Обобщение педагогического опыта работы "Краеведение как средство воспитания дошкольников"
опыты и эксперименты
Обобщение опыта работы по краеведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы «Краеведение как средство воспитания дошкольников»
СЛАЙД 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, Романова Екатерина Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Звёздочка». Тема моего доклада «Краеведение как средство воспитания дошкольников».
СЛАЙД 2
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.
Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям
– к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Дошкольники обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий. У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному с взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада.
Задачи моей работы по данной теме: воспитать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать бережное отношение к родной природе и всему живому; дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательности республики Марий Эл; сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей.
Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Современный дошкольник воспринимает родной город не так, как ребенок несколько десятилетий назад. Куцакова Л. В. отмечает, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают их спрашивать о непонятном.
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Эти задачи можно решать во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, в играх в труде, в быту и т. п.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не прониклась этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом. Проанализировав свои знания о республике, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе, республики с другой стороны.
Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление республикой, родным городом, музеями и памятниками.
Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:
СЛАЙД 3
Цель и задачи моей деятельности представлены на слайде.
Цель: воспитание детей дошкольного возраста через реализацию краеведческого подхода.
Задачи:
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими пособиями, сюжетно ролевыми играми, художественной литературой.
Формировать представления у воспитанников об истории родного города, традициях, достопримечательностях.
Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов по вопросам воспитания детей.
СЛАЙД 4
В своей работе по теме саморазвития я выявила несколько направлений, которые представлены на слайде:
Обогащение предметно-развивающей среды;
Взаимодействие с воспитанниками;
Взаимодействие с родителями;
Взаимодействие с педагогами;
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
СЛАЙДЫ 5-8
ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать «создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также, имеющих различные, в том числе, ограниченные возможности здоровья; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».
В первый год своей работы по воспитанию детей среднего дошкольного возраста через краеведение, в соответствии с перспективным планом по самообразованию, была пополнена предметно-пространственная среда группы дошкольного возраста: собран «Бабушкин сундук» ( с образцами вышивок, платков, украшений)», вышита кукла «Айвика», Собран альбом «Марийских сказок»,создана дидактическая игра «Йошкар-Ола в разные времена», созданы картотеки дидактических игр: «Игры народов мари»; картотека «Пословиц и поговорок», картотека «Музыкальных инструментов народа мари» Разработаны тематические альбомы («Достопримечательности города Йошкар-Ола», «Музеи нашего города», созданы презентации «Йошкар-Ола –мой любимый город», «История возникновения г. Йошкар-Ола». Для организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию были созданы следующие интерактивные игры: «Растительный мир», «Животный мир», «Узнай свой город Йошкар-Ола» и т.д; дидактические игры с разрезными картинками – «Собери картинку»; оформлен лэпбук «Марий-Эл». Так же был пополнен центр художественной литературы. Предметно-пространственная среда для детей расширена и оснащена наборами для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». Пополнен наглядно-дидактический материал к празднику «День Победы» - «Главные сражения ВОВ», «Великая Отечественная Война».
В течении 2-го года своей работы в соответствии с перспективным планом по реализации краеведческого подхода в патриотическом воспитании дошкольников, была пополнена предметно-пространственная среда группы дошкольного возраста: создан мини-музеи («Народные промыслы республики Марий Эл»», оформлены тематические альбомы («Народные промыслы», «Знаменитые люди родного края» и др., созданы презентации «История основания города», «Русская национальная одежда». Так же был пополнен центр художественной литературы (стихи Иштриковой », «Сказка о Сереброзубой Пампалче». Предметно-пространственная среда для детей пополнилась игрой-лото «Чудо узоры», д/и «Народные промыслы», викториной «Эрудит», игрой с разрезными картинками «Достопримечательности города Йошкар-Олы», куклой «марийская красавица. Копилка педагога пополнилась интерактивными играми для детей и виртульными видеоэкскурсиями.
СЛАЙД 9-14
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАННИКАМИ.
С целью ознакомления с бытом, культурой, традициями родного города, особенностями семьи, а также профессиями родителей, воспитания нравственных чувств у детей я строила свою работу с воспитанниками через разнообразные виды детской деятельности (познавательная, театрализованная, двигательная, изобразительная, игровая и т. д.).
1-й год работы
С воспитанниками были проведены беседы («Моя дружная семья», «Как я помогаю дома», «Наш любимый детский сад», «Кто работает в детском саду», «Наша группа», «Имя города» и др., игры («Семья», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть», «Детский сад», «Опасно-не опасно» и др.) образовательная деятельность, чтение художественной литературы (Е. Благина «Посидим в тишине», А. Барто «Маляр», О. Чусовитина «Самый лучший!», Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки «Гуси - лебеди», «Кукушка»; Н. Нищева «Я хожу в детский сад», В. Зайцев «Я одеться сам могу», О. Кригер «На прогулку», Н. Найденова «Наши полотенца» и др., инсценировки по прочитанному («Я иду в детский сад», тематические выставки («Моя семья» и др., просмотр мультфильмов, тематических альбомов. Были предложены воспитанникам интерактивные игры по теме. В ходе проведённой работы воспитанники начали расширять свои знания о семье, о детском саде, о родном городе, о Великой Отечественной Войне и земляках-героях; интересоваться такими сюжетно-ролевыми играми как: «Семья», «Магазин», «Больница», «Детский сад» и др.
Проведен праздник, посвященный Дню Республики Марий-Эл, конкурс чтецов, посвященный Дню марийской письменности «Сылнымут аршаш»
2-й год работы
С воспитанниками были проведены беседы («Что такое семья?», «Мои семейные традиции», «Как был основан город Йошкар-Ола», «Йошкар-Ола - вчера, сегодня, завтра», «Коренное население марийского края», «Быт и традиции марийского народа», «Марийский народный костюм», «Великие люди Марийского края», «Животный и растительный мир родного края», «Наши пернатые друзья», «Деревья и кустарники» и др., игры («Узнай свой город Йошкар-Ола», «Чей костюм?», «Наш платочек голубой», «Четвертый лишний», «Рыбалка», «Будь внимателен», «С какого дерева листок» и др.).
- образовательная деятельность («Марийский узор», «Марийский головной убор», «Раскрась костюм» и др., чтение художественной литературы (произведение Пет Першут «Муравьиная свадьба», В.Колумб «Стихи», сказка «Как старуха нашла лапоть»;
- чтение книг об истории родного края, пословиц и поговорок о семье, тематические фотовыставки («Природа моего края», «Мой папа самый лучший», «Как на масленой неделе», «Мой любимый питомец», «Моя мама лучшая на свете»и др.,
-просмотрено обучающие видеомультфильмы «Учимся говорить на марийском» центра марийской культуры.
-созданы куколки-мариечки, обереги для дома.
- проведен мастер класс по созданию куколок «Пупашкар»
-создан макет «Лес»
В ходе проведённой работы воспитанники начали расширять свои знания о своей родословной, о традициях своей семьи; проявлять интерес к растительному и животному миру своего родного края; интересоваться традициями, историей и культурой края.
СЛАЙД 11
Благодаря полученным знаниям воспитанники группы получили возможность принять участие в детских творческих конкурсах на муниципальном и региональном, по результатам которых были награждены не только сертификатами участников, но и дипломами победителей:
1.Муниципальный уровень:
- конкурс «Новогодняя игрушка» 2020- 2-е место
- конкурс «Семейная Мастерская», 2019, награждены сертификатами управления образования.
- Городской конкурс рисунков «Природа – твой дом. Береги его!», 2020г благодарность Комитета экологии и природопользования администрации городского округа и города Йошкар-Олы»
- конкурс «Весна 45-го года…», 2021 сертификат за участие в конкурсе.
2.Региональный уровень:
- региональный конкурс «Счастье в глазах ребенка» 2021. Садакова Настя – 2-е место
- республиканский конкурс «Медвежонок – символ заповедника», 2021, дети стали участниками конкурса
- межрегиональный заочный (дистанционный) литературный фестиваль конкурс «Колумб лудмаш – 2021»(«Колумбовские чтения – 2021») , июнь 2021 , Сандакова Настя, Павлов Илья награждены за популиризацию и пропоганду творческого наследия В.Х.Колумба.
-
СЛАЙД 15-16
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Неотъемлемой частью реализации краеведческого подхода в воспитании детей дошкольного возраста является активное участие родителей в жизни группы и детского сада в целом. Для активизации родителей были проведены выставки поделок и творческих работ («Наши руки не знают скуки», «Герб моей семьи», «Моя семья», «Мой любимый детский сад», выставка фотографий «Я живу в Йошкар-Оле», «Открытка ветерану»). Так же были проведены родительские собрания и изготовлены консультации для родителей («Моя семья – моя крепость», «Семья и детский сад», «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания детей 4-5 лет»).
выставки фотографий «Родители тоже были детьми», «Интересный кадр»). Так же были проведены родительские собрания и индивидуальные консультации для родителей («Генеалогическое древо семьи» и др.)
В течение учебного года для родителей были подготовлены рекомендации («Экскурсия выходного дня в городской парк», «Ознакомление детей с народами Марийского края» и др.); изготовлены тематические альбомы («Народные промыслы», «Знаменитые люди родного края»); дидактические игры с разрезными картинками («Народные промыслы» и др.). Родители приняли активное участие в пополнение мини-музея «Народные промыслы республики Марий Эл», в создании интерактивных игр. «Они заинтересовались данной темой, поэтому принимали активное участие в воспитательно-образовательном процессе по инновационной деятельности. Всё это способствовало не только расширению знаний родителей, но и вызвало у них желание более подробно рассказать своим детям об истории города, достопримечательностях.
СЛАЙД 17-21
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ
«Воспитать патриота своего родного края…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его можно только воспитать.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Вместе с педагогами детского сада №10 «Звёздочка» выпущен сборник «Марий Эл – мой край родной». Опубликована статья в сборнике статей «Дошкольное детство» - «Этнокультурный компонент в воспитании дошкольников».
С темой краеведения приняла участие в региональном конкурсе «Воспитатели России»-2 место.
Проведена Деловая игра для педагогов «Марийскому краю- 100 лет», в виде путешествия на самолете по республике «Марий Эл»
Приняла участие в городском конкурсе воспитатель года- 2021.
Использование инновационных технологий при изучении краеведения.
Стала финалистом конкурса.
Приняла участие в заседании секции воспитателей микрорайона «Гомзово» в рамках августовской педагогической конференции-2021 по теме «Амплификация различных форм, методов, технологий в изучении регионального компонента старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день участвуем в Посткроссинге. Пишем письма и обмениваемся открытками с детьми и педагогами из других городов. Рассказываем о нашей прекрасной республики Марий Эл.
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
СЛАЙД 22
Используемые источники
В результате проведенной работы по воспитанию дошкольников посредством краеведения:
1.Выпущено методическое пособие (из опыта работы) «Марий Эл – мой край родной», где собраны конспекты педагогов «МБДОУ Детский сад №10 «Звездочка».
2. Написана статья в сборнике статей «Дошкольное детство» современные практики « Этнокультурный компонент в воспитании дошкольников»
3. Была оформлена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы.
4. У воспитанников достаточно сформированы представления о своей семье, детском саде и родном городе, о наших земляках-героях, об истории, культуре, традициях родного края, а также о флоре и фауне Марийского края.
4. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания детей за счет вовлечения в совместную деятельность.
4. Я повысила свою педагогическую компетентность по вопросам воспитания детей среднего, старшего дошкольного возраста через краеведение за счет изучения научно-методической литературы и обобщения педагогического опыта на различных уровнях.
Приложение:
1.Интерактивные игры
2.Видеоуроки
3.Видеопоказ занятия (часть занятия)
4.Мастер класс (Часть занятия)
5. Игра «Переводчик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Календарь природы". Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»...
Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих эко...
Выступление из опыта работы на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуа...
Сообщение из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
Пожалуй, никогда перед человеком так остро не стояла проблема экологической катастрофы, как в наши дни. Экологизация материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним...
Обобщение опыта работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников
Данное обощение предназначено воспитателям для работы по духовно -нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию интереса к народной культуре....
Сообщение из опыта работы «Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»
Сообщение из опыта работы "Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...
Сообщение из опыта работы "Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"
В сообщении представлены основные аспекты работы по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду....