Познавательно - исследовательская деятельность " От чего и почему?" с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Киселева Мария Михайловна

 «Расскажи – и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_vulkany_1.pptx1.17 МБ
Файл vulkany.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды вулканов

Слайд 7

Вулкан на Камчатке

Слайд 8

Вулкан Этна

Слайд 9

Долина потухших вулканов

Слайд 10

Остров уснувших вулканов

Слайд 18

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Познавательно- исследовательская деятельность « От чего и почему?» сдетьми подготовительной группы.

Задачи:

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить  с профессией ученого-вулканолога.

Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, макет горы.

 Смесь для извержения:

- сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Вулканы»

Ход экспериментирования:

Воспитатель:

-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный…   ( вулкан).

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Рассказ легенды

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять  у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».

- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.

-Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда  они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. Пояснения : лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас , но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи . С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Извержение вулканов угрожает жизни людей , лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,  как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира , красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.

Смесь для извержения:

- сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

Физминутка.

Наблюдаем извержение вулкана.

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).

-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

- а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

C:\Users\Надежда\Desktop\1512737775486.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности со здоровье сберегающим сопровождением в подготовительной группе «Вот так камень»

Цель деятельности расширять представления детей об окружающем мире, в частности о свойствах камней в процессе экспериментальной деятельности....

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)

НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)...

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми старшей группы (5-6 лет)

Тема: « Мир ткани ».Цель: познакомить с различными видами тканей.Задачи: 1. Дать детям представление о ткани,как о материале,из которого...

Познавательно- исследовательская деятельность « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ

Тема: «Любое новое познание начинается с удивления».Форма работы: по подгуппам.Цель: : ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений.Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразным...

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми младшей группы (1,5-3лет)

Тема: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков»».Форма работы: эксперементирование.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами песка.      2.Совершенство...