Конспект занятия «Фольклор донского края» (подготовительная группа )
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Девальд Юлия Александровна

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором  Донского края.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем  народном творчестве

-Дать почувствовать детям  мудрость  казачьих сказок-легенд,  добрый юмор, задор частушек, шуток, 

- Закреплять знания  о   понятие « устное народное творчество».

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к фольклору  Донского края;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

   Приоритетная образовательная область – познавательная;

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»;

Предварительная работа: знакомство детей с традициями и обычаями донских казаков,  чтение детям сказок-легенд, разучивание пословиц, частушек, шуток, танца, лепка из солёного теста курника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_donskogo_kraya.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Фольклор донского края» (подготовительная группа )

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором  Донского края.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем  народном творчестве

-Дать почувствовать детям  мудрость  казачьих сказок-легенд,  добрый юмор, задор частушек, шуток,  

- Закреплять знания  о   понятие « устное народное творчество».

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к фольклору  Донского края;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

   Приоритетная образовательная область – познавательная;

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»;

Предварительная работа: знакомство детей с традициями и обычаями донских казаков,  чтение детям сказок-легенд, разучивание пословиц, частушек, шуток, танца, лепка из солёного теста курника.

Воспитатель – хозяйка  входит в зал поджидает гостей.

   Дети входят с казачкой (воспитателем) стучатся.

Здороваются по казачьи.

Дети. Здорово дневали хозяйка! – кланяются.

  Хозяйка. Слава Богу гости дорогие ! (кланяется). Ой, какие вы сегодня  нарядные да красивые? А девочки какие красивые,  а мальчики какие нарядные. Проходите гости дорогие , приглашаю вас на посиделки, занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу рядком и поговорим ладком.

    Издавна наш край славился поэтическими преданиями, пословицами и поговорками, песнями и сказками. Уж много лет лежит, говорят, на Донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студеные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой – все камни изумруды, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживёт светло и радостно. Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали, только не даётся в руки клад. Глубоко от людских глаз запрятан …

     Ещё и другое  про шкатулку говорят. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать её. (Воспитатель  снимает ткань, которой закрыта шкатулка, стоящая на столе.) Открыл он шкатулку, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: народные  предания заветные (воспитатель открывает шкатулку.) Чем не богатство? Не стал прятать их добрый человек от людей - и пошли они бродить по хуторам и станицам, из уст в уста .

   - Ребята, а как называются народные произведения, которые передаются из уст в уста?

    Дети- (Устное народное творчество, фольклор)

Во-ль - Давайте заглянем в заветную шкатулку донского фольклора, только сразу все её тайны не будем раскрывать.(обращается по имени к ребёнку)  Подойди к шкатулке и достань из неё одну карточку (ребёнок достает и отдает воспитателю).

Во-ль -  (читает ) Сказки и  легенды Донского края

    Демонстрация презентации

    Вос-ль: Ребята, а вам известны эти сказки легенды, о которых здесь было рассказано?

 Чему учат эти легенды?  

 Во-ль – давайте посмотрим что еще есть в шкатулке (слова)

 «Старые казачьи  слова»  

Во-ль – у казаков особенные казачьи слова, которые в наше время позабылись, поэтому дорогие гости мы хотим познакомить вас с ними.

       Игра «Забытые слова»

Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.

Дети- слово ты говори.

По казачьи повтори.

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»

Игра продолжается со словами:  : командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, отец – батя, компот – узвар, плетка – нагайка,  часы – ходики,).

  Во-ль – Снова шкатулку открываем  картинки обозначающие пословицы (слайд с фото). «Это пословицы.»

- «Без углов курень не строиться, без пословицы речь не молвиться». В пословицах заключена мудрость народа.

Во-ль- что мы можем узнать из пословиц?

Дети – о жизни казаков,  о семье, о смелости, об их обычаях, как отдыхали, и как трудились.

 1.Казачьему роду нет переводу.

2. Чти родителей своих.

3.Кто пули боится тот в казаки не годиться.

4. Казак без друга что дуб без корней.

5.Казак сам не съест а коня накормит.

6.Каждый казак - государь в своём дворе.

7.Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.

8.Веселы привалы, где казаки запевалы.

     Воспитатель -  Молодцы, ребята!  Хорошие пословицы вы знаете. Давайте заглянем в нашу шкатулку и посмотрим что там дальше? А дальше у нас частушки!  Ребята, Частушками в  народе называют веселые короткие    песенки.

В старину собирался казачий   народ на гуляния, посиделки, праздники, чтобы себя показать, да и других послушать.  И конечно, ни одни посиделки не обходились без частушек. Были даже соревнования в умении сочинять и исполнять частушки. Ребята, а вы умеете петь частушки?

Дети поют частушки.

  1.  Говорят, частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Разве дело только в моде,

Если любят их в народе!

 2.  Мы с веселой песней дружим.

По-казачьи говорим.

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

3.Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О Донском старинном крае

Песни звонкие поем.

4.Эх, Донское государство,

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива

Эх, Донская сторона.

5.Мы вам пели и плясали,

 каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

чтобы вы похлопали!

 Во-ль – по воскресеньям казаки и стар и млад не работали. Они до обеда ходили в церковь а затем отдыхали пели песни, танцевали, шутили. А вы ребята знаете шутки казаков?

 

Мартин                                    

- запряжу я кошку в дрожки

А дрожки в тарантас

Повезу свою казачку

всем соседям на показ.

Вика и мальчик

- Федул что губы надул?

- Кафтан прожег

-Можно зашить?

-Да иглы нет

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

Воспитатель снова предлагает детям заглянуть в шкатулку (традиции и обычаи казаков )

     С малолетства юные казачки и казачата учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Мальчики  воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов. Девочек  же учили домоводству. Мать и крёстная с пяти лет учили малышку шить, прясть, готовить.  Традиционно по  праздникам  пекли  КАЗАЧИЙ КУРНИК название его пошло от слова  курень, со старославянского -семья, а в последующем жилище  казаков.   Курники пекли  круглыми, с курицей, грибами, рисом, яйцами и зеленью, каждая из начинок разделяется тонкими блинами.   Интересно, что на свадьбу всегда готовили два курника — для невесты и для жениха. Свадебные пироги делали больших размеров, а в начинку замешивали огромное количество зерен пшеницы.

     Давайте ребята и мы постараемся с Вами приготовить праздничный курник. (воспитатель  отмечает, что ребята уже сделали заготовки из солёного теста и предлагает детям раскрасить его красками)

Во-ль – а теперь пришла пора и для игр детвора. Раз два три четыре пять начинаем мы играть. (воспитатель уточняет, что это казачья народная игра)

Игра «Кривой петух Тарас»

Дети стоят по кругу. Один в - центре.

Дети«Кривой петух , на чем стоишь?» (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол (3 раза)

Дети: - Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

Кого угадает, тот кривым петухом и станет.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие казачата!  Показали  какие вы быстрые и ловкие. Ну что заглянем снова в нашу шкатулку. Посмотрим что у нас там?

- (предлагает ребёнку взять след. карточку)

Слайд на экране «Казачий пляс»

 

Воспитатель: Казачий пляс! Во все времена  казаки и казачки любили плясать. Казачьи  пляски подчеркивали удаль, боевой дух мужского танца. А какое восхищение вызывали казачки, лихо отплясывающие казачий пляс или плывущие в хороводе. А вы хотите поплясать?

   Дети исполняют пляску «Казаки и казачки»  

    Во-ль:  Вот и подошло к концу наше путешествие в преданья старины глубокой. Мы доказали сегодня, что традиции донского казачества не умирают, а передаются из поколения в поколение. И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.

За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.

На фоне казачьей песни «Донцы – молодцы» раздаю медали.

      Хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон - реки,

Где жили здесь когда то наши предки казаки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (ознакомление с окружающим, подготовительная группа) "Край ты мой любимый"

Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятий по краеведению в подготовительной группе «Наш край родной город Ершов»

Цель: Закреплять представления о малой Родине – городе Ершове, ее символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес ...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе: "Мы едем, едем, едем в далекие края..."

Рисование по замыслу оформление коллективного альбома: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»...

«Птицы нашего края». (Конспект занятие по экологии в подготовительной группе) 2022г.

Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать по...

Музыкальное занятие "Фольклор" для детей подготовительной группы

Музыкальное занятие "Фольклор" для детей подготовительной группы...