Дидактические игры этнокультурного содержания
картотека (старшая группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

В этот раздел входят различные дидактические игры. У детей расширяем и закрепляем знания о разных народах мира.  Знакомим с элементами национальных костюмов, посуды, народных игрушек. Учим соотносить представителей растительного и животного мира со средой обитания. Воспитываем интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_etnokulturnogo_soderzhaniya.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр этнокультурного                                                 содержания для старшего дошкольного возраста

1 .«Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

2. «Кто знает больше "волшебных" слов по-...»

Дидактическая задача: закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг - по-русски, второй - по-бурятски, и т.д.

3. «Магазин одежды»

Дидактическая задача: учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (сарафан, сапоги, буряад дэгэл, энгэр и т.д.) и цветовой окраске; соотносить костюм с национальным праздником (Рождество, Масленица, Пасха, Троица); воспитывать интерес к народной культуре.

Игровые действия: дети-покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.

Материалы: карточки ‘с изображением деталей национальных костюмов.

4. «Вещи заблудились»

Дидактическая задача: закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.

Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.

Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа (например: сарафан, кокошник, малгай).

5.«Чей дом?»

 Дидактическая задача: показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.

Игровые действия: соотнесение.

Материалы: два вида карточек - с изображением жилищ (деревянный дом, юрта, землянка, и т.д.) и людей в национальных одеждах (русский, бурят, украинец т.д.).

6. «Север - юг»

Дидактическая задача: учить детей соотносить представителей растительного  и животного мира со средой их обитания; развивать навыки сотрудничества

Игровые действия: дети делятся на две команды «Юг» и «Север» словесному сигналу («Холодно», «Тепло») выбирают карточки изображением животных и растений и размещают их на своей карте.

Материалы: схематические карты севера и юга России, маленькие карте изображением флоры и фауны.

7. «Театр народного костюма»

Дидактическая задача:        закреплять знания детей об элементах народного

костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности

Игровые действия: дети делятся на три группы - творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют под национальную музыку, комментируют.

Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения, музыкальное сопровождение.

8. «Сказка-загадка»

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках, воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия.

 Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, фишки.

9.«Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача: закрепить и расширить знания детей о разных народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.

Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

10. «Чей орнамент?»

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

11. «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя        роль экскурсовода, каждый ребёнок

рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

        Воспитатель: Перевозникова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры валеологического содержания.

Дидактические игры валиологического содержания , как одна из форм здоровьесберегающего воспитания дошкольников с обшим недоразвитием речи....

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Дидактические игры по экологии для дошкольников...

Авторская дидактическая игра этнокультурного содержания "Ромашка" - "Катшасин"

Дидактическая игра "Ромашка" познакомит детей с дарами леса коми края,научит правильно называть на коми языке грибы и ягоды, правильно классифицировать их по группам....

Методические рекомендации к разработке дидактической игры этнокультурной направленности

Методические рекомендации к разработке дидактической игрыэтнокультурной направленности...

Разработка дидактической игры этнокультурной направленности «Подбери элементы узора». Для детей с ОВЗ.

Разработка дидактической игры  этнокультурной направленности «Подбери элементы узора». Для детей с ОВЗ....

Дидактическая игра экологического содержания «Окно в природу: Птицы Волгоградской области» (авторская игра)

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель игры: Формиро...