Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.
статья по окружающему миру
В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskusii.docx | 19.37 КБ |
fotogalereya_ekskursii.docx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Комарова Татьяна Владимировна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка»,
Артинский городской округ
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.
Экологическое воспитание предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие задачи детского сада. Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно предположить, что одним из оптимальных средств решения этих задач экологического воспитания детей является активное использование экскурсий.
Главное преимущество экскурсии — это наглядность, позволяющая раскрыть значимость природы в жизни человека. В работе с детьми используем все разновидности экскурсий, которые способствуют воспитанию любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы как пешеходные прогулки за территорию детского сада, целевые прогулки по территории детского сада, родному поселку, мини походы.
Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, расширить представления детей об экологических системах.
Так на экскурсиях дети знакомятся с водоемами нашего поселка, где мы обращаем внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая, например, «этажи» водоема, определяя взаимодействие между ними, цепочки связей и зависимостей.
На экскурсиях в леса, окружающие наш поселок знакомимся с растениями, животными и условиями их обитания, наблюдаем, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона. У детей формируются представления об их «жизни» в течение года. Расширение содержания знаний на последующей экскурсии осуществляется не только за счет увеличения круга наблюдаемых предметов и явлений, но и углубления, конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях.
Экскурсии способствуют активному познанию окружающего мира, развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, способности выражать свои эмоции и чувства при взаимодействии с природными объектами и воспитывают у детей любовь и внимательное отношение к родным местам.
На экскурсиях дети знакомятся с определенными правилами и нормами поведения в природе, учатся любить и оберегать окружающую среду. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая правильное отношение к природе, ко всему живому.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию способности выражать свои эмоции и чувства. В процессе тематических экскурсий чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Наряду с традиционными элементами экскурсии – наблюдением, беседой, трудовым поручением используем и проблемные ситуации. например, во время экскурсии в лес задаем детям вопрос «Кто в лесу сажает растения?». показывает детям семена, описывает их внешний вид и рассказывает о способах их распространения. Затем в детском саду вместе с детьми можно посадить растение и наблюдать за его ростом в дальнейшем. Это позволяет наполнить взаимодействие ребенка с природным окружением творческими формами выражения личностного отношения к реальности, проживание и оценивание своего «Я» в системе своих связей с миром природы.
Учитывая возрастающее значение двигательной активности для физического воспитания и развития детей во время экскурсий используем различные игровые движения, подвижные игры. Во время движения к объекту наблюдения проводим различные дидактические игры: «Кто где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое – неживое»; «Птицы – рыбы - звери». Во время экскурсий дидактические игры можно проводить и с целью закрепления программного материала по ориентировке в пространстве и развитию экологических представлений.
После возращения с экскурсии– подводим итоги экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Как вариант творческих заданий, можно предложить составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых мест нашего поселка. После экскурсии в сосновый бор, составили книгу с рассказами «Как детский сад ходил в лес», сочиняли сказку старой сосны.
Во второй половине дня проводим исследовательскую деятельность где дети через лупу рассматривают предметы, принесенные с экскурсии, например, разные шишки - потрогать их, погладить, понюхать, назвать цвет, форму, чешуйки, отметить их расположение на шишке, определить внешние признаки (шершавые, липкие, пахнут смолой или исследование «Волшебное превращение сосульки».
Эмоциональные рассказы детей об экскурсиях в детском саду, их яркие впечатления играют немаловажную роль в участии родителей в проектной деятельности. Так совместно с родителями созданы проекты «Деревья нашего края», «Животный мир Урала», книжки-малышки «Загадки природы».
Общая практическая работа в процессе экскурсий объединяет детей, что отлично сказывается на становлении командных взаимоотношений. В ходе экскурсий знакомимся с правилами основ безопасного поведения в разнообразных ситуациях. Экскурсии хорошо влияют на физическое воспитание дошкольников, способствуют развитию двигательной активности, увеличению работоспособности.
Активный отдых на природе вместе с родителями в выходные дни не только позволяет с пользой для здоровья провести время, но сплачивает взрослых и детей, побуждает детей любить природу, наслаждаться ее красотой.
Таким образом, посредством проведения экскурсий, осуществляется работа по воспитанию экологически грамотной личности, стремящейся к познанию окружающей среды, бережному к ней отношению.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры
Выступление на XI научно-практической конференции "Организация экологической работы с детьми дошкольного возраста в аспекте решения задач коэволюционного взаимодействия с миром природы...
ЭКСКУРСИИ как средство воспитания экологической культуры
Экскурсия проект Старшая группа...
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологичес...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...