Конспект ООД "Юрта Кыш Бабая"
план-конспект занятия

Шарипова Светлана Халитовна

Знакомство детей с башкирским Дедом Морозом ("Кыш Бабай")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuota_kysh_babaya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Юрта Кыш Бабая»

Для детей дошкольного возраста

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Интегрированные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное, речевое развитие.

Цель: Познакомить детей с художественным оформлением  юрты Кыш Бабая, украсить юрту орнаментом.

Интегрированные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом (цветовое решение: серый или белый войлок; элементы орнамента: зигзагообразные линии, ромбы, рогообразные, сердцевидные мотивы).

Развивающие: способствовать развитию художественного вкуса, творчество, чувства ритма.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративному народному творчеству.

Предварительная работа:

Познакомить детей с башкирской легендой «Происхождение башкир»

Рассматривание иллюстраций башкирского орнамента.

Средства:

 Макет башкирской юрты.

         Цветные фотографии.

 Вариативные образцы башкирского орнамента (разных его мотивов)

 Цветные карандаши, фломастеры, гуашь (на выбор).

 Образные бумажные формы, передающие особенности юрт.

Содержание

Воспитатель:

— Ребята, скоро «Новый год», и на праздник приходит Дет Мороз.

- Башкирского Деда Мороза зовут Кыш Бабай. (Слайд1.)

Расположился башкирский "дед мороз" у подножия шихана горы Торатау. Которая находится в Ишимбайском районе. Когда-то эта гора была священной у башкир, на ней праздновали праздники. (Слайд2.)  Вместо новогоднего теремка у нашего Кыш Бабая – юрта. Передвигается он на лошадях. Его шапка или колпак напоминает башкирский национальный головной убор, войлочное одеяние покрыто снежными узорами.

- Что это такое Юрта? А для чего она нужна Кыш Бабаю? (Чтобы в ней жить, встречать гостей).  Давайте мы сейчас более внимательно рассмотрим это башкирское жилище. (Рассматривание макета.) Какой формы юрта? Стены юрты состояли из решеток вытянутой прямоугольной формы. Они скреплялись друг с другом ремешками последовательно по кругу. В верхней части тонкие жерди башкиры стягивали веревкой и устанавливали деревянный обод (сагарык). Крыша юрты была остроконечной или круглой. (Показать рисунки разных вариантов юрт.) В центре крыши было круглое отверстие. Как вы думаете, для чего башкиры оставляли отверстие в верхней части купола юрты? Да, для освещения. Ну а деревянный каркас покрывали войлоком.

Ребята, а есть ли в юрте окна и двери? (Сказать, что у юрты была только одна дверь, окна отсутствовали.) Посмотрите, для чего башкиры так старательно украшали дверь в юрту. Вспомните, для чего Русский народ украшал наличники окон, двери. Дверь украшалась орнаментом, чтобы злые силы не проникали внутрь.

Послушайте легенду «Письмо сына, который не умел писать»:

«Давно это было, люди тогда еще не умели писать. Жили на Урале башкиры. И вот захотел сын, который пас скот на пастбище, послать весточку своей матери, которая сильно болела. Он хотел рассказать о себе, как он живет, хотел пожелать ей здоровья, но не знал, как это сделать. И тогда он придумал нарисовать все, что хотел сказать. Взял он березовую кору и вырезал на ней рисунок. Отправил он его матери с голубями.

Получила мать такое послание, долго смотрела, думала, а потом

догадалась. Видит она такой знак, да ведь это похоже на рога животных  (Слайд3), значит, сын ее говорит, что он пасет два стада, пастбище  его находится около леса, потому что это  похоже на дерево, которое под ветром склонилось. (Слайд4) А этот знак  похож на изгородь, значит, пастбище огорожено от хищников. (Слайд5) А этот знак  похож на лучи солнца, значит, погода стоит хорошая.(Слайд6) А что это за знак? Помогите бабушке! На что он похож? Сын желает матери здоровья, думает о матери, сердце его заботится о ней. (Слайд7) А этот знак говорит, что в середине пастбища поставлен дом-юрта».

- А сейчас поиграем с Кыш Бабаем

Физминутка:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили,

Круглый, крепкий,

Очень гладкий.

Но совсем – совсем

Не сладкий.

Раз подбросим,

Два поймаем,

Три уроним и сломаем!

Предложить детям украсить башкирским орнаментом юрту, выбрав по желанию ту или иную ее форму (тип) и изобразительные материалы. В конце занятия полюбоваться разными вариантами оформления башкирского жилища, выделить отдельные элементы орнамента, определить, на что они похожи.

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Проделки Бабы Яги в зимнем лесу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме «Здравствуй, зимушка-зима!» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ...

Конспект новогоднего праздника "Баба Яга в гостях у ребят"

Действующие лица взрослые: Ведущий, Баб Яга, Дед Мороз.Дети: Пингвины, конфеточки, звездочки, морозята, белый медведь, Снегурочка...

Конспект итогового занятия Баба-Яга

Открытое интегрированное занятие в средней группе «Проделки Бабы Яги»...

Конспект занятия "Снежная баба"

рисование скомканой бумагой (оттиск бумагой)...

Конспект занятия "Снежная баба"

Конспект занятия по кружковой работе "Рисуй, художник маленький"...

Конспект квеста «Коллекция Бабы-Яги» (младшая группа)

Авторы:  Яковлева Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ № 21, г.Канск, Красноярский край и Маненкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ № 21, г.Канск, Красноярский крайОписание материала:...

Конспект ООД «Проказы Бабы Яги»

Конспект ООД «Проказы Бабы Яги»Цель: диагностировать возможность детей самостоятельно находить решение проблемы....