« Алтай – удивительный край»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ НОД
по краеведению
в подготовительной к школе группе
« Алтай – удивительный край»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kraevedeniyu.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маралихинская средняя общеобразовательная школа»
дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД
по краеведению
в подготовительной к школе группе
« Алтай – удивительный край»
Подготовила: воспитатель Казанцева Наталья Эрнстовна
2020г.
Цель: формировать у детей гордость за родной край; помочь детям понять, почему Алтай значит «золотой край».
Задачи:
-дать детям понятие о том, что Алтай – это золотой край;
- учить детей работать с глобусом и физической картой России;
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывать любовь к родному краю, растениям, животным, населяющим его;
- воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе;
- формировать дружеские отношения, взаимопомощь.
Оборудование: глобус, слайды: карта России, картины природы: хлебное поле, горы, озера, реки, степь, цветы, коврик - лесная полянка, кафе «Лесовичок» - на столе мед, облепиха. Каравай. Картины с изображением изделий из дерева.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Показываю глобус)
Дети: это наша планета Земля.
Воспитатель: Вы правы, это модель нашей планеты. Планета Земля – наш общий, огромный дом. (Рассматриваем глобус). – Сколько здесь разных стран, которые кажутся нам таинственными и загадочными. Но самая таинственная и удивительная – наша Родина.
-Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Посмотрите на карту России. Какая необъятная наша страна нам расскажет Саша. (Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Необъятная страна»)
Если долго - долго-долго в самолете нам лететь,
Если долго- долго – долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая наша Родина большая – необъятная страна.
Воспитатель: Видите, вот Уральские горы, а за ними Сибирь: Западная и Восточная. А на Юге западной Сибири – Алтай. Земля, где нам выпало счастье родиться.
- Давайте полюбуемся красотой Алтайского края: показ слайдов (дети рассматривают природу Алтая: горы, ковыльную степь, озеро Колыванское, Телецкое, цветущие жарки, леса. В процессе рассматривания читаю детям отрывок из стихотворения Ю.Малькова «Гимн рекам Алтая»).
Вершины белоснежные притягивают взгляд.
Озер глазами нежными на нас они глядят.
По склонам лес зеленый разбросан там и тут,
а речки быстроструйные текут, текут, текут.
Бегут они красавицы с холодною водой,
В их струях лес купается зеленой бородой.
- Красиво? А что мы можем сделать, чтобы сохранить эту красоту?
Дети по одному берут напоминающий знак и рассказывают:
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
- Ходить только по тропинкам.
- Громко не кричать, чтобы не пугать обитателей леса
- Не разорять муравейники.
- Не мусорить на месте отдыха и т.д.
Воспитатель: Молодцы, я вижу с вами смело можно отправляться на прогулку в природу, вы никому не навредите.
Давайте представим себя идущими в мир природы (идем по тропе) А вот и полянка, где можно отдохнуть. (Садимся в круг на коврик).
- Ребята, в каком лесу мы гуляли?
Дети: В алтайском.
Воспитатель: Вот интересно, что это за слово такое «Алтай»? Что оно значит?
Сравните, как звучат вот эти два слова «Алтай» и «Алтын». Похожи?
В старину словом «алтын» называли золото. Значит Алтай – золотой край. Почему же его так называли?
Дети: Потому, что лес в золотом наряде, горы красивые. Потому, что в горах есть золото.
Воспитатель: Вполне возможно, что назвали наш край золотым и поэтому. Ведь не зря до сих пор живет легенда:
« Давно-давно в этих краях голод. Стояло сухое лето, ни капли дождя не выпало, не уродился орех в кедровом лесу, не выросли ягоды и грибы, ушел из этого голодного леса зверь. Людям нечего было есть.
Один бедняк нашел в горах слиток золота величиной с лошадиную голову. Обрадовался. Думал, что сумеет обменять его на мешок муки или орехов, но, ни в одном селении никто не смог дать ему не только мешок муки, а даже и горсточку. Её просто не было. Тогда с горя забрался бедняк на самую высокую гору над озером, у которого жил и бросил в него этот слиток золота. С тех пор стали это озеро звать « Алтын – кёль», что значит «золотое озеро». А от него и горы ,его окружающие, стали тоже называть золотыми – горы Алтай. Горы дивной красоты, которые на восходе и закате солнца на самом деле кажутся... золотыми».
Воспитатель: Отдохнули? Давайте разомнемся и продолжим путь.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.
Это - березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Ой, смотрите, куда это нас тропинка привела? (читаем вывеску «Кафе «Лесовичок»). – Зайдем?
Дети: Да. Стучим, входим , осматриваемся. Обращаю внимание на картины на стенах. На них изображения изделий из дерева: стол, стулья, скамейка, чашки, ложки, ведра, резные куханые доски.
Воспитатель: Какие они красивые, прямо золотые. Кто же сделал все это?
Лесовик:
Это я – седой старик, называюсь – Лесовик.
Этот лес я берегу, за порядком я слежу.
Понравились вам мои изделия?
Дети: Да, очень красивые, все как золотые.
Лесовик: А лес и есть настоящее золото Алтая. А знаете ли вы, что еще делают из дерева?
Дети: Шкафы, дома, корабли...
Лесовик: Проходите-ка, ребята, садитесь за стол, я угощу вас витаминным золотом Алтая. Вот вам чудо-ягода. Знаете такую? Угощайтесь. (Дети угощаются облепихой).
- Как вам ягода? Понравилась?
Дети: Кислая она очень.
Лесовик: Кислая, но полезная. Витаминов в ней много. Силы она восстанавливает. Используют ее в медицине, получают из нее целебное облепиховое масло, которое применяют для заживления ран, ожогов. Как эта ягода называется?
А вот еще вам витаминное золото Алтая. (Предлагает мед на блюдце). Посмотрите, как будто жидкое золото. (Дети берут ложки и пробуют)
-Вкусно?
Дети: Да.
Лесовик: не только вкусно, но и полезно. Ведь мед – это лекарство от многих болезней.
Дети: Мы знаем, мед помогает при простуде. Еще ангину им и кашель лечат.
Лесовик: Молодцы, ребята, смышленые. Не забывайте, что древесина, мед, облепиха – это настоящее богатство Алтая, можно сказать – золото.
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок, но нам пора домой.
Лесовик: До свидания, друзья, а на прощание я угощу вас еще одним «золотом» Алтая. (Выносит каравай хлеба). А почему это золото, ответ найдете в дороге.
Дети: До свидания, Лесовичок, спасибо за все!
Идем дальше по тропинке, по обеим сторонам которой картины хлебного поля.
Воспитатель: Ребята, смотрите, как красиво! На что похожи хлебные поля?
Дети: Поля то золотистые.
Воспитатель: Вот мы и дома. А здесь на столе смотрите – букет пшеничных колосьев, а это зерно пшеницы, каждое из них золотое.
- Дети, а почему же Лесовичок сказал, что угостит нас золотом Алтая, а дал хлеб. Разве он золотой?
Дети: Хлеб испекли из муки. А муку получили из пшеницы. Она же золотая!
Воспитатель: Молодцы, правильно. А теперь давайте сделаем аппликацию «Золотая нива Алтая». Каждый из вас склеит пшеничный колосок, а затем наклеим на общий фон. Куда же мы денем нашу картину?
Дети: А давайте подарим Лесовичку, и он поймет, что мы догадались, почему хлеб – золото Алтая.
Воспитатель: Хорошо, так и сделаем. (Любуемся нашей общей работой).
Алтайский край и есть, и был Сибирской житницей России.
Быть жителем Алтая честь, земли прекрасней нет и в мире!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валдай - удивительный край
для детей младшего возраста...
Творческий проект "Мой Алтай - заповедный край"
Представления дошкольников о родном крае формируются на основе знаний, которые они получают в детстве. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного раз...
Проект «Мой Алтай - заповедный край» (старший дошкольный возраст)
Проект«Мой Алтай - заповедный край»(старший дошкольный возраст)...
Тематическая неделя "Наш Алтай- хлеборобный край"
В данном материале подобравны беседы, различные игры, посещения музея старины, все то, что дает детям новую и познавательнцю информацию о хлебе....
Конспект занятия "Алтай - хлеборобный край"
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы Алтайского края)Возрастная группа: старшая группаЗадачи:Обучающие: расширять знания детей о выращивании зерновых культур ...
Тематическая неделя "Наш Алтай - хлеборобный край"
Тематическая неделя "Наш Алтай - хлеборобный край"...
Познавательно-исследовательский проект по тематической неделе «Наш Алтай – хлеборобный край!»
Познавательно-исследовательский проект по тематической неделе «Наш Алтай – хлеборобный край!»...