Проект "Моя Родина -Мордовия"
проект (подготовительная группа)
1.Актуальность
Духовно-нравственное воспитание - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Духовно – нравственное воспитание - это воспитание души ребенка, создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.
Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной.
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам.
Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа взрослые вводят его в мир богатой народной культуры.
Установлено, что маленькие дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.
В нашем городе, как и во всем Поволжье, живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, таджики и др. Поэтому каждый ребенок должен с детства быть знаком с культурой этих народов, уважать их традиции и обычаи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
Дети дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время отмечается проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родители несут ответственность за воспитание детей. Но все, таки наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно детский сад должен быть сосредоточен не только на интеллектуальной, но и духовной жизни дошкольника.
Именно социальная потребность, пробелы в работе по духовно – нравственному воспитанию у дошкольников побудили начать разработку данного проекта.
Объект проекта.
Воспитание детей на национальных традициях, в данном случае (история, культура, традиции мордовского народа), в наше время является одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания.
Предмет проекта.
Развитие творческих способностей воспитанников; воспитание духовно – нравственных ценностей через приобщение к традициям, истории и культуре мордовского ( эрзя, мокша) народа; формирование национальной культуры дошкольников.
Цель: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания.
Задачи
Обучающие задачи:
Формировать у дошкольников первичные представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае.
Развивающие задачи:
Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине.
Воспитательные задачи:
Познакомить с системой общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности в современном мире.
Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, гордости за свой народ и его культуру.
1.Организационный этап.
Понимание культуры народов Поволжья как одной из основных ценностей, определяющих роль в развитии интеллектуальных, эстетических, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения дошкольного образования. Осознание сохранения и развития культурных ценностей, укрепления добрососедства, уважения и братства
2.Основной этап. Перспективный план работы.
Дата | Тема | Содержание |
октябрь |
|
|
ноябрь | «Национальная одежда» | Определить уровень представлений о национальном костюме народов Поволжья. |
декабрь
|
|
|
январь | Мордовский женский головной убор «Панга». | Познакомить детей с мордовским национальным головным убором «Панга». |
февраль |
|
|
март | «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья». | Ознакомить дошкольников с культурой, традициями народов Поволжья. |
апрель |
|
|
май | «В гости к дедушке Фольклору. Народные сказки, игры, загадки, пословицы». | Познакомить детей с фольклором, музыкой, сказками, играми народов Поволжья. |
3.Заключительный.
-Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном крае, свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках, играть в народные подвижные игры, желание слушать и рассказывать сказки разных народов. Усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Оптимизируется взаимодействие с родителями, активизируется позиция родителей как участников образовательного процесса.
Расширяться связи с социумом.
Так же, создание условий для формирования общекультурной компетенции дошкольников, выражающейся в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах человеческой жизни, уважении к культурным традициям и толерантности. Только такой подход помогает найти заветную тропинку к душам детей и раскрывает мир Добра и Любви, Справедливости и Нравственности.
-Работа с родителями:
Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами мордовского быта.
-Родительские собрания
-Родительские вечера
-Праздники
-Тематические консультации
-Буклеты
-Папки - передвижки
-Участие родителей в выставках поделок, рисунков
-Участие родителей в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр
-Участие родителей в создании мини – музея, макетов
-Участие родителей в исследовательской деятельности детей
-Методическое обеспечение:
Центр «Театр», где размещены различные виды театров.
Аудиодиски с записями народных песен и мелодий, сказок.
Музей народного быта «Мордовская изба». Организация экскурсий, посещение музеев.
Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Иллюстрации мордовских народных костюмов, народного промысла (декоративно – прикладное творчество), музыкальных инструментов, мордовских народных кукол, пейзажи природы Мордовии.
Книги для чтения: народные сказки, фольклор (шутки, прибаутки …), пословицы, поговорки, стихотворения о культурном наследии народов Поволжья.
Посуда, расписанная по мотивам народного творчества, мордовские народные сказки.
Дидактические игры по ознакомлению с мордовским народным творчеством, праздниками, обычаями, традициями.
-Список использованной литературы:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,
2005. – 247с.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012
10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.
12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007
13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
14. Программа патриотического воспитания. Я живу на Самарской земле. - ред Дыбина О.В.- Тольятти Кассандра, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша Родина - Мордовия!
Формировать у детей представление о республике Мордовия как о малой Родине, закрепить понятие «мордовский край»....
Беседа " Малая родина Мордовия" в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР.
Беседа в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР по теме : "Малая родина Мордовия" Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей Мордовии. Вы готовы к путешествию...
«Моя Родина — Мордовия». Познавательно-творческий проект
Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».Методическая тема проекта: «Воспитание любв...
«Моя Родина — Мордовия». Познавательно-творческий проект
Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».Методическая тема проекта: «Воспитание любви к малой родине у...
Презентация на тему "Моя малая Родина-Мордовия"
Мордовия – это замечательная Республика. Народ мордовский известен с древнейших времён. Мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага республики и всего проживающего здес...
НОД "Моя малая Родина- Мордовия"
- Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.- Познакомить с охраняемыми видами животных Мордовии.- Знать животных из «Красной книги Мордовии». Учить детей рассказывать о н...
Моя Родина-Мордовия
Цель: Расширить представления детей о родном крае.Образовательные задачи:Уточнить представление детей о природе нашей республики - Мордовии.Закрепить названия элементов мордовского орнамента.Про...