трансформировать бесконечно. Складывая бумажную заготовку пальцами рук, ребенок учится совершать точные движения (тонкомоторные движения).
С давних времен известно положительное влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций. Проблема стимулирования мозговой деятельности через ручную деятельность рассмотрена в трудах многих отечественных ученых, физиологов, педагогов: Павлов И.П., Сеченов И.М., Бехтерев В.М., Кольцова М.М., Фомина Л.В., Мастюкова Е.М. и другие.
Учитывая огромный развивающий эффект и интерес самих детей к искусству оригами, мы пришли к выводу о необходимости освоения и применения в системе работы с воспитанниками технологии художественного конструирования из бумаги в технике оригами.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что организация деятельности в рамках реализации Программы дает возможность обучающимся полноценно прожить дошкольное детство, так как изготовление поделок оригами носит характер игры. Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Работа в этой технике благоприятствует формированию таким нравственным качествам, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Занятия оригами помогают ребенку развиваться: повышается уровень интеллекта (внимательность, восприятие, смышленость, воображение, логичность); активизируется творческое мышление: растет скорость, гибкость, оригинальность; повышается психоэмоциональное состояние; улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей, позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук); улучшается глазомер. Предлагаемая Программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к конструктивной деятельности.
В ходе реализации Программы дошкольники не только овладевают основами оригами, но и создают творческие композиции (как индивидуальные, так и коллективные). Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует закреплению и применению знаний, полученных на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Создавая коллективные работы, дети приобретают опыт совместной деятельности, учатся слушать и слышать друг друга.
Цель Программы: развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи Программы:
Обучающие:
- Обучать детей различным приемам работы с бумагой.
- Познакомить с базовыми формами оригами.
- Формировать умение следовать устным инструкциям; создавать поделки оригами, пользуясь технологическими картами.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер дошкольников.
- Развивать пространственную ориентировку в ходе преобразования геометрических фигур.
- Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность, интерес к конструктивной деятельности.
Отличительные особенности Программы: при реализации Программы предусмотрена интеграция нескольких образовательных областей (художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие). На занятиях, кроме овладения техникой оригами, дошкольники углубляют знания окружающего мира, математические представления, совершенствуют речь. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: обучение по Программе ведётся в старших (1-й год обучения) и подготовительных (2-й год обучения) группах.
Сроки реализации Программы: 2 года
Формы и режим занятий:
Форма проведения занятий:
- беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала,
- практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся,
- игра.
Форма организации деятельности: групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут для обучающихся 1-го года обучения; по 30 минут для обучающихся 2-го года обучения.
Планируемые результаты и формы их оценки:
- У детей повысится уровень развития мелкой моторики рук и координации пальцев рук.
- Дети научатся следовать устным инструкциям; создавать поделки оригами, пользуясь технологическими картами.
- Дети будут самостоятельно складывать поделки, использовать их в игре.
- Дети будут проявлять творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали).
- Дети улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Дети научатся приходить на помощь своему товарищу при затруднении в изготовлении поделок.
Формы оценки:
- педагогический мониторинг (входной)/октябрь (1-й год обучения)
- педагогический мониторинг (итоговый)/май (2-й год обучения)
Результаты мониторинга вносятся в диагностическую карту освоения дополнительной общеразвивающей программы (Приложение).
Критерии оценки приведены в Приложении.
Формы подведения итогов реализации программы:
- отчётная выставка детских работ (май)
2. Учебно-тематический план
1-й год обучения (базовый уровень)
№ п/п | Тема | Количество занятий | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Знакомство со свойствами бумаги | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Мухомор (боровик) | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Лягушонок | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Лиса | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Воздушный змей | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Кленовые листья | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Кролики на лугу | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Курочка | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Композиция «Совы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Композиция «Сказочная птица» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Заснеженные деревья | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Новогодняя открытка «Ёлка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Превращения «стрелы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Композиция «Урожай моркови» | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Снежинка | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Лебединое озеро | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Солонка | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Голубая кошка | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Собачка | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Пингвины на льдинах | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Бутоны в корзине | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Птица | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Петух | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Стаканчик | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Первоцвет | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Бабочка | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Тюльпан | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Гном | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Заяц. Мышка. Лиса. Волк. Медведь и др.. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Праздничные салфетки | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Весенние букеты | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Моя любимая игрушка-оригами | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 32 |
2-й год обучения (углублённый уровень)
№ п/п | Тема | Количество занятий | ||
всего | теория | практика | ||
1 | История оригами. Листочек | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Хитрая лисичка | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Аквариумная рыбка | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Уточка | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Ворона | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Попугай | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Слон | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Щенок | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Поросёнок | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Бумажный кошелёк | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Пароход | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Дед Мороз | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Одноэтажный дом | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Салфетка для столового серебра | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Объёмная ёлочка | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Цветок ириса | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Бабочка | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Письмо Карлсону | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Двухтрубный кораблик | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Петушок | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Лягушонок | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Лев | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Жаба | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Краб | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Акула | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Карп | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Морской котик | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Пингвин | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Журавлик Мира | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Ласточка | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Кошечка на крыше | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Путешествие в подводный мир | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 32 |
- Содержание Программы
1-й год обучения (базовый уровень)
№ п/п | Тема | Программное содержание (теория и практика) |
1 | Знакомство со свойствами бумаги | Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. |
2 | Мухомор (боровик) | Познакомить детей с базовой формой «Дверь». Закрепить умение складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать ее. Аппликационное оформление гриба. Развитие фантазии и творчества. |
3 | Лягушонок | Познакомить детей с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали (базовая форма «Треугольник»). Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
4 | Лиса | Повышать интерес к искусству оригами через игру. Научить делать новую поделку, складывая квадрат в разных направлениях. Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. Развивать глазомер. |
5 | Воздушный змей | Повышать интерес детей к изготовлению поделок-оригами. Научить конструировать воздушного змея по технологической карте. Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. Упражнять в свободном выборе цвета. |
6 | Осенний листочек (кленовый лист) | Продолжать учить детей конструировать поделки в технике оригами, используя технологические карты. Познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
7 | Кролики на лугу | Закрепить умение детей складывать базовую форму «Воздушный змей» по технологической карте. Аккуратно пользоваться клеем, ножницами. Воспитывать самостоятельность. |
8 | Курочка | Создать эмоционально-творческую обстановку. Закрепить умение детей складывать базовую форму «Воздушный змей» по технологической карте. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма. |
9 | Композиция «Совы» | Закрепить знания детей о птицах. Закрепить умение детей складывать базовую форму «Воздушный змей» по технологической карте. Развивать мелкую моторику рук. |
10 | Композиция «Сказочная птица» | Продолжать складывать поделки по технологическим картам, закрепить базовую форму «Воздушный змей». Аппликационное оформление композиции. Развитие фантазии и творчества. |
11 | Заснеженные деревья | Продолжать складывать базовую форму «Воздушный змей», используя технологическую карту. Аппликационное оформление композиции. Развивать самостоятельность. |
12 | Новогодняя открытка «Ёлочка» | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника. Продолжать закреплять умение детей складывать базовую форму «Воздушный змей», используя технологическую карту. Развивать мелкую моторику. |
13 | Снежинка-звезда | Учить детей самостоятельно «читать» технологическую карту. Закрепить умение конструировать поделки из базовой формы «Воздушный змей». Развивать объяснительную речь. |
14 | Превращения «стрелы» | Продолжать учить конструировать поделки из бумаги, используя технологическую карту оригами. Познакомить детей с новой базовой формой «Стрела», научить трансформировать ее в другие поделки. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. |
15 | Композиция «Урожай моркови» | Закрепить умение детей складывать базовую форму «Стрела» по технологической карте, аккуратно проглаживать линии сгибов. Закрепить умение следовать инструкциям педагога. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. |
16 | Лебединое озеро | Учить детей самостоятельно работать по технологической карте. Закрепить умение конструировать поделки из базовой формы «Стрела». Развивать мелкую моторику рук, глазомер. |
17 | Солонка | Научить детей складывать солонку из базовой формы «Конверт», используя технологическую карту. Развивать внимание, моторику пальцев. |
18 | Голубая кошка | Продолжать работу с технологической картой, закреплять приёмы складывания, учить работать линиям, развивать мелкую моторику, фантазию, воображение, воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание. |
19 | Собачка | Учить детей конструировать из бумаги мордочку и туловище щенка по технологической карте. Закрепить базовую форму «Треугольник». |
20 | Пингвины на льдинах | Продолжать учить конструировать из бумажных квадратов поделки-оригами по технологическим картам, используя уже известные приемы складывания бумаги. Развивать самостоятельность. |
21 | Цветы для мамы | Научить детей делать объёмные открытки (цветы) в технике оригами, используя технологическую карту. Закрепить базовую форму «Треугольник». Развивать творчество, эстетический вкус, мелкую моторику. |
22 | Птичка | Совершенствовать умения и навыки создавать поделки в технике оригами, используя технологическую карту. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, вариативность мышления. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги. |
23 | Гусь | Продолжать учить детей конструировать поделки из бумаги, на основе базовой формы «Воздушный змей», используя технологическую карту. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
24 | Стаканчик | Учить детей конструировать из бумаги стаканчик, используя известные приемы оригами, аккуратно проглаживая линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. |
25 | Первоцвет | Продолжать складывать базовую форму «Треугольник», затем отгибать и выворачивать части треугольника. Воспитывать аккуратность. |
26 | Бабочка | Упражнять в изготовлении новой поделки путем соединения нескольких деталей, используя технологическую карту. Закрепить базовую форму «Конфетка». |
27 | Тюльпан | Познакомить с новым способом изготовления цветов в технике оригами из базовой формы «Конфетка». Продолжать работу по технологическим картам. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. |
28 | Гном | . Продолжать учить детей конструировать бумажные фигурки из двух деталей, использовать технологическую карту. Совершенствовать умение добиваться достижения цели. |
29 | Шапочки-маски для игр и инсценировок | Закрепить умения детей конструировать поделки, используя технологические карты. Заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры. |
30 | Праздничные салфетки | Учить детей работать с бумагой разного качества, конструировать поделку, используя технологические карты оригами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
31 | Цветик-семицветик | На основе базовой формы «Треугольник» конструировать лепестки цветка. Учить составлять композицию. |
32 | Моя любимая игрушка-оригами | Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Закрепить умение конструировать поделки в технике оригами, используя технологические карты оригами. |
2-й год обучения (углублённый уровень)
№ п/п | Тема | Программное содержание (теория и практика) |
1 | История оригами Листочек | Познакомить детей с историей оригами. Расширять интерес детей к моделированию из бумаги в технике оригами. Познакомить детей с изготовлением поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма «Треугольник»). Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
2 | Хитрая лисичка | Повышать интерес к искусству оригами через игру «Хитрая лиса». Научить конструировать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Закрепить умение детей конструировать базовую форму «Треугольник». Развивать глазомер. |
3 | Аквариумная рыбка | Учить конструировать рыбку по технологической карте. Закрепить навыки аппликационного украшения готовой поделки. |
4 | Уточка | Продолжать формировать интерес детей к искусству оригами. Познакомить с базовой формой «Воздушный змей». Формировать умение конструировать модель «Уточка», используя технологическую карту. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать конструктивное мышление, аккуратность. |
5 | Ворона | Учить детей конструировать ворону на основе базовой формы «Воздушный змей». Познакомить детей с приёмом оригами «вогнуть внутрь». Закрепить приемы сгибания листа: согнуть к середине, по диагонали, пополам, опустить, отогнуть углы. Продолжать развивать умение работать по технологической карте оригами; развивать внимание. |
6 | Попугай | Учить детей конструировать попугая на основе базовой формы «Воздушный змей», опираясь на технологическую карту и устные инструкции педагога. Закрепить приём оригами «вогнуть внутрь». Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
7 | Слон | Закрепить умение детей конструировать базовую форму «Воздушный змей». Учить изготавливать модель слона, опираясь на технологическую карту и устные инструкции педагога. Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами. Развивать глазомер. |
8 | Щенок | Учить детей, опираясь на технологическую карту, самостоятельно конструировать модели оригами. Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, чёткие сгибы, складывать квадрат в разных направлениях. Развивать мелкую моторику рук. |
9 | Поросёнок | Познакомить детей с базовой формой «Дверь». Формировать умение конструировать модель поросёнка, используя технологическую карту. Развивать мелкую моторику рук. |
10 | Бумажный кошелёк | Развивать умение конструировать более сложные модели оригами на основе ранее изученных приёмов. Учить детей изготавливать бумажный кошелёк на основе базовой формы «Дверь», опираясь на технологическую карту. Развивать фантазию и творчество в аппликационном украшении готовой поделки. |
11 | Пароход | Продолжать учить детей конструировать модели оригами, используя технологическую карту. Познакомить с приёмом «потянуть и расплющить». Развивать мелкую моторику рук. |
12 | Дед Мороз | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника. Продолжать конструировать модели оригами, используя технологическую карту. Познакомить детей с базовой формой «Стрела». Развивать мелкую моторику рук. |
13 | Одноэтажный дом | Формировать умение конструировать модели оригами на основе базовой формы «Книжка». Закрепить приём «потянуть и расплющить карманы». Развивать самостоятельность. |
14 | Салфетка для столового серебра | Познакомить детей с правилами сервировки праздничного стола. Учить работать с бумагой разного качества, складывать поделку, используя технологическую карту оригами. Продолжать закреплять приёмы складывания. Развивать мелкую моторику рук. |
15 | Объёмная ёлочка | Познакомить детей с базовой формой «Двойной треугольник». Учить конструировать модель ёлочки, следуя инструкции педагога. Воспитывать аккуратность. |
16 | Цветок ириса | Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Продолжать конструировать поделки из базовой формы «Двойной треугольник». Развивать мелкую моторику рук, глазомер. |
17 | Бабочка | Учить детей самостоятельно изготавливать модели оригами по технологической карте. Продолжать конструировать поделки из базовой формы «Двойной треугольник». Закрепить навыки аппликационного украшения готовой поделки. |
18 | Письмо Карлсону | Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат по диагонали. Формировать умение загибать углы квадрата к центру, создавая конверт; загибать два угла к центру, получая форму конфетки. Развивать внимание, моторику пальцев. |
19 | Двухтрубный кораблик | Продолжать развивать интерес к изготовлению поделок в технике оригами. Познакомить детей с новой базовой формой «Конверт». |
20 | Петушок | Учить детей конструировать петушка на основе базовой формы «Конверт». Закрепить навыки аппликационного украшения готовой поделки. Развивать самостоятельность. |
21 | Лягушонок | Продолжать конструировать модели на основе базовой формы «Конверт». Создавать поделки, опираясь на технологическую карту оригами. Развивать внимание, моторику пальцев. |
22 | Лев | Совершенствовать умения и навыки создавать поделки в технике оригами. Познакомить детей с новой базовой формой «Двойной квадрат». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать память, творческие способности. |
23 | Жаба | Продолжать учить детей конструировать поделки из бумаги на основе базовой формы «Двойной квадрат», используя технологическую карту. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
24 | Краб | Учить детей конструировать краба, используя известные приёмы оригами, аккуратно проглаживая линии сгиба. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. |
25 | Акула | Познакомить детей с новой базовой формой оригами «Рыба». Учить конструировать модель акулы. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Воспитывать аккуратность. |
26 | Карп | Продолжать учить детей конструировать поделки из бумаги на основе базовой формы «Рыба», используя технологическую карту. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
27 | Морской котик | Формировать навыки изготовления модели морского котика в технике оригами, опираясь на технологическую карту. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Севера, характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах. |
28 | Пингвин | Познакомить с интересными фактами из жизни пингвинов. Продолжать учить детей конструировать пингвина из бумаги на основе базовой формы «Рыба», используя технологическую карту. Дополнять в созданный образ дополнительные детали (клюв, глаза). Совершенствовать умение добиваться достижения цели. |
29 | Журавлик Мира | Познакомить детей с японской историей. Учить конструировать новую базовую форму оригами «Птица». Совершенствовать умение изготавливать модели оригами, используя технологическую карту. Воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг. |
30 | Ласточка | Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Учить детей конструировать модель ласточки на основе базовой формы «Птица» с помощью технологической карты. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
31 | Кошечка на крыше | Продолжать конструировать модели оригами из двух деталей, используя технологическую карту. Закрепить базовую форму «Птица». Развивать творчество, эстетический вкус, мелкую моторику. Совершенствовать умение добиваться достижения цели. |
32 | «Путешествие в подводный мир» | Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях. Учить детей конструировать рыб в технике оригами, используя технологические карты. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
- Методическое обеспечение
1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Форма занятия | Методы, технологии реализации Программы | Дидактический материал | Материально- техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Знакомство со свойствами бумаги | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала | Словесный метод: загадка, беседа; наглядный метод: рассматривание коллекции разных сортов бумаги; исследовательский метод.
| Коллекция разных сортов бумаги | Небольшие кусочки разных видов бумаги: картон, салфетки, обычная и цветная бумага; предметы, изготовленные из бумаги: книги, картинки, газета; емкость с водой. | Итоговая беседа с детьми |
2 | Мухомор (боровик) | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о грибах, | Мультфильм «Лунтик 92 серия: Мухомор», образец изделия, технологическая карта «Мухомор», иллюстрации грибов. | Красный прямоугольник 15х7,5см (шляпка), зеленый квадрат 10х10см (ножка), клей, белое конфетти, ножницы. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
3 | Лягушонок | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, рассказ о лягушках; | Презентация «Лягушки», образец изделия, технологическая карта «Лягушка», иллюстрации по теме. | Зеленые квадраты любого размера, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
4 | Лиса | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, рассказ про лисицу; | Презентация «Лисица», образец изделия, технологическая карта «Лиса», иллюстрации по теме. | Оранжевые квадраты 10х10см туловище), 9х9см (голова). Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
5 | Воздушный змей | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: устное изложение, общение; | Мультфильм «Воздушный змей», образец изделия, технологическая карта «Воздушный змей». | Квадраты из цветной бумаги 15х15см. Кусочки серпантина, клей, письмо от царя Картона. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
6 | Осенний листочек (кленовый лист) | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о приметах осени; | Презентация «Почему желтеют и падают листья?», образец изделия, технологическая карта «Кленовый лист», иллюстрации по теме. | Пять бумажных квадратов одного цвета 8х8 см, клей, полоска бумаги для черешка. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
7 | Кролики на лугу | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: загадка, рассказ о кроликах; игра-забава «Дай кролику морковку». | Видео «Знакомство с кроликами», образец изделия, технологическая карта «Кролик», иллюстрации по теме. | Зеленый фон с аппликацией из белых ромашек (лужайка), квадратные заготовки 15х15 см для кролика (черного, белого, серого цвета), клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
8 | Курочка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о домашних птицах; | Презентация «Детям про куриц, петуха и цыпленка», образец изделия, технологическая карта «Курочка», иллюстрации по теме. | Квадратные заготовки из цветной/газетной бумаги 12х12см, бумажная обрезь (для украшения фигурки), клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
9 | Композиция «Совы» | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, рассказ о совах; | Познавательное видео для детей «Совы», образец изделия, технологическая карта «Сова», иллюстрации по теме. | Квадраты черного цвета, бумажная обрезь для оформления фигурки, ножницы, желтый фон с силуэтом дерева. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
10 | Композиция «Сказочная птица» | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: беседа/общение; | Развивающее видео для детей 5 лет «Где живёт Жар-птица?», образец изделия, технологическая карта «Жар-птица», иллюстрации по теме. | Квадраты 12х12см из ярко-красочной оберточной бумаги, бумажная обрезь для украшения птицы, клей, фон с аппликацией дерева с золотыми яблоками. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
11 | Заснеженные деревья | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о деревьях; | Презентация «Растения зимой», образец изделия, технологическая карта «Дерево», иллюстрации по теме. | Голубой фон, белые квадраты 5х5см для ствола и 10х10см для кроны дерева, клей, белый набрызг (снег). Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
12 | Новогодняя открытка «Ёлочка» | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о празднике новый год; наглядный метод: показ видео, иллюстраций, практический метод: выполнение работ по технологическим картам, здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Ёлочка». | Видео «История новогодней открытки», образец изделия, технологическая карта «Ёлка», иллюстрации по теме. | На каждого ребенка – три зеленых квадрата 15х15 см, 12х12 см, 9х9 см, клей, набор цветной бумаги для елочных украшений. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
13 | Снежинка-звезда | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Презентация «Снежинки», образец изделия, технологическая карта «Снежинка-звезда», иллюстрации по теме. | 4 квадрата синего цвета 10х10см, 4 квадрата желтого цвета 10х10см, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
14 | Превращения «стрелы» | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: устное изложение; игровая технология: «Чей самолет выше взлетит», «Чей самолет дальше пролетит». | Образец изделия, технологическая карта «Стрела». | Квадраты из цветной бумаги 15х15см | Выставка детских работ |
15 | Композиция «Урожай моркови» | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Презентация «Интересные факты про морковь», образец изделия, технологическая карта «Морковь», иллюстрации по теме. | Силуэт корзины/ящика (для фона), оранжевые квадраты 10х10 см, 5х5 см зеленого цвета, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
16 | Лебединое озеро | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Презентация «Жизнь лебедей», образец изделия, технологическая карта «Лебедь», иллюстрации по теме. | Панно озера с камышами, квадраты из белой бумаги 15х15см, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
17 | Солонка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Презентация «Деревянная солонка», образец изделия, технологическая карта «Солонка». | Бумажные квадраты 20х20см. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
18 | Голубая кошка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: рассказ; наглядный метод: показ видео; практический метод: выполнение работ по технологическим картам; здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Кошка». | Видео «Русская голубая кошка», образец изделия, технологическая карта «Голубая кошка». | Красный фон размером в половину формата А4, три квадрата голубого цвета 7х7см, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
19 | Собачка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; наглядный метод: показ мультимедийных материалов; практический метод: выполнение работ по технологическим картам. | Презентация «Собака - друг человека», образец изделия, технологическая карта «Собачка». | Два квадрата одинакового цвета и размера, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
20 | Пингвины на льдинах | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, рассказ, общение; | Развивающее видео «О пингвинах детям», образец изделия, технологическая карта «Пингвин», иллюстрации по теме. | Голубой фон с белыми льдинами, черные квадраты разного размера, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
21 | Цветы для мамы | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Презентация «Как дарить и получать цветы», образец изделия, технологические карты «Цветы для мамы». | Красные квадраты 10х10 см для бутонов, заготовки листьев, стеблей, фон для открытки формата А4, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
22 | Птичка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о птицах; | Презентация «Птицы», технологическая карта «Птица», иллюстрации по теме. | Квадраты 15х15см. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
23 | Гусь | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Развивающие мультики для детей «Как говорят птицы. Выпуск про гусей», технологическая карта «Гусь», иллюстрации по теме. | Бумажные квадраты 15х15 см. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
24 | Стаканчик | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; практический метод: выполнение работ по технологическим картам | Образец изделия, технологическая карта «Стаканчик». | Бумажные квадраты 15х15см | Выставка детских работ |
25 | Первоцвет | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о первоцветах; | Мультфильм «Подснежник», образец изделия, технологическая карта «Подснежник», иллюстрации по теме. | Бумажный квадрат 12х12 см, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
26 | Бабочка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Мульт-песенка для детей «Как гусеница бабочкой стала», образец изделия, технологическая карта «Бабочка», иллюстрации по теме. | Четыре квадрата одного цвета и размера, пятый квадрат того же размера, но другого цвета, клей. Проектор, доска, ноутбук. | выставка детских работ |
27 | Тюльпан | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение; | Презентация «Как растет цветок?», образец изделия, технологическая карта «Тюльпан», иллюстрации по теме. | Три квадрата 5х5 см красного цвета и зеленый 10х10см, клей. Проектор, доска, ноутбук. . | Выставка детских работ |
28 | Гном | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: устное изложение, общение; | Музыкальный видео-клип «Гномики», образец изделия, технологическая карта «Гном», иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов», на которых отсутствуют гномы. | На каждого ребенка – бумажные квадраты 8х8 см и 10х10 см, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
29 | Шапочки-маски для игр и инсценировок | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: беседа; | Развивающее видео «Теремок», технологические карты «Маски: зайца, мышки, лисы, волка, медведя». | На каждого ребенка – квадраты из цветной бумаги 20х20 см; ободок на голову, склеенный из бумажной полоски, клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
30 | Праздничные салфетки | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: беседа о правилах этикета; | Учебный видеофильм «Правила этикета: салфетки», образцы изделий, технологические карта «Праздничные салфетки». | Бумажные салфетки. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
31 | Цветик-семицветик | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: общение, | Презентация «Первые весенние цветы», технологические карты «Цветы», иллюстрации по теме. | Бумажные квадраты разного цвета и размера. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
32 | Моя любимая игрушка-оригами | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: общение; | Технологические карты оригами, которые использовались на занятиях в течение учебного года. | Бумажные квадраты разного цвета и размера | Выставка детских работ |
2-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Форма занятия | Методы, технологии реализации Программы | Дидактический материал | Материально- техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | История оригами Листочек | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: беседа. показ видео, иллюстраций. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Листья». | Познавательное видео «История Оригами / превращения бумажного листа», образец изделия, технологическая карта «Листочек» | Проектор, доска, ноутбук. Квадраты из зелёной, жёлтой, красной бумаги. Клей. | Итоговая беседа с детьми Выставка детских работ |
2 | Хитрая лисичка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: загадка, рассказ про лисицу. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Хитрая лисичка». Игровая технология: подвижная игра «Хитрая лиса». | Познавательное видео «Интересные факты о лисе», образец изделия, технологическая карта «Хитрая лисичка», иллюстрации по теме | Оранжевые квадраты из бумаги 20х20 см. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
3 | Аквариумная рыбка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: чтение стихотворения. показ мультфильма, иллюстраций. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Рыбка». | Развивающие мультфильмы Совы – «Мои домашние питомцы – «Аквариум», образец изделия, технологическая карта «Аквариумная рыбка», Г. Горбовский «Красивые рыбки» | Два квадрата одного размера: один жёлтого, другой красного цвета. Фон аквариума. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
4 | Уточка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, рассказ о диких утках. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Пять утят». | Познавательное видео «Детям о диких утках», образец изделия, технологическая карта «Уточка», иллюстрации по теме | Бумажные квадраты 10х10см. Красный картон с аппликацией озера и растений. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
5 | Ворона | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Шла ворона через поле». | Мультфильм «Хитрая ворона», образец изделия, технологическая карта «Ворона», иллюстрации по теме | Квадраты чёрного, серого или коричневого цвета. Зелёный фон с контуром березы. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
6 | Попугай | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Попугайчики». | Развивающие мультфильмы Совы – «Мои домашние питомцы – «Попугай», образец изделия, технологическая карта «Попугай», иллюстрации по теме | Разноцветные квадраты разной величины. Фиолетовый фон с аппликацией луны, веток деревьев, лиан и листьев. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
7 | Слон | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: чтение стихотворения. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Слон». | Развивающее видео для детей «Эти чудесные слоны!», образец изделия, технологическая карта «Слон», иллюстрации по теме, Г. Горбовский «Слон» | Квадраты серого (голубого, желтого, розового) цвета. Ножницы. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
8 | Щенок | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Щенята». | «Красивая презентация про собак», образец изделия, технологическая карта «Щенок», иллюстрации по теме | Два квадрата одинакового цвета и размера. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
9 | Поросёнок | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о домашних животных. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Поросята». | Развивающее видео для детей «Мультик про свинью и поросят», образец изделия, технологическая карта «Поросёнок», иллюстрации по теме | Квадраты розового цвета разного размера. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
10 | Бумажный кошелёк | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся
Игра | Словесный метод: загадка, беседа. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Игровая технология: дидактическая игра «Сложи монеты в кошелёк». | Презентация «История кошелька», образец изделия, технологическая карта «Бумажный кошелёк» | Разноцветные квадраты 20х20 см. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
11 | Пароход | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Пароход». | Презентация «Как устроен пароход», образец изделия, технологическая карта «Пароход», иллюстрации по теме | Разноцветные квадраты. Темно-синий фон с аппликацией ночных домов, луны, волн. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
12 | Дед Мороз | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: загадка, беседа о празднике новый год. Игровая технология: подвижная игра «Два Мороза». | Видео «Деды Морозы разных стран», образец изделия, технологическая карта «Дед Мороз» | На каждого ребёнка – квадраты красного цвета из цветной односторонней бумаги 8х8 см и 6х6 см. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
13 | Одноэтажный дом | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: устное изложение. Наглядный метод: показ видео, иллюстраций. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Дом». | Познавательное видео «Такие разные дома», образец изделия, технологическая карта «Одноэтажный дом», иллюстрации по теме | Разноцветные квадраты. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
14 | Салфетка для столового серебра | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: загадка, беседа. показ видео. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Игровая технология: дидактическая игра «Сервировка стола». | Познавательное видео «Столовые салфетки - история и факты», образец изделия, технологическая карта «Салфетка для столового серебра» | Бумажные салфетки. Столовые приборы. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
15 | Объёмная ёлочка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: чтение стихотворения Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Ёлочка» | Презентация «Новогодняя елка, красивая легенда», образец изделия, технологическая карта «Объёмная ёлочка», А. Барто «Ёлка», иллюстрации по теме | На каждого ребёнка – три зелёных квадрата 15х15 см, 12х12 см, 9х9 см, деревянная шпажка. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
16 | Цветок ириса | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа. Наглядный метод: показ мультимедийных материалов, иллюстраций. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Цветы». | Презентация «Цветок-ирис», образец изделия, технологическая карта «Цветок ириса», иллюстрации по теме | Квадраты фиолетового / сиреневого цвета. Два квадрата зелёного цвета для стебля и листа. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
17 | Бабочка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: загадка, общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Бабочка». Игровая технология: подвижная игра «Ловля бабочек» | Видео «Про бабочек детям», образец изделия, технологическая карта «Бабочка», иллюстрации по теме | Разноцветные квадраты. Клей. Конфетти для украшения поделки. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
18 | Письмо Карлсону | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: загадка, беседа. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Игровая технология: дидактическая игра «Разнеси письма». | Видео ««День варенья» Карлсона», образец изделия, технологическая карта «Письмо Карлсону» | Квадрат любого цвета размером 15х15 см и квадраты разного цвета 5х5 см, кружок из бумаги. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
19 | Двухтрубный кораблик | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Кораблик». | Видео «Маленький кораблик. Мульт-песенка», образец изделия, технологическая карта «Двухтрубный кораблик», иллюстрации по теме | Разноцветные квадраты 20х20 см. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
20 | Петушок | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, чтение стихотворения. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Петушок», физкультминутка «Петя-петушок». | Презентация «Песня петуха», технологическая карта «Петушок», иллюстрации по теме, Р. Кудашева «Петушок» | Бумажные квадраты 20х20 см. Бумажная обрезь для украшения поделки. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
21 | Лягушонок | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, чтение стихотворения. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Лягушки» | Познавательное видео «Как появляются и где живут лягушки», образец изделия, технологическая карта «Лягушонок», А. Кудряшева «Лягушонок» | Зелёные квадраты 20х20 см. Бумажная обрезь для украшения поделки. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
22 | Лев | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о львах. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. | Видеопрезентация «Лев - царь зверей», технологическая карта «Лев», иллюстрации по теме | Квадраты жёлтого цвета 20х20 см. Ножницы. Клей. Цветная обрезь для украшения поделки. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
23 | Жаба | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, чтение рассказа. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. | Презентация «Лягушки и жабы», технологическая карта «Жаба», Р. Погодин отрывок из книги «Откуда идут тучи» | Квадраты 20х20 см тёмно-зелёного цвета. Бумажная обрезь для украшения поделки. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
24 | Краб | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о крабах. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Краб». | Видео «Краб. Энциклопедия для детей про животных», образец изделия, технологическая карта «Краб» | Квадраты красного цвета 20х20 см. Ножницы. Клей. Конфетти для оформления глаз. | Выставка детских работ |
25 | Акула | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, чтение рассказа. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Акула». | Познавательное видео «Супер-путешествие в мир акул», образец изделия, технологическая карта «Акула», иллюстрации по теме, Л.Н. Толстой «Акула» | Квадраты из цветной бумаги 15х15 см. Ножницы. Клей. Конфетти для оформления глаз. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
26 | Карп | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся Игра | Словесный метод: загадка, беседа о рыбах. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Рыбки». Игровая технология: подвижная игра «Рыбаки и рыбки». | Презентация «Семейство карповых», образец изделия, технологическая карта «Карп», иллюстрации по теме | Квадраты серебристого, песочного цвета. Ножницы. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
27 | Морской котик | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. | Познавательное видео «Для детей. Морской котик», образец изделия, технологическая карта «Морской котик», иллюстрации по теме | Квадраты из цветной бумаги. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
28 | Пингвин | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, чтение рассказа. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Пингвин». | Познавательное видео «Детям о животных. Пингвин», образец изделия, технологическая карта «Пингвин», иллюстрации по теме, Г. Снегирёв «Любопытные» (из книги «Про пигвинов») | Голубой фон с белыми льдинами, чёрные квадраты разного размера. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
29 | Журавлик Мира | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: беседа. | Видео «Рассказ о японской девочке и 1000 бумажных журавликах», технологическая карта «Журавлик Мира». | Квадраты белого цвета 15х15 см. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
30 | Ласточка | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о ласточках. Наглядный метод: показ видео, иллюстраций. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Ласточка». | Видео «Интересные факты о ласточках», образцы изделий, технологическая карта «Ласточка», иллюстрации по теме | Красный фон с аппликацией солнца, облаков, эл/проводов. Квадраты чёрного цвета разного размера. Клей. Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
31 | Кошечка на крыше | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: загадка, беседа о кошках. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. Здоровьесберегающая технология: пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка», физкультминутка «Кошка». | Видео «Всё о кошках», технологическая карта «Кошечка на крыше», иллюстрации по теме | Два квадрата одинакового цвета и размера. Тёмно-синий картон для фона с аппликацией крыши дома, ветвей дерева, луны. Клей Проектор, доска, ноутбук. | Выставка детских работ |
32 | Путешествие в подводный мир | Беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала Практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся | Словесный метод: общение. Практический метод: выполнение работ по технологическим картам. | Технологические карты оригами по изготовлению рыб, слайдовая презентация «Подводный мир» | Бумажные квадраты разного цвета и размера, панно морского дна, клей | Выставка детских работ |
5. Список литературы
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 01.03.2020
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Федеральный закон «О дополнительном образовании» от 16.07.2001 года.
Перечень литературы, использованной педагогом:
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992. – 208с.
- Богатова И.В. Оригами. – М.: Мартин, 2008. – 120с.
- Малыхина Л.Б., Меньшикова Н.А., Гусева Ю.Е., Осипова М.В., Зайцев А.Г. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ. – СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019.
- Мусиенко С.И. Оригами в детском саду.– М.: Обруч, 2010 – 96 с.
- Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 64с..
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224с.
- Швалева Н.В. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно // Дошкольная педагогика – 2008 № 2.
Перечень литературы, рекомендуемой для обучающихся:
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 64с.
2. Ступак Е.А. Оригами.игры и конкурсы. М.: Айрис-пресс, 2008. – 80с.
Приложение
Диагностика освоения дополнительной образовательной программы
Диагностическая карта освоения
дополнительной образовательной программы
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Показатели развития мелкой моторики рук | Сгибает лист бумаги вчетверо, в разных направлениях | Работает по технологической карте оригами | Узнает и называет базовые формы оригами |
1 | |||||
2 | |||||
… |
Сводная таблица показателей развития мелкой моторики рук
детей старшего дошкольного возраста
Показатели развития | Содержание показателей развития мелкой моторики | октябрь 1-й год обучения | май 2-й год обучения |
Низкий | У детей пальцы напряженные, вялые, не было изолированных движений. | ||
Средний | У детей движения пальцев неуверенные, отсутствует сила мышечного тонуса. Изолированные движения присутствуют частично. | ||
Высокий | У детей наблюдается чувствительность и гибкость пальцев рук, им удавались изолированные движения пальцами. |
Сводная таблица показателей способностей детей старшего дошкольного возраста сгибать лист бумаги вчетверо, в разных направлениях
Показатели развития | Содержание способностей детей сгибать лист бумаги вчетверо, в разных направлениях | октябрь 1-й год обучения | май 2-й год обучения |
Низкий | Не точность координации руки и глаза детей, ровно сложить бумажный лист вчетверо (в разных направлениях) не могут. | ||
Средний | Дети затрудняются в технике складывания. Справились с заданием при незначительной помощи взрослого. | ||
Высокий | Дети аккуратно сгибают лист бумаги вчетверо, в разных направлениях. Ровно совмещая стороны и углы бумажного листа, тщательно проглаживая линии сгиба. |
Сводная таблица показателей способностей детей старшего дошкольного возраста работать по технологической карте оригами
Показатели развития | Содержание способностей детей работать по технологической карте оригами | октябрь 1-й год обучения | май 2-й год обучения |
Низкий | Дети не умеют работать с технологической картой, не умеют вычленять главное, отсутствует план действий. Дети испытывают значительные трудности. Справились с заданием, только с помощью взрослого. | ||
Средний | Дети затрудняются в технике складывания. Справились с заданием, после подсказки взрослого и наводящих вопросов. | ||
Высокий | Дети самостоятельно (частично с помощью взрослого) сделали игрушку-оригами, используя технологическую карту оригами. |
Сводная таблица показателей способностей детей старшего дошкольного возраста распознавать базовые формы оригами
Показатели развития | Содержание показателей способностей детей распознавать базовые формы оригами | октябрь 1-й год обучения | май 2-й год обучения |
Низкий | Дети не знают базовых форм оригами. | ||
Средний | Дети называют базовые формы оригами, после подсказки взрослого. Одну могут сложить. | ||
Высокий | Дети называют базовые формы оригами. Некоторые могут сложить на память. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"...
Перспективное планирование дополнительно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Школа мяча"
Планирование деятельности детей старшей возратсной группы по обучению детей игре в волейбол по упращенным правилам и активной работе с мячом....
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»
Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и метод...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»...