« Алтай – удивительный край»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Казанцева Наталья Эрнстовна

КОНСПЕКТ НОД

по краеведению

в подготовительной к школе группе

« Алтай – удивительный край»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kraevedeniyu.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маралихинская средняя общеобразовательная школа»

дошкольное образование

КОНСПЕКТ НОД

по краеведению

в подготовительной к школе группе

« Алтай – удивительный край»

                                 

                                          Подготовила: воспитатель Казанцева Наталья Эрнстовна

2020г.

Цель: формировать у детей гордость за родной край; помочь детям понять, почему Алтай значит «золотой край».

Задачи:

-дать детям понятие о том, что Алтай – это золотой край;

- учить детей работать с глобусом и физической картой России;

- развивать логическое мышление, творческое воображение;

- воспитывать любовь к родному краю, растениям, животным, населяющим его;

- воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе;

- формировать дружеские отношения, взаимопомощь.

Оборудование: глобус, слайды: карта России, картины природы: хлебное поле, горы, озера, реки, степь, цветы, коврик - лесная полянка, кафе «Лесовичок» - на столе мед, облепиха. Каравай. Картины с изображением изделий из дерева.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Показываю глобус)

Дети: это наша планета Земля.

Воспитатель: Вы правы,  это модель нашей планеты. Планета Земля – наш общий, огромный дом. (Рассматриваем глобус). – Сколько здесь разных стран, которые кажутся нам таинственными и загадочными. Но самая таинственная и удивительная – наша Родина.

-Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Посмотрите на карту России. Какая необъятная наша страна нам расскажет  Саша. (Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Необъятная страна»)

Если долго - долго-долго в самолете нам лететь,

Если долго- долго – долго на Россию нам смотреть,

То  увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая наша Родина большая – необъятная страна.

Воспитатель: Видите, вот Уральские горы, а за ними Сибирь: Западная и Восточная. А на Юге западной Сибири – Алтай. Земля, где нам выпало счастье родиться.

- Давайте полюбуемся красотой Алтайского края: показ слайдов (дети рассматривают природу Алтая: горы, ковыльную степь, озеро Колыванское, Телецкое, цветущие жарки, леса. В процессе рассматривания читаю детям отрывок из стихотворения Ю.Малькова «Гимн рекам Алтая»).

Вершины белоснежные притягивают взгляд.

Озер глазами нежными на нас они глядят.

По склонам лес зеленый разбросан там и тут,

а речки быстроструйные текут, текут, текут.

Бегут они красавицы с холодною водой,

 В их струях лес купается зеленой бородой.

- Красиво? А что мы можем сделать, чтобы сохранить эту красоту?

 Дети по одному берут напоминающий знак и рассказывают:

  1. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  2. Ходить только по тропинкам.
  3. Громко не кричать, чтобы не пугать обитателей леса
  4. Не разорять муравейники.
  5.  Не мусорить на месте отдыха и т.д.

Воспитатель: Молодцы, я вижу с вами смело можно отправляться на прогулку в природу, вы никому не навредите.

Давайте представим себя идущими в мир природы (идем по тропе) А вот и полянка, где можно отдохнуть. (Садимся в круг на коврик).

- Ребята, в каком лесу мы гуляли?

Дети: В  алтайском.

Воспитатель: Вот интересно, что это за слово такое «Алтай»? Что оно значит?

Сравните, как звучат вот эти два слова «Алтай» и «Алтын». Похожи?

В старину словом «алтын» называли золото. Значит Алтай – золотой край. Почему же его так называли?

 Дети: Потому, что лес в золотом наряде, горы красивые. Потому, что в горах есть золото.

Воспитатель: Вполне возможно, что назвали наш край золотым и поэтому. Ведь не зря до сих пор живет легенда:

    « Давно-давно в этих краях голод. Стояло сухое лето, ни капли дождя не выпало, не уродился орех в кедровом лесу, не выросли ягоды и грибы, ушел из этого голодного леса зверь. Людям нечего было есть.

       Один бедняк нашел в горах слиток золота величиной с лошадиную голову. Обрадовался. Думал, что сумеет обменять его на мешок муки или орехов, но, ни в одном селении никто не смог дать ему не только мешок муки, а даже и горсточку. Её просто не было. Тогда с горя забрался бедняк на самую высокую гору над озером, у которого жил и бросил в него этот слиток золота. С тех пор стали это озеро звать « Алтын – кёль», что значит «золотое озеро». А от него и горы ,его окружающие, стали тоже называть золотыми – горы Алтай. Горы дивной красоты, которые на восходе и закате солнца на самом деле кажутся... золотыми».

 Воспитатель: Отдохнули? Давайте разомнемся  и  продолжим путь.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали.

Это - березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Ой, смотрите, куда это нас тропинка привела? (читаем вывеску «Кафе «Лесовичок»).  – Зайдем?

Дети: Да. Стучим, входим , осматриваемся. Обращаю внимание на картины на стенах. На них изображения изделий из дерева: стол, стулья, скамейка, чашки, ложки, ведра, резные куханые доски.

Воспитатель: Какие они красивые, прямо золотые. Кто же сделал все это?

Лесовик: 

Это я – седой старик, называюсь – Лесовик.

Этот лес я берегу, за порядком я слежу.

Понравились вам мои изделия?

Дети: Да, очень красивые, все как золотые.

Лесовик: А лес и есть настоящее золото Алтая. А знаете ли вы, что еще делают из дерева?

Дети: Шкафы, дома, корабли...

Лесовик: Проходите-ка, ребята, садитесь за стол, я угощу вас витаминным золотом Алтая. Вот вам чудо-ягода. Знаете такую? Угощайтесь. (Дети угощаются облепихой).

 - Как вам ягода? Понравилась?

Дети: Кислая она очень.

Лесовик: Кислая, но полезная. Витаминов в ней много. Силы она восстанавливает. Используют ее в медицине, получают из нее целебное облепиховое масло, которое применяют для заживления ран, ожогов. Как эта ягода называется?

 А вот еще вам витаминное золото Алтая. (Предлагает мед на блюдце). Посмотрите, как будто жидкое золото. (Дети берут ложки и пробуют)

-Вкусно?

Дети: Да.

Лесовик: не только вкусно, но и полезно. Ведь мед – это лекарство от многих болезней.

Дети: Мы знаем, мед помогает при простуде. Еще ангину им и кашель лечат.

Лесовик: Молодцы, ребята, смышленые. Не забывайте, что древесина, мед, облепиха – это настоящее богатство Алтая, можно сказать  – золото.

Воспитатель: Спасибо, Лесовичок, но нам пора домой.

Лесовик: До свидания, друзья, а на прощание я угощу вас еще одним «золотом» Алтая. (Выносит каравай хлеба). А почему это золото, ответ найдете в дороге.

Дети: До свидания, Лесовичок, спасибо за все!

Идем дальше по тропинке, по обеим сторонам которой картины хлебного поля.

Воспитатель: Ребята, смотрите, как красиво! На что похожи хлебные поля?

Дети: Поля то золотистые.

Воспитатель: Вот мы и дома. А здесь на столе смотрите – букет пшеничных колосьев, а это зерно пшеницы, каждое из них золотое.

- Дети, а почему же Лесовичок сказал, что угостит нас золотом Алтая, а дал хлеб. Разве он золотой?

Дети: Хлеб испекли из муки. А муку получили из пшеницы. Она же золотая!

Воспитатель: Молодцы, правильно. А теперь давайте сделаем аппликацию «Золотая нива Алтая». Каждый из вас склеит пшеничный колосок, а затем наклеим на общий фон. Куда же  мы денем нашу картину?

Дети: А давайте подарим Лесовичку, и он поймет, что мы догадались, почему хлеб – золото Алтая.

Воспитатель: Хорошо, так и сделаем. (Любуемся нашей общей работой).

Алтайский край и есть, и был Сибирской житницей России.

Быть жителем Алтая честь, земли прекрасней нет и в мире!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валдай - удивительный край

для детей младшего возраста...

Творческий проект "Мой Алтай - заповедный край"

Представления дошкольников о родном крае формируются   на  основе знаний, которые они получают в детстве. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного раз...

Проект «Мой Алтай - заповедный край» (старший дошкольный возраст)

Проект«Мой Алтай - заповедный край»(старший дошкольный возраст)...

Тематическая неделя "Наш Алтай- хлеборобный край"

В данном материале подобравны беседы, различные игры, посещения музея старины, все то, что дает детям новую и познавательнцю информацию о хлебе....

Конспект занятия "Алтай - хлеборобный край"

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы Алтайского края)Возрастная группа: старшая группаЗадачи:Обучающие: расширять знания детей о выращивании зерновых культур ...

Тематическая неделя "Наш Алтай - хлеборобный край"

Тематическая неделя "Наш Алтай - хлеборобный  край"...

Познавательно-исследовательский проект по тематической неделе «Наш Алтай – хлеборобный край!»

Познавательно-исследовательский проект  по  тематической неделе «Наш Алтай – хлеборобный край!»...