Проект "Моя Родина -Мордовия"
проект (подготовительная группа)

1.Актуальность

Духовно-нравственное воспитание  - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.

Духовно – нравственное воспитание  - это воспитание души ребенка,  создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Проблема духовно-нравственного  воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.

 Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и  воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. 

 Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам.

 Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа взрослые  вводят его в мир богатой народной культуры.

Установлено, что  маленькие дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.

В нашем городе, как и во всем Поволжье, живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, таджики и др.  Поэтому  каждый ребенок  должен с детства  быть знаком с культурой этих народов, уважать их традиции и обычаи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Дети дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время отмечается проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родители несут  ответственность за воспитание детей. Но все, таки наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно  детский сад должен быть сосредоточен  не только на интеллектуальной, но и духовной  жизни  дошкольника.

 Именно социальная потребность, пробелы в работе по духовно – нравственному воспитанию у дошкольников побудили  начать разработку  данного проекта.

 

 

Объект   проекта.

Воспитание детей на национальных традициях, в данном случае (история, культура, традиции мордовского народа), в наше время является одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания.

 

Предмет проекта.

 Развитие творческих способностей воспитанников; воспитание духовно – нравственных ценностей через приобщение к традициям, истории и культуре мордовского ( эрзя, мокша) народа; формирование национальной культуры дошкольников.

 

Цель: Создание  условий для формирования  у детей  дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания.

 Задачи

Обучающие задачи:

 Формировать  у дошкольников первичные  представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае.

          Развивающие задачи:

Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине.

Воспитательные задачи:

Познакомить с системой   общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности в современном мире.

Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, гордости за свой народ и его культуру.

 

 

 

 

 

 

1.Организационный этап.

Понимание культуры народов Поволжья как одной из основных ценностей, определяющих роль в развитии интеллектуальных, эстетических, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения дошкольного образования. Осознание сохранения и развития культурных ценностей, укрепления добрососедства, уважения и братства

 

 

 

2.Основной этап. Перспективный план работы.

    Дата 

                Тема

                    Содержание

октябрь

 

 

ноябрь

«Национальная одежда»

Определить уровень представлений о национальном костюме народов Поволжья.

декабрь

 

 

 

январь

Мордовский женский головной убор «Панга».

Познакомить детей с мордовским национальным головным убором «Панга».

февраль

 

 

март

«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья».

Ознакомить дошкольников с культурой, традициями народов Поволжья.

апрель

 

 

май

«В гости к дедушке Фольклору. Народные сказки, игры, загадки, пословицы».

Познакомить детей с фольклором, музыкой, сказками, играми народов Поволжья.

 

 

 

3.Заключительный.

-Ожидаемый результат:

Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном крае,  свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У  них появится желание  участвовать  в традиционных  народных праздниках, играть в народные подвижные игры, желание слушать  и рассказывать сказки  разных народов. Усвоят  нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Оптимизируется  взаимодействие с родителями, активизируется  позиция  родителей как участников образовательного процесса.

Расширяться  связи с социумом.

         Так же, создание условий для формирования общекультурной компетенции дошкольников, выражающейся в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах человеческой жизни, уважении к культурным традициям и толерантности. Только такой подход помогает найти заветную тропинку к душам детей и раскрывает мир Добра и Любви, Справедливости и Нравственности.  

 

 

-Работа с родителями:

Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами   мордовского быта.

-Родительские собрания

-Родительские  вечера

-Праздники

-Тематические консультации

-Буклеты

-Папки - передвижки

-Участие родителей в выставках поделок, рисунков

-Участие  родителей в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр

-Участие родителей  в создании мини – музея, макетов

-Участие родителей  в исследовательской деятельности детей

 

 

 

 

 

 

-Методическое обеспечение:

Центр «Театр», где размещены различные виды театров.

Аудиодиски с записями народных песен и мелодий, сказок.

Музей народного быта «Мордовская изба». Организация экскурсий, посещение музеев.

Организация и проведение народных  праздников, праздников народного календаря.

Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта.

Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира.

Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Иллюстрации  мордовских  народных костюмов, народного промысла (декоративно – прикладное творчество), музыкальных инструментов,  мордовских  народных кукол,  пейзажи природы Мордовии.

Книги для чтения:   народные сказки,  фольклор (шутки, прибаутки …), пословицы, поговорки, стихотворения о культурном наследии народов Поволжья.

Посуда, расписанная по мотивам  народного творчества,  мордовские   народные сказки.

Дидактические игры по ознакомлению с  мордовским  народным творчеством, праздниками, обычаями, традициями.

 

 

-Список использованной литературы:

   1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,

2005. – 247с.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.

8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012

10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.

12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007

13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

14. Программа патриотического воспитания. Я живу на Самарской земле. -  ред Дыбина О.В.- Тольятти Кассандра, 2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша Родина - Мордовия!

Формировать у детей представление о республике Мордовия как о малой Родине, закрепить понятие «мордовский край»....

Беседа " Малая родина Мордовия" в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР.

Беседа в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР по теме : "Малая родина Мордовия"  Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей Мордовии. Вы готовы к путешествию...

«Моя Родина — Мордовия». Познавательно-творческий проект

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».Методическая тема проекта: «Воспитание любв...

«Моя Родина — Мордовия». Познавательно-творческий проект

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».Методическая тема проекта: «Воспитание любви к малой родине у...

Презентация на тему "Моя малая Родина-Мордовия"

Мордовия – это замечательная Республика. Народ  мордовский известен с древнейших времён. Мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага республики и всего проживающего здес...

НОД "Моя малая Родина- Мордовия"

- Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.- Познакомить с охраняемыми видами животных Мордовии.- Знать животных из «Красной книги Мордовии». Учить детей рассказывать о н...

Моя Родина-Мордовия

Цель: Расширить представления детей о родном крае.Образовательные задачи:Уточнить представление детей о природе нашей республики -  Мордовии.Закрепить названия элементов мордовского орнамента.Про...