Проект "ознакомление детей с художественной литературой через проектную деятельность"
презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа) на тему
Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой с детьми
Месяц | Ознакомление с художественной литературой.
| Выставки, консультации для родителей. | Игры- забавы. |
Сентябрь | 1. Знакомство с произведением М.Волошина «Осенью». 2. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (отрывок). 3. Заучивание стихотворения Л.Станчева «Осенняя Гамма». | 1. Консультация для родителей: «Знакомство с художественной литературой дома». 2.Подготовить выставку произведений поэтов об осени. | 1. Русско-народная игра «Где кисель, там и сел». 2.Хоровод «Гори, гори ясно…». |
Октябрь | 1. Чтение и пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб». 2. Заучивание стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края». 3. Прослушивание песенки А.Введенского «О дожде». 4. Чтение в лицам: С.Маршак «Кошкин-дом» (отрывки).
| 1. Оформить стенд для родителей: «Художественные произведения о хлебе». 2. Консультация для родителей: «Учим стихи дома». 3. Выставка произведений С.Маршака. | 1. Фольклорная игра: «Ты пирог съел?». 2. Вечер русско-народных игр, частушек, патешек об осени. |
Ноябрь | 1. Знакомство детей с творчеством Н.Носова. 2. Чтение произведений Н.Носова «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры». 3.Закрепить стихи А.Барто «Игрушки». 4. Чтение в лицам: К.Аксаков «Лизочек».
| 1. Выставка произведений Н.Носова. 2. Подготовить папку-передвижку: «Биография Н.Носова». 3. Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями: «Мои игрушки». | 1. Игра «Поле чудес» по произведениям Н.Носова. 2. Подвижные игры: «Море волнуется», «Краски». |
Декабрь | 1. Чтение сказки Т.Габбе «Айога» (нанайский фольклор). 2. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима». 3. Прослушивание отрывка А.Некрасова «Мороз-воевода в аудиозаписи. 4. Прослушивание песенки «Зима пришла..». | 1. Подобрать произведения фольклора народов мира для домашнего чтения. 2. Выставка детских работ по произведениям сказок. | 1. Досуг: «В гостях у сказки». 2. Хороводная игра «Как на тоненький ледок..». |
Январь | 1. Просмотр диафильма «Снегурочка». 2. Разучивание песенок, патешек «Зима пришла». 3. Чтение стихотворения С.Есенина «Береза».
| 1. Консультация для родителей: «Книга в жизни ребенка». 2. Выставка детских работ «Белая береза под моим окном».
| 1. Хоровод с использованием стихотворного материала С.Есенина «Береза». 2. Игра-забава «Гори, гори ясно!». |
Февраль | 1. Ознакомление детей с произведениями о животных: Н.Рубцов «Про зайца», В.Жуковский «Жаворонок», Е.И.Чарушин «Мишки». 2. Пересказ рассказа К.Коровина «Белка». 3. Знакомство с документальной литературой о зимних видах спорта . | 1. Выставка для родителей: «Чарушин – детям». 2. Подготовить стенгазету «Мы умеем отдыхать». | 1. Игры: «Воробушки и кот» «Гуси-лебеди», «Волк и зайцы». 2. Открытое занятие для родителей на прогулке «Зимние игры-забавы». |
Март | 1. Заучивание наизусть П.Соловьева «Подснежник», Ф.Тютчева «Зима недаром злится». 2. Чтение сказки Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик». 3. Прослушивание песенки «Идет матушка весна…».
| 1. Стенд для родителей «Поздравляем милых мам» (советские писатели о женщинах). | 1. Досуг по произведениям советских писателей о природе.
|
Апрель | 1. Заучивание: Г.Сапгир «Считалки-скороговорки», Я.Аким «Апрель». 2. Чтение: Д.Хармс «Веселый старичок», А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», П.Ершов «Конек-Горбунок». 3. Пересказ «Чудесное яблочко», обр. Л.Елисеевой. | 1. Консультация для родителей: «О жанрах писателей в детских произведениях». 2. Беседа с детьми о целях книги (зачем нам нужна книга). | 1. Театр теней (отрывок из сказки) П.Ершов «Конек-Горбунок». |
Май | 1. Чтение: А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Заучивание наизусть отрывка из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Весна». 3. Чтение в лицах «У слоненка День Рождение» Д.Самойлов (отрывки). | 1. Выставка произведений А.С.Пушкина. 2. Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями: «Герои сказок А. Пушкина». 3. Подготовить рекомендации для родителей по ознакомлению с художественными произведениями к первому классу. | 1. Театрализованные игры по отрывку из произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_original_3.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : Развивать устойчивый интерес к художественной литературе и развитие связной речи у дошкольников
Задачи проекта: Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге; Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения; Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух; Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе; Учить участвовать в играх-драматизациях, театрализованных играх, передавать сюжет различных произведений, действовать в коллективе придерживаясь, правил игры, выполнять взятую на себя роль; Развивать практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через книги; Развивать все стороны речи: расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь, отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения.
В процессе ознакомления с художественной литературой: Дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка; В речи активизируются имена прилагательные и глаголы; Обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики; Улучшается звуковая культура речи ; Раскрываются творческие способности Формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе; Развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника.
Предлагаем родителям примерный список литературы для домашнего чтения Русский фольклор Песенки . «Как на тоненький ледок…»; « Николенька-гусачок …»; «Уж я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…»; «По дубочку постучишь — прилетает синий чиж…»; « Ранним-рано поут - ру …»; « Грачи-киричи …»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка- ласточка…»; «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…». Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; « Хаврошечка », обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; « Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова. Фольклор народов мира Песенки. «Гречку мыли», литов ., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого 290 291 пути!», голл., обр. И. Токмаковой ; «Веснянка», укр ., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж ., обр. Н. Гребнева (в сокр.). Произведения поэтов и писателей России Поэзия . И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов . «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злит- ся …»; А. Барто . «Веревочка». Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Кос- точка», «Прыжок», «Лев и собачка». Литературные сказки. Т. Александрова. « Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер . «Серая звездочка»; А. Пуш - кин . «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Се- ребряное копытце»; Н. Телешов . « Крупеничка »; В. Катаев. «Цветик- семицветик ». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия . А. Милн . «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходе- ра ; Я. Бжехва . «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера ; Дж. Ривз . «Шумный Ба-бах », пер. с англ. М. Бородицкой ; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. Литературные сказки. Х. Мякеля . « Произведения для заучивания наизусть «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру . «Мамин день», пер. с молд . Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова ; А. Пушкин. «У лукомо - рья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня». Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром». Дополнительная литература Русские народные сказки . «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки». Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы ; «Как братья отцовский клад на- шли», молд ., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина . Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков». Литературные сказки . А. Волков. «Волшебник Изумрудного горо - да» (главы); О. Пройслер . «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца ; Дж. Родари . «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три кон- ца »), пер. с итал . И. Константиновой; Т. Янссон . «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевс - кая . «Кот, который умел петь».
Проведение различных праздников с использованием театральных постановок
Книжки – малышки своими руками
Привлечение родителей в посещении библиотеки
Заключение Таким образом, использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития связной речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирую коммуникативную культуру дошкольника. Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным и не только в детском саду, но и дома. Регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»...
Восприятие художественной литературы через совместную деятельность воспитателя с детьми
Презентация....
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»
Методическая разработка для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе через организацию совместной проектно-игровой, досуговой и продуктивной деятельности.»...
Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"
Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...
Презентация "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность."
Презентация на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность"....
Формирование у детей интереса к художественной литературе через театрализованную деятельность
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение ж...