Конспект занятия "Фильм своими руками: " Сибирь - мой край родной""
план-конспект занятия (старшая группа)

Дубовская Татьяна Владимировна

Сибирь – это слово для многих жителей планеты олицетворяет нечто далёкое, холодное и таинственное, но мало кто задумывался о том, какая разнообразная и красивая фауна наполняет этот сказочный край.
Про животных Сибири много написано книг, а их изучением активно занимается наука зоология. Животные Сибири являются настоящими свидетелями красоты Сибирского края. Животный мир заполняет всю её территорию, там обитают существа от самых маленьких экземпляров, до крупных видов.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа. Воспитание любви к природе, к природе родного края - одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются  основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать  природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_film_svoimi_rukami.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности  

по познавательному развитию.

Тема:  «Фильм своими руками «Сибирь – мой край родной»

Форма: непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие и социально – коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная (беседа), продуктивная (изготовление продуктов детского творчества), познавательно - исследовательская (экспериментирование, моделирование), двигательная (подвижная игра).

Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): - Включение родителей в совместную деятельность с ребенком в процессе ознакомления детей с животными Родного края (Сибири)

Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):

Расширить знания детей о животных Сибири: характерные особенности окраса и поведения животных в лесу зимой(лиса, заяц, медведь, лось, волк).

  • формировать понимание  взаимосвязи всего живого в природе ,способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным. 
  • формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении
  • развивать умение строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия;
  • Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
  • активизация словаря: дупло, берлога, норка, лисята.
  • развивать воображение и конструктивные способности детей, умение работать в паре со взрослыми (родителями)
  • обогащение словаря: логово

Оборудование к занятию:

ноутбук, магнитофон, звуковая книга с голосами животных, фильм «Сибирь – мой край родной!», рисунок для игры на внимание «Назови животное», трафареты животных для детского творчества, различный материал (цветные нитки, крупа, ватные диски, перышки, салфетки, ткань) для оформления трафаретов,

Подготовка: родители  заранее усаживаются за столы, поставленные вдоль стены), напротив каждого – стульчики для детей.

Ход НОД:

Дети свободно играют в групповой комнате.  Стук в дверь. Входит представитель ДК «Железнодорожник» Куприенко Лидия Дмитриевна (родитель), она сообщает детям о том, что к ним поступил звонок от режиссера мультфильма про Машу и Медведя Олега Геннадьевича Кузовкова. Режиссер хочет снять новую серию мультфильма, где расскажет детям про диких животных Сибири. О.Г. Кузовков обратился с просьбой к работникам ДК,  более подробно рассказать об этих животных. Лидия Дмитриевна  решила обратиться за помощью в детский сад (вручает  детям конверт. )

─Ребята, поможем режиссеру? Мы с вами подробно расскажем про животных Сибири и даже попробуем смонтировать свой фильм. Что же в конверте?

Открываю  конверт, показываю детям лист, на котором изображены животные беспорядочно в трафаретном изображении.

Игра на внимание «Назови  животных на картинке»  

─ Где живут все эти животные (В лесу, в природе) 

─Почему они дикие? (ответы детей «животные сами себе находят корм, добывают его, за ними люди не ухаживают»)  

─ Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и которые сами себе добывают  корм.

А чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными).

─Как белочка подготовилась к зиме? (запасла корм: грибы развешала на ветках. Шишки попрятала  в дупло, в землю)

─Все ли животные запасают корм на зиму? Кто не запасает? (заяц, волк, медведь),  Чем заяц питается зимой ? (корой деревьев) А волк? (мелкими животными- заяц, мышка-полевка и др. )

─Почему медведь не запасает корм на зиму? (он зимой спит и сосет лапу) .

Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом, где проводят зиму и впадают в спячку. Как называется его дом?(берлога)

─Как лиса подготовилась к зиме, чем она питается? (поменяла шубку, ловит мышей-полевок, стуча своими лапами по снежному покрову, выгоняя из-под снега мышей.)

─Для чего у лисы кончик хвоста белого цвета? (ответы детей: кончик хвоста беленький , как сигнал показывающий куда идти, особенно его хорошо видно в темное время суток)

- Зачем лосям такие большие рога? (ответы детей: лоси глуховатые, рога усиливают их слух)

Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Какие животные меняют свои шубки? (заяц, белка)   Как вы думаете, почему они это делают? (ответы детей) .

─Где живет белка? (в дубле)

Где живет медведь? (в берлоге)

Где живет волк? (в логове) (опрос нескольких детей, повтор хором)

Где живет лиса? (в норке)

Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит)

─ Ребята, а вы знаете, почему зайчик держит ушки кверху? ( ответы детей: чтобы слышать не идет ли за ним лиса или волк)

Поясняю: - А в плохую погоду зайчик ушки опускает, чтобы в них не попала вода.

(В процессе  беседы с детьми имитирую запись ответов детей в блокнот, поясняя им, что эти записи пригодятся для нашего фильма и для режиссера. В это же время Лидия Дмитриевна имитирует запись ответов детей  на планшете)

Музыкальная физкультминутка «Зайка серенький сидит»

(муз. руководитель включает музыкальное сопровождение )

─ Ребята, но нам надо выполнить задание режиссера ( показываю силуэты животных, объясняю задание по выполнению работ из различных материалов совместно с родителями)

Дети вместе с родителями оформляют силуэты  животных для фильма.  В процессе совместной работы родителей и детей Лидия Дмитриевна подходит к каждому ребенку и спрашивает, какого животного он изготовил и из какого материала. По окончанию  выполнения работ Лидия Дмитриевна фотографирует силуэты животных.

Прошу Лидию Дмитриевну  помочь нам смонтировать фильм о животных Сибири. Она уходит в другую комнату, чтобы выполнить нашу просьбу.

Музыкальный руководитель поочередно нажимает кнопочки на звуковой книге, звучат голоса животных.

Игра «Угадай  животное по голосу»

 Игра «Чьи следы?» (узнали голос животного, пошли на поиски следов зверей)

По окончанию игры входит Лидия Дмитриевна, приносит флэшкарту  с фильмом. Дети садятся на стульчики. Фильм сопровождаю рассказом  о жизни животных в Сибири

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

 

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы...

 

Мы увидим даль без края,

Сибирь, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Среди просторов нашей страны есть край, где ты родился, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свою малую Родину, свою Сибирь!

Сибирь красива в любое время года.

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам, то тут, то там свою волшебную картину исправит. Нарядила зима и сосны и ели в тяжелые снеговые шубы: до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела.

                            Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке – летом.

Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки , сушит грибы. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодовать белочке зимой не приходится.

                            Какой зверек опасный

Ходит в шубке красной

Снег разгребает

Мышек хватает?

Ну, конечно же, лиса, всему лесу краса! Лиса тоже к зиме готовится.

Я зимы не боюсь:

В шубку теплую ряжусь

Хвост красивый какой –

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю и отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Кто из нас не знает медведя? Неповоротливый, неуклюжий, косолапый. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный . Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении.

Медвежьего следа зимой не сыскать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.  
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише… Пусть Миша поспит.

 

                                 В зимний хмурый день холодный
                                Ходит — бродит зверь голодный.
                                По лесам, полям он рыщет,
                                И еду себе он ищет.

Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку.

В отличие от собак, волк не лает, а рычит или воет. Волчий вой - протяжный, тревожный. Становится не по себе, когда услышишь его в вечерних сумерках.

Так волки "разговаривают", общаются между собой.

                                                Не барашек и не енот

                  Носит шубку круглый год

Шубка серая для лета

   Для зимы другого цвета

Заяц - маленький лесной зверёк. Летом у зайца серая шубка, а зимой - белая. Она нужна ему, чтобы маскироваться. Барабанная дробь, которую зайцы выбивают лапами – это средство их связи. В хорошую погоду, уши вертикально стоят. А в плохую висят, чтоб не попадала вода.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

                                            Важно я хожу по бору

Съесть могу и мухоморы.

                                     Не боюсь в лесу врага –

                                     Есть копыта и рога.

В наших лесах живут великаны - не сказочные, а настоящие, лесные великаны. Это лоси.

Теплая густая шерсть защищает животное от морозов.

Ноги у лося - длинные, с широкими копытами. Они позволяют ходить по глубокому снегу, по болоту.

Есть у лося и украшение - большие широкие рога.

Правда, зимой лось сбрасывает свое украшение. Ничего, летом вырастет новое!

Вот такие удивительные животные живут в наших сибирских  лесах.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

На свете есть прекрасные места
Хозяйка здесь – любимая природа.
И в них царят покой и доброта
И красота в любое время года.

Все это сибирский край родной чудесный.

И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

Ребята, вы узнали в фильме животных, которых вы изготовили? (опрос каждого, кто какого животного изготавливал)  В лесах какого  региона они живут (ответы детей : в нашем регионе в Сибири). Спасибо родителям, вам дети, вам Лидия Дмитриевна  за помощь в создании такого замечательного фильма.

После просмотра передаю диск с фильмом Лидии Дмитриевне, чтобы она его передала О.Г.Кузовкову.

─Ребята, возможно, наша помощь режиссеру пригодится в создании новой серии мультфильма «Маша и медведь». Будем ждать. А вам я желаю бережно относиться к природе, к животным  нашего региона. Любите свой родной, сибирский  край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сибирь-мой край родной"

Проект создан с учетом рекомендаций по ФГТ. Материал разбит по образовательным областям. В конце представленно  итоговое мероприятие....

Исследовательский проект:«Сибирь – мой край родной»,«Легенды о Байкале»

Любовь к родине начинается с любви к родному краю. В нашем сибирском краю очень красивая природа и богатый животный мир.Сибирь – наша Родина, и мы ей гордимся. Живя в Сибири, у нас есть возможно...

Проект подготовительной к школе группы «Моя Сибирь, мой край родной!»

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию необходимо начинать с де...

Интерактивная игра "Сибирь-мой край родной"

Мультимедийная игра-викторина о растительном и животном мире Прибайкалья...

Тематический блок "Сибирь - наш край родной"

Тематический блок "Сибирь - наш край родной" - план дистанционного обучения идля детей старшего дошкольного возарста...

Вариативная часть программы " Новая Сибирь - мой край родной" Баганский район

Данный материал разработан для реализации Региональной программы " Новая Сибирь - мой край родной"  Творческая группа педагогов разработала Вариативную часть программы " Баганский ...

Конспект занятия по окружающему миру "Сибирь мой край родной" старший возраст

Занятие направлено на познавательное развитие детей родного края. Обогвщение словарного запаса детей, воспитание бережного отношения к природе....