Разработка дидактической игры этнокультурной направленности «Подбери элементы узора». Для детей с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Савко Анжелла Николаевна

Разработка дидактической игры  этнокультурной направленности «Подбери элементы узора». Для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка дидактической игры

этнокультурной направленности

«Подбери элементы узора»

Для детей 4-7 лет

Направленность: социализация детей через игровую деятельность.  

Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья

(для всех видов нарушений в развитии детей).

Участники: воспитатели, дети.

Характер участия: сотрудничество.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Актуальность.  Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним из наиболее эффективных, и одновременно доступных средств всестороннего развития ребенка с ОВЗ является дидактическая игра.

      Использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр

активизирует детей, создает у них положительный эмоциональный настрой,

вызывает положительное отношение к занятиям (стимулирует стремление к овладению знаниями), оказывает общее положительное воспитывающее действие.

       Кроме того, дидактические игры    способствуют развитию всех познавательных процессов детей с ОВЗ.   Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, формируются вкусы и запросы, совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация; формируется сообразительность и умственная активность, длительная концентрация внимания, развивается память.

      Следует также отметить, что в игровой форме сами познавательные процессы протекают быстрее и активнее. Ребенок как бы не замечает, что его учат и соответственно гораздо легче преодолевает трудности восприятия новых навыков и умственной работы.  Это особо актуально для детей с ОВЗ. Дидактическая игра оказывает влияние на формирование произвольного поведения, организованности. В ней ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

 В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной

ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

    Таким образом, особая роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения

эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный

опыт и при этом она несет в себе потенциал многостороннего развития ребенка с ОВЗ.

    Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу. 

     Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку) ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.

     Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей дошкольного возраста с культурой разных народов.

     Cистема дидактических игр этнокультурного содержания должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.

  Содержание дидактических игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

Цели разработки: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ в рамках  ФГОС ДО; создание условий для усвоения детьми с ОВЗ   норм и ценностей, принятых в обществе, развития социального интеллекта и навыков общения  со взрослыми и сверстниками, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, посредством дидактической игры этнокультурной направленности  как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; продуктивное использование педагогами новых образовательных технологий и транслирование практического опыта профессиональной деятельности.

Задачи (определить конкретно для своей группы):

образовательные

-  расширять представления о многонациональном составе группы;

- расширять знания детей о родном крае, городе; о народах, проживающих в них, о национальной культуре, их обычаях; предметах народного быта, изделиях мастеров;

- развивать чувство уважения, любви и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, вероисповедания, языка, пола, возраста;

- расширять знания детей о природе родного края и животных;

 - формировать у детей элементарные знания о национальных узорах, их элементах;

- обогащать словарь детей (названия национальностей, предметов быта, костюма, элементов узора);

- накапливать практический опыт детей;

- учить взаимодействовать со сверстниками, вступать в игровой диалог по правилам игры;

- формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами дидактических игр.

воспитательные

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- формировать коммуникативные умения и навыки;

- формировать стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать у детей устойчивый интерес к игре;

-воспитывать доброжелательные отношения между детьми в играх, дружелюбие, радость от совместной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к предметам дидактических игр.

коррекционные

- содействовать развитию трудовых, двигательных навыков, мышц мелкой моторики;

- развивать интерес к национальному орнаменту, его разнообразию;

- развивать познавательные и творческие способности;

- формировать навыки общения и совместной деятельности;

- развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, связную речь, восприятие; мыслительные операции: анализ синтез, сравнение, обобщение) посредством дидактических игр;

- прививать игровые умения и навыки;

- совершенствовать умение разрешать конфликтные ситуации;

- формировать способности ребенка к произвольной регуляции деятельности;

- развивать моторику пальцев рук, координацию движений;

- развивать познавательный интерес, активность в процессе игр;

- развивать способности выделять элементы узора, соотносить их с образцом;

- развивать речь детей: умение отвечать на вопросы, обращаться с просьбой о помощи, называть и описывать узор, его элементы и т.п.

Основные достоинства

- плоскостной;

- можно складывать, разбирать, переставлять, переносить;  

- участие одного ребенка, подгруппы;

- дает возможность использовать дидактическую игру в различных формах организации детей.

Ожидаемый результат

- для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды группы и ДОУ по региональному компоненту дидактической игрой «Подбери элементы узора»;

- для детей: расширение уровня знаний детей о татарском орнаменте, его элементах.

Описание дидактической игры 

Состоит из - двух больших круглых полей с разными татарскими узорами,

- 4-х круглых малых полей красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета,

- 22 цветных элементов узора.

Дидактическая игра «Подбери элементы узора»

Структурные элементы:

Создание игровой мотивации: кукла в татарском костюме приносит детям образцы татарских блюд с узорами, предлагает рассмотреть, выделить элементы узора, называет их, объясняет, что они означают, показывает, как играть в игру.

1) Цель: формирование и развитие интереса к татарскому национальному орнаменту, его элементам.

1 вариант «Подбери элементы узора к татарскому блюду»

2) Игровая задача:

-подобрать к полю с татарским узором, карточки с элементами этого узора и положить на свободное поле с подходящим узором;

- развивать мелкую моторику, внимание, творчество.

3) Количество игроков

В игре могут принять участие 1- 2 ребенка дошкольного возраста.

4) Правила игры

Выбрать и разложить на края «блюда» только те элементы, которые есть на узоре этого «блюда».

5) Игровые действия

Дети сидят за столом. На столе в центре лежат два круглых «блюда», украшенные разными татарскими узорами. Взрослый предлагает рассмотреть эти узоры, их элементы, называет их. Дети должны найти такие же элементы на отдельных карточках и положить их на свободном поле «блюд».

6) Подведение итогов (результат) проводится сразу после окончания игры.

Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.

2 вариант «Подбери элементы узора по цвету»

2) Игровая задача:

-подобрать к полю определенного цвета карточки с элементами татарского узора такого же цвета и положить на это поле;

- закреплять знания детей об основных цветах;

- развивать мелкую моторику, внимание, творчество.

3) Количество игроков

В игре могут принять участие 1- 4 ребенка дошкольного возраста.

4) Правила игры

Выбрать и разложить на цветное поле только элементы такого же цвета.
5) Игровые действия

Дети сидят за столом. На столе в центре лежат четыре поля разных цветов (красное, желтое, оранжевое, зеленое). Взрослый предлагает разложить карточки с элементами татарских узоров красного цвета на красное поле, желтого цвета – на желтое, зеленого цвета – на зеленое, оранжевого цвета – на оранжевое.

6) Подведение итогов проводится сразу после окончания игры.

Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.


При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.

8. Приложение к разработке

Дидактическая игра «Подбери элементы узора»

Игра для детей 4-7 лет.

Игра формирует и развивает интерес к татарскому национальному орнаменту, его элементам; умение группировать элементы узора по цвету; развивает зрительное внимание, мышление, мелкую моторику.

Методические рекомендации:

- игру проводит ведущий с одним или с подгруппой детей;

- вначале игры важна мотивация, кукла в национальном костюме знакомит с элементами и правилами игры, показывает образец действий;

- важна предварительная работа – знакомство с предметами быта татар, декоративно-прикладным искусством, традиционными орнаментами;

- не забывать хвалить детей при правильном выполнении задания.

1 вариант «Подбери элементы узора к татарскому блюду»

Игровая задача.  Выбрать и разложить на края «блюда» только те элементы, которые есть на узоре этого «блюда».

Ход игры. Дети сидят за столом. На столе в центре лежат два круглых «блюда», украшенные разными татарскими узорами. Взрослый предлагает рассмотреть эти узоры, их элементы, называет их. Дети должны найти такие же элементы на отдельных карточках и положить их на свободном поле «блюд».

Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.

2 вариант «Подбери элементы узора по цвету»

Игровая задача. Выбрать и разложить на цветное поле только элементы такого же цвета.
Ход игры. Дети сидят за столом. На столе в центре лежат четыре поля разного цвета (красное, желтое, оранжевое, зеленое). Взрослый предлагает разложить карточки с элементами узора красного цвета на красное поле, желтого цвета – на желтое, зеленого цвета – на зеленое, оранжевого цвета – на оранжевое.

Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного соревнования экологической направленности с элементами фрироупа для детей старшего дошкольного возраста "Жаркая Африка"

Конспект предназначен физ.инструкторам, воспитателям детских садов,, педагогам дополнительного образования. Дети,  преодолевая спортивные препятствия попадают в  Африку....

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».В тоже вре...

Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников

Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников...

Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)

Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)...

Дидактическая игра-самоделка «Подбери по цвету» для детей младшего дошкольного возраста (2-3-4 года)

Предлагаемая дидактическая игра поможет организовать и интересно провести совместную деятельность  родителей с детьми....

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...