Из опыта работы "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника"
методическая разработка на тему

Чуевская Наталья Ивановна

Пояснительная записка к опыту, системный подход к планированию народных праздников, диагностика по народной праздничной культуре, схемы, таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно» К. Д. Ушинский

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнутся, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие.»

В. В. Зеньковский.

        Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

        Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

        К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

        Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только   историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. К. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре  нашего народа.

В системе музыкального дошкольного воспитания русская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Однако материал русского фольклора детям выдается определенными элементами, что нарушает целостное восприятие ребенком русской национальной культуры. Через ситез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Создавая ребенку ситуации общения, взрослые способствуют тому, что он начинает ориентироваться в происходящих ситуациях и получать ответы на множество вопросов, поэтому важна совместная работа с воспитателями групп старшего дошкольного возраста, которые имеют возможность проводить работу с детьми в группе (игры, фантазирование, игры – придумывание, народные игры, работа с народным календарем, работа в уголке по фольклору).

Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя церковную, православную религиозную обрядность. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана.

Сказанное выше справедливо по отношению к культуре празднования годовых праздников. О годовых праздниках в народе говорили: «В такой день у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада».  Традиционно каждый годовой праздник – это соборная, т.е. общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые непроизвольно подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка, как личности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей их социальной действительности имеет решающее значение  в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, воспитывается любовь к Родине.

        Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

        Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На мой взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

        Прошлое, настоящие и будущие связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

        Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

Кроме этого постепенно углубляются и усложняются знания и представления ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях. Выстраиваю взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем, использую наглядность, сочетаю интеллектуальную и творческую активность ребенка на занятии.

        В своем опыте работы я наметила следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
  2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
  3. Основное место занимают народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Основными критериями результативности являются:

  1. Проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы: почему?, зачем?, как?
  2. Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.
  3. Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
  4. Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

Опираясь на вышеперечисленные критерии, проведя диагностику по народной праздничной культуре, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников: за три года работы с детьми (2008 – 2011 г.) возросло количество детей с высокой степенью развитости по народной праздничной культуре с 21,3% до 73,7%. Расширены представления о ценности народной музыкальной культуры в духовном мире человека через народные танцы, в которых дети черпают русские нравы и обычаи и русский дух свободы творчества, хороводы, песенное творчество; увеличился интерес и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.

В своем опыте работы я опиралась на духовно-нравственный потенциал отечественных традиций. Использовала разнообразные виды и формы проведения занятий: познавательные беседы, театрализованные представления, экскурсии, викторины, досуги, развлечения, праздники, мини – выставки, посиделки.

Разработала перспективный план по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой для всех возрастов. В соответствии с планом составлены сценарии праздников, развлечений, занятий: «Один день из жизни крестьян», «Демиан и Косьма», «День Петра и Февроньи», «Яблочный спас», «Федул – ветреник», «Сороки» и др. народные праздники представляют собой едино е праздничное действие и детей и взрослых с включением церковной православной религиозной обрядности.

Основные цели и задачи:

Цель: Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:

  1. Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре, через народные праздники.
  2. Формировать устойчивый, познавательный  интерес к народному искусству.
  3. Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
  4. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс. Знакомство и проведение народных календарных праздников, их обычаями и традициями.
  5. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.
  6. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
  7. Формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.
  8. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Изготовлена папка – передвижка «Возрождаем народные традиции», где постоянно помещается материал по народному праздничному календарю, по русской кухне, помощь родителям в подготовке к народным праздникам. Разработан системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки» и др. Активными участниками которых являются взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

        С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций.

        Со второй младшей группы начала знакомить детей с народным фольклором: потешками, пестушками, колыбельными, народными песенками и др.

        От возраста к возрасту усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, знакомлю детей с народным костюмом. Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам. В средней группе начинают инсценировать народные песни, узнают о традициях празднования таких праздников как: «Арина – шиповница» (1 октября), «Зиновий – синичник» (12 ноября), «Василий – капельник» (13 марта) и др. Дети старшей группы знакомятся уже с церковными праздниками: «Рождество», «Пасха», «Троица» и др.

        К подготовительной группе дети уже имеют багаж знаний народного фольклора: поговорок, пословиц, потешек, в которых метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Дети по-другому относятся к труду взрослых, восхищаются мастерством человеческих рук.

Использую традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней, православный календарь, который выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира, календарь памятных дат,  который напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

        Осуществляю развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, используя  разные виды и формы организации музыкальной деятельности: занятия, развлечения и праздники, музыкальные вечера, кружковую работу.

        Являюсь членом творческой группы по разработке общеобразовательной программы детского сада (2010 г), реализации инновационного проекта «Технологизация процесса патриотического воспитания дошкольников на основе духовно-нравственного потенциала отечественных традиций» по направлению «Народные праздники» (2011г.).

Составила и апробирую блочное планирование по ознакомлению детей с народной праздничной культурой в различных видах музыкальной деятельности. Для этого подобрала репертуар для всех возрастных групп. Составила картотеку  народных игр, песен,  хороводов,  закличек, используемых в народных праздниках, собрала фонотеку народных мелодий.

         С учетом индивидуальных способностей и возрастных возможностей

разработала программу  кружка для одаренных детей «Удалые ложкари»

 (утверждена на педсовете № 4 от  30.03.2010 г.,  используется в работе с детьми в  детских садах № 16 «Солнышко» п. Прогресс, № 2  «Светлячок» г. Новокубанска, имеются положительные отзывы), которая была опубликована в брошюре «Развитие одаренности дошкольников в кружковой работе» Армавир, 2011г. Ансамбль «Удалые ложкари»  принимал участие в концерте ДК, посвященном «Дню Матери».

 В своей работе использую ряд программ, направленных на ознакомление детей с народной праздничной культурой, таких как: «Приобщение детей к русской народной культуре» О. Князевой и М. Маханевой.

Программа направлена на активное приобретение детьми дошкольного возраста (3-7 лет) культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Программу «Наследие» М. Новицкой, которая  вводит ребенка в русскую культуру, приобщая его к духовным ценностям. «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой, которая способствует развитию  познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков.

        Основным подходом моей работы  является ранее формирование базовой культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.

        Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной цели – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий: любви к Отечеству и окружающим его людям.

        Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

        Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаю детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаю различить варианты исполнения одного и того же произведения.

        Информационно-рецептивный метод применяю для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняю музыкальные произведения, которые они слушают, учу самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода провожу поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

        Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

        Репродуктивный метод применяю для закрепления усвоенного материала, повторения.  Использую задания двух уровней: в первом – отрабатываю способы применения знаний по образцу; во втором -  дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Заявление

Основанием для аттестации на указанную квалифицированную категорию считаю следующие результаты: обобщен опыт работы по теме: Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников» -?

Составлено и апробировано блочное планирование по ознакомлению детей с народной культурой, в различных видах музыкальной деятельности, воспитательно – образовательные задачи, подобран репертуар для всех возрастов детского сада. Составлена картотека народных игр, песен, хороводов, закличек, используемые в народных праздниках, собрана фонотека русских народных мелодий (песен, хороводов, танцев). Планирование утверждено на ст. воспитателем приказ №

Разработан системный подход по ознакомлению детей с народной праздничной культурой по всем возрастным группам. Составлена диагностическая карта для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народной праздничной культурой, утверждена на педсовете (протокол №…). Для достижения высоких результатов в познавательном развитии детей в МДОБУ создана предметно – развивающая среда. Используются современные педтехнологии: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. И. Карпухина, «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Г. П. Новиковой, «Приобщение детей к народной праздничной культуре» Г. П. Новиковой. «Элементарное музицирование дошкольников» Э. Тютюнниковой и  др. Князева О.Л., Миханева        ё М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.

За три года по блочному планированию (с 2008 по 2011 г) достигнуты положительные результаты: выросло количество детей с высокой степенью развитости по народной праздничной культуре с 21, 3% до 63,7%. У воспитанников расширены представления о ценности народной музыкальной праздничной культуры в духовном мире человека.

Осуществляю дополнительные образовательные услуги в МДОБУ: организован кружок «Удалые ложкари», разработана программа кружка.

Провела семинар – практикум «Развитие музыкальных способностей детей, посредством игры на русских народных инструментах» (протокол № от …..2010г.) мои разработки имеют положительные отзывы коллег, и используются музыкальными руководителями МДОБУ №……

        Участвовала в «Фестивале педагогических идей – 2011» (приказ управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район от 15. 04. 2011 №198 «О проведении «Фестиваля педагогических идей – 2011». Член творческой группы по разработке образовательной программы ДОУ (приказ №21/1), и группы по инновационному проекту «Технологизация процесса патриотического воспитания дошкольников на основе духовно-нравственного потенциала отечественных традиций» (приказ №39/1).

        Наши воспитанники, педагоги активные участники концертов в ДК, на праздничных мероприятиях поселка.

        В работе с родителями ориентируюсь на активное взаимодействие и сотрудничество. Изготовлена папка – передвижка «Возрождаем народные традиции», где размещаю информацию о народных праздниках, традициях, оформлен стенд для родителей и воспитателей «С миру по нотке», где размещаются консультации и советы. Выступала на общем родительском собрании по теме «Воспитание личности дошкольника», провела «Рождественские встречи» для родителей. Был напечатан сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Дню Матери «Самые ласковые руки» в сборнике «Свет материнской любви в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Армавир, 2011. Имею положительные отзывы родителей о проведенных народных праздниках.

В своей работе использую ИКТ, Интернет.

Считаю наиболее приемлемым прохождение курсов (при оценке квалификации)



Предварительный просмотр:

Песенное, танцевальное исскуство, праздники

Знакомство с русскими композиторами, художниками

Формирование отношений к культуре, традициям, обычаям

Формирование отношений к людям, населяющим страну)

Отношение к окружающим людям (гражданское воспитание)

Отношение к Отечеству (патриотическое воспитание)

Нравственное развитие личности

Познавательное развитие личности

Эстетическое развитие личности

Народные праздники

  1. Обучение пению, движению под музыку.

  1. Развитие музыкального творчества

Формирование

 системы

элементарных

знаний

Воспитание

любознательных и

познавательных

интересов

Развитие речи (потешки, пестушки)

Знания, представления о Родине, быте, труде русского народа

  1. Развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве.
  2. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Задачи

  1. Формирование нравственного представления через народное искусство.
  2. Формирование стремлений следовать нравственным нормам
  3. Развитие нравственных чувств

Фольклорные праздники

Обрядовые праздники

Праздники по земледельческому календарю

Церковные праздники

Календарные праздники

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        



Предварительный просмотр:

Системный подход к проведению календарных и народных праздников в ДОУ

Месяц

Возрастная группа

Вид праздника

Название праздника

Младшая группа

Средняя  группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Календарные

Церковные

Сентябрь

Луп – брусничный (5.09)

Семен – летопроводец (14.09)

Титов день (7.09)

День Рождества Пресвятой Богородицы (вторые Осенины) (27.09)

+

+

+

+

+

Вечер игр «Брусничка»

«Посиделки»

Развлечение «Тит -последний гриб растит»

«Праздник урожая»

Октябрь

Арина – шиповница (1.10)

Сергий Капустник (8.10)

День Зосимы и Саввы (2.-10.10)

Покров (14.10)

+

+

+

+

Кукольный спектакль «Волшебный шиповник»

«Капустинские вечеринки»

«Савватий Пчеловник»

«Покровская ярмарка»

Месяц

Возрастная группа

Вид праздника

Название праздника

Младшая группа

Средняя  группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Календарные

Церковные

Ноябрь

Андрей Осенний (13.11)

Зиновий – Синичкин (12.11)

Кузьминки (14.11)

Святой Садок

(1.11)

+

+

+

+

Музыкально – игровой досуг «Как на Курочкины именины»

Вечер игр «У синички праздник»

Развлечение «Город мастеров»

«Осенние посиделки»

Декабрь

Платон да Роман – зимоуказчики (1.12)

День Прокопа (5.12)

Екатерина – санница (7.12)

Наум – грамотник (14.12)

+

+

+

+

Праздник народных зимних игр и забав

Трудовой праздник для детей

Спортивный праздник «Зима – красавица, на санях катаемся»

Развлечение «Наум – наведи на ум»

Месяц

Возрастная группа

Вид праздника

Название праздника

Младшая группа

Средняя  группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Календарные

Церковные

Январь

Святки

(7 по 19 января)

Святки

(7 по 19 января)

Святки

(7 по 19 января)

Святые вечера

(7 по 19 января)

+

«К нам на святки пришли колядки»

Февраль

Трифон – мышегон (14.02)

Власьев день (24.02)

Кудесы (10.02)

Сретение (15.02)

+

+

+

+

Развлечение «Сказка про мышку»

Развлечение «Уж как я мою коровушку люблю»

«Именины Домовенка Кузи»

«Как Весна с Зимою повстречались»

Март

Герасим – грачевник (17.03)

Василий Капельник (13.03)

Овсянничек (3.03)

Сороки (22.03)

+

+

+

+

Кук. Спектакль «Сказка о Коте и о Граче»

«На дворе сосульки плакали»

«Птички невелички, весне поют заклички»

«Жаворонки прилетите, весну красну принесите»

Месяц

Возрастная группа

Вид праздника

Название праздника

Младшая группа

Средняя  группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Календарные

Церковные

Апрель

Ярилины игры

(28.04)

Федул – ветреник (18.04)

Пасха

(по церковному календарю)

Дарья – поплавиха (1.04)

+

+

+

+

Вечер игр «Есть у солнышка друзья»

«Пришел Федул – теплом подул»

«Пасха»

День смеха

Май

Козьма – огородник (1.05)

Борисов день (15.05)

Ляльник (4.05)

Егорий Вешний (6.05)

+

+

+

+

«Веселые огородники»

«Пой соловушка»

«Коса – девичья краса»

Игровая программа «Будь здоров, как Егорьева роса»

Месяц

Возрастная группа

Вид праздника

Название праздника

Младшая группа

Средняя  группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Календарные

Церковные

Июнь

Никита – гусятник (10.06)

Васильковый день (4.06)

Троица (по церковному календарю)

Иван Долгий (Крапивное заговенье) (1.06)

+

+

+

+

Кукольный спектакль «Как Алена гусей посла»

Праздник полевых цветов

«Березка белоствольная»

Спортивные соревнования «Крапивные состязания»

Июль

День Земляники (9.07)

Ярилин день (1.07)

Аграфена – купальница (6.07)

Берегиня (15. 07)

+

+

+

+

«Ягодка ты моя»

«Солнечный хоровод»

«День воды»

Экологический праздник

Август

Медовый спас (14.08)

                                             Яблочный спас (19.07)

                                                                                                      Праздник Дожинки (28.08)

«Второй спас – яблочко припас»

Вечер хороводных игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло...

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития дете...

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

Консультация расскажет родителям, какое значение имеют народные праздники в воспитании дошкольников....

Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

laquo;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство,...

Презентация "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника"

Из опыта работы. Презентация "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника"...