Конспект образовательной деятельности "Знакомство с семейским комплексом"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект предназначена для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_sunduchka.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Бичурский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Подснежник»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Жилищный комплекс семейских»
Авторы:
Орлова. Н.А. воспитатель
с. Бичура
2019г
Форма организации: фронтальная
Форма проведения: Организовано образовательная деятельность
Образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция:
Возраст: 6 – 7 лет
Материалы и оборудование: виды жилищного комплекса семейских ( слайды) о строительстве дома и его двора .
Задачи:
- Формировать представления о жилищном комплексе семейских.
- Воспитывать патриотические чувства.
. Развивать внимание, зрительную память.
Обогащение словаря: изба, плотник, сруб, наличники, ставни, сени ,казёнка, горница, амбар, тепляк зимовьё, баня по-чёрному., колодец журавль.
Ход:
Ребята, посмотрите, что у меня за фотография на экране. (Бичура) Семейские
Из далёкой Польше, с Украины
В тысяча семисотые года
Сюда, в Сибирь, царица Катерина
Сослала наших предков навсегда
Семьями за много километров
Шли в Сибирь, ни дома, ни двора
Красивую они облюбовали местность
И её назвали – Бичура.
Ребята а вы хотели бы узнать, как жили люди в старину, какие у них были жилища, и как они устраивали свой быт.(слайд 1)
Мы поедем по улицам нашим
И не видно им даже конца,
А кругом разноцветные ставни
И семейские наши дома.
Как называется самая длинная улица Бичуры? (Коммунистическая)
И резной наличник белый, голубой,
Наш народ семейский, очень трудовой,
Дом себе построит, и раскрасит в цвет,
И милее дома в этом мире нет.
Деревянные дома строят мастера - плотники. (слайд 4)
В народе говорили, что избу не строили, а «рубили». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.(слайд 5)
Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления. (Показ слайда 6) Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба. (Показ слайда 7)
Избы были четырёхстенные и пятистенные. Пятистенка была разделена на две равные или неравные части. В одной половине ставилась русская печка ,где жили зимой, а в другой — ≪чистое помещение≫ — горница, не предназначенная для постоянного жилья, так как зимой без печки там было холодно(показ слайд 8)
Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды). А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите:
Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье.
О коньке говорили:
«Выше всех сидит,
На весь мир глядит,
На красно солнышко,
На ясный месяц».(показ слайда 9)
Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Некоторые наличники украшались резьбой.(показ слайда 10)
Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от недобрых людей. Утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.
Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.(показ слайда 11)
Верхняя часть наличников называлась – кудрями.(показ слайда 12)
В ограду вели высокие ворота. Ворота « под кабаном»(крытые под крышей)
свидетельствуют о зажиточности хозяев или ворота расписанные домашней росписью с причудливыми украшениями в виде животных, зверей, птиц, цветов и иных изображений.(показ слайда 13)
Изба начиналась с высоких ступенек крыльца, которое «зазывало »гостей войти внутрь дома. Пол покрашен ярко коричневой краской (жаркой). В сенях находилась казёнка, место для хранения сундуков с имуществом и разной утварью.(показ слайда 14)
Двор семейских. Где находились: (слайд 15)
Баня по – чёрному(слайд 16)
Амбары для хранения зерна. Разные сараи для хранения инвентаря(слайд 17)
Тепляк(зимовьё) где люди жили начиная с пасхи и до самого покрова (слайд 18)
Задний двор был предназначен для скота: лошадей, овец, коров и свиней. Скотский двор иногда был крытым, разные животные были отгорожены друг от друга изгородями. Тут же были расположены хлев для свиней, стайка для коров и овчарни для овец. В хлев клались «мерлоги», то есть кучи соломы, в которую зарывались свиньи. В стойле были «комяги» – большие долбленые колоды наподобие корыта, в которых кормили и поили скот.(слайд 19)
Почти у каждого хозяина был свой колодец с журавль.
К журавцу была прикреплена цепня (длинный шест),к которой привязывалась бадья (деревянное окованное ведро),недалеко от колодца находились огороды с широкими грядами, на которых выращивали капусту, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, укроп, в парниках – огурцы, сеяли множество цветов (мяту, мак, ромашку, гвоздику и другие). ( слайд 20).
Вот мы познакомились с жилищным комплексом семейских.
Давайте проверим наши знания , что мы сегодня узнали.
Ответим на вопросы, рассматривая слайды.
- Что делали этим инструментом?
2 . Как называли дом ,построенный из деревянных брёвен?
3 . Где находится изба ? Почему вы так решили?
4. Как называются такие ворота?
5. Как называлась эта изба? Почему?
6. Как называется верхняя часть наличника?
7. Для, чего нужны ставни?
8. Где хранилось зерно?
9 . Как называется колодец?
Молодцы. Справились с заданием всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская образовательная кинезиология: зона эффективности, комплекс кинезиологических упражнений
Комплекс кинезиологических упражнений...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"
Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так, как составлен в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....
Конспект образовательного события Тема: «Семейский народный костюм» (О.О Художественно-эстетическое развитие рисование )в подготовительной к школе группе
оОбразовательное событие рисование Семейский народный костюм...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Физическое развитие". Комплекс подвижных игр для детей от 2 до 3 лет
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Для подвижных игр характерно нравственно ценн...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Комплекс дидактических игр по театральной деятельности.
Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка...
Конспект образовательной деятельности с детьми 6 – 7лет с использованием программно – дидактического комплекса «Логомер 2»
Воспитать правильное произношение звука [л] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2»....
Комплекс разработок конспектов образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.
Данный комплекс непосредственно образовательной деятельности поможет воспитателям легко и интересно познакомить детей с большой и малой Родиной; воспитывать интерес к познанию истории нашего государст...