Конспект занятия по окружающему миру "Сибирь мой край родной" старший возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бурлакова Марина Юрьевна

Занятие направлено на познавательное развитие детей родного края. Обогвщение словарного запаса детей, воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiyasibir_moy_kray.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад№13»

открытый просмотр в рамках района

Образовательная деятельность:

«Сибирь  - мой край родной».

(старший возраст)

F:\для_Марины\9313.jpg

                                    Подготовила воспитатель второй

                                       квалификационной      категории:

                                                                      Бурлакова М.Ю.

2023 г

Цель:  прививать любовь к родному краю.

 

Задачи:

  • Развивающие: развивать мыслительные операции анализа, сравнения и обобщения;
  • Обучающие: расширять и уточнять представления детей о родном крае;
  • Воспитательные: воспитывать элементарную экологическую культуру.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с дикими животными, чтение рассказов о природе, отгадывание загадок, экскурсия на берег озера, обыгрывание поведения животных в подвижных играх.

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Сюрпризный момент-шкатулка: воспитатель достаёт письмо от лесовичка, в котором он приглашает отправиться в путешествие по родному краю, а чтоб нам не заблудиться путь нам будут указывать стрелки с загадками и заданиями, посмотрите, где первая стрелка?

- Что делает солнце для нас? (греет и светит)

- В какое время суток появляется на небе солнце?

Первая стрелка (жёлтая)

И предлагаю  игру «Утром солнышко встаёт»:

          Утром солнышко встаёт, нас на улицу зовёт,

          Выхожу из дома я, здравствуйте, мои друзья.

Здравствуй, омуль в глубине, здравствуй, чайка в синеве.

Здравствуй, нерпачка на льдине, здравствуй, солнце в вышине.

Солнышко лучами греет, и ребятам веселее.

Мир природы познавать, веселиться и играть.

Беседа о живой и неживой природе.

Вос-ль: Ребята, мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая.

-А как вы думаете, солнце к какой природе относится?

-А что у нас ещё относится к неживой природе (солнце, воздух, вода, камни, песок, почва – они не питаются, не растут  и не размножаются). А что относится к живой природе? (человек, животные, растения – питаются, размножаются, дышат). Солнце освещает нам путь ко второй стрелке.

Вторая стрелка (красная)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель загадывает загадку:

       Я скажу вам по секрету

       Я в этом городе живу

       Самым лучшим и красивым

       Этот город нахожу

       Он стоит на берегу сказочного озера

       И зовут его ….(Байкальск)

- Почему его так называют? (расположен на берегу озера Байкал), а как вы думаете,  может ли город иметь возраст?

 - Сколько лет нашему городу (около 50 лет). А как зовут людей живущих в нашем городе? (байкальчане).

 - Где находится и наш город, и наше озеро? (в Сибири), а что такое Сибирь (зима длинная и холодная, а лето короткое),

-  почему мы называем его малой родиной? (мы родились и выросли в этом городе).

 - У каждого города есть свой герб и у нашего города он тоже есть.

 - Кто мне найдёт герб нашего города (слайды гербов разных городов) .

Рассматривание герба и обсуждение его цветовой гаммы, (синий - на берегу озера, зеленый - окружён  зелёными лесами, жёлтый – прекрасные восходы солнца, белый – снежные горы, чайки)

 Послушаем стихотворение (рассказывает ребёнок)

Байкальск – кусочек родины моей

На глубине узор заманчивых камней

      По берегам кругом стоят зелёные леса

Байкальск от сердца оторвать нельзя!

- Давайте поищем третью стрелку.

Третья стрелка (зелёная)

Приводит к карте нашего озера, воспитатель предлагает рассмотреть её.

Воспитатель:

- Если бы мы были птицами и полетели бы над нашим озером, то мы бы его увидели точно таким же, какое оно на карте.

 -Что окружает наше озеро (леса и горы), а какие виды деревьев знаете (хвойные и лиственные), чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

- Для чего нам нужны деревья?

 - Кто живёт в наших лесах? (волк, лиса, заяц, медведь, рысь, соболь, норка).

 - Кто ещё (птицы - синичка, снегирь, воробей, ворона, сова)

-  Как человек должен вести себя в лесу?

- Сейчас, ребята, мы подойдём к четвёртой стрелке и узнаем, куда она нас привела.

Четвёртая стрелка (голубая)

Воспитатель читает загадку:

Хочу плескаться, хочу бегать,

Хочу прекрасным быть и чистым,

Хочу всегда быть голубым,

И очень быстрым…..

О ком эта загадка?

Беседа о Байкале:

-  Мы находимся на берегу Байкала, давайте полюбуемся на него

- Чем вам нравится Байкал? (можно купаться, отдыхать, загорать, любоваться, кидать камни и т.д.)

- что вы можете сказать о размерах нашего озера  (очень длинное, широкое и глубокое), но и самое древнее (20 миллионов лет)

- почему оно такое большое? (впадает много рек, а вытекает всего одна)

- какая в нём вода (прозрачная, чистая, пресная).

-каким бывает озеро в плохую, ненастную погоду? (тёмным, мрачным, с огромными волнами).

Игра – эксперимент: «Буря на Байкале»  

Дети через трубочку дуют в воду в стаканчике и наблюдают, как бурлит вода.

«Шум волн»

Дети двигают прозрачным листом, слушают шум волн.

Подвижная игра: «Байкал наш волнуется раз…»

После игры  воспитатель предлагает отдохнуть на стульчиках и продолжают беседу.

Беседа: Кто живёт в Байкале? (рыбы)

-А каких рыб вы знаете? (омуль, голомянка, ленок, щука, бычок, карась, окунь, хариус).

-  Чем питаются рыбы? (водорослями, донными рачками, моллюсками и даже мелкой рыбёшкой), где живут водоросли, рачки, моллюски? (на дне озера).

- Рыба может жить на берегу? Что с ней может случиться?

- Как вы думаете, рыба, к какой природе относится, к живой или неживой?

-При помощи чего размножается рыба?

-А сейчас я предлагаю игру  «Угадай рыбу по внешнему виду»  (показ слайд)

-А сейчас следующая игра: «Что лишнее?» (на слайде рак среди байкальских рыб, нерпа и дикие животные).

- Сейчас мы с вами пойдём в гости, а к кому – подскажет пятая стрелка и загадка.

Пятая стрелка «Серая» (загадка о нерпе)

Воспитатель читает загадку:

В снежном логове родится,
Простудиться не боится.
Подрастет - начнет нырять,
Шубку белую менять.
Если очень повезет.
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Может, вы видали сами? (нерпа)

- Давайте проверим. (В-ль снимает с игрушки – нерпы салфетку)

Рассматривание нерпы  

- Где живёт нерпа?

- Посмотрите, ребята, какого цвета  мех у нерпы?

- Погладьте, какой он на ощупь?

- А чем питается нерпа?

- Посмотрите, какая она упитанная, сразу видно, что нагуляла много жира. А как вы думаете, для чего нерпе жир?

- Ребята, а у нерп  бывают  детёныши? Как их называют? Почему?

 -Сейчас я предлагаю вам нарисовать нерпе детёнышей, чтобы ей не было одиноко, но вначале мы проведём   игру  «Две руки»

Проводится пальчиковая гимнастика под фонограмму «Две руки»

Рассматривание образца работы, обговаривание способов работы с нетрадиционным материалом.

- Ну, вот наше путешествие по родному краю завершилось. Скажите, что вам больше всего понравилось? Что запомнилось?

Стихотворение о Байкале.

Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!

И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут,
За это должное воздать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру с детьми раннего возраста: "Где собачка?".

Цель: учить детей воспринимать и выделять из окружающей среды живое-собаку....

Конспект занятия с окружающим миром в группе раннего возраста на тему "Умоем куклу Дашу"

Закрепить уже имеющинся культурно-гигиеническик навыки. Учить правильно называть предметы туалета. Обогощать словарный запас, помочь запомнить и употреблять в речи названия предметов, действий, качест...

Конспект занятия по окружающему миру для детей раннего возраста на тему «Зимнее путешествие в лес»

laquo;Зимнее путешествие в лес». Формирование начальных представлений о зиме, природе, о животных живущих в лесу....

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной, в котором я живу»

Конспект занятия по окружающему миру           «Мой край родной, в котором я живу"Цели :Воспитывать любовь к родному краю, желание охранять природу.Р...