Перспективный план по проекту: «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (старшая группа)

Зайнуллина Сания Гафиятовна
Перспективный план по проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_k_proektu.docx64.24 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по проекту:

 «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором  посредством театрализованной  деятельности»

(4-5 лет) группы  «Речецветик»

НОД

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями / социальными партнерами

Совместная деятельность взрослого и детей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

ФЦКМ «Знакомство детей с фольклором башкирского народа».

Беседа на тему:  «Знакомство детей с фольклором башкирского народа»

Цель: Формировать представления детей о жизни башкирского народа, его искусстве. Прививать уважение и любовь к башкирскому народу и его труду. Обогащать знания детей о башкирском фольклоре.

Рассматривание иллюстраций национальной одежды, какие узоры украшают одежду. Показать отличие особенности национальной мужской и женской одежды. Находить отличия в элементах одежды.

Закрепить название элементов национальной одежды.

Художественно-продуктивная деятельность «Украшение женской головной повязки.

Цель: Закрепить название элементов одежды, башкирского орнамента. Развивать творчество и самостоятельность.

Беседа: «История моего посёлка».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу.

Пальчиковая игра «Пальцы дружная семья» - учить сочетать движения с текстом.

Индивидуальная работа по рисованию «Дорисуй бусы».

Цель: развивать мелкую моторику, умение продолжать ряд из геометрических фигур.

Д/и «Составь предложение»  

Цель:  продолжать учить составлять предложение с заданным словом.

Д/и «Собери картинку».

Цель: закрепить умение детей собирать из частей целое, развивать логическое мышление.

Беседа на тему: «Моя малая  Родина».

Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой родине, о своем посёлке,  его достопримечательностях.

 

Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка). 

Цель: Закрепить название одежды названий одежды: рубашка, халат,  и названий отдельных деталей одежды: рукав, воротник, подол.

Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

 

Рассматривание альбома «Мой посёлок»

В книжном уголке  разместить,  книги и иллюстрации на тему «Фольклор башкирского народа» 

Цель: развивать речь, память, воспитывать любознательность.

Игра с национальной куклой «Семья».

Рисование на тему ««Цветки на платке».

Цель: Продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента. Закреплять умение отличать башкирские узоры от узоров других.

Конструирование: «Улицы посёлка».

Цель: Учить передавать в постройке своеобразие улиц родного села. Развивать самостоятельность, творчество.

Обсуждение вопросов связанных с реализацией проекта

Создать условия для свободной,  игровой деятельность детей; создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Оформление папки - передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к башкирской  национальной культуре».

Беседа по интересующим у родителей вопросам.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

НОД

«Как медведь пчел искал»

 

Национальное башкирское блюдо – баурсак. 

Цель: Знакомить с традиционным башкирским блюдом – баурсак, о традициях, связанных с их приготовлением.

Театрализованный спектакль ««Медведь и пчелы» (башкирская народная сказка) 

Цель: Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки.

Беседа «Собираемся на праздник – Сабантуй».

Рассказывание легенды «В царстве Шульгена».

Цель: Познакомить с жанром башкирского фольклора – легендой.

Предложить  детям

  • настольно-печатную игру «Сложи картинку» - закреплять умение собирать целое из частей.

Развивающая мозаика на развитие мелкой моторики рук, развивать наблюдательность, зрительного восприятия, речи и интеллектуальных способностей.    Привлечь детей

Д/и «Придумай слово на заданный звук»

Цель: развивать фонематический слух, память.

Д/игра  «Кто больше назовет?».

Цель: закрепить названия посуды.

Стимулировать развитие интереса к совместным  играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на  предложение поиграть.

Ситуативное общение:

«Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о башкирских народных сказках и их героях.

Беседа о правилах поведения за столом.  Цель: учить навыкам культуры поведения за столом.

Ситуативное общение: «Пословицы и поговорки»

Цель: Приобщать к башкирскому  народному творчеству.

Закрепить знания о башкирских народных легендах  и их героях.

Д/и «Накроем стол к чаю».

 Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих.

В книжном уголке разместить, книгу и иллюстрации к башкирской  народной сказке «Медведь и пчёлы».

Дидактическая игра «В гостях у подруги»

Цель:  Знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства.

Продуктивная деятельность – закрашивание картинок в раскрасках карандашами.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Консультация  на тему: «Приобщение детей к традициям   башкирского народа».

 

                               

           

                         

Индивидуальные

беседы,

консультирован

ие по запросам

родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее; с традиционной пищей, которую готовят из молока.

Беседа о целебных напитках: кумыс.

Рассказывание башкирской сказки «Клубок». Подготовка к театрализованной деятельности.

Цель: Стимулировать желание детей к обыгрыванию сказки.

Развивать творчество и самостоятельность.

Игровые ситуации. Знакомство детей с музыкальными инструментами.

Цель: Познакомить с внешним видом и звучанием башкирских музыкальных инструментов: кубыз, курай, домбыра.

Рассказ легенды «Легенда о курае».

Цель: Познакомить с жанром башкирского фольклора – легендой.

Настольно-печатная игра «Башкирская посуда».

Цель: продолжать знакомить детей, с посудой башкирского народа.

Дидактическая игра  «Башкирский узор». 

Чтение (заучивание наизусть) стихотворения М. Гали «Курай».

Пальчиковая игра «Играем на курае».

Цель: учить сочетать движения с текстом.

Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».

Цель: учить с детьми правила гостеприимства и сервировки стола, внести в игру новые элементы.

Ситуативное общение:

« Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о башкирских народных сказках и их героях.

Ситуативный разговор  «Музыкальные инструменты – это хорошо или плохо?».

Цель: развивать логическое мышление, речь.

На мольберте разместить иллюстрации на тему «Легенда о курае»

Заинтересовать детей самостоятельной конструктивной деятельностью.  Развивать мелкую моторику рук, воображение.

В книжном уголке разместить. книгу и иллюстрации к башкирской  народной сказке «Клубок».

Лепка «Музыкальные инструменты».

 Цель: Закреплять знания о башкирских музыкальных инструментах, умение использовать разнообразные приемы лепки, передавая характерные особенности инструментов.

Подвижная игра «Курай»

Цель: Закрепить представления детей о башкирском народном музыкальном инструменте.

Рекомендовать родителям рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы».

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

НОД

«В гостях у башкирской сказки»

Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр». Подготовка к игре – драматизации.

Цель: Обогатить знания детей произведениями башкирского фольклора.  

Беседа о традиционной пище башкир из молока.

Цель: Продолжать знакомить с традиционной пищей башкир, приготовленной из молока (творог).

Рассматривание «Декоративно – прикладное искусство башкирская аппликация».

Цель: Познакомить с особенностями декоративно – прикладного искусства башкирского народа. Дать знания об узорах, которыми пользовались башкиры, выполняя аппликацию: на одежде, юрте, обуви, головном уборе, седле.

Д/и «Разрезные узоры».

Цель: знакомить детей с башкирским узором; развивать логическое мышление, память.

Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей» Цель: учить с детей правилам гостеприимства и сервировки стола.

 «Продолжи узор» Цель: упражнять детей в составлении узора на листе бумаги из геометрических фигур.

Пальчиковая игра «Дружба» - учить сочетать движения с текстом.

Игровая деятельность по интересам детей – развивать у детей самостоятельность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

На мольберте разместить иллюстрации на тему «Башкирские блюда»

На мольберте разместить иллюстрации на тему «Башкирские узоры на одежде, юрте, обуви, головном уборе, седле»

Театрализованная деятельность (различные виды театров, театрализованные игры, игры драматизации).

Заинтересовать детей самостоятельной конструктивной деятельностью.  Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.

Цель. Продолжать формировать интерес к книге, учить бережному отношению к книгам, обращать внимание детей на то, что разорванные книги необходимо вовремя «лечить».

Создать условия для свободной игровой деятельность детей; создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Создание условий для  игровой деятельности.

Цель: побуждать детей  организовывать игры, находить себе занятие по интересам, развивать воображение.

Консультация                                       на тему: «Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

                               

Индивидуальное консультирование по вопросам родителей.

Индивидуальное консультирование по вопросам родителей.

Рекомендации

родителям по

семейному

чтению,

подборка

литературных

произведений башкирского народа.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Рассматривание иллюстраций предметов домашнего быта: нары, сундук, печь, урза. Изготовление предметов быта для кукольного уголка. Знакомство детей с предметами  домашнего быта.

Беседа о пословицах. Составление сказок, рассказов или рисование по сюжету пословицы.

Цель: Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок. Развивать литературное творчество детей.

Придумывание сказки или рассказа по одной из пословиц.

Цель:  Продолжить знакомить детей с башкирскими пословицами.

Чтение сказки «Старая мать».

Цель: Формировать нормы уважительного отношения к старшим.

закрепить знания о предметах домашнего быта.

Д/и «Башкирское лото».

Цель: знакомить детей с башкирскими традициями, закреплять названия музыкальных инструментов, одежды, и т. д.; развивать логическое мышление, память.

Дид. игра «Что из чего сделано».

Цель: учить детей разделять предметы на группы по материалу

Пальчиковая игра «Дружба» - учить сочетать движения с текстом.

Игровая деятельность по интересам детей – развивать у детей самостоятельность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.

Рассматривание иллюстраций, репродукций по теме недели

Заучивание стихотворения С. Баруздин «С чего начинается Родина».

Цель: учить понимать смысл произведения.

Рассматривание иллюстраций, репродукций по теме недели

Создать условия для самостоятельной деятельности со строительным материалом (строим нары, печь  для куклы)

Познакомить детей с новой игрой

«Пять пальчиков»

Цель: Учить играть, соблюдая правила.

Создание условий для  игровой деятельности.

Цель: побуждать детей  организовывать игры, находить себе занятие по интересам, развивать воображение.

Игры с любимой игрушкой – персонажем и ролевыми атрибутами.

Конструирование из крупного и  среднего  конструктора знакомых построек.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Привлечение родителей к оформлению альбома  

«Башкирские стихи, потешки, пословицы  –  помощники в воспитании детей».

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Рассматривание предметов домашней утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки.

Цель: Познакомить с предметами утвари из бересты: посуда, кузовки, короба, латки, их назначением.

Беседа «Моя семья». Оформление альбома с фотографиями членов семьи «Моя семья.

Игра-загадка «Сколько нас?» Чтение стихотворения Ф. Губайдуллиной «Мама принесла малышку». Цель: Закрепить имя, отчество родителей; знания о родственных отношениях.

Рассматривание альбома и рисование на тему «Моя семья».

Цель: Дать понятие о том, что у каждого есть семья.

Закрепить и объяснить значение пословицы:  «Вместе – не тяжело, порознь – хочется бросить». Можно понять, что вместе легко, а по-отдельности – тяжело.

Д/и «Скажи ласково

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Д/и  «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Просмотр  башкирской сказки «Ленивая девочка».

Цель: Знакомить с произведением различными средсвами.

Ситуативный разговор «Что такое пословица?» Цель: развивать у детей логическое мышление, речь.

Чтение стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?», Х. Габитова «Наша семья»

Ситуативный разговор «Собеседник» -правила ведения диалога.

Д/и «Бывает—не бывает» (с мячом)

Цель: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

На мольберте разместить иллюстрации домашней утвари из бересты.

 

Сюжетно-ролевые игры башкирского народа.

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Познакомить детей с новой  игрой “Юрта”.
Цель: Учить играть, соблюдая правила.

Сюжетно-ролевая игра «В аул к дедушке и бабушке».

Цель: Помочь детям в организации игры, учить объединять игровые действия в единый сюжет, развивать фантазию, желание включать в игры пение песен, чтение стихов.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Оформление альбома с фотографиями членов семьи «Моя семья»

Предложить почитать стихи башкирских писателей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

НОД

ФЦКМ с использованием лэпбука

«Башкирская народная культура»

Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта. Рассматривание картины башкирского художника Л. Тюлькина «Моя мама». Цель: Развивать творчество и самостоятельность

Знакомство с работой башкирского художника А. Ф. Лутфуллина «Женский портрет», «Три женщины».

Знакомить с картинами башкирских художников.

Рассказ легенды «Происхождение башкир».

Уточнить у детей представления о природе, богатстве Башкортостана.

закрепить знания кто и  кому приходится в семье.

Предложить настольно-печатную игру «Собери портрет бабушки».

настольно-печатную игру «Собери картинку» - продолжать учить детей собирать целое из частей.

Муз. дид. игра

«Что звучит?»

Цель: учить различать звучание знакомых муз. инструментов:

Ситуативный разговор «Как мы можем помочь маме, бабушке, сестре?» - развивать мышление, речь, воспитывать любовь к своей маме.

Д/ игра «В гости бабушка пришла».

Чтение стихотворения Г. Молодцова «Башкирия».

Стимулировать развитие интереса к совместным  играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на  предложение поиграть

Чтение стихотворения Ф. Мажитова «Бабушка моя», Г. Юнусова «Праздник мам».

Цель: Показать детям, что бабушка и дедушка – это члены большой семьи, в такой семье вместе живут три поколения.

Помочь детям в организации игры, учить объединять игровые действия в единый сюжет, развивать фантазию.

Внести в книжный уголок книгу с  башкирской народной сказкой «Добром за добро».

Игровые ситуации. Знакомство детей с музыкальными инструментами: кубызом, домбырой, кураем.

Консультация

на тему: «Лучше нет родного края»

                                   

                     

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа о городе Уфа. Чтение стихотворения К. Вуколова «Мой город».

Цель: Расширить и закрепить представления детей о городе Уфа.

Беседа на тему:  «Достопримечательности города Уфа».

Цель: Закрепить представления о достопримечательностях города, познакомит с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками. Воспитывать чувство восхищения красотой города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее.

Беседа: Рассматривание иллюстраций разных типов жилищ:  юрта, бревенчатые жилища.

Цель: Познакомить с жилищами древних башкир.

Обратить внимание на внутренне украшение жилищ, различие в строении, материале и т.п.

Рассматривание картин А. Х. Ситдикова «В башкирской избе».

Цель: Сравнивать картины, найти отличие, сходство в оформлении башкирской избы в работах башкирских художников. Закрепление знаний об отличительных особенностях в строениях.   

закрепить знания безопасного поведения во время прогулки.

Предложить детям раскраски на тему «Город».

 Предложить настольно-печатную игру «Собери картинку» - продолжать учить детей собирать целое из частей.

«Где я?» - развивать умение определять положение предметов в пространстве относительно себя

Ситуативный разговор о своём  родном посёлке.

Цель: Расширить и закрепить представления детей о своём родном посёлке.

Подвижная игра «Медный пень» - учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Изготовить макет бревенчатого дома, юрты.

Декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

Создать условия для самостоятельной деятельности в уголке рисования (работа с раскрасками)

Разместить в книжном уголке книгу и альбом

«Достопримечательности города Уфы».

Разместить в книжном уголке иллюстрации разных типов жилищ:  юрта, бревенчатые жилища.

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.

Цель. Продолжать формировать интерес к книге, учить бережному отношению к книгам, обращать внимание детей на то, что разорванные книги необходимо вовремя «лечить».

Консультация

на тему:                              

«Башкирские народные подвижные игры для                                                                                                             детей дошкольного возраста»

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

НОД

«Украсим платочек башкирским

орнаментом»

НОД

«В гостях у бабушки Розы»

Рассказывание сказки «Шумбай».

Цель: подготовить  детей к театрализованной деятельности.

Беседа о труде пчеловода. Рассматривание картин башкирских художников: А. Ситдикова «Башкирский мед», А. Тюлькина «Аромат меда».

Цель: Вызвать у детей интерес к труду пчеловода. Воспитывать уважение к труду пчеловода.

Беседа о том, какой орнамент может быть на башкирском платке»

Беседа о красоте и мудрости народа Башкортостана.

дидактическая игра «Что прячется под картинкой» - учить угадывать предмет по силуэту

Д\и «Что изменилось?»

Цель: учить выявлять  парные картинки ( по теме недели)

дидактическая игра «Что прячется под картинкой?» - развивать зрительное внимание, активизировать словарь по теме.

Дидактическая игра

 «Найди, где лежит»

Цель: учить ориентироваться в пространстве

Ситуативный разговор о том, что во время прогулки нельзя разбегаться по сторонам, нужно играть вместе – закреплять знания правил безопасного поведения на прогулке

Чтение стихотворения Р. Тимершиной «Пчела».

Ситуативный разговор «Что мне подарит Дед Мороз?» - развивать у детей мышление, речь, фантазию

Создание тематических коллажей, альбомов, коллекций, выставок, мини

 Музеев.

Разместить в книжном уголке книгу с башкирской народной сказкой «Шумбай»

Сюжетно-ролевая игра «На пасеке».

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Закрепить знания о труде пчеловода.

Цель: познакомить детей с правилами игры.

В книжном уголке разместить

альбомы с  башкирскими орнаментами.

Внесение новых книг, альбомов, иллюстраций с башкирской тематикой. Сюжетно-ролевые игры. Настольные игры.

Оформление выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка»

Беседы по текущим проблемам.

Пригласить

родителей

принять участие

и изготовить

вместе с

ребенком

«Башкирская народная культура» из

любого

природного или

бросового

материала,

вовлечение

родителей в

совместную

творческую

деятельность с

детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями воспитанников

Перспективный план работы музыкального руководителя с родителями воспитанников на учебный год...

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Тематический план взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ по рабочей программе  Веракса "От рождения до школы" с ФГОС...

Карта обследования; перспективный план индивидуальной работы с воспитанником.

Карта обследования ребенка; перспективный план индивидуальной работы с воспитанниками...

перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы на 2014-2015 учебный год

Перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников на год...