Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников
учебно-методический материал
Материал для проведения семинара на тему " Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар
Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников
Цель: систематизация знаний педагогов о краеведение как средстве воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников.
Утверждение повестки семинара «Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников» | Секретарь |
Справка о выполнении решения семинара «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» | Старший воспитатель Н.П. Ковалева |
Коммуникативная игра «Шарики» | Старший воспитатель Н.П. Ковалева |
Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников Установочный доклад | Старший воспитатель Н.П. Ковалева |
Тест на лидерство (по русским народным сказкам) | Старший воспитатель Н.П. Ковалева |
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края через реализацию проекта «Елочка – зеленая иголочка» | Воспитатели |
Маршрутная игра как форма организации работы с детьми по осуществлению краеведческого образования | Воспитатели |
Вовлечение семьи в краеведческое образование детей: создание макетов по достопримечательностям р.п. Коченево | Воспитатели |
Создание мини-музеев народных умельцев и художников Коченевского района | Воспитатели |
Народные мастера Новосибирской области | Воспитатели |
Игра «Угадай пословицу по картинкам» | Старший воспитатель Н.П. Ковалева |
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ШАРИКИ»
Игрокам нужно разделиться на три команды, взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).
Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать шарики и плечом и даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.
Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика – это намного сложнее и интереснее!
Выступление на семинаре для педагогов групп дошкольного образования МКОУ Коченёвской СОШ №2
Тема: «Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»
Старший воспитатель Н.П. Ковалева
Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Значит, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которая является для ребенка его родной.
Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие всех педагогов ДОО: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда, других педагогов, родителей, а так же зависит от их уровня профессионального мастерства и творчества.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же:
доброжелательно относился к инициативе ребёнка;
одобрял его инициативу;
предоставлял возможность к самостоятельным действиям;
создавал условия для этих действий.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Средства патриотического воспитания:
1. Окружающая среда;
2. Художественная литература и искусство;
3. Фольклор;
4. Практическая деятельность.
Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».
«Тест на лидерство»
ТЕСТ НА ЛИДЕРСТВО (по русским народным сказкам)
1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше:
а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность!
б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли.
в) Правая голова - она всегда права! По определению.
2. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы:
а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано!
б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберёмся.
в) Может, стоит сменить работу?
3. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:
а) Продам подороже!
б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе.
в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам.
4. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы:
а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину!
б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…
в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения.
5. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы:
а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы.
б) Сдам их в царскую казну и получу премию!
в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..
6. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:
а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро!
б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет…
в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом.
7. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов:
Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы:
а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант.
б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!
в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских.
8. После долгих раздумий на распутье, Вы:
а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся.
б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись!
в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.
9. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:
а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах!
б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь!
в) Поцелую её в клювик.
10. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:
а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится - головой поплатится.
б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню…
в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.
Результаты теста
Если у Вас преобладают ответы:
(а), то -
- Вы склонны к предпринимательской деятельности. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец… Быть расчётливым - не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже вещь ценная!
(б), то -
- Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял!
(в), то -
- Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо -
- не быть первым, а то задние побьют,
- не быть последним, чтоб не остаться в дураках,
- не быть середнячком, чтобы не затеряться,
- а просто быть самим собой!
Выступления из опыта работы воспитателей:
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края через реализацию проекта «Елочка – зеленая иголочка»
Маршрутная игра как форма организации работы с детьми по осуществлению краеведческого образования
Вовлечение семьи в краеведческое образование детей: создание макетов по достопримечательностям р.п. Коченево
Создание мини-музеев народных умельцев и художников Коченевского района
Народные мастера Новосибирской области
«В добрый час молвить - в худой промолчать».
Игра «Отгадай пословицы и поговорки» (презентация)
И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небо», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Спасибо всем за приятно проведенный семинар. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своим детям, они будут гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль народной культуры и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.
В старину говорили: «Не пойдемте попьем чай, а сварите мне чай». Если вы поговорите с людьми пожилого возраста, то узнаете много секретов русского чая. Его пили из настоев трав.
Например:
- чай из зверобоя укреплял сердце;
- чай из мяты придавал бодрости;
- мать-и-мачеха лечила кашель.
А чай из липового цвета убирал жар.
В чай добавляли мед, молоко, сметану. И это приносило людям здоровье.
Чай пить – долго жить.
«С чая лихо не бывает!» -
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Есть у нас такой обычай,
С детских лет он нам привычен
Хлебом да солью всех гостей встречать
Низко в пояс поклониться,
Чем богаты — поделиться
За столом по-русски
Щедро угощать…
Хлеб Вам, да соль,
Счастье, да любовь,
Так в народе говорится испокон веков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству? Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность русским традициям и обычаям? Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях гордость за свою Родину? Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях патриотизм?
Доброжелательно относился к инициативе ребёнка Предоставлял возможность к самостоятельным действиям Одобрял инициативу ребенка Создавал условия для этих действий
Средства патриотического воспитания
«Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ». Заповедь бога Перуна
ТЕСТ НА ЛИДЕРСТВО (по русским народным сказкам) 1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше: а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность! б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли. в) Правая голова - она всегда права! По определению. 2. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы: а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано! б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберёмся. в) Может, стоит сменить работу?
3. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы: а) Продам подороже! б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе. в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам. 4. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы: а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину! б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше … в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения. 5 . Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы: а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы. б) Сдам их в царскую казну и получу премию! в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..
6 . Имея богатый выбор транспортных средств, Вы: а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро! б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет … в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом. 7. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы: а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул … Три в одном. Беспроигрышный вариант. б) Один богат, другой красавец … Хоть разорвись! в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских. 8. После долгих раздумий на распутье, Вы: а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся. б) Где-то в кармане копейка завалялась … Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись! в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.
9. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы: а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах! б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь! в) Поцелую её в клювик. 10. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы: а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится - головой поплатится. б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню … в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.
Результаты теста Если у Вас преобладают ответы: (а), то - - Вы склонны к предпринимательской деятельности. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец … Быть расчётливым - не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже вещь ценная! ( б), то - - Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял! (в), то - - Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо - - не быть первым, а то задние побьют, - не быть последним, чтоб не остаться в дураках, - не быть середнячком, чтобы не затеряться, - а просто быть самим собой!
"В добрый час молвить - в худой промолчать". Игра «Отгадай пословицы и поговорки»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
?
?
?
?
?
?
?
. ?
?
?
?
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2
Справка о результатах выполнения решений семинара-практикума № 1 от 30.10.2019 г. на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Цель: проверить уровень реализации решений семинара-практикума №1 от 30.10.2019 г. на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
По реализации решений работы семинара-практикума №1 от 30.10.2019г на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» велась планомерная целенаправленная работа.
В результате анализа работы по данному направлению можно сделать следующие выводы:
Все педагоги уделяют внимание театрализованной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Через театрализованную деятельность осуществляется развитие речи детей дошкольного возраста, так как речь – одна из важнейших линий развития ребенка, выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Используются разные формы организации и принципы проведения театрализованной деятельности, и основные направления работы с детьми: театрализованная игра, ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем.
Театрализованная игра используется и в работе с детьми имеющие речевые нарушения. Для развития речевого дыхания, мимики, жестов и движения используются маски-шапочки, для развития фонематических процессов – варежковые куклы, по формированию темповой организации высказывания – настольный театр. В процессе систематического использования различных форм театрализованной деятельности происходит обогащение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи, грамматических форм, совершенствование связных высказываний.
Педагоги используют игрушки, изготовленные руками детей, педагогов и родителей для игры в сказку.
Театральные игрушки одновременно решают задачи разных образовательных областей (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие).
Театральные игрушки предоставляют возможность каждому ребенку раскрыть себя и получить практический, креативный опыт обучения и развития в процессе игровой, познавательной, исследовательско-экспериментальной и творческой активности. Многие игрушки для театра созданы руками воспитателей, детьми и их родителями.
Старшим воспитателем Н.П.Ковалевой и воспитателем Л.В. Ивановой проведен мастер-класс по изготовлению игрушек из бумажного теста. Результатом мастер-класса стало обогащение РППС. Игрушки из бумажного теста отправлены на конкурс «Зимняя сказка» за что коллектив педагогов получил благодарность.
В группах дошкольного образования оформлены выставки поделок из бумажного теста: «Мини-музей Купинской игрушки» и выставка макетов «Коченево – капелька России».
Все педагоги проводят игры, направленные на развитие речи детей через театрализованную деятельность с воспитанниками и их родителями.
Воспитатели: Н.И. Зайцева, Л.В. Иванова, О.С. Козырькова, О.И. Губанова,музыкальный руководитель Н.Е. Русскина, инструктор по физической культуре О.Н. Андронова, педагог-психолог М.И. Луценко создали театр на коленях для детей старшего дошкольного возраста; воспитатели Т.А. Шадрина, М.В. Грицан, Л.В. Беляева, Е.Н. Артамонова, О.Н. Тарабанова, Е.В. Тарасова создали варешковый театр для младшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что все решения семинара-практикума № 1 от 30.10.2019 г. на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» выполнены в полном объеме.
Необходимо:
постоянно продолжать работу по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;
обогащать РППС, включая различные виды театра и игры по развитию речи;
педагогам продолжать распространять свой опыт работы с родителями и детьми по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность среди педагогов района, в сети интернет;
выявлять интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности и оказывать действенную помощь.
Старший воспитатель Н.П. Ковалева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...
Фольклор, как средство воспитания национального характера, нравственности и патриотизма.
В методической разработе представлена значимость фольклора в жизни детей. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Пытаясь сохранить самобытную народную культуру и...
Обобщение педагогического опыта работы "Краеведение как средство воспитания дошкольников"
Обобщение опыта работы по краеведению...
" Художественное слово как средство воспитания патриотизма у дошкольников"
Консультация срекомендованной литературой для воспитателей....
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.
В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....