Валдай - удивительный край
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valday.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Мой родной город»

Цель: Познакомить детей с историей и культурой родного края.

Задачи:

    Обучающие: Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем.

Расширять знания о валдайских колокольчиках. Закрепить знания о ягодах и грибах растущих в родном лесу.

    Развивающие:

Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность; творческие способности – самостоятельность в создании образа колокольчика.

    Воспитательная: Воспитывать любовь к родному городу. Вызвать в детях чувства восхищения и гордости родным городом.

    Предварительная работа:

- Целевые прогулки по близлежащим улицам.

- Прогулка в Национальный Валдайский парк.

- Рассматривание иллюстраций «Памятные места родного города».

- Игра «Путешествие по родному городу».

- Игра «Узнай, где я нахожусь».

    Материалы и оборудование: корзинка, картинки с изображением грибов и ягод, макет озера Валдай и национального Валдайского парка, колокольчики из разного материала (дерево, стекло, глина,  медь), иллюстрация Царь-колокола, бумага, кисточки, гуашь.

     Воспитатель читает стихотворение И.Забилы «Наша Родина». Дети стоят в тесном кругу; держась за руки и повторяя слова, расширяют круг.                                                                              

Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля.

Изобильная, родная,

Славься Русская земля!

    -У каждого жителя Земли есть своя Родина, свой родной край – это место где он родился и живет. Как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области? (ответы детей).

    -В нашей области много небольших городов – это Старая Русса, Боровичи, Окуловка, Малая Вишера, Пестово, Сольцы, Холм, Чудово. Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем как он возник и что в нем происходило до нашего времени.

   -Послушайте удивительные строки, в которых говориться о нашем Валдае.

Ведь если правду говорят, что есть

Прозрачнее слезы вода живая,

То, где же ей светиться, как не здесь?

Откуда течь, как не с высот Валдая!

                                                      В.Крутецкий.

   -Когда мы слышим слово «Валдай», то не сразу понимаем о чем идет речь: этим именем назван город, монастырь, заповедник, возвышенность, но прежде всего озеро. Валдай и Валдайская возвышенность широко известны в мире как место, где с маленького ключа начинает свой путь река Волга, которая несет свои воды в Каспийское море. Здесь же берут свое начало и такие реки как Днепр и Западная Двина. Валдайская возвышенность является основным источником пресной воды в России.

   -А как красивы наши места, как богаты наши леса ягодами и грибами. Поглядите, у меня в корзине есть много картинок. Возьмите по одной и расскажите, что за грибы или ягоды на них изображены. (Ответы детей).

Лес не только для нашей забавы!

Он богатство нашей страны!

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк или ельник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растешь!

    -Теперь, ребята, игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – то все вместе кричите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?(Нет!)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?(Да!)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю?(Да!)

Если разведу костер,

А тушить не буду?(Нет!)

Если сильно насорю

И убрать забуду?(Нет!)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да!)

     -Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения в лесу.

     -Сердцем наших мест является озеро Валдай. Древние предания, которыми полна русская земля, рассказывают, что некогда на берегу озера жил юноша удивительной красоты – кузнец по имени Валда. С восходом солнца он шел к озеру умываться, и когда вода, спящая всю ночь, видела его прекрасное лицо – вспенивалась, начинала волноваться, всплескивая волны на берег ,повторяя: «Валда, Валда…» Так и стали люди звать воду и поселение на берегу – Валдою, затем Валдаем.

    -А теперь предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Сейчас мы окажемся в прошлом. Поедем? Для этого подойдем к машине времени, приложим руку к пульту управления, закроем плотно глаза…(звучит музыка).

Возвращается человек к воде,

Которую в детстве пил,

Возвращается человек к земле,

На которой маленьким жил!

Собирайтесь в дорогу!

Мы пойдем к родному порогу.

(Дети открывают глаза).

    -Куда мы попали? Где мы находимся? (Дети рассматривают макет озера Валдай, национального валдайского парка.)

   -Где же наш город Валдай?... Вы поняли? Мы попали с вами в те далекие времена, когда на берегу озера Валдай не было еще нашего красивого города. Хотите узнать, что было на месте нашего города много лет назад. (Дети садятся на берегу озера).

   -Здесь на берегу озера Валдай, среди живописных холмов, вековых лесов, в самом центре Валдайской возвышенности и зародился пять веков тому назад наш родной город. Поначалу это было всего лишь два двора. В них жили крестьяне Яков Демихов и его сын Клим. Они держали скот, возделывали поля и помогали путникам, ехавшим по новгородско-московской дороге. Со временем, Валда (Валдай), стоящий прямо на дороге между Новгородом и Москвой, начал разрастаться. На одном из островов Валдайского озера, был основан Богородицкий Иверский монастырь. В Валдае появляются заводы: мыловаренные, свечесальные, кожевенные и знаменитые колокольные. Валдай известен во всем мире как старинный колокольный центр России. Маленькие валдайские колокольчики известны всем своей прочностью, звонкостью и неизменной надписи: «Кого люблю, того дарю. Лито в Валдае».  

    -В Валдае делали (отливали) не только маленькие (ямщицкие) колокольчики и бубенцы. Здесь на заводах отливали колокола для храмов, пожарных станций. Колокола отлитые валдайскими умельцами более ста лет назад и в наши дни звучат по всей Росии. Звонят они и на соборах Венеции, Флоренции, Нью-Йорка. Их можно встретить в Болгарии, Греции, Румынии и др. странах. В нашем городе находится единственный в России «Музей колоколов».

     -У нас в группе тоже есть небольшая выставка колокольчиков, давайте ее посмотрим. (Дети подходят к полочке с колокольчиками).

     -В разное время нашей истории колокольчики были разного размера и разной формы. Животным вешали ботала, под дугой у лошадей звучали поддужные колокольчики. Некоторые из них назывались бубенцами.

     -Колокольчики делали из дерева и металла, они были стеклянными, глиняными, а большие колокола отливали из меди. По характеру звука люди знали, что колокол сообщает, о чем говорит.

     -Посмотрите на эту фотографию. Это царь-колокол – самый большой колокол в мире.

 (Игра «Какой колокольчик звучит?». Определить по звуку, из чего изготовлены колокольчики: стекло, дерево, глина, медь.)

     -Теперь можете взять колокольчики в руки и рассмотреть их; определить какую форму они имеют (тактильное обследование колокольчиков)

     -Красивые колокольчики. Не правда ли? Хотите нарисовать их? ( Дети рисуют)                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир природы родного края

Данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнтельного образования...

Тематический проект "Таймыр-край удивительный"

Мы живем на Таймыре, в краю суровом и удивительном. Это наша Родина. Земля наших предков. Край редких удивительных северных сияний. Разнообразна, причудлива и величава её природа, но ещё более б...

конспект занятия "Удивительный край Якутия"

материал может быть полезен для изучения республики Якутия...

« Алтай – удивительный край»

КОНСПЕКТ НОДпо краеведениюв подготовительной к школе группе« Алтай – удивительный край»...

"Ямал -удивительный край"

Музыкально-тематичекое занятие "Ямал - удивительный край"....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».Задачи: Познакомить детей с природой Забайкальского края. Дать поня...

Проект "Удивительный край у Японского моря"

Цель:Формирование  представлений об истории родного края, его достопримечательностях...