Конспект ООД на тему: «Верования и обряды мордвы» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Воспитывать духовно-нравственные чувства посредством внедрения знаний о различных обрядах и верованиях древней мордвы.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
- вызвать интерес к оформлению праздничного стола;
- учить самостоятельно лепить тематические фигуры.
Развивающие:
развивать самостоятельность, творчество, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, умение создавать образ по указанной теме. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки.
Воспитательные:
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании фигур еды и посуды;
- воспитание духовно- нравственных качеств к русской национальной культуре, народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryad.docx | 203.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 88»
Конспект ООД на тему:
«Верования и обряды мордвы»
к инновационному проекту
«Моя Родина – Мордовия»
Подготовили: Афонина Т.И.
Родькина П.В.
г.о. Саранск
Цель: Воспитывать духовно-нравственные чувства посредством внедрения знаний о различных обрядах и верованиях древней мордвы.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
- вызвать интерес к оформлению праздничного стола;
- учить самостоятельно лепить тематические фигуры.
Развивающие:
развивать самостоятельность, творчество, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, умение создавать образ по указанной теме. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки.
Воспитательные:
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании фигур еды и посуды;
- воспитание духовно- нравственных качеств к русской национальной культуре, народному творчеству.
Материал к занятию: куклы в национальных костюмах, изделия народных мастеров; оборудование для лепки, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход занятия.
Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Россия.
- Назовите столицу России?
- Москва.
- А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
- Назовите столицу Мордовии?
- Саранск.
Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше.
Сегодня мы с вами узнаем, какие обряды совершал мордовский народ и как праздновали веселую масленницу!
Праздники всегда начинались зимней порой. Задолго до крещения у мордвы появился праздник "роштовань кудо". К этому дню строился специальный дом, где народ устраивал игры, пляски, а также занималась "магическими" обрядами.
А на Новый год предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем.
На масленицу молодые люди катали девушек на салазках. Обязательным угощением в эти дни были блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные.
Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались.
В праздники в каждом доме пекли блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили брагу, это напиток такой, как квас. И сегодня мы с вами украсим наш стол вкусными блинами и пирогами. А для этого нам поможет наш пластилин.
Посмотрите на экран, какой богатый и вкусный стол накрывали на праздники. Давайте попробуем слепить из пластилина блины, пироги, кувшины с напитками, хлеб, холодец, тарелки.
(Воспитатель напоминает об осанке во время работы, об основных элементах лепки).
Физкультминутка.
-Дети, а сейчас мы с вами поиграем в мордовскую народную игру «Пацинесэ»
Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано. Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.
Во время работы детей звучат мордовские народные песни.
После работы детей воспитатель хвалит их работу, отмечает аккуратность.).
По окончанию занятия выставление работ.
Самоанализ инновационного проекта на тему:
«Верования и обряды мордвы»
Цель: Воспитывать духовно-нравственные чувства посредством внедрения знаний о различных обрядах и верованиях древней мордвы.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
- вызвать интерес к оформлению праздничного стола;
- учить самостоятельно лепить тематические фигуры.
Развивающие:
развивать самостоятельность, творчество, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, умение создавать образ по указанной теме. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки.
Воспитательные:
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании фигур еды и посуды;
- воспитание духовно- нравственных качеств к русской национальной культуре, народному творчеству.
Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.
При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили пальчиковую разминку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили считалки в игре. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной и поставленные задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме " Какие бывают профессии"( В рамках реализации проекта по инновационной деятельности)
Конспект адресован воспитателям подготовительных групп. Цель данного материала- помочь уточнить и рассширить представление детей о профессиях, их необходимости и значимости в общественной жизни....
Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Мордовия» для детей подготовительной к школе группе
(Проект разработан на основе примерного регионального модуля программыдля дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём»)...
Конспект ООД на тему: «Мордовские узоры» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»
Цель: Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения орнаментики мордовского национального костюма.Задачи:Образовательные:• расширить и углубить знания детей о Республике Мордо...
Конспект ООД на тему: «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.Задачи:Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей много...
Проект "Моя Родина -Мордовия"
1.АктуальностьДуховно-нравственное воспитание - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих бо...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности на тему: «Моя дружная семья» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...