Конспект непрерывной образовательной деятельности "Петропавловская крепость"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хрущ Маргарита Александровна

Цель НОД: формирование у детей первичные представления о Петропавловской крепости, показав её архитектуру, первоначальное, последующее и теперешнее значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_petropavlovskaya_krepost.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 3 с осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 

Выборгского района 

Санкт–Петербурга 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

«Петропавловская крепость»

Подготовительная группа  

 

                                                Воспитатель:

Хрущ Маргарита Александровна

 Санкт-Петербург

2020 год

ЦЕЛЬ: Формировать у детей первичные представления о Петропавловской крепости, показав её архитектуру, первоначальное, последующее и теперешнее значение.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Познакомить детей с Петропавловской крепостью, показав её архитектуру, первоначальное, последующее и теперешнее значение.
  • Активизировать словарь детей за счет слов: бастион, равелин, собор…
  • Закрепить ранее полученные знания о реках и каналах Санкт - Петербурга, вспомнить их местоположение на карте города.
  • Упражнять детей в прямом и обратном счете (петербуржские задачки).
  • Развивать у детей перцептивное мышление: умение видеть и составлять целое из частей.
  • Закреплять умения детей давать полные ответы на вопросы.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать внимание и память детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к истории Санкт-Петербурга. Воспитывать чувства любви, гордости к родному городу.
  • Воспитывать у детей умения: терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей.

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • технология музыкального развития;
  • личностно-ориентированная технология

Оборудование:

  • ноутбук
  • Карта Санкт - Петербурга 
  • Иллюстрации Петропавловской крепости;
  • игра «Собери из частей»;
  • карточки с загадками, ребусами.

Подготовка:

  • разучивание физминутки;
  • разучивание стихотворения ребенком.

Организация НОД:

  • В 1 части занятия дети сидят полукругом. Во 2 части - переходят за столы.

Ход деятельности:

1 часть:

Воспитатель:

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, а потом ответьте на мой вопрос:

Есть удивительный город, а в нем

Жители ходят ночами, как днем.

Белые ночи! Светлые очень

Кто пропустить это чудо захочет?

Летнее чудо! Как же тут спать?

Праздником надо те ночи назвать.

Можно читать, можно играть.

Можно совсем не ложиться в кровать…

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи.

Это …

Дети: (Санкт - Петербург).

Воспитатель: Так о каком городе сейчас пойдет речь?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Что означает название нашего города? (город Святого Петра).

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Кто и почему его так назвал?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Почему Петр 1 решил построить город именно на этом месте?

Дети: Ответы детей (Выход к морю).

Воспитатель: А теперь давайте попробуем отгадать ребус. Ответ на него поможет нам узнать, о чем же мы будем разговаривать с вами дальше. (Если дети затрудняются с ответом, загадать загадку:

Чтоб враг не смог пройти,

Построили крепость на пути.

Она на острове стоит,

И в полдень пушка там палит.)

2 часть:

Воспитатель: Правильно, сейчас речь пойдет о Петропавловской крепости. Именно с неё началось строительство нашего города.

- Но где, в каком месте была заложена крепость? Кто может мне показать на карте?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: В старину остров назывался по разному. Финны, имевшие обыкновения называть географические объекты именами животных, называли его Ёнисаари, то есть - Заячий остров ( ёнис - заяц, саари - остров), шведы называли его Люст - гольм (Веселый остров) или Люст - эйланд (Веселая земля). Одно время, после постройки крепости, остров называли Крепостным. Но закрепилось название Заячий остров.

- Но почему именно Заячий остров стал местом для постройки крепости? (Перекрывает проход по Неве).

- Давайте посмотрим на карту города, что же происходит с Невой около Заячьего острова? (Делится на рукава.)

- Покажите мне на карте и назовите рукава Невы.

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Постройка крепости шла очень быстро. Вначале стены крепости были сделаны из земли и бревен. И лишь спустя почти три года их стали менять на мощные, каменные. Со временем в крепости были построены Петропавловский собор, Комендантский дом, Инженерный дом, Ботный домик, Монетный двор и другие здания. Крепость представляет собой шестиугольник, где выступающие углы - это бастионы. Из их бойниц было удобно вести огонь по наступающему неприятелю. Между бастионами расположены стены - куртины. Высота стен 9 - 12 метров.

Воспитатель: А ширину стен вы мне сейчас назовете сами (по алгоритмам).

Куртины внутри пустые, эти пространства засыпаны песком, щебнем, землей, камнями, а так же использовались для устройства казематов. Казематы - это помещения в крепости, приспособленные :

1. Для стрельбы - то есть, боевые.

2. Для наблюдений - наблюдательные.

3. Для жилья - жилые.

Но часто эти помещения использовались как тюрьма. Руководил работами по строительству крепости и собора архитектор Доменико Трезини.

В соборе проходили раньше и проходят сейчас молебны, службы. В соборе стоят ряды белых, мраморных надгробий. Издавна этот храм был местом погребения самых почетных граждан. Петропавловский собор - место захоронения усопших царей. Петропавловский собор - царская усыпальница, а первым из царей в этом соборе похоронили Петра 1.

Динамическая пауза.

3 часть:

А сейчас мы с вами сядем на свои места и посмотрим, что нас там ждет. (Дидактическая игра «Собери из частей».)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, кто был архитектором Петропавловской крепости и собора?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Как называются выступы на крепости, откуда вели огонь? (Бастионы).

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Что было расположено в стенах - куртинах? (Казематы, тюрьма).

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Теперь в Петропавловской крепости расположен музей, и я надеюсь, что вы вместе с папами и мамами сходите в выходной день туда и поделитесь своими знаниями со своими родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современной образовательной технологии «ТРИЗ» с детьми средней группы Тема: «Маша и медведь».

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение проти...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Мы построим крепость тут…» в старшей группе

laquo;Мы построим крепость тут…»Цель: Знакомство с началом создания Санкт-ПетербургаЗадачи:Развивающая:- Развитие познавательных интересов- Обогащение словаря детей (ботик, треуголка, ду...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...