Проект "Русская народная сказка "Колобок" как средство познавательного развития ребенка - дошкольника
проект (средняя группа)

Берзина Светлана Геннадьевна

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,человек бессознательно накапливает целый "банк жизнненых ситуаций" поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка"

 Данный  проект познакомит детей с различными  историями  известного героя русской народной сказки Колобком. Колобок будет учавствовать в познавательном и творческом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ruskaya_narodnaya_skazka_kolobok_wecompress.com_.docx220.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

(МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)

Проект

«Русская народная сказка «Колобок»,

как средство познавательного развития

 ребенка- дошкольника»

 

в рамках кейс-сессии педагогов - наставников

«Предметно-методологические компетенции молодого педагога»,

 реализации сетевого инновационного проекта «На стыке наук»

и регионального проекта «Педагогическое наставничество»

Разработали:

Патрушева Елена Александровна  

воспитатель 1 категории

Берзина Светлана Геннадьевна

воспитатель  

2018г.

Оглавление:

Введение        3

I .Обоснование проблемы проекта        3

II. Целеполагание        3

III.Практическая деятельность по реализации проекта        5

IV. Этапы реализации проекта «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка дошкольника»        6

V.Анализ проделанной работы        8

Приложение № 1        9

Список использованной литературы:        14

Приложение № 2        15


Введение

Чтение художественной литературы является средством нравственного воспитания детей.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

Именно сказочные герои создают интересную, эмоциональную обстановку в игре, образовательной деятельности. Маленькие дети из сказок получают первые впечатления, понятия о нравственных поступках героев. В русских народных сказках всегда добро побеждает зло. Маленькие дети не всегда понимают ситуацию в сказках, взрослые могут помочь детям понять смысл через игру, драматизацию.

Данный проект познакомит детей с различными историями известного героя русской народной сказки Колобком. Колобок будет участвовать в познавательном и творческом развитии детей.

I. Обоснование проблемы проекта

 На занятие к детям пришел герой известной, русской народной сказки «Колобок». Дети были этому очень удивлены, так –как знали, что колобка в сказке съела лиса и его больше нет. Что бы не огорчать детей мы решили познакомить ребят с еще одной сказкой – мультипликационным фильмом в котором колобка не съедает лиса, а он остается в гостях у внучки со своими друзьями. После этого решено было организовать ряд мероприятий с участием детей и героя русской народной сказки Колобка. А детей первой младшей группы познакомить с героями новой для них русской народной сказки «Колобок».

II. Целеполагание

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, конструктивных видах деятельности, драматизации;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Цель проекта: 

  1. Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.
  2. Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок». Продолжать знакомство детей старшего возраста с русской народной сказкой не только через знакомство с   художественной литературой, но через   театрализованные игры, мультипликацию, пальчиковые игры. Развивать речь детей.

Задачи проекта:

  • Познакомить с русской народной сказкой;
  •  рассмотреть иллюстрации к сказке, организовать ее обсуждение;
  • Побуждать детей к выражению эмоций;
  • Формировать связную речь
  • Расширять знания об окружающем мире;
  • закрепить умения отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
  • воспитывать любознательность, продолжать формировать активность, самостоятельность, инициативность, развивать творческие способности;

Современные образовательные технологии:

  1. Индивидуализация обучения и воспитания;
  2. Элементы личностно-ориентированного обучения;
  3. Игровые технологии;
  4. Здоровьесберегающие технологии;
  5. Информационно-коммуникативные технологии.

Вид проекта: познавательный творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный -2 недели.

Состав участников: дети, педагоги 1 младшей и старшей группы.

Особенности проекта: проект осуществляется параллельно как для детей 1 младшей, так и в старшей группы ДОУ.

доступность материала для детей дошкольного возраста;

привлечение воспитанников к сотрудничеству;

Предполагаемый результат:

1. Молодой педагог овладевает знаниями по составлению проекта и работе над проектом.

2. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

3.  ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

4. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, драматизации.

III. Практическая деятельность по реализации проекта

Познавательно-исследовательская деятельность:

Дети знакомятся с художественной литературой

Коммуникативная деятельность:

Развитие диалогического общения, развитие связной речи и обогащение активного и пассивного словаря у детей

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений, потешек

Игровая деятельность:

Расширение социального опыта взаимодействия воспитанников с использованием ролевого взаимодействия, расширения эмоционального-чувственного опыта детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность:

Изготовление поделок из природного материала, рисование колобка (1 младшая группа), рисование сюжета к сказке «Новые приключения колобка» (старшая группа).

Двигательная деятельность:

Подвижная игра «Колобок –колобок, тоненькие ножки», пальчиковая игра «Колобок»

Музыкально –художественная деятельность:

Показ театральной постановки детьми «Новые приключения колобка» для детей младших групп с песнями и подвижными играми».

Итог– презентация итогов реализации проекта для молодых педагогов.


IV. Этапы реализации проекта «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка дошкольника»

№п/п

Задачи

Мероприятия

Категория участников

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

1 этап:

1

Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта.

Изучение научно-методической литературы

Педагог – наставник, молодой специалист.

Октябрь

(2 -4 неделя)

Подбор литературы

Руководитель проекта

Патрушева Е.А.

2 этап:

2

Познакомить детей 1 младшей группы с русской народной сказкой «Колобок».

Презентация «Герои русских народных сказок» (старшая группа).

Дети, педагоги

Октябрь 2 неделя

Уметь узнавать и называть героев сказки (1младшая).

Уметь описывать и рассказывать о них. (старшая группа)

Молодой специалист

Берзина С.Г.

3

Познакомить детей с произведениями русских народных сказок (старшая группа)

Чтение сказки: «Колобок».

Педагоги дети

Октябрь 2неделя

Отгадывание загадок с использованием пальчикового театра

Руководитель проекта

Патрушева Е.А.

4

Знакомство детей (1 младшей группы) с новой пальчиковой игрой

Выставка литературы «Русские народные сказки» для детей старшей группы

Дети, педагоги

Октябрь 3 неделя

Прививать детям бережное отношение к книге и любовь к художественной  литературе

Молодой специалист

Берзина С.Г.

5

Познакомить с российской мультипликацией вызвать желание просмотреть мультфильм (старшая группа).

Просмотр мультфильма «Сказка о Колобке»

Дети, педагоги

Октябрь 3 неделя

Дети знакомятся с новой версией сказки «Колобок», вызвать у детей положительные эмоции

Руководитель проекта

Патрушева Е.А.

6

Учить детей 1 младшей группы рисованию предмета круглой формы.

Развивать мелкую моторику ребенка

Рисование героя русской народной сказки «Колобок» (1 младшая группа)

Драматизация русской народной сказки «Колобок» (старшая группа)

Педагоги, дети

Октябрь 3 неделя

Дети знакомятся с геометрической фигурой круг (1младшая группа)

Молодой специалист

Берзина С.Г.

7

Учить лепить предметы круглой формы.

Передавать образ любимого героя «Колобка» (1 младшая группа).

Предать с помощью стеки лицо- глаза рот, нос колобка лепить сюжетную композицию (старшая группа)

Лепка «Колобок в лесу»

Педагоги, дети

Октябрь 4неделя

Выставка для родителей

Руководитель проекта

Патрушева Е.А.

Молодой специалист

Берзина С.Г.

3 этап:

8

Развивать творческие способности, повышать самооценку у детей старшей группы

Открытый показ

Педагоги, родители

Дети старшей группы показывают сказку детям 1 младшей группы

Руководитель проекта

Патрушева Е.А.

9

Подведение итогов проект

ной деятельности

Презентация проекта

педагоги, дети

Октябрь 4 неделя

Выступление на родительском собрании (старшая группа)

Руководитель проекта

Патрушева Е.А. Молодой специалист

Берзина С.Г.

V. Анализ проделанной работы

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло, на различные виды их деятельности и повысила, уровень познания;

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей и положительный результат совместной деятельности наставника и молодого педагога.

В группе играли в дидактические игры, что способствовало запоминанию.  Подвижные игры активизировали детей в весь период деятельности.

Просмотр мультфильма вызвал у детей положительные эмоции от того, что колобка не съела лиса. У детей есть сочувствие и желание помогать, участвовать в совместно-продуктивной творческой деятельности, показывать сказку малышам других групп.

В ходе работы над проектом выявили: У детей есть сочувствие и желание помогать, участвовать в совместной продуктивной творческой деятельности.

Работы детей приняли участие в выставке в детском саду и фотографии были отправлены на всероссийские конкурсы, что дает возможность повысить самооценку детей и гордость родителей за своих детей. Показывали сказку детям другой группы.


Приложение № 1

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

(МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)

Методическая разработка конспекта сказки

«Новые приключения колобка»

 

Разработали:

Патрушева Елена Александровна  

воспитатель 1 категории

Берзина Светлана Геннадьевна

воспитатель  

г. Стрежевой 2017г.


Пояснительная записка

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально- экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Целью занятий театрального кружка «Мальвина» является формирование творческого мировосприятия жизни, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений. Основные задачи занятий приобщить детей к миру игры и театра, развивать потребность в активном самовыражении, в творчестве. Основными принципами работы являются принцип интеракции детской художественной деятельности музыкальной, изобразительной, методами работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира. Работа кружка систематизирована, занятия проводятся каждую неделю. Я стимулирую двигательную, интонационную, речевую, творческую активность детей.

Цель: развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность, желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Задачи:

  • знакомить детей с театром как видом искусства;
  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов культурно – досуговой деятельности в педагогическом процессе;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием дошкольников, родителей, музыкального руководителя, выступление ребят перед детьми младших групп и сверстников);
  • учить видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому вносить в жизнь прекрасное и доброе.

Сценарий сказки «Новые приключения колобка»:

Материал и оборудование: декорации: слева – деревенский домик, справа – на переднем плане несколько елок. На втором плане – расписной домик с лавочкой и столиком с угощеньем.

Костюмы: деда, бабки, колобка. лисы, зайца, волка, медведя, девочки.

Действующие лица: Колобок, дед, бабка, заяц, волк, медведь, лиса, девочка Маша, рассказчик.

У домика сидят дед и бабка Дед что-то строгает, бабка вяжет.

Рассказчик: Жили-были дедушка да бабушка. Как-то раз сидел дед и говорит он бабушке.

Дед: Испеки бабка ты колобок, скоро у внучки у нашей Маши именины.

Бабка: Из чего-печь-то? Муки нету.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется, нельзя чтобы внучка наша без подарка осталась.

(Бабка перестает вязать, заходит в дом)

Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен

Рассказчик: Испекла бабка колобок красивый, румяный и говорит

Бабка: колобок, колобок, ты именинный катись по тропинке прямо к внучке Маше, она за лесом живет.

(На сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая).

Колобок: Я колобок, колобок! Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!

Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел потому, что нужен я сегодня Маше.

(Из-за елки справа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я подарок именинный для Маши, она ждет меня сегодня пойдем со мной вместе. А я тебе песенку спою.

Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!

Потому что нужен я сегодня Маше.

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок, а за ним и зайчик.
(Играет музыка)

(Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Волк).

Волк: Колобок, колобок у тебя румяный бок! Я тебя съем! Очень ты вкусно пахнешь.

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Меня есть нельзя я подарок именинный, для внучки Маши. К ней и качусь, пойдем с нами, а по дороге я песенку спою.

Я колобок, колобок! Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!

Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел потому, что нужен я сегодня Маше.

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Волк и зайка от него не отстают.

(Колобок быстро «катится» за ним прыгает зайка и бежит волк)

(Играет музыка)

(Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Медведь).

Медведь: Колобок, колобок у тебя румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я именинный для внучки Маши, я тебе песенку спою, а ты пойдем с нами в гости.

Я колобок, колобок! Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!

Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел потому, что нужен я сегодня Маше.

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок, а зайка и волк и медведь следом за ним.

(Играет музыка)

(Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса).

Лиса: Колобок, румяный бок! Какой ты красивый какой ты румяный, как от тебя хорошо пахнет. Куда же ты дружочек направляешься?  

Колобок: В гости к внучке Маше, у нее сегодня именины, меня бабушка ей в подарок испекла.

Лиса: Не ходи колобок к Маше, она тебя съест, пойдем лучше ко мне в гости.

Заяц, Волк и Медведь: знаем мы тебя лиса обманщица не пустим колобка к тебе.

(Звери загораживают колобка)

Колобок: Пойдем лиса лучше с нами, а по дороге песенку споем.

Я колобок, колобок! Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!

Я от дедушки ушел, и от бабушки ушел потому, что нужен я сегодня Маше.

(Из домика появляется девочка Маша)

Маша: Здравствуй Колобок, какой ты румяный, красивый, и вы зверюшки проходите, у меня сегодня праздник, мне 4 года исполнилось. Сейчас будем праздновать.

(фонограмма песни дружба крепкая) все герои поют 1 куплет.

Зайчик: Маша, а мы сейчас что же колобок кушать будем? А мне его жалко.

Волк: И мне его жалко, он хороший друг.

Медведь: И мне его жалко, его нельзя есть.

Лиса: А что же мы теперь голодными останемся?

Маша: Почему голодными, посмотрите сколько у меня на столе угощения. Проходите скорее за стол сейчас праздновать будем.

Рассказчик: Позвала Маша всех гостей и бабушку с дедом не забыла. Колобка никто не съел, и какой веселый праздник получился.

(Исполняется песня о дружбе)

Песенка о дружбе:

Есть у солнышка дружок

Голосистый петушок

Хорошо, когда дружок

Голосистый петушок

Есть у солнышка друзья

Это мы и ты и я!

Хорошо, когда друзья

Это мы и ты и я.

На этом все ребята. Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!


Список использованной литературы:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.

2. Воронкова О.А Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. - СПб.: ООО «Издательство – Пресс»,2014 -176с.

3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

4. Нищева Н.В. Проектный метод в организации познавательно исследовательской деятельности в детском саду. – СПб: Издательство «Детство–Пресс»2013г. 304 с.

5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. - Волгоград: Учитель.2015г.-159с.


Приложение № 2

C:\Users\Home\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (36).png

C:\Users\Home\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (35).png

C:\Users\Home\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (37).png

C:\Users\Home\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (38).png

C:\Users\Home\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (39).png

C:\Users\Home\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (40).png

C:\Users\Home\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (41).png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

Исследование как средство познавательного развития ребёнка-дошкольника.   Евдокимова Н.Е. воспитатель дошкольной группы МДОУ «Улыбка». Первая  категория.   Китайская пословица гл...

Стасть:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно д...

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др...

консультация для родителей старшей " А " группы " Русская народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка"

Данная   консультация   предназначена   для    родителей  и    направлена  на  то,  чтобы  помочь   родителям...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Дидактическая сказка как средство познавательного развития дошкольников»

Знакомство педагогов с разными формами работы со сказкой, с приёмами сочинения сказок...