ПРОЕКТ «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_oznakomlenie_vospitannikov_s_bashkirskim_folklorom.docx | 94.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»
ПРОЕКТ
«Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором
посредством театрализованной деятельности»
Автор проекта:
воспитатель
I квалификационной категории
ЗайнуллинаСанияГафиятовна
Новогорный, 2020 г
Название проекта:«Ознакомление воспитанников с башкирским фольклоромпосредством театрализованной деятельности».
Актуальность темы: В современном мире очень много инноваций и наши дошкольники не плохо их воспринимают. Но не надо забывать про народный фольклор, который несет детям столько тепла, добра, любви к родному краю, дружелюбия среди сверстников, уважение к взрослым и т.д.
Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность
каждого ребенка. Который будет носителем черт характера присущего своему народу, так - как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. Башкирское народное творчество имеет огромное
познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой
большую художественную ценность. Образный и живой язык народных сказок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетично. Башкирские сказки, игры знакомят детей с историческим промыслом башкирского народа. Народный фольклор несет, неоценимое богатство каждого народа,выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через фольклорные произведения ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема: В настоящее время родители мало кто читает народные сказки, при общении пользуются поговорками, пословицам, поют своим детям
колыбельных, играют с ними в народные игры. Им легче дать ребенку
планшеты, телефоны включить мультфильмы (зарубежные), компьютерные
игры, зачастую в которых отсутствует нравственное и воспитательное
содержание.
Разучились разговаривать с ними. Вот и дети говорят плохо. Именно устное
народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в
людях доброе начало, создавать условия для развития речи, мышления детей,
мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в
межличностных отношениях. Поэтому я поставила задачу, заинтересовать
детей и их родителей с башкирским фольклором.
Тематическое поле: групповая комната
Продукт проекта: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «В гостях у башкирской сказки», конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Как медведь пчел искал», Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука». Выставка - конкурс «Культура башкирского народа». Музыкальное развлечение:«В гостях у бабушки Розы».
Ожидаемые результаты:
Общие:Повышение интереса к сказкам и театрализованной деятельности
Для детей:Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через сказку, через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
Для родителей: Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Для педагога: Создание условий для творческой активности и творческих способностей детей, их воображения посредством театрализованной деятельности.
Средства и оборудование:
Технические:Магнитофон, музыкальные записи башкирских детских композиторов.
Методические:Сюжетные картинки « Быт башкирского народа, рассказывание по картине «В башкирской избе»; Лэпбук « Башкирская народная культура», тексты стихов и загадок о традициях башкирского народа»
Организационные:Столы, стулья, доски для лепки, салфетки, мольберт.
Цель проекта:создание условий для приобщения детей к системе культурных ценностей своего народа и своей семьи через башкирский фольклор посредствам театральной деятельности.
Образовательные задачи:
формировать представление воспитанников групп старшего возраста о культурных ценностях, и народных традициях средствами башкирского фольклора; познакомить детей с башкирским фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.
Развивающиезадачи:
развивать у детей интерес к башкирскому фольклору;
развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора; расширить и активизировать словарь детей;
развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на башкирском фольклоре;развивать воображение, творческие и актерские способности.
Воспитательныезадачи:
воспитывать любовь к людям, к традициям и фольклору.
Вид проекта: познавательно-творческий.
По составу участников: групповой (педагоги,родители, воспитанники старшего возраста и их родители, музыкальный руководитель).
По содержанию: интегрированный.
По срокам реализации: долгосрочный( сентябрь 2019- 2020 г)
Форма представления: демонстрация презентации проекта «Башкирская народная культура».
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Этапы | Формы | Содержание деятельности | Ответственные |
Подготовительный | Педагоги – дети | - Беседа «Знакомство детей с фольклором башкирского народа» - Диагностика | Педагоги группы |
Педагоги – родители | - Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта. - Определение содержания деятельности всех участников проекта. - Поиск различных средств достижения цели. | Педагоги группы | |
Деятельность педагогов | - Обсуждение целей и задач. - Подбор наглядного материала. | Педагоги группы | |
Основной | Педагоги – дети | - Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка). - Беседа «Собираемся на праздник – Сабантуй». -Чтение башкирских народных сказок: «Добром за добро», «Лентяйка», «Медведь и пчелы», «Ленивый сын», «Сказка о курае». - Знакомство с башкирскими колыбельными песнями. - Рисование «Цветки на платке». Разучивание башкирских колыбельных песен,потешек, загадок, пословиц, поговорок,танцев. - Знакомство с башкирскими подвижными играми. - Чтение и драматизация башкирских народных сказок. - Рассматривание иллюстраций по башкирским народным сказкам. | Педагоги группы, муз.рук |
Педагоги - родители | Изготовление поделок, совместно с детьми, на выставку «Культура Башкортостана» Помощь в подготовке праздника башкирского фольклора : изготовление костюмов, атрибутов к народным играм и т.д. | Педагоги группы, родители | |
Родители - дети | - Выставка – конкурс «Культура Башкортостана», изготовление альбомов по декоративно-прикладному искусству, утвари, национальным блюдам, традициям. | Родители | |
Заключительный | Педагоги – родители - дети | - Диагностика. - Оформление выставки творческих работ.- Оформление материалов проекта. - Проведение музыкального развлечения «В гостях у бабушки Розы». | Педагоги группы, родители |
Технологическая карта проекта:
Образовательная | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Познавательный, коммуникационный, игровой | - Беседы с детьми о сказках, героях, их нравственных качествах; - беседы о книгах. |
Познавательное развитие | Коммуникационный, познавательный, игровой | - Беседа. Знакомство с башкирским народным творчеством (сказки, пословицы, поговорки) и т д. - Просмотр видеофильмов, |
Речевое развитие | Коммуникационный, игровой | - Чтение сказок. - разучивание поговорок, пословиц, загадок, пересказ башкирских народных сказок, дидактические игры. - Задачи по сказкам «Продумай конец», «Узнай сказку по картине». Театральные игры.Обыгрывание сюжетов сказок. |
Художественно-эстетическое развитие | Творческий, продуктивный | - Рисование «Узоры на ковре». - Лепка «Музыкальные инструменты». - Музыкальная д/и «На каком инструменте играю» - Разучивание башкирских колыбельных песен и танца. - Рассматривание «Декоративно – прикладное искусство – башкирская аппликация». Музыкальное развлечение башкирского фольклора «В гостях у бабушки Розы». |
Физическое развитие | Коммуникативный, игровой, двигательный | - Разучивание подвижных, хороводных игр – “У медведя во бору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”, “Лети-лети”, “Иголка и нитка,“Пустое место”, “Третий лишний”,ору” , Юрта”, “Курай”, “Пчелы и медведь”, “Лети-лети”, “Иголка и нитка”, |
Список используемой литературы:
- Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа – 2003
- Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа – 2006
- Агишева Р.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан». Уфа-2005
- Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.
- Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать!. Уфа - 2007
- Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. Уфа - 2002.
- Гасанова Г.Х. Синтез искусств. Уфа – 2005
- Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. Уфа - 2004.
- Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. Уфа — 2002.
- Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа - 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»
«Ознакомление с художественной литературой через театрализованную деятельность в группе раннего возраста»...
План работы по взаимодействию с родителями воспитанников средней группы по театрализованной деятельности
План поможет организовать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме....
План работы по взаимодействию с родителями воспитанников старшей группы по театрализованной деятельности
Материал для педагогов ДОО....
Развитие творческих способностей воспитанников детского сада через театрализованную деятельность
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Основной целью воспита...
ПРОЕКТ «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
ПРОЕКТ «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором...
Перспективный план по проекту: «Ознакомление воспитанников с башкирским фольклором посредством театрализованной деятельности»
Перспективный план по проекту. ...
Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»
Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»...