Разработка дидактической игры этнокультурной направленности «Подбери элементы узора». Для детей с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Разработка дидактической игры этнокультурной направленности «Подбери элементы узора». Для детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка дидактической игры
этнокультурной направленности
«Подбери элементы узора»
Для детей 4-7 лет
Направленность: социализация детей через игровую деятельность.
Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья
(для всех видов нарушений в развитии детей).
Участники: воспитатели, дети.
Характер участия: сотрудничество.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Актуальность. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним из наиболее эффективных, и одновременно доступных средств всестороннего развития ребенка с ОВЗ является дидактическая игра.
Использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр
активизирует детей, создает у них положительный эмоциональный настрой,
вызывает положительное отношение к занятиям (стимулирует стремление к овладению знаниями), оказывает общее положительное воспитывающее действие.
Кроме того, дидактические игры способствуют развитию всех познавательных процессов детей с ОВЗ. Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, формируются вкусы и запросы, совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация; формируется сообразительность и умственная активность, длительная концентрация внимания, развивается память.
Следует также отметить, что в игровой форме сами познавательные процессы протекают быстрее и активнее. Ребенок как бы не замечает, что его учат и соответственно гораздо легче преодолевает трудности восприятия новых навыков и умственной работы. Это особо актуально для детей с ОВЗ. Дидактическая игра оказывает влияние на формирование произвольного поведения, организованности. В ней ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной
ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения
эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный
опыт и при этом она несет в себе потенциал многостороннего развития ребенка с ОВЗ.
Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу.
Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку) ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.
Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей дошкольного возраста с культурой разных народов.
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.
Содержание дидактических игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.
Цели разработки: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ в рамках ФГОС ДО; создание условий для усвоения детьми с ОВЗ норм и ценностей, принятых в обществе, развития социального интеллекта и навыков общения со взрослыми и сверстниками, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, посредством дидактической игры этнокультурной направленности как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; продуктивное использование педагогами новых образовательных технологий и транслирование практического опыта профессиональной деятельности.
Задачи (определить конкретно для своей группы):
образовательные
- расширять представления о многонациональном составе группы;
- расширять знания детей о родном крае, городе; о народах, проживающих в них, о национальной культуре, их обычаях; предметах народного быта, изделиях мастеров;
- развивать чувство уважения, любви и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, вероисповедания, языка, пола, возраста;
- расширять знания детей о природе родного края и животных;
- формировать у детей элементарные знания о национальных узорах, их элементах;
- обогащать словарь детей (названия национальностей, предметов быта, костюма, элементов узора);
- накапливать практический опыт детей;
- учить взаимодействовать со сверстниками, вступать в игровой диалог по правилам игры;
- формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами дидактических игр.
воспитательные
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у детей устойчивый интерес к игре;
-воспитывать доброжелательные отношения между детьми в играх, дружелюбие, радость от совместной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к предметам дидактических игр.
коррекционные
- содействовать развитию трудовых, двигательных навыков, мышц мелкой моторики;
- развивать интерес к национальному орнаменту, его разнообразию;
- развивать познавательные и творческие способности;
- формировать навыки общения и совместной деятельности;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, связную речь, восприятие; мыслительные операции: анализ синтез, сравнение, обобщение) посредством дидактических игр;
- прививать игровые умения и навыки;
- совершенствовать умение разрешать конфликтные ситуации;
- формировать способности ребенка к произвольной регуляции деятельности;
- развивать моторику пальцев рук, координацию движений;
- развивать познавательный интерес, активность в процессе игр;
- развивать способности выделять элементы узора, соотносить их с образцом;
- развивать речь детей: умение отвечать на вопросы, обращаться с просьбой о помощи, называть и описывать узор, его элементы и т.п.
Основные достоинства
- плоскостной;
- можно складывать, разбирать, переставлять, переносить;
- участие одного ребенка, подгруппы;
- дает возможность использовать дидактическую игру в различных формах организации детей.
Ожидаемый результат
- для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды группы и ДОУ по региональному компоненту дидактической игрой «Подбери элементы узора»;
- для детей: расширение уровня знаний детей о татарском орнаменте, его элементах.
Описание дидактической игры
Состоит из - двух больших круглых полей с разными татарскими узорами,
- 4-х круглых малых полей красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета,
- 22 цветных элементов узора.
Дидактическая игра «Подбери элементы узора»
Структурные элементы:
Создание игровой мотивации: кукла в татарском костюме приносит детям образцы татарских блюд с узорами, предлагает рассмотреть, выделить элементы узора, называет их, объясняет, что они означают, показывает, как играть в игру.
1) Цель: формирование и развитие интереса к татарскому национальному орнаменту, его элементам.
1 вариант «Подбери элементы узора к татарскому блюду»
2) Игровая задача:
-подобрать к полю с татарским узором, карточки с элементами этого узора и положить на свободное поле с подходящим узором;
- развивать мелкую моторику, внимание, творчество.
3) Количество игроков
В игре могут принять участие 1- 2 ребенка дошкольного возраста.
4) Правила игры
Выбрать и разложить на края «блюда» только те элементы, которые есть на узоре этого «блюда».
5) Игровые действия
Дети сидят за столом. На столе в центре лежат два круглых «блюда», украшенные разными татарскими узорами. Взрослый предлагает рассмотреть эти узоры, их элементы, называет их. Дети должны найти такие же элементы на отдельных карточках и положить их на свободном поле «блюд».
6) Подведение итогов (результат) проводится сразу после окончания игры.
Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.
2 вариант «Подбери элементы узора по цвету»
2) Игровая задача:
-подобрать к полю определенного цвета карточки с элементами татарского узора такого же цвета и положить на это поле;
- закреплять знания детей об основных цветах;
- развивать мелкую моторику, внимание, творчество.
3) Количество игроков
В игре могут принять участие 1- 4 ребенка дошкольного возраста.
4) Правила игры
Выбрать и разложить на цветное поле только элементы такого же цвета.
5) Игровые действия
Дети сидят за столом. На столе в центре лежат четыре поля разных цветов (красное, желтое, оранжевое, зеленое). Взрослый предлагает разложить карточки с элементами татарских узоров красного цвета на красное поле, желтого цвета – на желтое, зеленого цвета – на зеленое, оранжевого цвета – на оранжевое.
6) Подведение итогов проводится сразу после окончания игры.
Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.
8. Приложение к разработке
Дидактическая игра «Подбери элементы узора»
Игра для детей 4-7 лет.
Игра формирует и развивает интерес к татарскому национальному орнаменту, его элементам; умение группировать элементы узора по цвету; развивает зрительное внимание, мышление, мелкую моторику.
Методические рекомендации:
- игру проводит ведущий с одним или с подгруппой детей;
- вначале игры важна мотивация, кукла в национальном костюме знакомит с элементами и правилами игры, показывает образец действий;
- важна предварительная работа – знакомство с предметами быта татар, декоративно-прикладным искусством, традиционными орнаментами;
- не забывать хвалить детей при правильном выполнении задания.
1 вариант «Подбери элементы узора к татарскому блюду»
Игровая задача. Выбрать и разложить на края «блюда» только те элементы, которые есть на узоре этого «блюда».
Ход игры. Дети сидят за столом. На столе в центре лежат два круглых «блюда», украшенные разными татарскими узорами. Взрослый предлагает рассмотреть эти узоры, их элементы, называет их. Дети должны найти такие же элементы на отдельных карточках и положить их на свободном поле «блюд».
Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.
2 вариант «Подбери элементы узора по цвету»
Игровая задача. Выбрать и разложить на цветное поле только элементы такого же цвета.
Ход игры. Дети сидят за столом. На столе в центре лежат четыре поля разного цвета (красное, желтое, оранжевое, зеленое). Взрослый предлагает разложить карточки с элементами узора красного цвета на красное поле, желтого цвета – на желтое, зеленого цвета – на зеленое, оранжевого цвета – на оранжевое.
Ребенок, не допустивший ни одной ошибки, считается победителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного соревнования экологической направленности с элементами фрироупа для детей старшего дошкольного возраста "Жаркая Африка"
Конспект предназначен физ.инструкторам, воспитателям детских садов,, педагогам дополнительного образования. Дети, преодолевая спортивные препятствия попадают в Африку....
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».В тоже вре...
Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников
Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников...
Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)
Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)...
Дидактическая игра-самоделка «Подбери по цвету» для детей младшего дошкольного возраста (2-3-4 года)
Предлагаемая дидактическая игра поможет организовать и интересно провести совместную деятельность родителей с детьми....
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...