ПРОЕКТ «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
проект (младшая группа)
ПРОЕКТ
«Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором
посредством театрализованной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
«Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором
посредством театрализованной деятельности»
Автор- составитель:
Галимова Гульназ Зайтуновна,
воспитатель
первой квалификационной категории
2019-2020 год
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым
гениальным является народное
искусство, то есть то, что народом
сохранено, что народ пронес через
столетия…. В народе не может
сохраниться то искусство, которое
не представляет ценности»
М.И.Калинин.
Паспорт проекта
Автор: Галимова Гульназ Зайтуновна,
воспитатель первой квалификационной категории
Продолжительность проекта: долгосрочный(……)
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий
Участники: воспитатели, воспитанники группы раннего возраста и их родители, музыкальный руководитель.
Проблема: В настоящее время родители мало кто читает народные сказки, при общении пользуются поговорками, пословицам, поют своим детям
колыбельных, играют с ними в народные игры. Им легче дать ребенку
планшеты, телефоны включить мультфильмы (зарубежные), компьютерные
игры, зачастую в которых отсутствует нравственное и воспитательное
содержание.
Разучились разговаривать с ними. Вот и дети говорят плохо. Именно устное
народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в
людях доброе начало, создавать условия для развития речи, мышления детей,
мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в
межличностных отношениях. Поэтому я поставила задачу, заинтересовать
детей и их родителей с башкирским фольклором, потому что мы
живем в Башкортостане.
Актуальность проекта: В современном мире очень много инноваций и наши дошкольники не плохо их воспринимают. Но не надо забывать про народный фольклор который несет детям столько тепла, добра, любви к родному краю, дружелюбия среди сверстников, уважение к взрослым и т. д.
Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность
каждого ребенка. Который будет носителем черт характера присущего своему народу, так - как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Башкирское народное творчество имеет огромное
познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой
большую художественную ценность. Образный и живой язык народных сказок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетично. Башкирские сказки, игры знакомят детей с историческим промыслом башкирского народа. Народный фольклор несет, неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через фольклорные произведения ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Гипотеза:
- если использовать башкирский фольклор наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится
уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Цель проекта:
- создание условий для приобщения нового поколения к системе культурных ценностей своего народа и своей семьи через башкирский фольклор посредствам театральной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление воспитанников групп раннего возраста о культурных ценностях, и народных традициях средствами башкирского фольклора;
- познакомить детей с башкирским фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к башкирскому фольклору;
- развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- расширить и активизировать словарь детей;
- развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на башкирском фольклоре;
- развивать воображение, творческие и актерские способности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.
Методы и формы проекта:
- досуги;
- развлечения;
- конкурсы;
- встречи;
- консультативная работа с воспитателями и родителями;
- свободно - самостоятельная деятельность;
- индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
Методы:
Чтение фольклорных потешек , сказок, пословиц, наблюдение,
беседы, рассказы, показ, экскурсии, все виды игры.
Наглядное пособие для родителей: «Фольклор в детском саду».
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся: с устным народным творчеством башкирского народа (сказки, скороговорки, потешки, небылицы, прибаутки, присказки, шутки, фольклорные праздники) и разными играми.
- Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
- Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своѐ поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
Реализация проекта:
Я применяю в работе малые формы башкирского фольклора с воспитанниками 2-3 лет. Ребѐнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, игры. Их роль трудно переоценить в жизни ребенка: вслушиваясь в слова потешки, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времѐн создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребѐнок.
В группе раннего возраста организовали акцию «Подари книгу детям» среди родителей нашей группы, с целью приумножения библиотеки с башкирской литературой. Итоговым мероприятием акции - развлечение с родителями, где дети инценировали сказку, рассказывали потешки, стихи писателей и играли в народные игры, а родители рассказывали о своих книгах, которые подарили детям.
Продолжая свою работу знакомлю детей с башкирскими народными сказками. В детском саду организовали мероприятие по мотивам «Башкирские народные сказки для детей».
Дети с увлечением рассказывали сказки и инценировали отрывки из сказок, а в конце все дружно играли в башкирские народные игры. Так же башкирские народные игры, используем в развлечениях, досугах, в музыкальных занятиях, спортивных соревнованиях в режимных моментах.
Игра - естественная ступень в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Все мероприятия проводим совместно с родителями. Родители очень довольные вместе с детьми они тоже что-то узнают и благодарят.
План реализации проекта:
Реализация данного проекта рассчитана на 3 года и проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (младшая группа начало учебного года). На
этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта,
осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (младшая, средняя, старшая группы первая половина
учебного года). Реализация основных видов деятельности по направлениям
проекта.
3 этап – заключительный (старшая группа конец учебного года). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
1 этап – Подбор методической и художественной литературы, наглядного
материала, разработка сценариев драматизации сказок, беседы, конспекты
ООД, изготовление альбомов иллюстраций к башкирским народным сказкам.
Подбор народных игр. Изготовление атрибутов к играм, сказкам.
2 этап – основной
Познавательное развитие: Беседа. Знакомство с башкирским народным
творчеством (сказки, пословицы, поговорки) и т д. Просмотр видеофильмов,
«Башкирские сказки», книг, альбомов, слайдов. Экскурсия виртуальный в
музей.
Социально-коммуникативное развитие: беседы с детьми о сказках, героях их нравственных качествах беседы о книгах.
Речевое развитие: Чтение сказок. разучивание поговорок, пословиц, загадок, пересказ башкирских народных сказок, дидактические игры.
Задачи по сказкам «Продумай конец», «Узнай сказку по картине». Театральные игры .Обыгрывание сюжетов сказок.
Физическое развитие: Разучивание подвижных, хороводных игр -“У медведя во бору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”, “Лети-лети”, “Иголка и нитка”,“Пустое место”, “Третий лишний”,ору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”, “Лети-лети”, “Иголка и нитка”,
“Пустое место”, “Третий лишний”.
Работа с родителями.
Консультация “Башкирские народные сказки, игры, пословицы, поговорки”.
Результат проекта.
Повысился интерес к башкирским сказкам, играм. Расширился кругозор, речь
детей стало более насыщенной. Дети отражают свои впечатления в
продуктивной деятельности. Усилилась связь с семьей, повысилась активность родителей их желание участвовать в жизни детского сада.
Вся проделанная работа дала возможность приобщить детей к истокам
национальной культуры.
Перспективный план по реализации проекта.
Срок проведения | Форма проведения | Цель |
Сентябрь 1 неделя 2неделя
3 неделя 4 неделя | Беседа «Знакомство детей с фольклором башкирского народа» Рассматривание иллюстраций национальной одежды, какие узоры украшают одежду Игра с национальной куклой «Семья» Художественно-продуктивная деятельность «Украшение женской головной повязки - харауса» | Формировать представления детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Прививать уважение и любовь к башкирскому народу и его труду. Обогащать знания детей о башкирском фольклоре. Показать отличие особенности национальной мужской и женской одежды. Находить отличия в элементах одежды. Закрепить название элементов национальной одежды. Закрепить название элементов одежды, башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность. |
Октябрь 1 неделя 2 неделя
3неделя 4неделя | Национальное башкирское блюдо – баурсак Театрализованный спектакль «Петух –батыр» (башкирская народная сказка) Дидактическая игра «В гостях у подруги» Рассказывание легенды «В царстве Шульгена» | Знакомить с традиционным башкирским блюдом – баурсак, о традициях, связанных с их приготовлением. Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки. Знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства. Познакомить с жанром башкирского фольклора – легендой. |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа о целебных напитках: кумыс. Рассказывание башкирской сказки «Клубок». Подготовка к театрализованной деятельности. Сказка. «Клубок» Игровые ситуации. Знакомство детей с музыкальными инструментами: кубызом, домбырой, кураем Придумывание сказки по литературному образцу (башкирская сказка «Клубок») | Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее; с традиционной пищей, которую готовят из молока Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки. Развивать творчество и самостоятельность. Познакомить с внешним видом и звучанием башкирских музыкальных инструментов: кубыз, курай, домбыра. Придумывать сказки, используя литературный образец, используя речевые выразительные средства. |
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Чтение (заучивание наизусть) стихотворения М. Гали «Курай», А. Игебаева «Курай». Рассказ легенды «Легенда о курае». Подвижная игра «Курай» (сл. И мелодия Ф. Гершовой). Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр». Подготовка к игре – драматизации. Беседа о традиционной пище башкир из молока (творог) Развлечение «Поющий родник» (о курае) | Закрепить представления детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай. Обогатить знания детей произведениями башкирского фольклора. Продолжать знакомить с традиционной пищей башкир, приготовленной из молока (творог). Закрепить знания детей о башкирском народном музыкальном инструменте – курай. |
Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Рассматривание иллюстраций предметов домашнего быта: нары, сундук, печь, урза. Изготовление предметов быта для кукольного уголка. Беседа о пословицах. Составление сказок, рассказов или рисование по сюжету пословицы. Придумывание сказки или рассказа по одной из пословиц. Чтение сказки «Старая мать». | Знакомство детей с предметами домашнего быта Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Развивать литературное творчество детей. Продолжить знакомить детей с башкирскими пословицами Формировать нормы уважительного отношения к старшим |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Рассматривание предметов домашней утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки. Беседа «Моя семья». Оформление альбома с фотографиями членов семьи «Моя семья». Чтение стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?», Х. Габитова «Наша семья» Игра-загадка «Сколько нас?» Чтение стихотворения Ф. Губайдуллиной «Мама принесла малышку». Рассматривание альбома и рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «В аул к дедушке и бабушке». | Познакомить с предметами утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки, их назначением. Расширять представления о семье, ориентироваться в родственных отношениях, пополнить знания о родных им людях. Закрепить имя, отчество родителей; знания о родственных отношениях. Дать понятие о том, что у каждого есть семья. |
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа «Наша дружная семья». Чтение рассказа М. Буракаевой «Бабушка – солнышко». Чтение стихотворения Ф. Мажитова «Бабушка моя», Г. Юнусова «Праздник мам». Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта. Рассматривание картины башкирского художника Л. Тюлькина «Моя мама». Знакомство с работой башкирского художника А. Ф. Лутфуллина «Женский портрет», «Три женщины». Дидактическая игра «В гости бабушка пришла». Рассказ легенды «Происхождение башкир». Чтение стихотворения Г. Молодцова «Башкирия». | Закрепить понятие «Семья» - это самый родной и близкий круг людей. Показать детям, что бабушка и дедушка – это члены большой семьи, в такой семье вместе живут три поколения. Развивать творчество и самостоятельность Знакомить с картинами башкирских художников. Уточнить у детей представления о родной стране, республике, в которой они живут, о природе, богатстве Башкортостана. |
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа о родном городе Октябрьский. Чтение стихотворения К. Вуколова «Мой город». Рассматривание иллюстраций (просматривание видеоматериала) «Достопримечательности города». Рассматривание иллюстраций разных типов жилищ: аласык, тирмэ, юртра, бревенчатые жилища. Рассматривание иллюстрации «Жилище». Изготовить макет бревенчатого дома, юрты, аласыка. Устройство в группе «Мини-музея» | Расширить и закрепить представления детей о родном городе. Закрепить представления о достопримечательностях города, познакомит с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее. Познакомить с жилищами древних башкир Обратить внимание на внутренне украшение жилищ, различие в строении, материале и т.п. |
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Рассматривание картин А. Х. Ситдикова «В башкирской избе», А. Э. Тюлькина «Изба Салавата». Рассказывание сказки «Шумбай». Беседа о труде пчеловода. Рассматривание картин башкирских художников: А. Ситдикова «Башкирский мед», А. Тюлькина «Аромат меда». Чтение стихотворения Р. Тимершиной «Пчела». Сюжетно-ролевая игра «Напасеке».Подвижнаяжная игра «Медведь и пчелы». | Сравнивать картины, найти отличие, сходство в оформлении башкирской избы в работах башкирских художников. Закрепление знаний о отличительных особенностях в строениях. Подготавливать детей к театрализованной деятельности. Познакомит с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловода. Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Воспитывать уважение к труду пчеловода. Закрепить знания о труде пчеловода. |
Результаты проекта:
- дети используют фольклор в активной речи в самостоятельной деятельности;
- умеют играть в башкирские народные подвижные игры, используют считалки;
- создана система работы по приобщению детей к истокам башкирской народной культуры средствами народного фольклора Башкортостана;
- установлены партнерские отношения между педагогами и родителями по вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.
Список используемой литературы:
Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.
Региональная программа для ДОО РБ.
Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. Уфа - 2003
Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа - 2003
Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа - 2006
Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать!. Уфа - 2007
Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.
Гасанова Г.Х. Синтез искусств. Уфа – 2005
Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа - 2004.
Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа - 2003.
Агишева Р.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан». Уфа-2005.
Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. Уфа- 2008.
Марченко Л.И. Осень. Москва- 1995.
Марченко Л.И. Весна. Уфа - 2004.
Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. Уфа — 2002.
Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Музыка в детском саду.
Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана -
дошкольникам. А.В Молчева. Уфа- 1995.
Хоровое пение в детских коллективах. Р.В. Сальманов.
Веселые пляски. М. Бикбова. Уфа- 1985.
Башкирские танцы. Ф.А. Гаскаров. Уфа- 1958.
Приложение2
Игра “Юрта”
В игре участвуют несколько групп детей, каждая из которых образуют круг на площадке. В центре каждого круга стул, на котором лежит платок с
национальным узором. Взявшись за руки каждая группа двигается
переменным шагом по кругу и поём:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок.
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям, берут за края платок и натягивают над головой в виде шатра (крыша) получается
юрта. При проведении этой игры необходимо использовать музыкальное
сопровождение с национальной мелодией. Выигрывает та команда, которая
первой построит юрту.
Игра “Пять пальчиков”
В игре участвуют в основном мальчики.
Готовится пять палочек (пальчики) длиной 10 см и нумеруются: 1, 2, 3, 4, 5.
У всех игроков на руках палки длиной 60-70см. На одну линию ставятся “пальчики” на расстоянии 30-50 см друг от друга. Подальше от них в 6-7 метров отмечается линия удара. Игроки по очереди кидают палки на
Приложение3
Театрализованный спектакль «Петух – батыр»
(башкирская народная сказка).
Цель: формировать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля распределить между собой обязанности и роли.
Развивающие:
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа отчетливость произношения.
Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения).
Воспитательные:
Воспитывать любовь к театру.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Формы работы:
творческие задания: по характеру музыки подобрать характерные движения героев
Роли: ведущий, петух, курица, гусак, козел, бык, лиса, кот, медведь, волк.
Декорация: на одной стороне сцены – двор, на другой – речка, в речке – большая ложка без ручки.
Ведущий: На краю одной деревни жили старик со старухой. Однажды старик отправился просить милостыню. Старуха осталась одна. Во дворе расхаживали петух и курица (расхаживают по двору, клюют зернышки). Петух, ковыряясь на свалке, раскопал большую деревянную ложку без ручки.
Петух: (берет ложку и бросает в воду): Должно быть, это хлебная корка. Вот выйдет курица, скушаем вместе (садится на ложку, ложка медленно плывет).
Петух (плывет по воде): Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь. Ку-ка-ре-ку! Посмотрите – ка, плыву! Я –петух, хвост в дугу! Кто со мною, подвезу (в ложку садится гусак).
Козел (стоит на берегу): Мэ-э-э, я-козел. Забавный способ путешествий я нашел.
Гусак: Кый -гак, кый -га-га-га! Я тебе ага-ага. Нас ведет петух -агай.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Я -петух- хвост в дугу!
Бык (стоит на берегу): Петух – агай! Не возьмете ли и меня с собой! Я вам пригожусь.
Петух: Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам. Возьму.
Бык садится в ложку. Появляется кот.
Кот: Куда плывете, петух – агай! Возьмите и меня с собой, пожалуйста.
Кот садится в ложку
Ведущий: Плыли они так, плыли и далеко уплыли. Остановились они у леса, привязали ложку – лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по –своему утолил свой голод. Решили они заночевать.
Все звери укладываются спать. Спят. Тишина. Вдруг…
Петух: Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
Ведущий: Петушиный крик услышала лисица. Надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петушка с гусем себе забрать.
Петух: Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лисицу. Немало она птичьего племени погубила за свою жизнь. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты готовь лодку, а мы сейчас тебя догоним.
Кот уходит, потом возвращается.
Кот: Петух - агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу.
Гусак: Петух - агай! Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы идите к берегу, все уплывем.
Петух: Нет! В такую темень ты не сможешь найти лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность. Давайте построим избу.
Звери строят избу. Изба готова, они располагаются на ночлег. Раздается стук.
Кот: Кто там?
Лиса: Это я- лиса. Открой , пожалуйста, я тебя не трону. Я кошек не ем.
Кот: Вставайте, друзья!
Бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, петух закукарекал.
Ведущий: Услышав такое многоголосье, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "ознакомление детей с художественной литературой через проектную деятельность"
Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой с детьми МесяцОзнакомление с художественнойлитературой. Выставки, консультации для родителей.Игры- забавы.Сентябрь1. Зн...
План работы по взаимодействию с родителями воспитанников средней группы по театрализованной деятельности
План поможет организовать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме....
План работы по взаимодействию с родителями воспитанников старшей группы по театрализованной деятельности
Материал для педагогов ДОО....
Развитие творческих способностей воспитанников детского сада через театрализованную деятельность
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Основной целью воспита...
ПРОЕКТ «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
В современном мире очень много инноваций и наши дошкольники не плохо их воспринимают. Но не надо забывать про народный фольклор, который несет детям столько тепла, добра, любви к родному краю, ...
Перспективный план по проекту: «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
Перспективный план по проекту. ...
Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»
Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»...