Речевые дидактические игры природоведческого содержания
методическая разработка по окружающему миру по теме
Дидактические игры по экологии для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_dlya_doshkolnikov_po_ekologii.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые дидактические игры природоведческого содержания
Тема « Лесные ягоды»
- «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины – малиновый; сок из вишни – вишневый, сок из черники - …» варенье из малины – малиновое, варенье из вишни – вишневое, варенье из черники - ….
- Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам; по представлению)
- Клубника, смородина, черника, вишня (Черника – растет в лесу)
- клюква, малина, клубника, брусника. (Малина – растет на кусте)
3. «Узнай ягоду на вкус»
4. Составить описательный рассказ о ягоде по плану:
- Что это?
- Где растет?
- Каков внешний вид (цвет, форма, размер)
- Какова на вкус?
- Что из нее готовят?
5. Отгадывание загадок о ягодах.
Тема «Птицы»
- Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию» (Взрослый описывает признаки птицы, а ребенок называет ее)
- Дидактическая игра «Улетает – не улетает» (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет).
- Дидактическая игре «Четвертый лишний» (по картинкам; по представлению)
-Лебедь, дикая утка, журавль, голубь. (Голубь – не перелетная птица)
4. Дидактическая игра «Один –много» (образование множественного числа существительных): сорока –
сороки, сова – совы, дятел - …
- Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):
синица – синичка, соловей - …
- Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными):
Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок
Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей
Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.
- Дидактическая игра «Подбери признак»: ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…
- Дидактическая игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе).
Нет ( кого?) – нет филина, сороки
Нет (кого?) – нет филинов, сорок
- Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:
Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).
- Составление сравнительных рассказов о птицах (лебедь и утка, снегирь и синица).
- Составление описательных загадок о птицах.
Тема «Деревья»
- Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их». (Во время прогулки рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария).
- Дидактическая игра «Пересчет деревьев» (согласование существительных и числительных): один тополь, два тополя, три тополя, четыре тополя, пять тополей; одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
- Нарисовать дерево в разные времена года ( ранней осенью, поздней осенью, зимой, ранней весной, летом). (Чем отличается?)
- «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» (составление предложных конструкций).
Шишки, белка, заяц, птица, еж, трава.
- Показать хвойные деревья (ель, сосну, пихту) Объяснить почему называют хвойными, вечнозелеными деревьями. При этом зрительно и на ощупь следует сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны, расположение веток. Расширить представления детей, в каких целях используют эти деревья.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний» (лиственные и хвойные деревья):
Дуб, береза, осина, сосна.
Пихта, липа, сосна, ель.
- Изготовление поделок из природного материала (шишки, хвои, веточек).
- Дидактические игры «Чей лист, чья ветка, чей плод», «Чей стебель, чей цветок» ( в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации).
Тема «Дикие животные наших лесов»
- Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным)
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …
Маленький, длинноухий, пугливый -…
Серый -…, хитрая -…, колючий - ….
- Дидактическая игра « У кого кто?» (упражнение в словообразовании):
У лисы – лисенок, у зайца – зайчонок; у белки – бельчата, у зайца - зайчата….
- дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании):
Папа – еж, мама – ежиха, детеныш – ежонок (ежата); папа – заяц, мама - …, папа – белка, мама -….
- Дидактическая игра «Назови маму» (употребление родительного падежа существительных): Лисенок у лисицы, бельчонок у … .
- Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному): лиса – тявкает, волк – воет, белка - … .
- Дидактическая игра «Про кого можно сказать…» (подобрать существительные к глаголу): охотится - …, воет - …, скачет - …, пугается - ….
- Дидактическая игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных)
В норе живет (кто?) – лиса
В дупле - …
В берлоге -…
8. Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса по плану:
Название.
Где живет?
Жилище
Внешний вид
Чем питается?
Как защищается?
Враги.
Детеныши.
9.Дидактическая игра «Какой? Какая?»Подобрать как можно больше признаков к предмету (согласование прилагательных с существительными): лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….
- Дидактическая игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных).
След (чей?) – лисий, заячий…
Уши (чьи?) – заячьи, беличьи…
Голова (чья?) – лисья, волчья…
- Дидактическая упражнение «Пересчитай животных» (согласование числительных с существительными).
Первый лось, второй лось… пятый лось.
Одни лось, два лося… пять лосей.
- Дидактическое упражнение «Кто как зимует в лесу?»(Какие изменения произошли в их внешнем виде). Развивать связную речь детей.
Тема «Рыбы»
1. Дидактическая игра «Подбери признак» : рыбка (какая?) - … .
2. Дидактическая игра «Подобрать родственные слова»: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
3. объяснить, почему так говорят: «Молчит как рыба».
4. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных):
У щуки голова – щучья, хвост - …, Туловище - ….
5. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок
6. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками)
Рыбка к камню… (отплыла, подплыла). Рыбка от берега… (переплыла, отплыла), Рыбка всю реку … (вплыла, переплыла).
Тема «Грибы»
- Дидактическая игра «Узнай по описанию»:
Взрослый раскладывает перед ребенком различные грибы (натуральные или нарисованные), описывает их внешний вид, а ребенок их называет
Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его узнать
- Дидактическое упражнение «Почему так названы?» : подберезовик, подосиновик, опята…
- Пересчет грибов, деревьев, листьев (согласование числительных с существительными): один мухомор, два мухомора…пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки…пять сыроежек.
- дидактическая игра «Съедобный-несъедобный» (Взрослый называет гриб, ребенок отвечает, какой он).
Тема «Насекомые»
- Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имени существительного в единственном числе)
Муравей сидел около…
Божья коровка ползла по…
Жук спрятался под…
- Дидактическая игра «Узнай чье крылышко» (употребление родительного падежа существительного) на наглядной основе- иллюстрация.
- Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка (какая?) - …, жук (какой?) - ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
cсборник дидактических игр природоведческого содержания
Сборник включает в себя дидактические игры по ознакомления с природой для дошкольников от 3 до 7 лет. Все игры сгруппированы по разделам. К каждой игре даны методические рекомендации...
cсборник дидактических игр природоведческого содержания
Сборник включает в себя дидактические игры по ознакомления с природой для дошкольников от 3 до 7 лет. Все игры сгруппированы по разделам. К каждой игре даны методические рекомендации...
Речевые игры природоведческого содержания для старших дошкольников
Речевые дидактические игры природоведческого содержания по темам: "Ягоды", "Грибы", "Деревья", "Птицы", "Звери"....
Дидактические игры природоведческого содержания как средство формирования представлений о природе для детей младшего дошкольного возраста в ГБДОУ
Дипломная работа...
Речевые дидактические игры природоведческого содержания
Речевые дидактические игры природоведческого содержания...
Речевые дидактические игры природоведческого содержания Тема « Лесные ягоды»
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности ребёнка и способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социал...
Дидактическая игра природоведческого содержания с детьми с НЗ.
laquo;С какой ветки эти детки?»...