Комплекс разработок конспектов образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зимова Мария Николаевна

Данный комплекс непосредственно образовательной деятельности поможет воспитателям легко и интересно познакомить детей с большой и малой Родиной; воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей  Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moskva_solitsa_rossii.docx27.38 КБ
Файл konspekt_zimova_moy_gorod.docx24.39 КБ
Файл nod_derevya_sk.docx19.24 КБ
Файл hlebzavod.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе  группе на тему: «Москва – столица России»

 МДОУ детский сад №28   «Колосок» г.Ессентуки

Воспитатель: Зимова Мария Николаевна

        25 января 2023г.

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны; чувство восхищения и гордости красотой столицы России-Москвы; познакомить с историческим прошлым Москвы.

Цель: закрепить у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, герб столицы.

3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей  Родине.

Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: Кремль,  дружина, князь, белокаменная, златоглавая, древняя, Красная площадь, основатель Юрий Долгорукий, столица, куранты.

Предварительная работа: познание (рассматривание иллюстраций и фотографий города Москвы; старая Москва на картинах А. Васнецова); коммуникация (беседа «История Москвы в пословицах и поговорках»); чтение художественной литературы (ознакомление со стихами о Москве А. Барто «Всюду светятся огни», В. Лебедев-Кумач «Москва майская», Ф. Глинка «Москва»); музыка (разучивание песенки «Посвящаю Москве» » сл., муз. Ж. Колмагоровой ).

Материал: пословицы и поговорки о Москве, стихотворения о Москве, фотографии Москвы.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент Мы  живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?  Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Давайте проверим наши знания о России.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется…  Россия.

Граждане России называются…  россияне.

Столица России – город…  Москва.

Кто президент в России… Путин.

Какой документ имеет гражданин России…  паспорт.

 «Государственные символы».

Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг.)  

Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)   «Гимн»  А. Александров.

Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг.

Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)  Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу. Найдите российский герб среди других стран.

 Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

«Города  России».

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать достопримечательность какого города там изображена. (Кремль).

Ребята а что мы знаем о Москве :

Ребёнок:                  Москва – это Красная площадь,

                                  Москва – это башни Кремля,

                                  Москва – это сердце России,

                                  Которое любит тебя.

В: Молодцы! Столица обычно один из самых красивых городов страны, поэтому мы и начали занятие с пословицы. Столица отличается от других городов тем, что в ней живёт и работает президент нашей страны.

 Как его зовут? ( показ портрета)

 - А как вы думаете, что такое столица? (дети высказывают свои предположения).

- Как называется главный город нашей страны?

 Сегодня мы поговорим о городе Москве – столице нашей большой и великой страны. Кто из вас был в этом красивом городе? (ответы детей).

2.  Педагог приглашает детей занять свои места, объявляет:

В: — Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но все равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Садитесь поудобнее, сейчас я вам  расскажу, как возник этот город.
Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил – был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал к себе мудрого старца и говорит:
«Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места». Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие…. Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть все необходимое.

Только подумал так Юрий и вдруг…. Видит между двумя деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого – то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.
Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город велик. У зверя много голов, значит, и город будет главенствовать. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красив. 
— А как же назвать этот город? – спросил Юрий.
А назови его по имени вот этой реки – Москва.
И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал – Москва.
Рассматривание иллюстраций с видами Московского Кремля.
— И предсказание старца исполнилось. Сейчас Москва – огромный город, главный город России , постройки и здания Москвы не только бело – и краснокаменные, а разноцветные и очень нарядные. 

- Ребята, как вы думаете, всегда ли город выглядел так, каким он есть сейчас?(Ответы детей)

3. Рассказ педагога сопровождается показом слайдов.

Воспитатель показывает детям старинное изображение города Москвы (показ слайда). А откуда появилось название города Москва?

Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ слайда). Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

—        Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? (ответы детей). Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня.  Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.

      —        Позднее на большом холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы (слайд).

А кто работает в Кремле?

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (слайд).

- А это Спасская башня Кремля.  Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства.  Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год).

    У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь. (слайд).

Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным, акробатам, клоунам.

- Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в цирк  (слайд).(Ответы детей)

4. ФИЗПАУЗА. Дети маршируют со словами:

Мы учили песенку, а в песенке слова:

«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)

Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)

Много звезд на небе, (руки вверх, посмотреть наверх)

много на земле. (руки вниз)

Светятся, сияют звезды на Кремле (руки перед собой, сжать-разжать кулаки - имитация блеска звезд)

В: История Москвы, многовековые традиции города отражаются в гербе Москвы. Кто знает, что такое герб?

Д: отвечают

В: Герб – это знак. Давайте его рассмотрим.

Герб Москвы появился очень-очень давно. Как об этом можно узнать? (Предположения детей) Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена.

- А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображён воин?  (Предположения детей) Русскому народу приходилось часто бороться с разными врагами. Изобразив на своём гербе воина, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам – лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и всё равно, вас победим.

А всадник на коне – это не просто воин, это – Святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшийся в городе народ собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он изображён на гербе Москвы.

А что вы ещё видите на гербе? (Змея) Как вы думаете, что он обозначает? (Предположения детей) Да, так русский народ изобразил врага – страшного и злого. Георгий Победоносец копьём убивает змея, а конь топчет его копытами.

Вот так много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.

Игра: Составь герб Москвы.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей  группе на тему: «Мой город»

 МДОУ детский сад №28   «Колосок» г.Ессентуки

Воспитатель: Зимова Мария Николаевна

Цель: Создать условия для закрепления детьми полученных знаний о своём городе.

Задачи :  Образовательные:

     - дать детям возможность при помощи взрослых узнать об истории возникновения города, его названия, минеральных источников;

      - расширять и закреплять представления детей о Ессентуках, как о городе – курорте;

      - продолжать знакомить с достопримечательностями г. Ессентуки;

     -  побуждать детей  рассказывать о том, что уже знают о своём городе;

      - расширять представления детей о санаториях города, лечебных процедурах, минеральных источниках.

              Развивающие:

      - развивать познавательный интерес к родному городу;

      - развивать логическое мышление, память, произвольное внимание;

     -  развивать зрительное восприятие и координацию.

             Воспитательные:

     - продолжать воспитывать умение сотрудничать друг с другом и взрослыми;

     - прививать интерес к  историко – культурному наследию города – курорта.

Методы и приёмы:

Наглядные   (показ, демонстрация);

Словесные  (беседа, вопрос-ответ):

Игровые  (сюжетно ролевые игры).

  Интеграция образовательных областей

- Познавательное развитие

- Социально – коммуникативное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие

- Художественно- эстетическое развитие

Ход совместной деятельности воспитателя с  детьми

  1. Введение в ситуацию

В группе, в книжном уголке подборка книг о городе Ессентуки; на столе рисунки детей, макеты города; сюжетно-ролевые игры: санаторий и источник в курортном парке; на полу лежит дорожка- терренкур; на стене – мультимедийный экран.

         Включается экран, звучит музыка и начинается фильм. Дети убирают игрушки на свои места.

Воспитатель: - Как хорошо, что вы присоединились ко мне,

                           давайте вместе посмотрим фильм.

Дети садятся на ковре у экрана и смотрят фильм.

Восп:- Мы с вами сейчас посмотрели фильм. Вам

                понравилось?

Дети: - Да!

Восп: - А о чем был этот фильм?

Дети: -  О городе Ессентуки.

Восп: - У нашего города такое красивое, необычное название:

              «Ессентуки», а что же означает слово Ессентуки?

Дети: - Слово Ессентуки означает: «Живой волос

Восп: - А почему он так называется?

Дети: - Потому, что легенда гласит, что когда – то давным -

            давно, у одной княгини родился ребёнок. Малыш был

            болезненный и слабый, всё время плакал, на его голове

            не росли волосы. Решила княгиня отвезти ребенка на

            природу, но в пути их застала ночь. Остановились

            путники возле небольшой речушки на ночлег.

            Искупала княгиня ребенка в реке и уложила спать.

            Впервые  ребенок спал всю ночь не плача, до самого

            утра. Когда же утром малыш проснулся, княгиня

            увидела на его голове густые волосы, и в  восторге и

            удивлении она выкрикнула слово: «Ессентук», что

            означает «живой волос»

Восп: Вот какую удивительную легенду о лечебных свойствах

          наших источников и о происхождении слова

          «Ессентуки» мы узнали. А чем знаменит наш город?

Дети:- Минеральными источниками.

Воспит: - Да, в нашем городе есть минеральные источники

                поэтому он называется ….?

Дети: - Город -  курорт.

Восп: - Ребята, а что ещё нового вы узнали из фильма?

             Вот я , например, не знала, что раньше на месте КМВ

             был океан. А вы знали?

Дети: -  Нет.  Оказывается,  сначала здесь был океан, а потом          

              появились горы.

Восп: - Совершенно верно. А когда океан отступил, он

             оставил в горах много полезных минеральных

             веществ, а вода протекая по этим горам обогащалась

             минеральными веществами и приобретала полезные и

             лечебные свойства.  Вот так появились источники.

                   Какие вы умные ребята, столько всего знаете о

              нашем городе.

                    Я сегодня буду вашим экскурсоводом

              по достопримечательностям города – курорта

              Ессентуки.  Пройдемте!

 (Проходят к столу с картинами и макетами)

                   -  Что вы здесь видите?

Дети: - Мы видим здесь рисунки с изображением

             Грязелечебницы, Павильона механотерапии, верхних

             ванн императора Николая 2, памятника Орлу-

             символу КМВ; макеты театральной площади  с

             поющим фонтаном, макет беседки, с выложенным под

             ней названием города.

Восп: - Такие прекрасные исторические здания и места мы

              увидели.

              А вызнаете, мама Кости сказала мне по секрету, что

              он знает стихотворение о нашем городе. Костя,

              расскажи нам , пожалуйста, это стихотворение.

 Дети: -  Есть на Кавказе кунаки, их всех роднят Ессентуки.

               Радушный здесь живет народ.

               И лучший в мире наш курорт

               Здоровье всем с нарзаном раздаёт!

Восп: - А кто ещё хочет прочитать стихотворение о

              Ессентуках

Дети:  1. Курортный город – Ессентуки-

               Встречает каждого с любовью,

               От всех болезней и от тоски

               Источник пейте на здоровье!

            2.  Где гуляли ветра по ромашкам босые,

                 Двери здравниц курорт распахнул у реки,

                 Здравствуй ,город врачей, - славный город России,

                 Ты – источник здоровья- Ессентуки!

              3. Цветут Ессентуки у синих гор

                 Короной у Подкумка , как в оправе,

                 Как жемчугами здравниц с давних пор

                 Блистает наш курорт в красе и славе!

                 Родник здоровья и целебный дар

                 Источники  «Четыре» и «Семнадцать».

                 Их знают все и едут к нам сюда

                 Лечиться и природой восхищаться!

Восп: - Как красиво в этих произведениях поэты описали

             город Ессентуки. Спасибо вам ребята.

               Ну что  ж , мы с вами рассмотрели лечебные здания

                Ессентуков. Каждое из них имеет свою историю и

                является достоянием нашего города.

                   А вот мне интересно, когда курортники приезжают

                в наш город – курорт, где они живут?

Дети: - Они живут в санаториях.

Восп: - Совершенно верно, в санатории есть спальный корпус,

             в котором курортники живут и лечебный корпус, в

              котором они проходят лечение, в зависимости от

              заболевания.

               И я вас приглашаю пройти со мной в лечебный

               корпус нашего санатория.

                      Посмотрите на эту комнату. Что вы здесь видите?

               Какие предметы здесь есть?

Дети: - Здесь есть танометр, фонендоскоп, шпатели, халат,

             градусники, весы, шприцы, лицевые маски.

Восп: - А как мы можем назвать этот кабинет?

Дети: - Кабинет врача.

Воспитатель просит некоторых детей повторить название кабинета.

Восп: -  А теперь я приглашаю вас в следующий

               кабинет. Что мы здесь видим? Какие здесь есть

               предметы?

Дети: - Кушетка, полотенца, крема, масла, песочные часы,

             ингалятор.

Восп: - Верно. Кушетка, полотенца, и крема нам нужны для

             массажа, а ингаляции  назначают, если у отдыхающих

            болит горло, воспаление дыхательных путей.  А теперь

            подумайте и скажите , как мы можем назвать  кабинет в

            котором делают процедуры?

Дети: - Процедурный кабинет.

Предложить некоторым детям повторить название кабинета.

Восп: - Вот мы и создали  свой маленький санаторий. А теперь

              я приглашаю вас в самое любимое место всех

              отдыхающих и жителей города. Как вы думаете, куда

               мы отправляемся?

Дети : - В лечебный парк.

Восп: - А как вы думаете, почему наш парк  называется

              лечебный?

Дети: - Потому что там есть источники №4 и №17; павильон

             механотерапии, верхние ванны императора Николая 2,

            дорожки – терренкуры.

Восп: - А что такое дорожки – терренкуры?

Дети: - Это лечебные дорожки с подъёмами  и спусками, для

             тренировки сердца, легких, мышц тела, позвоночника.

Восп: - Посмотрите,  в нашем парке тоже есть терренкур.

             Давайте и мы пройдем по нему, потренируем своё

              тело.

             Встанем друг за другом, чтобы не толпиться.

Дети за воспитателем проходят по дорожке терренкуру

Восп: - Посмотрите ребята, куда привела нас дорожка-

             терренкур?

Дети: - К источнику.

Восп: - Ну что ж, раз уж мы пришли к источнику, то давайте

               попьём лечебную воду. Хотите?

Дети: - Да.

Воспитатель раздаёт детям маленькие одноразовые стаканы и наливает пол стакана нарзана.

Восп:- Только  запомните, пожалуйста,  что воду надо пить

            только из одноразового стаканчика или из специальной

            кружки и маленькими дозами  (по чуть- чуть).

Просит детей повторить , как нужно пить воду.

Восп: - Понравилась вам лечебная вода?

Дети: - Да.

Восп:- А наша экскурсия по городу Ессентуки вам

             понравилась?

Дети: - Да.

Восп:- А сейчас чем вы хотите заняться?

Дети: - Мы хотим поиграть в игру «Санаторий».

Восп: - Ну тогда давайте вернемся в наш «Санаторий» и

            поиграем.

СИТУАЦИЯ ВЫБОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАННОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение общеразвивающего

вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития

Детский сад №28 «Колосок»

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА: « МОЙ ГОРОД»

                                                                Воспитатель: Зимова М.Н.

Ессентуки 2014г.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Деревья Ставропольского края»

МДОУ детский сад №28   «Колосок» г.Ессентуки

Воспитатель: Зимова М.Н.

2 декабря 2021г.

Программное содержание: расширить представление детей о деревьях, растущих в Ставропольском крае. Познакомить со строением деревьев и индивидуальными особенностями некоторых из них. Учить сравнивать два дерева по внешним признакам. Способствовать получению положительных эмоций у детей, от знакомства с природой родного края.

Цель:

Формирование представления о природе родного края, развитие первоначальных патриотических  чувств.

Задачи:

  • Познакомить детей с осиной и березой.
  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  •  Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
  • Развивать связную речь у детей. 
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  • Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Словарная работа: Обогащать словарь детей понятиями: береза, осина, ель, сосна, 
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор, хвойный лес, лиственный лес, белоствольная, хвоинки, хвоя.

Предварительная работа: наблюдения за живой природой на прогулке, разучивание стихов о природе, наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера, рассматривание иллюстраций о лесе, знакомство с Красной книгой Ставропольского края.

Материалы к занятию: ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой; иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года; хвоя сосны и ели в тарелочках; шишки сосны и ели в контейнерах; иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками; мяч для игры; раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

1 часть.
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
- Ребята, куда это мы с вами попали? 
- В лес.
- Почему вы решили, что это лес?
- Птицы поют, вокруг много деревьев.
- Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:  
«Нам в дождь и зной поможет друг,
 Зеленый и хороший,
 Протянет нам десятки рук
 И тысячи ладошек».      (Дерево)
- Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
- Чем похожи все деревья между собой?
- У них есть ствол, ветви, листья, корни.
- Но не все деревья, которые вы назвали, растут  в Ставропольском крае.    Пойдемте дальше  и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
2 часть.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане».     (Береза)
- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы?  (Осина).
- Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».      
- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза. 
- Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти  деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
- Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
3 часть.

- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья  растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку про ель и сосну? 
«Зимой и летом одним цветом».
- Почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. 
- Что вы можете рассказать о ёлочке?
- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. 
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале,
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она,
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
- Какие шишки  у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. 
- Что вы расскажете про сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
4 часть.

- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес.  (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
5 часть.

- Красивы леса Ставропольского края в любое время года!
(Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).
- Какие  краски использовал художник в зимнем лесу?
- Синие, белые, голубые.
- В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
- В красный, желтый, коричневый, золотой.
- Как сберечь такую красоту? 
- Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.                              
«- Ты чего скрипишь, береза?
-  Стынут корни от мороза.
- Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
- Я совсем заледенела.
Но не бойся,…я жива».
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья  в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.  И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу Ставропольского края только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!






Предварительный просмотр:

Конспект  (непосредственно образовательной) поисково – познавательной деятельности при участии родителей

 по теме «Знакомство с ессентукским хлебзаводом»

старшая  группа   МБДОУ детский сад  №28 "Колосок"

Воспитатель: Зимова М.Н.

18 апреля  2022 года 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Цель: знакомство с организацией современного производства хлебобулочных изделий.

Задачи: воспитывать в детях уважение к труду людей, бережное отношение к хлебу; расширение кругозора; получение начальных знаний о профессиях; показать детям, как замешивается солёное тесто; научить правильно раскатывать тесто, используя скалку; учить делать печенье из солёного теста при помощи формочек-штампов; напоминать детям о том, что после окончания работы рабочее место надо привести в порядок.

Предварительная работа: ознакомление детей с презентацией «Злаковые культуры», беседы об истории возникновения хлеба «Откуда хлеб к нам пришел?», видеофильм «Ленивый пекарь»; загадки и пословицы о хлебе, разучивание стихотворений, физминуток, пальчиковых игр о хлебе; выпечка хлеба в группе в хлебопечке.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем говорить с вами о хлебе. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка! Мы знаем пословицы о хлебе, давайте, вспомним несколько… (дети читают пословицы)

Хлеб бросать — труд не уважать.

Худ обед, коли хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Был бы хлеб, а мышки будут.

Какова земля, таков и хлеб.

Не шуба греет, а хлеб.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, почему говорят «Худ обед, коли хлеба нет»? Воспитатель выслушивает ответы, обобщает их: «Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб вызывает чувство сытости, но никогда не приедается».

На экране проектора появляется фотография хлебного тонара  «Ессентукский  хлебозавод»

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран! Это хлебный тонар, в нем можно купить разный хлеб, булочки, пирожные, кексы, печенье и даже торты. Скажите, вы встречали такой тонар в нашем городе? (Ответы детей.)

А теперь подумайте, откуда в этом тонаре берётся столько хлебобулочных изделий? Их выпекают прямо там? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, конечно же, хлеб и разную выпечку готовят на специальных хлебозаводах. На этих заводах ни на секунду не прекращается работа. Даже в праздничные дни, когда мы с вами отдыхаем, пекари работают. Ведь к праздничному столу хлеба нужно еще больше!

Воспитатель: Сегодня в нашей группе мы принимаем особого гостя. Это папа Саши Картавенко, Сергей Романович. Сергей Романович работает на  "Ессентукском хлебзаводе"» пекарем, и сейчас он расскажет и покажет нам, как выпекают печенье на нашем хлебозаводе.

Выступление родителя  Картавенко Сергея Романовича. (10 мин.).

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ Сергея Романовича? (Ответы детей.) А теперь, я предлагаю вам, превратиться в пекарей и приготовить свои печенья из соленого теста. Когда мы налепим печенья и высушим их в печке, мы сможем играть с ними на нашей игрушечной кухне. Также приглашаем нашего  гостя поучаствовать в этом процессе.

Дети моют руки с мылом, проходят к столам, где для них приготовлены фартуки, соленое тесто, скалки, формочки для печенья.

Воспитатель: Ребята, перед тем, как начать работу, давайте разогреем наши ручки – сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Мы печем пшеничные

Пироги отличные!

Дети по очереди месят тесто, раскатывают его скалкой, делают печенье с помощью формочек. Во время работы воспитатель напоминает детям, из чего делается обычное и солёное тесто, предупреждает, что сырое тесто есть нельзя, т.к. в нем могут оказаться вредные микробы, которые погибают после тепловой обработки.

Под музыку дети делают печенье, готовые изделия выкладываются на противень.

Ребята моют руки.

Рефлексия:

Воспитатель просит ребят рассказать о том, что нового узнали, что сегодня делали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ну, что же ребята, хорошо мы сегодня потрудились!

Скажем «спасибо» нашему гостю! Напоследок ребята прочитают стихи о хлебе.

Ребенок 1. Любим хлебушек душистый,

С хрустом, корочкой витой,

Ароматный, золотистый,

Словно солнцем залитой.

Ребенок 2. В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ребенок 3. У народа есть слова:

«Хлеб – всему голова».

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

Ребенок 4. Хлеб растили хлеборобы,

Собирали урожай,

Чтобы радовал душистый,

Вкусный хлеба каравай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Моя Родословная"Цель:Воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.Задачи:- Учить отвечать на вопрос...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе "9 Мая - День Победы"

Воспитание духа патриотизма, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны....

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия — Родина моя»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.Задачи: обобщить и с...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

     Конспект  образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»Воспитателя МБ ДОУ МО г.Краснодар »Детский сад № 184»Сыре...

конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Русская матрешка".

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, развитию речи и изодеятельности....

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Экскурсия по Санкт-Петербургу"

Конспект итогового мероприятия по патриотическому воспитаниюв подготовительной группе "Экскурсия по Санкт-Петербургу"...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ КОТЕНКУ НАЙТИ ДОМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в ...