Конспект занятия «Фольклор донского края» (подготовительная группа )
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором Донского края.
Задачи:
Образовательные:
-Расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем народном творчестве
-Дать почувствовать детям мудрость казачьих сказок-легенд, добрый юмор, задор частушек, шуток,
- Закреплять знания о понятие « устное народное творчество».
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к фольклору Донского края;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Приоритетная образовательная область – познавательная;
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»;
Предварительная работа: знакомство детей с традициями и обычаями донских казаков, чтение детям сказок-легенд, разучивание пословиц, частушек, шуток, танца, лепка из солёного теста курника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_donskogo_kraya.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Фольклор донского края» (подготовительная группа )
Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором Донского края.
Задачи:
Образовательные:
-Расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем народном творчестве
-Дать почувствовать детям мудрость казачьих сказок-легенд, добрый юмор, задор частушек, шуток,
- Закреплять знания о понятие « устное народное творчество».
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к фольклору Донского края;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Приоритетная образовательная область – познавательная;
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»;
Предварительная работа: знакомство детей с традициями и обычаями донских казаков, чтение детям сказок-легенд, разучивание пословиц, частушек, шуток, танца, лепка из солёного теста курника.
Воспитатель – хозяйка входит в зал поджидает гостей.
Дети входят с казачкой (воспитателем) стучатся.
Здороваются по казачьи.
Дети. Здорово дневали хозяйка! – кланяются.
Хозяйка. Слава Богу гости дорогие ! (кланяется). Ой, какие вы сегодня нарядные да красивые? А девочки какие красивые, а мальчики какие нарядные. Проходите гости дорогие , приглашаю вас на посиделки, занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу рядком и поговорим ладком.
Издавна наш край славился поэтическими преданиями, пословицами и поговорками, песнями и сказками. Уж много лет лежит, говорят, на Донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студеные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой – все камни изумруды, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживёт светло и радостно. Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали, только не даётся в руки клад. Глубоко от людских глаз запрятан …
Ещё и другое про шкатулку говорят. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать её. (Воспитатель снимает ткань, которой закрыта шкатулка, стоящая на столе.) Открыл он шкатулку, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: народные предания заветные (воспитатель открывает шкатулку.) Чем не богатство? Не стал прятать их добрый человек от людей - и пошли они бродить по хуторам и станицам, из уст в уста .
- Ребята, а как называются народные произведения, которые передаются из уст в уста?
Дети- (Устное народное творчество, фольклор)
Во-ль - Давайте заглянем в заветную шкатулку донского фольклора, только сразу все её тайны не будем раскрывать.(обращается по имени к ребёнку) Подойди к шкатулке и достань из неё одну карточку (ребёнок достает и отдает воспитателю).
Во-ль - (читает ) Сказки и легенды Донского края
Демонстрация презентации
Вос-ль: Ребята, а вам известны эти сказки легенды, о которых здесь было рассказано?
Чему учат эти легенды?
Во-ль – давайте посмотрим что еще есть в шкатулке (слова)
«Старые казачьи слова»
Во-ль – у казаков особенные казачьи слова, которые в наше время позабылись, поэтому дорогие гости мы хотим познакомить вас с ними.
Игра «Забытые слова»
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Дети- слово ты говори.
По казачьи повтори.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»
Игра продолжается со словами: : командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник, дом – курень, говорят – гутарят, отец – батя, компот – узвар, плетка – нагайка, часы – ходики,).
Во-ль – Снова шкатулку открываем картинки обозначающие пословицы (слайд с фото). «Это пословицы.»
- «Без углов курень не строиться, без пословицы речь не молвиться». В пословицах заключена мудрость народа.
Во-ль- что мы можем узнать из пословиц?
Дети – о жизни казаков, о семье, о смелости, об их обычаях, как отдыхали, и как трудились.
1.Казачьему роду нет переводу.
2. Чти родителей своих.
3.Кто пули боится тот в казаки не годиться.
4. Казак без друга что дуб без корней.
5.Казак сам не съест а коня накормит.
6.Каждый казак - государь в своём дворе.
7.Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.
8.Веселы привалы, где казаки запевалы.
Воспитатель - Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. Давайте заглянем в нашу шкатулку и посмотрим что там дальше? А дальше у нас частушки! Ребята, Частушками в народе называют веселые короткие песенки.
В старину собирался казачий народ на гуляния, посиделки, праздники, чтобы себя показать, да и других послушать. И конечно, ни одни посиделки не обходились без частушек. Были даже соревнования в умении сочинять и исполнять частушки. Ребята, а вы умеете петь частушки?
Дети поют частушки.
1. Говорят, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Разве дело только в моде,
Если любят их в народе!
2. Мы с веселой песней дружим.
По-казачьи говорим.
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
3.Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О Донском старинном крае
Песни звонкие поем.
4.Эх, Донское государство,
Возле Дона куреня.
До чего же ты красива
Эх, Донская сторона.
5.Мы вам пели и плясали,
каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
чтобы вы похлопали!
Во-ль – по воскресеньям казаки и стар и млад не работали. Они до обеда ходили в церковь а затем отдыхали пели песни, танцевали, шутили. А вы ребята знаете шутки казаков?
Мартин
- запряжу я кошку в дрожки
А дрожки в тарантас
Повезу свою казачку
всем соседям на показ.
Вика и мальчик
- Федул что губы надул?
- Кафтан прожег
-Можно зашить?
-Да иглы нет
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Воспитатель снова предлагает детям заглянуть в шкатулку (традиции и обычаи казаков )
С малолетства юные казачки и казачата учились у старших и перенимали обычаи и традиции многих поколений предков. Мальчики воспитывались как юные воины, продолжавшие дело отцов и дедов. Девочек же учили домоводству. Мать и крёстная с пяти лет учили малышку шить, прясть, готовить. Традиционно по праздникам пекли КАЗАЧИЙ КУРНИК название его пошло от слова курень, со старославянского -семья, а в последующем жилище казаков. Курники пекли круглыми, с курицей, грибами, рисом, яйцами и зеленью, каждая из начинок разделяется тонкими блинами. Интересно, что на свадьбу всегда готовили два курника — для невесты и для жениха. Свадебные пироги делали больших размеров, а в начинку замешивали огромное количество зерен пшеницы.
Давайте ребята и мы постараемся с Вами приготовить праздничный курник. (воспитатель отмечает, что ребята уже сделали заготовки из солёного теста и предлагает детям раскрасить его красками)
Во-ль – а теперь пришла пора и для игр детвора. Раз два три четыре пять начинаем мы играть. (воспитатель уточняет, что это казачья народная игра)
Игра «Кривой петух Тарас»
Дети стоят по кругу. Один в - центре.
Дети: «Кривой петух , на чем стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребенок стучит ногой об пол (3 раза)
Дети: - Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Кого угадает, тот кривым петухом и станет.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие казачата! Показали какие вы быстрые и ловкие. Ну что заглянем снова в нашу шкатулку. Посмотрим что у нас там?
- (предлагает ребёнку взять след. карточку)
Слайд на экране «Казачий пляс»
Воспитатель: Казачий пляс! Во все времена казаки и казачки любили плясать. Казачьи пляски подчеркивали удаль, боевой дух мужского танца. А какое восхищение вызывали казачки, лихо отплясывающие казачий пляс или плывущие в хороводе. А вы хотите поплясать?
Дети исполняют пляску «Казаки и казачки»
Во-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие в преданья старины глубокой. Мы доказали сегодня, что традиции донского казачества не умирают, а передаются из поколения в поколение. И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.
За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.
На фоне казачьей песни «Донцы – молодцы» раздаю медали.
Хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон - реки,
Где жили здесь когда то наши предки казаки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (ознакомление с окружающим, подготовительная группа) "Край ты мой любимый"
Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине....
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятий по краеведению в подготовительной группе «Наш край родной город Ершов»
Цель: Закреплять представления о малой Родине – городе Ершове, ее символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес ...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе: "Мы едем, едем, едем в далекие края..."
Рисование по замыслу оформление коллективного альбома: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»...
«Птицы нашего края». (Конспект занятие по экологии в подготовительной группе) 2022г.
Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать по...
Музыкальное занятие "Фольклор" для детей подготовительной группы
Музыкальное занятие "Фольклор" для детей подготовительной группы...