Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_nod.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской деятельности
«Знакомство со свойствами песка и глины»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Салопова ВА.
Цели и содержания образовательной деятельности определены федеральным образовательным стандартом дошкольного образования и примерной общеобразовательной программой дошкольного образования от рождения до школы. Содержание образовательной области в стандарте определено как развитие интересов детей, развитие любознательности, познавательной мотивации формирование первичных представлений о свойствах, объектах окружающего мира.
Актуальным методом развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера направленное на познание свойств качеств предметов и материалов связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир. Используя разнообразные формы воздействия на него.
Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.
Во время занятия решались следующие задачи:
- образовательные: расширять кругозор детей о земле, выделить 4 лексических значения слова “земля” (планета; суша; поверхность, среда, в которой живут растения и животные), закрепить новые знания с помощью демонстрации предметов (глобуса, карты, модели “почвы” из 4-х слоев) и презентации на ноутбуке “Песок и глина”, создать проблемную ситуацию исследования, с помощью игровой деятельности и кукол (Магистра Песочных наук и Профессора Глиняных наук) познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, использовать для опытов лупы, колбы, стеклянные стаканы, лупы; понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, расширить словарь: “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы”; закрепить навыки рисования и лепки из песка и глины, уметь составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
- воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.
В ходе этой работы был отмечен повышенный интерес к экспериментированию, к проведению простейших опытов с объектами окружающего мира. Полученные знания дети многократно повторяют и в самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования так и в совместной деятельности с родителями. Весь сюжет образовательной деятельности построен на игре – путешествии в процессе, которого дети практическим путём осваивают способы выявления свойств предметов окружающего мира.
В процессе образовательной деятельности были использованы следующие методы, и приёмы это - наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка и глины по цвету, глины и песка.
Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.
Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.
Игровые: игра-театрализация с игрушками Магистром Песочных наук и Профессором глиняных наук.
Чередование методов и разнообразие материалов, и оборудование использованных в ходе образовательной деятельности позволили удержать внимание и познавательный интерес на протяжении всей совместной деятельности с детьми. Наиболее яркие впечатления и интерес вызвали у детей опыты с песком. В ходе этих экспериментов мне удалось вызвать у детей не только высокий познавательный интерес, но и высокую речевую активность. Дети отвечали на поставленные вопросы, высказывали своё мнение об увиденном и делали выводы о свойствах песка и глины.
На протяжении всей образовательной деятельности я старалась учитывать мнение каждого ребёнка, выслушивать предложения и подводить детей к верному решению. При экспериментировании учитывалась и подготовка детей, и уровень знания каждого. В случае возникновения затруднительной ситуации, помогала ребёнку. При оказании помощи диалог с детьми происходил на уровне глаза, в глаза показывая тем самым принцип партнёрской позиции педагога и детей.
Образовательная деятельность соответствует принципу развивающего обучения. В итоговой части образовательной деятельности дети сформулировали свойства предметов окружающего мира, полученные опытным путём. Таким образом, все задачи, поставленные мною - были решены.
Происходила интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, игровая деятельность.
Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, в целом помогло достичь поставленные цели.
Вывод: в ходе проведенного нами исследования нами было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская деятельность "Знакомство со свойствами бумаги и ткани" младшая группа
В этой образовательной деятельности, я знакомлю детей со свойствами бумаги и ткани ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...
«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходи...
Самоанализ непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности на основе литературных текстов в старшей разновозрастной группе
Самоанализ непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности на основе литературных текстов в старшей разновозрастной группе воспитател...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ БУМАГИ» ( подготовительная группа)
ЦЕЛЬ: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.ЗАДАЧИ:Образовательные: • Познакомить детей со способами исследования бумаги • Продолжать обуч...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: "Знакомство со свойствами песка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376280","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...