Педагогический проект "Посмотри, как хорош, город в котором ты живешь!"
проект

Усова Елена Викторовна

Проект о городе Сафоново, его истории, достопримечательностях и знаменитых людях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект о городе Сафоново282.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавлик»

города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с №22)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОСМОТРИ, КАК ХОРОШ ГОРОД,

В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ!»

                                   ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ»

воспитатель высшей квалификационной категории http://jetworks.ru/media/articles/safonovo.jpghttp://www.roslavl.ru/history/heraldic/gerb/pic/safon.jpg

Автор проекта:

воспитатель высшей квалификационной

Усова Е.В. 

Содержание

  • Актуальность проблемы
  • Цель
  • Задачи
  • Участники проекта
  • Этапы проекта
  • Предполагаемые результаты реализации проекта
  • План мероприятий по реализации проекта

Подбор материалов по теме: «Посмотри, как хорош город, где ты живешь»

- Анкеты для родителей:

  1 «Наш город -  Сафоново»  

  2 «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»

- Подборка стихов о городе

- Консультации для родителей:

  1 «Мой город – капелька России»

  2 «Мой дом, мой город»

- Консультация для педагогов:

   1. «Растим патриотов»

- Непосредственно образовательная деятельность

- Экскурсии

Актуальность темы.

Маленькая Родина все равно большая,

                                  ведь она единственная.

Ж. Ренар

  • настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии,

великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. К тому же очень актуально в современном нестабильном мире является стремление к созданию правового демократического государства, в котором уважаются права и свободы личности, граждане которого обладают высокой нравственностью и проявляют национальную и религиозную терпимость.

Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения

  • одна из злободневных проблем современности, и, несомненно, одна из наиболее важных. В связи с этим остро встаёт необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Прививать патриотизм необходимо с детства. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная

отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живёшь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Реализация содержания патриотического образования невозможна без знаний традиций своей малой Родины, своего края, родного города. Именно воспитание любви и уважения к родному городу у дошкольников является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности,

  • нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного  возраста,

определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в

повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких систематических занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

Цель данного проекта: формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, нравственных ценностей.

Для реализации поставленной цели, были намечены следующие задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения города, его названия, с памятниками города, предприятиями и учреждениями, с известными людьми города, с растительным и животным миром области.

  1. Учить детей видеть красоту природы в разное время года, соблюдать правила поведения на улицах города и в природе.

3.Прививать чувство гордости за родной город, воспитывать в детях чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

4.Формировать нравственно – волевые качества: усидчивость, аккуратность, терпение, усердие; развивать внимание и любознательность; умение составлять и читать карту, ориентироваться на местности; обогащать словарный запас и образный строй речи дошкольников.

5.Развивать интерес к историко-культурному наследию.

В основу проекта положены принципы:

  • Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми, который предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, отечеству;

  • Принцип ненасилия предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирования ненасильственного отношения к природе, человеку, всему живому;

  • Принцип интеграции является основой для целостного восприятия мира;
  •         Принцип целостности педагогического процесса. Обеспечивает единство воспитания, обучения и развития;

  • Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познание национальной культуры, быта и национальных традиций;

  • Принцип тесного сотрудничества педагога, детей и родителей.

Участники проекта: педагоги группы, воспитанники группы и их родители

Этапы реализации проекта:

1этап. Подготовительный

  • Подборка литературы, выявление проблемы, формировка цели, задач.
  • Разработка и проведение НОД
  • Создание в группе предметно-пространственной среды.
  • Анкетирование родителей.
  • Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города.

2 этап. Основной

Выполнение проекта. Практическая часть.

3 этап. Заключительныый

Итоги работы.

Планируемые результаты.

Ребёнок имеет элементарные представления об истории возникновения города, называет близлежащие города, знает название областного центра, знает основные достопримечательности города и его символику. Имеет представление о растительном и животном мире своей области, о профессиях распространённых в родном городе и области, о знаменитых земляках. Понимает социально – экономическую значимость родного края для страны. Проявляет чувства уважения к знаменитым землякам, к людям труда; интерес к профессиям, к историко-культурному наследию; испытывает чувства гордости за причастность к родному краю.

Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом распределено на разделы:

  1. История города.
  2. Достопримечательности города.
  3. Знаменитые земляки.
  4. Улицы родного города
  5. Предприятия и учреждения города.
  6. Транспорт  города
  7. Природа города.

Содержание проекта реализуется в процессе непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; в процессе самостоятельной деятельности детей; в процессе взаимодействия с семьями детей.

Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Но это не значит, что работа не проводится в младшем и среднем возрасте. Данная работа выстраивается:

-в младшей группе: знакомство с ДОУ (различные кабинеты, профессии);

-в средней группе: реализации мини - проектов: «Моя семья», «Мама любимая моя», «Профессии», «Мой город, моя страна», «Маленькие россияне» и т.д.

Проект разработан с целью нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

        Содержание проекта обеспечивает развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все 5 образовательных областей с преимуществом познавательного развития.

 Крайне сложным остаётся сегодня вопрос содержания патриотического воспитания. Очень важно грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы. Необходимо приблизить ребёнка к реальной жизни, познакомить с объектами ближайшего природного и социального окружения, создать запоминающийся образ Родины. Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом. Использование краеведческого материала – важное условие для понимания своеобразия родного края и ступенька к пониманию удалённых от ребёнка уголков страны. Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены рядом с детским садом: школа, парк, больница, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Во время экскурсий по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, формируется осознание того, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

      Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

– повсюду люди трудятся (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

– люди берегут и охраняют природу;

– есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само

окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основные формы работы с детьми:

1.Проектирование. Позволяет раскрыться детски талантам, удовлетворить потребность в любознательности, сплачивает коллектив и способствует всестороннему изучению объекта или явления.

2.Целевые прогулки и экскурсии. Лучше узнать и полюбить город по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать город, в котором они живут, видеть красоту тех микрорайонов, по улицам которых они ходят каждый день. Такие прогулки способствуют и физическому развитию дошкольников, используя и дополняя навыки и умения, полученные на занятиях по физкультуре. К тому же, такие прогулки способствуют изучению правил дорожного движения.

3.Беседы. В ходе беседы старшие дошкольники развивают и совершенствуют не только диалогическую, но и монологическую речь, так как взрослый просит ребенка рассказать об увиденном, о каком-нибудь событии, о своих родных и так далее; учатся слушать и слышать.

4.Встречи с интересными людьми.

5.Чтение художественной литературы.

6.Продуктивная деятельность.

Важной формой патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

  • нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Большая роль при погружении в данную тему отводится проектной деятельности.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Предметно – пространственная среда

Старшая группа:

-Альбомы: «Моя семья», «Мой город Сафоново», «Сафоново – глазами детей».

    -Художественная литература: стихи и рассказы о городе Сафоново, об известных людях нашего города, о Смоленске и России в целом.

7.Рисунки детей о городе, окружающей природе.

    -Картинки-иллюстрации: «Труд взрослых», «Профессии моего города»,

    -Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного города», «Наш город в разные времена года», «Наш областной город».

    -Атрибуты музыкально-театральной – деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т. д.).

    -Аудио- и видеокассеты о природе родного края.

   -Куклы в русских костюмах.

   -Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Подготовительная к школе группа

   -Альбомы: все вышеперечисленные +«Россия», книга «Расскажу о городе своём».

  -Художественная литература: (стихи, рассказы, произведения самих детей).

  -Флаги, гербы и другая символика городов Сафоново, Смоленска, страны.

  -Картинки-иллюстрации, аналогичные тем, что были в старшей группе, но с усложненным содержанием.

  -Макет детского сада, подробный план детского сада, карта города Сафоново.

  -Аудио- и видеокассеты о природе родного края.

  -Куклы в русских костюмах.

  -Выставки работ родителей и детей: «Мы живём в Сафоново», «Моя родина -  Россия.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  • НОД «Мой любимый город», «Путешествие по городу»
  • Создание фотоальбома: «Наш город», «Наш детский сад».
  • Рассматривание фотографий и иллюстраций  о Сафоново.
  • Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
  • Изготовление праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества.
  • Создание макета: «Улица города».
  • Изготовление праздничных открыток «С днем рождения, город!».
  • Выставка рисунков «Улицы моего города».
  • Оформить папку со стихами о Сафоново.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Прогулки детей с родителями по улицам города.
  • Консультация: «История родного города».
  • Оформление фотовыставки «Я в этом городе живу!».
  • Анкетирование родителей.

ПОПОЛНЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

  • Оформить папку-раскладушку «Город Сафоново».
  • Приобрести набор открыток с достопримечательностями родного города.
  • Собрать материал об улицах нашего города.
  • Оформить альбом «Мой город».

№ п/п

Мероприятия

Срок

проведения

1.

Привлечение родителей к сбору материала для уголков краеведения «Наш любимый город»

Сентябрь

2.

Оформление тематического уголка в группе (сбор фотографий, иллюстраций, художественной литературы).

Октябрь

3.

Организация  непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему «Мой любимый город», «Путешествие по городу»

В течение года

4.

Конкурс семейных (детских) рисунков  на тему:  «Мой любимый город»

Выставка детских рисунков «Город, в котором я живу»

Ноябрь

5.

Разработка проекта «Посмотри, как хорош, город, в котором ты живешь».

Октябрь-

май

6.

Размещение на страничке  сайта  рубрики, посвященной 65-летию города Сафонова.

Апрель

7.

Подбор материала и оформление папок-передвижек для родителей, посвящённых юбилею  г. Сафоново

Декабрь

8.

Просмотр мультимедийной презентации «Город Сафоново 65 лет спустя»

Январь

9.

Фотовыставка «Я в этом городе живу!»

Февраль

10.

Изготовление поздравительной открытки  «С днем рождения, Сафоново»

Март

11.

Акция «Чистый город Сафоново»

Апрель

12.

Беседы на тему «Мой город»;  чтение художественной  литературы о городе;

Д/И «Собери картинку»;

С/Р  игра «Путешествие по городу»,

Пальчиковая игра «В нашем городе»; конструирование из строительного материала «Улицы моего города»

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....

КВН «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

Для детей  старшей и подготовительной к школе групп и их родителей.Цель:  воспитывать патриотические и гражданские чувства детей, побуждать любознательность    к истории город...

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».

Цель: дать детям представление о родном городе, о республике  Татарстан, о России; познакомить с географической картой, с глобусом.Развивать внимание, память, воображение, познавательный  ин...

Технологические карты по программе "Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь" для старшей группы.

В материале представлены технологические карты занятий по краеведению....

Проект «Посмотри, как хорош город, в котором ты живешь» средняя группа

Проект «Посмотри, как хорош город, в котором ты живешь»   средняя  группа...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ТЕМА:Посмотри, как хорош, «Сад» в котором ты живешь

ЦЕЛЬ: познакомить и напомнить нахождение, назначение помещений в «саду», повторить имена сотрудников, развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве....

Беседа с детьми средне-старшего дошкольного возраста "Посмотри как хорош, город в котором ты живешь"

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования является  формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетич...