РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
статья (старшая группа) по теме
Нравственно - духовное воспитание в системе православных ценностей это нечто-то раритетное, стародавнее. Напротив, это самая совершенная система воспитания, в которой никогда не теряют и не изменяют своего значения основные понятия: Любовь, Добро, Зло, Долг, Отечество. Когда мы говорим о православных духовных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые с давних времен были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни – любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
Лепетюха А. И.,
воспитатель,
МБДОУ детский сад № 25 «Троицкий»
В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Отныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о справедливости, милосердии, великодушии, доброте, патриотизме, гражданственности. Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка. В это время закладываются основные представления об окружающем мире, о семейном укладе и родной земле, о добре и зле, формируются ощущения собственных возможностей. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать такую систему духовно – нравственного воспитания, которая бы отвечала потребностям развития полноценной личности дошкольника, построенную на ценностях традиционной духовной культуры и направленную на развитие душевно (психически), телесно и духовно здорового человека.
Однако, создать такую систему искусственно невозможно. Духовно – нравственное воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно – нравственного воспитания предполагает возрождение в современном обществе полноты православной жизни, а в образовании требуется восстановление системы традиционных духовно – нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми. Самое первое, что необходимо сделать сегодня, а лучше было вчера – ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс православной культуры.
Какие же направления работы педагога могут быть освоены в системе христианских ценностных ориентаций? Конечно же все! Многовековой, бесценный опыт жизни православного русского народа позволяет современному человеку найти ответы на все вопросы, которые ставит перед нами наша жизнь.
Нравственно - духовное воспитание в системе православных ценностей это нечто-то раритетное, стародавнее. Напротив, это самая совершенная система воспитания, в которой никогда не теряют и не изменяют своего значения основные понятия: Любовь, Добро, Зло, Долг, Отечество. Когда мы говорим о православных духовных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые с давних времен были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни – любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к Отечеству.
В православии разработано обширное учение о добродетелях, где главными христианскими добродетелями являются вера, надежда, любовь. Добродетели, связанные с отношением к ближнему – великодушие, милосердие, кротость, терпение, незлобие, послушание, трудолюбие, воздержание, мужество. Трудности с восприятием системы православных ценностей возникают в результате незнания подлинного смысла терминов. Многие думают, что смирение и послушание – это покорность всему. Напротив, православное богословие определяет смирение и послушание как добродетели, которые характеризуют свободную личность. Смирение включает в себя мужество, мудрость, волю. Послушание является одной из основных добродетелей, без которой все в жизни разрушается. В православном понимании любовь к Отчизне проявляется в готовности отстаивать свою Родину от врагов до последней капли крови, в готовности отдать, если необходимо, за нее свою жизнь.
Особую роль в нравственно-духовном воспитании играет идеал, как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру детей, которые мыслят не логикой и разумом, а образами, сравнениями. Он учит детей подражать избравшим добро. Современные воспитательные системы не способны предложить ребенку идеал.
Безграничный нравственный идеал, в котором соединены все добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером для ума, для чувств, для воли человека. Русская земля богата подвижниками, строго исполнявшими заповеди Спасителя, стяжавшие высшее нравственное достоинство подвигами во имя веры, отказом от мирских утех, молитвенной жизнью. Среди них русский народ особенно возлюбил Сергия Радонежского. Уже более шести веков имя Сергия Радонежского неразделимо связано с делом созидания Отечества. Преподобного Сергия православная церковь причислила к Лику святых. Он почитается как просветитель и духовный наставник, как чудотворец и искусный врачеватель, как устроитель монастырей и самоотверженный подвижник, как заступник Земли Русской и умиротворитель враждующих.
Для меня Сергий Радонежский – это не только назидательная страница культурно-исторического наследия Древней Руси, но и светлая черта нравственного народного содержания, а его житие – практическая школа благонравия, в которой сверх религиозного воспитания главными житейскими науками были умение отдавать всего себя ради общего дела, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в помыслах и чувствах.
Педагогам нашего детского сада близки идеи, которые составляют основу духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского: идея комплексного и целостного воспитания; идея преемственности в воспитании и образовании; идея гармонии между духовным миром человека и окружающей средой; идея непрерывности воспитания; идея гражданского воспитания, служения своему народу и Отечеству. Сначала человек учиться христианской любви в семье, потом к близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к родителям: чтение сказок, пословиц, поговорок, загадок; проведение бесед: «Моя семья – радость», «Моя любимая мама»; занятий «Образ матери в иконах Девы Марии», « От Матери земной до Матери небесной», «Возлюби отца и мать своих»; творческие работы: «Мое родословное древо», «Дом, где я счастлив»; совместные мероприятия детей и родителей: «Мамины руки», «Мама, папа, я – дружная семья»; игры «Профессия мамы, папы», «Назови ласково», «Дочки-матери».
Одной из форм работ с дошкольниками являются «Уроки доброты», целью которых является воспитание духовно-нравственных ценностей, познание самого себя в социуме. Это беседы на нравственные темы: «Ангел – хранитель», « Жил-был Я», «Добро всегда побеждает», «Доброе дело делай смело», «С чего начинается Родина?», которые включают в себя чтение и обсуждение с воспитанниками небольшого художественного произведения, подобранного по теме занятия, ситуативные задачи, игры, рассматривание дидактического материала. Почти каждое занятие включает в себя использование в практической части рисования, аппликации, лепки.
Дети увлеченно слушают рассказы о календарных православных и народных праздниках, а как они рады подготовке и участию в них (Рождество Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица), благодаря которым дошкольники знакомятся с историей возникновения этих праздников, учатся понимать смысл основных благодетелей: смирения, послушания, любви; осознают необходимость хорошего отношения друг к другу, добрых поступков, мыслей, слов. Также мы знакомим детей с жизнью православных святых и защитниками земли русской, как величайший пример высокой духовности, нравственности, патриотизма. В этом помогают дидактические игры: «Назови Святого», «Построй храм», «Укрась икону», «Назови православный праздник», «Мой Ангел», «Подбери картинку».
В нашей группе оформлены патриотический и православный уголки. В православном уголке в оформлении использованы элементы православной культуры: иконы, колокола, подсвечники. У каждого ребенка есть своя именная иконка, на которой изображен его тезоименный святой покровитель. Содержание уголка представлено православной детской литературой, раскрасками, православными календарями, альбомами различной тематики («Храмы Старого Оскола», «10 заповедей Божьих», «Путешествие по святым местам»).
Важную роль для развития духовно-нравственной личности дошкольников играет творчество русских композиторов, духовное пение, слушание колокольных перезвонов. Мы стараемся, чтобы воспитанники прошли путь от русского фольклора до вершин классических произведений и духовного пения. Для взаимодействия с родителями оформляются тематические выставки рисунков и поделок: «Наш заступник – Сергий Радонежский», «Пасхальные перезвоны», «Рождественская сказка», «Широкая Масленица». Поделки, рисунки изготовляются с нравственным значением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, празднование именин детей, близких. С родителями проводятся консультации, беседы о духовно – нравственных ценностях.
С помощью постоянной работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь главного результата, который заключается в усвоении воспитанниками вечных ценностей: правдолюбия, милосердия, стремление к добру и неприятие зла. Какими вырастут наши воспитанники, покажет время. Семена добра, посеянные в детстве, надеемся, будут нравственным уроком взрослому человеку. А сегодня мы получаем благодарность от родителей детей за их воспитание и за возрождение духовно-нравственных ценностей православной культуры в семьях.
Используемая литература:
1.Беликова Н.А. «Духовно-нравственное воспитание» 2005г. №2
2.Гусакова В.О. «Русские святые – идеал в духовно-нравственном воспитании молодежи» 2008г.
3.Карунин Е.А. «Педагогическое наследие Сергия Радонежского» 2000г.
4.Шарыгин А.Ю. «Православные духовные ценности в воспитательной работе школы» 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
презенитация...
Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа
Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...
Памятка для родителей Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»
Берегите друг друга!Добротой согревайте!Берегите друг друга!Обижать не давайте!Берегите друг друга!Суету позабудьте.И в минуту досугаРядом вместе побудьте...
«Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в семье»
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Формирование правильных духовно-...