Конспект ООД на тему: «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_cherez_oznakomlenie_s_kulturoy_narodov_povolzhya.docx | 102.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 88»
Конспект ООД на тему:
«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»
к инновационному проекту
«Моя Родина – Мордовия»
Подготовила: воспитатель
Родькина П.В.
г.о. Саранск
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.
Ход занятия:
Звучит отрывок песни «Родина моя»:
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей
Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше
занятие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о
дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим
родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого
нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как
можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.
У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна – потому что она родина. Ребята, а что такое Родина?
Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;
- это поля, леса и реки;
-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,
сестренки и братишки.
-это место, где стоит наш детсад.
-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.
- это самое дорогое, что есть у человека
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.
Перед Волгой путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.
А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».
Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки
Загадка №1
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Загадка №2
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках
Солнце:
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
«кояш» – татарский.
«чипай» - эрзянский
Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.
«чувто» - эрзянский
Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.
Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
- Вот так народы соединились (взяться за руки)
- Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии.
Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?
Ответы детей:
Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня»
(Все танцуют под фонограмму)
Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»
Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?
Ответы детей:
Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)
Мордовский край! Родимая Отчизна!
Мне близок сердцу каждый уголок,
И пенье птиц, и щебет соловьиный,
Краса полей и широта лесов.
Мордовский край! Любимая Отчизна!
Твоя краса мне очень дорога,
Знакомая тропинка к дому
Знакомый пруд, крутые берега.
Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью
Овраг, ручей с прозрачною водой,
И где-то вдали, журчит совсем неслышно,
Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.
Какими выразить словами
Всю красоту, что вижу я.
Тебе, любимая Мордовия.
Пою я гимн, любовь моя.
Давайте вместе подведем итоги.
Ответы детей:
Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе, в этом наша сила!».
Самоанализ инновационного проекта на тему:
«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с культурой своего народа»
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего...
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...
«Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья».
Ход НОДВоспитатель:Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно,потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемсянашим гостям, поздороваемся с ними!Дети:Здравствуйте!Восп...
Конспект ООД на тему: «Мордовские узоры» к инновационному проекту «Моя Родина – Мордовия»
Цель: Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения орнаментики мордовского национального костюма.Задачи:Образовательные:• расширить и углубить знания детей о Республике Мордо...
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
"Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с культурой своего народа".
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определённые перемены : обновляется содержание образования и воспитания детей, и поэтому этот материал становится актуален....