" Художественное слово как средство воспитания патриотизма у дошкольников"
консультация по художественной литературе (подготовительная группа)
Консультация срекомендованной литературой для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4dlya_seminara.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Консультация для педагогов
«Художественная литература как средство патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Андреева В.А
Новосибирск 2022
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник закрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботитьсяо воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Мы знаем, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая художественную литературу.
Художественная литература – это источник познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У детей развивается память, внимание, речь, учатся мыслить, рассуждать, делают выводы. Они должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети знают тот район, в котором они живут, видят красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем мы подводим к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Так же необходимо читать рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми дети еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия Возникающие у детей в процессе знакомства с произведениями о Великой Отечественной войне сопереживания воспитывают чувство гордости за наших героев, которые не жалеют своей жизни ради мира и справедливости в отношениях между людьми. Красный флаг дети воспринимают как символ тяжелой борьбы, пролитой крови нашего народа. Переживая вместе с героями их страдания, надежды, радости, являясь свидетелями достижения большой цели, которую они ставят перед собой, дети как бы проходят путь мужества, воли, горячей любви к Отечеству, осознавая ответственность за его судьбу, и это, несомненно способствует развитию у дошкольников чувства патриотизма, глубокой веры в победу добра и справедливости на земле, положительных идеалов. на сознание ребёнка. Важно детей знакомить с произведениями о дружбе, о ровесниках, о жизни в детском саду и школе. О семье и родных людях.
Воспитание патриотизма — это духовный ориентир и важнейший ресурс развития современного российского общества. Этот духовный ориентир предполагает возрождение героического прошлого России, обладающего богатейшим воспитательным потенциалом, основанным на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отчизны, многогранных исторических, этнографических и культурных корней исторического развития российского общества, опыта участников Великой Отечественной войны и военных конфликтов. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Произведения по теме «Родина моя»
А. Барто «Веревочка», «На заставе»
А. Дугилов «Моя улица».
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»
Е. Благинина «Шинель»
З. Александрова «Дозор», «Родина»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
М.Ю. Лермонтов «Родина»
Н. Носов «Незнайка на луне».
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
С. Михалков «Моя улица»
С. Баруздин «За Родину»
С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Ю.А. Гагарин «Вижу землю»
А. Митяев «Мешок овсянки»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»
Е. Пермяк «Мамина работа»
З. Александрова «Дозор», «Родина»
К. Симонов «Сын артиллериста»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»
М. Родина «мамины руки»
М.Ю. Лермонтов «Родина»
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»
С. Михалков «Моя улица»
(наша страна, наша армия, освоение космоса)
А. Барто «На заставе»
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
Е. Благинина «Шинель»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
К. Чуковский «Федорино горе»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
Н. Носов «Незнайка на луне»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....
Художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать челове...
Художественное слово – как средство воспитания любви к природе.
Художественное слово - как средство воспитания любви к природе...
Статья на тему: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств дошкольника»
Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребёнка, также обогащает его эмоциями, прививает любовь к родному краю, к природе. Одна из важных задач во...
Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной ст...