Валдай - удивительный край
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект «Мой родной город»
Цель: Познакомить детей с историей и культурой родного края.
Задачи:
Обучающие: Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем.
Расширять знания о валдайских колокольчиках. Закрепить знания о ягодах и грибах растущих в родном лесу.
Развивающие:
Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность; творческие способности – самостоятельность в создании образа колокольчика.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному городу. Вызвать в детях чувства восхищения и гордости родным городом.
Предварительная работа:
- Целевые прогулки по близлежащим улицам.
- Прогулка в Национальный Валдайский парк.
- Рассматривание иллюстраций «Памятные места родного города».
- Игра «Путешествие по родному городу».
- Игра «Узнай, где я нахожусь».
Материалы и оборудование: корзинка, картинки с изображением грибов и ягод, макет озера Валдай и национального Валдайского парка, колокольчики из разного материала (дерево, стекло, глина, медь), иллюстрация Царь-колокола, бумага, кисточки, гуашь.
Воспитатель читает стихотворение И.Забилы «Наша Родина». Дети стоят в тесном кругу; держась за руки и повторяя слова, расширяют круг.
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля.
Изобильная, родная,
Славься Русская земля!
-У каждого жителя Земли есть своя Родина, свой родной край – это место где он родился и живет. Как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области? (ответы детей).
-В нашей области много небольших городов – это Старая Русса, Боровичи, Окуловка, Малая Вишера, Пестово, Сольцы, Холм, Чудово. Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем как он возник и что в нем происходило до нашего времени.
-Послушайте удивительные строки, в которых говориться о нашем Валдае.
Ведь если правду говорят, что есть
Прозрачнее слезы вода живая,
То, где же ей светиться, как не здесь?
Откуда течь, как не с высот Валдая!
В.Крутецкий.
-Когда мы слышим слово «Валдай», то не сразу понимаем о чем идет речь: этим именем назван город, монастырь, заповедник, возвышенность, но прежде всего озеро. Валдай и Валдайская возвышенность широко известны в мире как место, где с маленького ключа начинает свой путь река Волга, которая несет свои воды в Каспийское море. Здесь же берут свое начало и такие реки как Днепр и Западная Двина. Валдайская возвышенность является основным источником пресной воды в России.
-А как красивы наши места, как богаты наши леса ягодами и грибами. Поглядите, у меня в корзине есть много картинок. Возьмите по одной и расскажите, что за грибы или ягоды на них изображены. (Ответы детей).
Лес не только для нашей забавы!
Он богатство нашей страны!
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк или ельник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растешь!
-Теперь, ребята, игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – то все вместе кричите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет!)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?(Нет!)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?(Да!)
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю?(Да!)
Если разведу костер,
А тушить не буду?(Нет!)
Если сильно насорю
И убрать забуду?(Нет!)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да!)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да!)
-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения в лесу.
-Сердцем наших мест является озеро Валдай. Древние предания, которыми полна русская земля, рассказывают, что некогда на берегу озера жил юноша удивительной красоты – кузнец по имени Валда. С восходом солнца он шел к озеру умываться, и когда вода, спящая всю ночь, видела его прекрасное лицо – вспенивалась, начинала волноваться, всплескивая волны на берег ,повторяя: «Валда, Валда…» Так и стали люди звать воду и поселение на берегу – Валдою, затем Валдаем.
-А теперь предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Сейчас мы окажемся в прошлом. Поедем? Для этого подойдем к машине времени, приложим руку к пульту управления, закроем плотно глаза…(звучит музыка).
Возвращается человек к воде,
Которую в детстве пил,
Возвращается человек к земле,
На которой маленьким жил!
Собирайтесь в дорогу!
Мы пойдем к родному порогу.
(Дети открывают глаза).
-Куда мы попали? Где мы находимся? (Дети рассматривают макет озера Валдай, национального валдайского парка.)
-Где же наш город Валдай?... Вы поняли? Мы попали с вами в те далекие времена, когда на берегу озера Валдай не было еще нашего красивого города. Хотите узнать, что было на месте нашего города много лет назад. (Дети садятся на берегу озера).
-Здесь на берегу озера Валдай, среди живописных холмов, вековых лесов, в самом центре Валдайской возвышенности и зародился пять веков тому назад наш родной город. Поначалу это было всего лишь два двора. В них жили крестьяне Яков Демихов и его сын Клим. Они держали скот, возделывали поля и помогали путникам, ехавшим по новгородско-московской дороге. Со временем, Валда (Валдай), стоящий прямо на дороге между Новгородом и Москвой, начал разрастаться. На одном из островов Валдайского озера, был основан Богородицкий Иверский монастырь. В Валдае появляются заводы: мыловаренные, свечесальные, кожевенные и знаменитые колокольные. Валдай известен во всем мире как старинный колокольный центр России. Маленькие валдайские колокольчики известны всем своей прочностью, звонкостью и неизменной надписи: «Кого люблю, того дарю. Лито в Валдае».
-В Валдае делали (отливали) не только маленькие (ямщицкие) колокольчики и бубенцы. Здесь на заводах отливали колокола для храмов, пожарных станций. Колокола отлитые валдайскими умельцами более ста лет назад и в наши дни звучат по всей Росии. Звонят они и на соборах Венеции, Флоренции, Нью-Йорка. Их можно встретить в Болгарии, Греции, Румынии и др. странах. В нашем городе находится единственный в России «Музей колоколов».
-У нас в группе тоже есть небольшая выставка колокольчиков, давайте ее посмотрим. (Дети подходят к полочке с колокольчиками).
-В разное время нашей истории колокольчики были разного размера и разной формы. Животным вешали ботала, под дугой у лошадей звучали поддужные колокольчики. Некоторые из них назывались бубенцами.
-Колокольчики делали из дерева и металла, они были стеклянными, глиняными, а большие колокола отливали из меди. По характеру звука люди знали, что колокол сообщает, о чем говорит.
-Посмотрите на эту фотографию. Это царь-колокол – самый большой колокол в мире.
(Игра «Какой колокольчик звучит?». Определить по звуку, из чего изготовлены колокольчики: стекло, дерево, глина, медь.)
-Теперь можете взять колокольчики в руки и рассмотреть их; определить какую форму они имеют (тактильное обследование колокольчиков)
-Красивые колокольчики. Не правда ли? Хотите нарисовать их? ( Дети рисуют)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительный мир природы родного края
Данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнтельного образования...
конспект занятия "Удивительный край Якутия"
материал может быть полезен для изучения республики Якутия...
« Алтай – удивительный край»
КОНСПЕКТ НОДпо краеведениюв подготовительной к школе группе« Алтай – удивительный край»...
"Ямал -удивительный край"
Музыкально-тематичекое занятие "Ямал - удивительный край"....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».Задачи: Познакомить детей с природой Забайкальского края. Дать поня...
Проект "Удивительный край у Японского моря"
Цель:Формирование представлений об истории родного края, его достопримечательностях...
Лучший педагогический проект «Удивительный край Севера»
В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная нап...