Роль народных традиции в нравственном и познавательном развитии ребенка
статья

Роль народных традиций в нравственном и познавательном развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnyh_traditsiy_v_nravstvennom_i.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народных традиций в нравственном и  познавательном развитии ребенка.

«Никто не может стать сыном своего народа, 

если он не проникнется теми основными чувствами, 

какими живет народная душа»

В. В. Зеньковский.

       Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо уже в раннем возрасте прививать моральные установки, прочные идейные убеждения, формировать культуру труда и поведения. 

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду, помочь сформировать культуру личности ребенка? Безусловно, это родная культура. Это наше наследие, кладезь народной  мудрости. Его по праву можно назвать неоценимым богатством каждого народа, выработанным веками взглядом на жизнь, общество, природу, показателем  его способностей и таланта.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Наши дети должны хорошо знать не только   историю родной страны, но и традиции национальной культуры

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный ребенок живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. К сожалению, многие народные обычаи уходят из нашей жизни. Поэтому народные праздники, дошедшие до наших дней, представляют особую значимость.

В народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. "Праздник - душа народа",- говорили наши предки.

 Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. А духовность надо воспитывать с самого раннего детства. Не зря народ гласит: «Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло».

Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Именно на них основывается преемственность от старших к младшим. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они для народа.

Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

  Говоря о традиционных праздниках, следует отметить, что в них очень важна совместность действий взрослых и детей. Это выражается и в общем веселье, и в общей подготовке к знаменательному дню. А в потоке современных будней, где взрослые заняты, эта совместная деятельность важна и актуальна.

Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. 

О годовых праздниках в народе говорили: «В такой день у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада».  Традиционно каждый годовой праздник – это соборная, т.е. общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые непроизвольно подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.

        Праздник в детском саду или в школе – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, помогает заложить фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. 

 Таким образом, народный праздник не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных детей к сокровищам устной художественной, прикладной, фольклорной культуры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника"

Пояснительная записка к опыту, системный подход к планированию народных праздников, диагностика по народной праздничной культуре, схемы, таблицы....

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Роль народных традиций в воспитании нравственности ребенка

Роль народных традиций в воспитании ребенка трудно переоценить. Еще Л.Н.Толстой писал, что духовность и нравственность- самые главные качества личности человека. Бездушие человека-самое страшное, что ...

Проект "Русская народная сказка "Колобок" как средство познавательного развития ребенка - дошкольника

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,человек бессознательно накапливает целый "банк жизнненых ситуаций" поэтому очень важно, чтобы осоз...