«Исторические ценности в духовно-нравственном воспитании детей»
статья

«Истинный герой отличается простотой нравов,                                                          

  И нежностию чувств в мирное время,                                                             

мужеством и храбростью на поле брани                                                                          

  и пламенной любовию к Отечеству»                                                                       

Фёдор Николаевич Глинка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г.Троицка»

отделение №8

Воспитатель Мишина Т.Н.

Старший воспитатель Фирсунина Г.С.

«Исторические ценности

в духовно-нравственном воспитании детей»

«Истинный герой отличается простотой нравов,                                                            И нежностию чувств в мирное время,                                                              мужеством и храбростью на поле брани                                                                            и пламенной любовию к Отечеству»                                                                        Фёдор Николаевич Глинка

Сегодня мы много говорим, видим, обсуждаем о великом русском народе, о его мужестве, стойкости, вере. Особенно много уделяется внимания Великой Отечественной войне. Но готовы ли наши дети воспринимать и принимать в своём детском сознании великие достижения, ценить победы и почитать героев Отечества, почувствовать гордость за свой народ? Не каждый взрослый человек до конца осознает это. Как же помочь ребёнку, чтобы уже, будучи школьником, студентом или родителем же своих детей найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине?

Прежде, чем человек научится сопереживать бедам и проблемам Родины, ему необходимо приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. И прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, быть верным Отечеству, защищать и любить его, он должен увидеть пример. Чтобы передавать это чувство детям, необходимо напитаться теми духовными ценностями, которыми богата Россия.  

Основываясь на духовно-нравственном воспитании, мы стараемся обязательно знакомить детей с важнейшими историческими событиями России, её героями, прославившими Отечество. Таким образом, мы вызываем уважение к историческому прошлому своей страны, пробуждая любовь к природе, культуре, языку. Создаём условия для изучения истории в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольникам очень нравится сказания о русских богатырях —  как в древней Руси воспитывали мужество и отвагу у мальчишек, и как было почётно стать настоящим богатырём. Самый известный и любимый у детей -  Илья Муромец. Мы читаем былину про богатыря, рассказываем исторические сюжеты из его жизни уже в старшем дошкольном возрасте, тем самым показывая пример настоящего русского духа и мужества. Важным мы считаем занятия и беседы об Александре Невском. В своих беседах мы стараемся показать детям, какой мужественный был защитник земли Русской. Он любил чтение «божественных словес» и был очень набожным. Акцентируем внимание детей, что Александр Невский всегда думал о защите своего народа и очень хотел мира на земле.

Изучая столицу нашей Родины, нельзя не включить в беседу рассказы о Дмитрии Донском. Народ полюбил своего правителя за мужество и полководческий талант, проявленные на Куликовской битве. Ведь после великой победы, стала возрождаться Русская земля.

Очень любят слушать дети рассказы о великом полководце, Александре Суворове. Его знаменитые слова: «Тяжело в учении, легко в бою», часто помогают нам в работе, когда дошколята сталкиваются с какими-либо трудностями в обучении. Он всегда думал о простом солдате, за его доброе сердце и полюбили великого полководца солдаты.

Особой частью изучения истории и традицией стало в нашем здании проводить осенний бал. Мы решили посвятить бал памяти великому флотоводцу-победителю Фёдору Ушакову и великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой. Это великолепный пример мудрости, отваги и милосердия для дошкольников. В этом году посвятили бал 155-летию со дня рождения Святой Елизавете.

Большой цикл изучения истории занимает хроника о Великой Отечественной Войне. Важность этого исторического этапа в обучении подтверждают стихи участника блокады Ленинграда Юрия Воронцова:

«…Чтоб снова на земной планете                                                                                                                    Не повторилось той войны, нам нужно, чтобы наши дети                                                                                            Об этом помнили, как мы!»                                                                                                                            

Блокадный Ленинград, стойкость и мужество народа, мы чувствуем в знаменитой симфонии №7 Дмитрия Шостаковича. Несмотря на голод, холод люди работали, защищали свой город, продолжали заниматься искусством. Город не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры. Рассказывая о героизме ленинградцев, мы стараемся передать детям благородство народа, его веру в победу.

Битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская битва - не менее важные вехи истории. Дети узнают о том, какие сражения сыграли, важнейшую роль в ходе военных операций, и какой ценой досталась нашему народу Победа. Просмотр документальных фильмов, рассматривание репродукции картин и плакатов, прослушивание военных песен позволяют глубже закрепить в представлении детей образы героев-защитников нашего Отечества.

Знакомим детей с картой России, с крупными городами нашей Родины и, конечно, с городами-героями.  

Нельзя не упомянуть родной город — Троицк.  Здесь мы воспитываем в детях чувство привязанности к своему городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.

Уделяем внимание и Георгию Константиновичу Жукову. На протяжении всей Великой Отечественной войны Георгий Жуков назначался командующим на самые сложные участки советско-германского фронта.  Битва под Москвой, оборона и прорыв фашистской блокады в Ленинграде, Сталинградская битва, взятие Берлина – это только некоторые важнейшие победы Маршала Жукова. Его действия отличали ответственность, решительность и мудрость замыслов. За годы войны Георгий Константинович Жуков стал трижды Героем Советского Союза.

Могила неизвестного солдата и вечный огонь — обязательно, что мы изучаем.  Мемориал стал памятником всем воинам, отдавшим жизни за Победу. Памятник Неизвестному солдату стал символом верности живых делу павших за свободу Отчизны.

«Мы не знаем, чей он сын, чей брат, чей отец.                                                             Но он — сын всех матерей, дети которых,                                               благословленные на святую войну, не вернулись с нее.                                               Он —отец тех, кто не дождался с войны своих отцов.                                                                 Он — кровно родной каждому из нас, ибо мы живы сегодня только потому, что пал в бою он.»

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Полной победой закончилась война против германского фашизма. Но велика и горька была её цена. Наша страна потеряла в этой страшной войне около 27 миллионов человек. 9 мая 1945 года Москва осветилась салютом долгожданной победе. С ликованием праздновала первый день мира вся наша страна. Москвичи, покинув дома, спешили на Красную площадь. На улицах военных обнимали, целовали, хватали в охапку и качали, подбрасывая над головами бурлившего людского моря. В полночь грянул невиданный доселе салют. Было дано тридцать залпов из тысячи орудий. Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Мы все должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу. Забота и внимание о наших ветеранах, стараемся всегда проявить. Говорим детям, как это важно для них. Очень много мероприятий проводится ежегодно во всех группах старшего дошкольного возраста. Встречи с ветеранами, концерты для них, подарки, сделанные своими руками. Стараемся дать понять, что не только в праздник 9 Мая мы проявляем внимание и заботу о ветеранах, это нужно делать всегда.

Тесное сотрудничество с родителями позволяет заметно и основательно воспитать в детях духовно-нравственные качества. Посещение Троицкого музея, Парка Победы, музея Победы, поездки в Александровский сад к вечному огню и памятнику Неизвестному солдату, позволяет дошкольникам убедиться, какой великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. Парад на день Победы родители посещают вместе с детьми. Ведь это всенародный праздник. Мир объединяет людей! Пусть дети это видят и помнят!

Дети должны войти в духовно-нравственную традицию своей страны, узнать, почувствовать и полюбить неповторимое духовное своеобразие своей Родины. Изучение важнейших страниц из истории страны, помогает сформировать патриотические чувства детей, а главное — любовь к Отечеству. История показывает нам, что без любви к Родине и самоотверженного служения ей невозможно воспитать достойного гражданина.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Нравственно - духовное воспитание в системе православных  ценностей  это нечто-то раритетное, стародавнее. Напротив, это самая совершенная система воспитания, в которой никогда не теряют и н...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...