ПРОЕКТ «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (старшая группа)

Зайнуллина Сания Гафиятовна
В современном мире очень много инноваций и наши дошкольники не плохо их воспринимают. Но не надо забывать про народный фольклор, который несет детям столько тепла, добра, любви к родному краю, дружелюбия среди сверстников, уважение к взрослым. Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Который будет носителем черт характера присущего своему народу, так - как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «РОДНИЧОК»

ПРОЕКТ

                 «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором

                       посредством театрализованной деятельности»

D:\б.jpg

Автор проекта:
воспитатель

I квалификационной категории
ЗайнуллинаСанияГафиятовна

Новогорный,  2020 г

Название проекта:«Ознакомление воспитанников с башкирским фольклоромпосредством театрализованной деятельности».

Актуальность темы: В современном мире очень много инноваций и наши дошкольники не плохо их воспринимают. Но не надо забывать про народный фольклор, который несет детям столько тепла, добра, любви к родному краю, дружелюбия среди сверстников, уважение к взрослым и т.д.
Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность
каждого ребенка. Который будет носителем черт характера присущего своему народу, так - как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Башкирское народное творчество имеет огромное
познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой
большую художественную ценность. Образный и живой язык народных сказок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетично. Башкирские сказки, игры знакомят детей с историческим промыслом башкирского народа. Народный фольклор несет, неоценимое богатство каждого народа,выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через фольклорные произведения ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблема: В настоящее время родители мало кто читает народные сказки, при общении пользуются поговорками, пословицам, поют своим детям
колыбельных, играют с ними в народные игры. Им легче дать ребенку
планшеты, телефоны включить мультфильмы (зарубежные), компьютерные
игры, зачастую в которых
отсутствует нравственное и воспитательное
содержание.

Разучились разговаривать с ними. Вот и дети говорят плохо. Именно устное
народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в
людях доброе начало, создавать условия для развития речи, мышления детей,
мотивации поведения,
накопления положительного морального опыта в
межличностных отношениях. Поэтому я поставила задачу, заинтересовать
детей и их родителей с башкирским фольклором.

Тематическое поле:  групповая комната

Продукт проекта: Конспект  НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «В гостях у башкирской сказки», конспект  НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Как медведь пчел искал», Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа  «Секреты бабушкиного сундука». Выставка - конкурс  «Культура башкирского народа». Музыкальное развлечение:«В гостях у бабушки Розы».

Ожидаемые результаты:

Общие:Повышение интереса к сказкам и театрализованной деятельности

Для детей:Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через сказку, через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

Для родителей: Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Для педагога: Создание условий для творческой активности и творческих способностей детей, их воображения посредством театрализованной деятельности.

Средства и оборудование:

Технические:Магнитофон, музыкальные записи башкирских детских композиторов.

Методические:Сюжетные картинки « Быт башкирского народа, рассказывание по картине «В башкирской избе»;  Лэпбук « Башкирская народная культура», тексты  стихов и загадок  о традициях башкирского народа»
Организационные:Столы,  стулья, доски для  лепки, салфетки, мольберт.

Цель проекта:создание  условий для приобщения детей к системе культурных ценностей своего народа и своей семьи через башкирский фольклор посредствам театральной деятельности.

Образовательные задачи:

формировать представление воспитанников групп старшего  возраста о культурных ценностях, и народных традициях средствами башкирского фольклора; познакомить детей с башкирским  фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.

Развивающиезадачи:

развивать у детей интерес к башкирскому  фольклору;

развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора; расширить и активизировать словарь детей;

развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на башкирском фольклоре;развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитательныезадачи:

воспитывать любовь к людям, к традициям и фольклору.

Вид проекта:  познавательно-творческий.

По составу участников: групповой (педагоги,родители, воспитанники старшего возраста и их родители, музыкальный руководитель).

По содержанию: интегрированный.

По срокам реализации: долгосрочный( сентябрь 2019- 2020 г)

Форма представления: демонстрация презентации проекта «Башкирская народная культура».

Сценарий совместной деятельности по решению задач:

Этапы

Формы
взаимодействия

Содержание деятельности

Ответственные

Подготовительный

Педагоги – дети

- Беседа «Знакомство детей с фольклором башкирского народа»

- Диагностика

Педагоги группы

Педагоги – родители

-  Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.

- Определение содержания деятельности всех участников проекта.

- Поиск различных средств достижения цели.

Педагоги группы

Деятельность педагогов

- Обсуждение целей и задач.
- Составление тематического планирования мероприятий.

- Подбор наглядного материала.

Педагоги группы

Основной

Педагоги – дети

- Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка).

- Беседа «Собираемся на праздник – Сабантуй».

-Чтение башкирских народных сказок: «Добром за добро», «Лентяйка», «Медведь и пчелы», «Ленивый сын», «Сказка о курае».

- Знакомство с башкирскими  колыбельными песнями.

- Рисование «Цветки на платке».

Разучивание башкирских колыбельных песен,потешек, загадок, пословиц, поговорок,танцев.

- Знакомство  с башкирскими подвижными играми.

- Чтение и драматизация  башкирских  народных сказок.

- Рассматривание иллюстраций по башкирским  народным сказкам.

Педагоги группы,

 муз.рук

Педагоги - родители

Изготовление поделок, совместно с детьми, на выставку «Культура Башкортостана»

Помощь в подготовке праздника башкирского фольклора : изготовление костюмов, атрибутов к народным играм и т.д.

Педагоги группы, родители

Родители - дети

- Выставка – конкурс  «Культура Башкортостана», изготовление альбомов по декоративно-прикладному искусству, утвари, национальным блюдам, традициям.

Родители

Заключительный

Педагоги – родители - дети

- Диагностика.

- Оформление выставки творческих работ.- Оформление материалов проекта.

-  Проведение музыкального развлечения «В гостях у бабушки Розы».

Педагоги группы, родители

Технологическая карта проекта:

Образовательная
область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Познавательный, коммуникационный, игровой

- Беседы с детьми о сказках, героях,

 их нравственных качествах;

-  беседы о книгах.

Познавательное развитие

Коммуникационный, познавательный, игровой

- Беседа. Знакомство с башкирским народным творчеством

(сказки, пословицы, поговорки) и т д. - Просмотр видеофильмов,
«Башкирские сказки»,  книг,  альбомов.

Речевое развитие

Коммуникационный, игровой

- Чтение сказок.

- разучивание поговорок, пословиц, загадок, пересказ башкирских народных сказок, дидактические игры.

- Задачи по сказкам «Продумай конец», «Узнай сказку по картине». Театральные игры.Обыгрывание сюжетов сказок.

Художественно-эстетическое развитие

Творческий, продуктивный

- Рисование «Узоры на ковре».

- Лепка «Музыкальные инструменты».

- Музыкальная д/и «На каком инструменте играю»

- Разучивание башкирских колыбельных песен и танца.

- Рассматривание «Декоративно – прикладное искусство – башкирская аппликация».

Музыкальное развлечение  башкирского фольклора «В гостях у бабушки Розы».

Физическое развитие

Коммуникативный, игровой,

двигательный

- Разучивание подвижных, хороводных игр –

“У медведя во бору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”,

“Лети-лети”, “Иголка и нитка,“Пустое место”,

 “Третий лишний”,ору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”, “Лети-лети”, “Иголка и нитка”,
“Пустое место”, “Третий лишний”.

Список используемой литературы:

  1. Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа – 2003
  2. Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа – 2006
  3. Агишева Р.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан». Уфа-2005
  4. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.
  5. Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать!. Уфа - 2007
  6. Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.
  7. Гасанова Г.Х. Синтез искусств. Уфа – 2005
  8. Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа - 2004.
  9. Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. Уфа — 2002.
  10. Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа - 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»

«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»...

План работы по взаимодействию с родителями воспитанников средней группы по театрализованной деятельности

План поможет организовать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме....

Развитие творческих способностей воспитанников детского сада через театрализованную деятельность

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается  как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.  Основной целью воспита...

ПРОЕКТ «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»

ПРОЕКТ                 «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором...