Методические рекомендации к разработке дидактической игры этнокультурной направленности
методическая разработка
Методические рекомендации к разработке дидактической игры
этнокультурной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_detey.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к разработке дидактической игры
этнокультурной направленности
Направленность: социализация детей через игровую деятельность.
Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья
(для всех видов нарушений в развитии детей).
Участники: воспитатели, дети.
Характер участия: сотрудничество.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Актуальность. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним из наиболее эффективных, и одновременно доступных средств всестороннего развития ребенка с ОВЗ является дидактическая игра.
Использование в учебно-воспитательном процессе дидактических игр
активизирует детей, создает у них положительный эмоциональный настрой,
вызывает положительное отношение к занятиям (стимулирует стремление к овладению знаниями), оказывает общее положительное воспитывающее действие.
Кроме того, дидактические игры способствуют развитию всех познавательных процессов детей с ОВЗ. Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, формируются вкусы и запросы, совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация; формируется сообразительность и умственная активность, длительная концентрация внимания, развивается память.
Следует также отметить, что в игровой форме сами познавательные процессы протекают быстрее и активнее. Ребенок как бы не замечает, что его учат и соответственно гораздо легче преодолевает трудности восприятия новых навыков и умственной работы. Это особо актуально для детей с ОВЗ.
Дидактическая игра оказывает влияние на формирование произвольного поведения, организованности. В ней ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной
ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт и при этом она несет в себе потенциал многостороннего развития ребенка с ОВЗ.
Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу.
Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку) ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.
Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей дошкольного возраста с культурой разных народов.
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.
Содержание дидактических игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.
Цели разработки: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ в рамках ФГОС ДО; создание условий для усвоения детьми с ОВЗ норм и ценностей, принятых в обществе, развития социального интеллекта и навыков общения со взрослыми и сверстниками, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, посредством дидактической игры этнокультурной направленности как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; продуктивное использование педагогами новых образовательных технологий и транслирование практического опыта профессиональной деятельности.
Задачи (определить конкретно для своей группы):
образовательные
- расширять представления об окружающем мире, о его действительности…;
- расширять знания детей о родном крае, городе; о народах, проживающих в них, о национальной культуре, их обычаях; об особенностях жизни людей в прошлом и настоящем; о труде взрослых и предметах народного быта, изделиях мастеров;
- развивать чувство уважения, любви и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, вероисповедания, языка, пола, возраста;
- расширять знания детей о природе родного края и животных;
- формировать у детей элементарные знания…;
- обогащать словарь детей;
- накапливать практический опыт детей;
- учить взаимодействовать со сверстниками;
- учить вступать в игровой диалог по правилам игры;
- формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами дидактических игр.
воспитательные
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать навыки межличностного общения, чувство коллективизма;
- побуждать детей выражать свои чувства, проявлять внимание, сочувствие…;
- вызывать интерес к совместным играм;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- доставить радость детям от совместных игр со взрослыми и сверстниками;
- развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
- формировать черты личности…;
- воспитывать нравственное поведение……;
- воспитывать у детей устойчивый интерес к игре;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми в играх, дружелюбие, радость от совместной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к предметам дидактических игр.
коррекционные
- содействовать развитию трудовых, двигательных навыков, мышц мелкой моторики;
- развивать интерес к объектам окружающего мира …(указать конкретно);
- развивать познавательные и творческие способности;
- формировать навыки общения и совместной деятельности;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, воображение, связную речь, восприятие; мыслительные операции: анализ синтез, сравнение, обобщение) посредством дидактических игр;
- прививать навыки взаимодействия …
- прививать игровые умения и навыки;
- формировать позитивную эмоциональную вовлеченность – отзывчивость в совместных действиях;
- проявлять социальные формы поведения…;
- совершенствовать умение разрешать конфликтные ситуации;
- стимулировать активность детей в…..;
- формировать способности ребенка к произвольной регуляции деятельности;
- развивать моторику…
- развивать познавательный интерес, активность….
- развивать способности…
- развивать речь детей…
Основные достоинства (отредактировать или добавить по вашей игре)
- плоскостной;
- можно складывать, разбирать, переставлять, переносить;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;
- дает возможность использовать дидактическую игру в различных формах организации детей
Ожидаемый результат (добавить конкретно):
- для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды группы и ДОУ по региональному компоненту….
- для детей: расширение уровня знаний детей об истории, традициях и культуре народов….
развитие у детей творчества….
Описание дидактической игры (что представляет, из чего состоит)
Дидактическая игра «…название……..»
Структурные элементы:
- создание игровой мотивации, внесение и рассматривание игрового материала
1) Цель:
2) Игровая задача:
Она осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное – дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
3) Количество игроков (участников), возраст.
4) Правила игры
Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
5) Игровые действия
Это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
6) Варианты игр (от простого к сложному)
7) Подведение итогов (результат) проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.
8. Приложение к разработке
Фоторяд (фото с изображением пособия крупным планом в разных ракурсах;
серия фото, на котором изображены педагог с детьми или деятельность
детей с дидактической игрой)
Требования к оформлению игры (вкладыш):
- Титульный лист с названием дидактической игры.
- Краткая аннотация (описание и представление практики работы с пособием):
- авторы…
- предназначение дидактической игры (о чем, для кого, указать возраст детей)…
- дидактическая задача…
- описание дидактической игры…
- правила игры…
- игровые действия…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».В тоже вре...
Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников
Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников...
Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)
Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ...
Методические рекомендации по разработке пособии, дидактических игр по этнокультурному образованию.
Этнокультурное образование – целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс воспитания на традициях культуры. Для реализации этнокультурн...
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)
Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...