Конспект НОД "Проделки Бабы Яги в зимнем лесу"
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме «Здравствуй, зимушка-зима!» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием приёмов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prodelki_baby_yagi.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида второй категории г.Челябинска
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи
по теме «Здравствуй, зимушка-зима!»
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
с использованием приёмов мнемотехники
Проделки Бабы Яги в зимнем лесу
Составила:
Мякишева Виктория Игоревна,
учитель-логопед I квалификационной категории
Челябинск, 2012
Программное содержание.
Образовательные задачи.
1. Актуализировать знания детей о зиме, о диких животных.
2. Учить составлять распространённые предложения с опорой на мнемоквадрат.
3. Учить подбирать однокоренные слова к слову снег. Формировать умение преобразовывать слова в символы, самостоятельно составлять мнемодорожку.
4. Учить заучивать короткий стихотворный текст, пользуясь мнемотаблицей.
5. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, правильном употреблении их в речи.
6. Упражнять детей в образовании и правильном употреблении в речи названий детёнышей диких животных.
7. Закреплять умение детей составлять предложения по картине самостоятельно либо опираясь на вопрос логопеда.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать фонематический слух, чувство ритма.
2. Развивать силу голоса, интонационную выразительность речи.
3. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
4. Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, мышление, воображение.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
2. Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование. Ноутбук, проектор, мольберт, игра «Узнай по контуру», изображения заячьих и волчьих следов, мнемодорожки с зашифрованными предложениями типа «У лисы беличий хвост», игра «Разрезные картинки» с изображением диких животных и их детёнышей, мнемоквадрат к слову зима, символы для звукового анализа слова зима, игра «Повтори ритм», лист ватмана для заполнения мнемодорожки (однокоренные слова к слову снег), фломастеры, мнемотаблица для заучивания стихотворения, конфеты.
Словарная работа. Названия диких животных и их детёнышей, прилагательные и глаголы по темам «Здравствуй, зимушка-зима!», «Кто как к зиме готовится», притяжательные прилагательные, однокоренные слова к слову снег (снежинка, снежок, снегирь, Снегурочка, подснежник, снежный, снеговик, снегопад, снегокат).
Предшествующая работа. Наблюдения за живой и неживой природой, беседы о зиме, о диких животных, экскурсия в парк, чтение произведений художественной литературы (С. Есенин "Пороша", А. Пушкин "Зима! Крестьянин, торжествуя…" (из романа "Евгений Онегин"), "Снегурочка" (по народным сюжетам), В. Даль "Старик-годовик" и т.д.), рисование диких животных, оформление выставки на тему «Здравствуй, зимушка-зима!», игры «Узнай по контуру», «Чей след?», «Кто хвост потерял?», «У кого кто?», «Когда это бывает?», отгадывание загадок, составление описательных рассказов о животных, составление рассказа по картинному плану о зиме.
Индивидуальная работа. Активизация малоактивных детей.
Ход.
Организационный момент. Логопед заводит детей в зал, просит встать в круг: - Я хочу поделиться с вами хорошим настроением. (Передают по кругу рукопожатие). А теперь давайте поделимся хорошим настроением с гостями. (Здороваются, дуют на ладонь в сторону гостей)
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по сказочному зимнему лесу. Нужно сказать волшебные слова. Топни, хлопни, повернись! В лесу волшебном очутись!
Дети подходят к монитору. Из динамиков раздаётся вой пурги и злобный хохот.
Логопед: - Что-то случилось в лесу. Послушайте, как воет вьюга. Садитесь на пенёчки, узнаем, что же произошло.
Основная часть.
На экране изображение леса с признаками разных времен года. На опушке леса лежит метла.
- Ребята, посмотрите, в лесу перепутаны времена года. - Чего не бывает зимой? (Ответы детей)
Логопед: - Интересно, кто же мог перепутать времена года в лесу?
(По наличию метлы на картинке дети высказывают предположение, что это Баба Яга – на экране появляется изображение Бабы Яги в избушке).
Логопед: - Давайте попробуем расколдовать лес, попросим Бабу Ягу вернуть зиму в лес. Добраться до избушки нам помогут дикие животные. Кто же сможет нам помочь?
На экране наложенные друг на друга изображения контуров диких животных. Дети называют животных, опираясь на вопросы логопеда:
-Кто сможет нам помочь? Кого ты видишь? И т.д.
Логопед: - Молодцы, ребята. Посмотрите, кто-то из зверей оставил подсказку. Чьи следы вы видите? Интересно, куда они нас приведут?
Дети подходят к столам. На столах лежат карточки и конверты. В конвертах – разрезные картинки с изображением диких животных с детёнышами. На карточках – зашифрованные предложения типа У лисы беличий хвост.
Логопед: - Ребята, мы с вами попали в чащу леса. Баба Яга так заколдовала животных, что у них перепутались части тела. Давайте прочитаем, что зашифровано на карточках и исправим предложения. (Ответы детей)
Логопед: - Теперь, чтобы нам окончательно расколдовать животных, давайте сложим их фотографии.
Дети складывают разрезные картинки, потом отвечают на вопросы логопеда: - Чью фотографию ты сложил (а)? Кто у тебя?
Логопед: - Молодцы, справились с заданием. Отправится дальше нам поможет ветер.
Динамическая пауза.
Ветер северный подул: с-с-с-с, машут руками, проговаривая звук «с»
и снежинки с веток сдул: сь-сь-сь-сь. поднимают руки вверх, затем опускают со звуком «сь»
Вьюга тут же подхватила: в-в-в-в, кладут руки на голову, произносят звук «в»
и снежинки закружила: ф-ф-ф-ф, кружатся со звуком «ф»
Все тропинки замела: х-х-х-х, делают руками подметающие движения со звуком «х»
на поляну привела. кружатся
Логопед: - Ребята, мы оказались на заколдованной поляне. Здесь Баба яга оставила нам загадку. Нужно объяснить, как все эти картинки и знаки относятся к слову зима.
Перед детьми мнемоквадрат из 9-ти ячеек, заполненный картинками - символами, относящимися к слову зима.
Дети составляют предложения, пользуясь зашифрованными символами и опираясь на вопросы логопеда:
-Как эти предметы связаны со словом зима?
-Что бывает зимой?
-Что мы делаем зимой?
-Послушайте слово зима и подумайте, зачем здесь оказалась буква З и зелёный квадрат?
-Послушайте ещё раз это слово – зима и подумайте, к чему здесь написана цифра 4?
-Что можно сказать про день и ночь?
-Наступила зима и ..?
-В календаре спрятались три зимних месяца. Вы их знаете? Давайте их назовём.
Логопед: - Молодцы, вы справились, но нам нужно торопиться. Посмотрите, чьи следы нас поведут дальше? Правильно, это волчьи следы. Сейчас мы с вами пойдём, как волки – быстро и решительно. Вот и избушка. (на мониторе изображение избушки). Давайте постучим. А помогут нам волшебные снежинки. Девочки, вы постучите первыми.
На карточке ритмический рисунок из снежинок. Девочки с логопедом воспроизводят ритм, зашифрованный на карточке.
Логопед: - Не услышала Баба Яга, может мальчики попробуют. (Стучат мальчики) Нет, не слышит нас Баба Яга. Наверное, нам всем вместе нужно попробовать постучать.
Дети выполняют задание – на экране появляется Баба Яга.
Б.Я.: - Зачем пришли?
Логопед: - Мы пришли тебя просить, чтобы ты зиму вернула. Ребята, давайте попросим строго.
Дети проговаривают выражение со строгой интонацией: - Верни зиму в лес.
Логопед: - Не отвечает ничего. Давайте попробуем сказать ласково.
Дети проговаривают это же выражение с ласковой интонацией.
Б.Я.: -Ладно. Если справитесь с моим последним заданием, тогда верну зиму в лес. Расколдуйте дорожку к избушке.
Логопед: - Посмотрите, ребята, вот эта дорожка. Нам нужно подобрать слова, родственные к слову снег.
Перед детьми пустая лист ватмана, в расчерченных окошечках на ней символами необходимо зашифровать однокоренные слова (снежинка, снежок, снегирь, Снегурочка, подснежник, снежный, снеговик, снегопад, снегокат).
Логопед: - Расколдовать дорожку нам помогут волшебные знаки-символы.
Дети заполняют расчерченные окошки символами, подбирая однокоренные слова самостоятельно или опираясь на вопросы логопеда.
-Как назовём снег ласково?
-Ажурная, маленькая, ледяная. Что это?
-Как зовут внучку деда Мороза?
-Как называются птицы, которые прилетают к нам вместе со снегом?
-Что можно слепить из снега?
-Какие цветы первыми появляются весной из-под снега?
-Послушайте: снег падает - что это?
-Мы слепили крепость из снега. Крепость какая?
-Послушайте и соберите сложное слово: по снегу катится – что это?
После заполнения дорожки, дети самостоятельно повторяют все подобранные слова.
Логопед: - Всё, Баба Яга, справились дети с заданием. Выполняй обещание.
Б.Я.: -Ладно, так уж и быть. Верну зиму в лес, но вам нужно сказать волшебные слова.
Возвращайтесь в лес снега, и морозы, и пурга.
Ведь медведь и ёж должны спать под снегом до весны.
Баба Яга исчезает, на экране снова изображение зимнего леса с признаками разных времён года.
Логопед: - Ребята, чтобы легко запомнить волшебные слова, Баба Яга оставила нам в помощь знаки-символы.
Предъявляется мнемотаблица, где зашифровано стихотворение. Сначала его читает логопед, акцентируя внимание детей на отдельных знаках. Затем оно проговаривается сначала тихо, потом громко.
После проговаривания волшебных слов на экране появляется изображение зимнего леса.
Логопед: - Ребята, какие же вы молодцы. Справились со всеми трудностями. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажем: Топни, хлопни, повернись! В детский сад скорей вернись!
Итог. Рефлексия.
Логопед: -Скажите, где мы с вами побывали? Кого мы встретили в лесу? Что натворила в лесу Баба Яга? К какому слову мы подбирали семейку, родственные слова? Что понравилось вам больше всего?
-Ребята, большое вам спасибо. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Вот вам в подарок волшебные снежки, которые помогут всегда быть такими смелыми и дружными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Прогулка по зимнему лесу" (старшая группа)
Интегрированное занятие с старшей группе для детей с НОДА Воспитатель МДОУд/с «Росинка» г. БалашоваБурдина Татьяна ВасильевнаУчитель-логопедИванова Татьяна ЕвгеньевнаИнструктор по физическо...
конспект комплексного занятия "Прогулка по зимнему лесу"
развитие речи, систематизация знаний о животных, закрепление навыков ИЗО деятельности...
конспект НОД по теме "В зимнем лесу"
Цель. Создание условий для развития художественно-творческой активности посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.Задачи:1. создавать условия...
Конспект интегрированного ООД «Прогулка по зимнему лесу»
Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей....
Конспект НОД по аппликации «В зимнем лесу»
Конспект интегрированного занятия с ориентацией на все предметные области....
Проделки Бабы Яги в зимнем лесу
конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности...