перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pers.sent-yanvar.docx | 26.89 КБ |
narodnyy_folklor.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Время проведения | Тема итогового занятия | Межвидовая деятельностная интеграция | Сотрудничество с семьёй | |||
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» | «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | |||
Сентябрь | «Дружная Семья» | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми на тему «Наша дружная семья». Фотовыставка «Моя семья». Игровая деятельность. Пальчиковая игра «Семья», Сюжетно – ролевая игра «Наша дружная семья». Настольно-печатная игра с правилами «Семейная прогулка в лес» Сюжетно-ролевые игры : «Приготовим семейный обед», «День рождения бабушки», «Семейная прогулка с малышом». | Музыкальная деятельность. Пение: «Бабушка» муз. Н. Мурычевой, «Маме песенку пою» муз. Н. Мурычевой. Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, «Веселые путешественники» муз. М.Л. Старокадомского, русская народная песня «Где был Иванушка?» (с.4) Муз. движения: нар. игра «У дедушки Трифона», «У тетушки Ларисы», танец «Дружные пары» обр. Т.А. Попатенко; пальчиковая игра «Семья». | Восприятие художественной литературы и фольклора. Книга 1 для развития детей «Дружная семья». Русский фольклор. Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (с.7) Потешки. «Из-за леса, из-за гор», «Пошла Маша на базар». Отечественная классическая литература. Рассказ. Л.Корсунская «Семья». Поэзия. И.Бунин «Матушке», Л.Фирсова «Бабушка моя» (с.18), Р.Гамзатов «Мой дедушка», В.Берестов «Любили тебя без особых причин», Е.А.Пермяк «Первая рыбка»; Э.Шим «Брат и младшая сестра». Изобразительная деятельность. «Укрась салфеточку» | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Русские народные игры: «Бабушка Маланья», «Дедушка Рожок», «У дедушки Трифона» (с.15), «У бабушки Ульяны»,«Каравай». | Занятие с родителями на тему «Дружная семья». Семейное чтение 1 части книги 1 «Дружная семья». |
Октябрь | «Домашнее тепло» | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми на тему «Домашнее тепло». Беседа с детьми о тепле родного очага «Все вместе – так и душа на месте». Рассматривание иллюстраций и фотографий «Домашнее тепло». Игровая деятельность. Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы». Сюжетно – ролевая игра «Наш дом», «Семеро по лавкам». Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка». | Музыкальная деятельность. Пение: «Бай – качи - качи» рус. нар. мелодия, «Из-за леса, из-за гор», «Кот Васька» рус. нар. мелодия, обр. Г.Г. Лобачева Слушание: «Песенка о домашних животных», «Самая хорошая» муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой. Муз. движения: хоровод «К нам гости пришли» муз. А. Александрова сл. М. Ивенсен, «Всем, Надюша, расскажи» обр. А.М. Полонского | Восприятие художественной литературы и фольклора. Отечественная классическая литература. Поэзия. А.Плещеев «Внучка», Е.Благинина «Бабушка-забота», В. Белова «Веселая забота», Рассказ. Л.Нечаев «Семеро по лавкам». Изобразительная деятельность. «Украшение фартука», «Яички простые и золотые» (рисование с красками) | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Семья», «Кто живет у нас в квартире». Ручной художественный труд. Совместное дело. Изготовление коллажа из засушенных листьев для оформления интерьера дома. | Занятие с родителями на тему «В добрый путь». Семейное чтение 2 части «Домашнее тепло» книги 1. |
Ноябрь | «Дороги Добра» | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о дорогах добра. Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Игра «Дорога добра»(настольно-печатная), «Поможем муравьишке» Игры- инсценировки: «Еду, еду к бабе, деду…», «Машина» Пальчиковая игра: «Эй, кузнец, молодец!» (с.11) | Музыкальная деятельность. Пение: «Еду, еду к бабке, к деду», «Мы на луг ходили» муз. А.Д. Филиппенко. Слушание: «Петушок» лат. нар. песня, «Заболел наш петушок» муз. Витлина, «Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского, «Дорогою добра» (диск «Любимые песни»). Муз. движения: «Веселые путешественники» муз. М.Л. Старокадомского, игровая «Огород» муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой. | Восприятие художественной литературы. Книга 2 для развития детей «В добрый путь». Русский фольклор. Сказка. «Петушок и бобовое зернышко» (с.5) Потешки.«Куда, Ваня, едешь?», «Пошел котик на торжок», «Посылали молодицу»(с.8). Отечественная классическая литература. Рассказ. К.Лукашевич «Добрая девочка» (с.10) Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Поэзия. И.Бунин «В лесу», М. Терехова «Добро»(с.15), А. Яшин «Покормите птиц зимой» (с. 14), Т. Петухова «Мой папа» (с.12) Е.Гомонова «Доброта». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Дороги добра». | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Игровая деятельность. Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько». Ручной труд. Совместное дело. Изготовление поделок из природного материала для подарка родным и близким. | Семейное чтение 1 части «Дороги добра» книги 2 «В добрый путь»; Т. Петухова «Мой папа» |
Декабрь | «Сказочный лес» | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми на тему родного сказочного леса. Игровая деятельность. Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок «Петушок - золотой гребешок», «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?», «Что возьмем в дорогу?» «Познавательное развитие» Рассматривание иллюстраций с изображением леса в разные времена года И. И.Шишкина, И.И.Левитана | Музыкальная деятельность. Пение: «Лесная песня» муз. В.Л. Витлина, «Лиса по лесу ходили» рус. нар. песня обр. Т.А. Попатенко муз. А.Д. Филиппенко. Слушание: «Песня жаворонка» П.И.Чайковский, запись пения лесных птиц, лесных звуков, «Жаворонок» муз. М.И. Глинки. Муз. движения: «Березка», рус. нар. мелодия, «На мосточке» муз. А.Д. Филиппенко, хороводная игра «Хоровод в лесу» муз. М.Иорданского, сл. Найденовой. | Восприятие художественной литературы. Русский фольклор. Сказка «Петушок – золотой гребешок», «Снегурушка и лиса». Отечественная классическая литература. Поэзия. И. Токмакова «Ели», «По малину», А. Яшин «Покормите птиц зимой» (с. 14) Загадки. О природе. Изобразительная деятельность. «Сказочное дерево» | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Мишка вылез из берлоги», «Совушка – сова», «Прогулка», «Хитрый Кот» Хороводные игры: «Хороводная игра», «Хоровод в лесу» | Семейное чтение 2 части «Сказочный лес» книги 2. |
Январь | «Добрая забота» | Коммуникативная познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми на тему « Добрая забота о братьях наших меньших». Игровая деятельность. Настольные игры: «Чьи детки», «На бабушкином дворе», «Угадай, чей домик», «Кто где живёт» и др. Речевое упражнение «Поблагодарим коровушку, лошадку, козочку, курочку» Театрализованная игра по мотивам рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке?» Заучивание стихов, чтение произведений В.В.Бианки и Пришвина «Рассказы о природе». Игры – инсценировки по-тешки «Когда солнышко зайдет» (с.12), «Уж как я свою коровушку люблю…», «Вышла курочка гулять…»
| Музыкальная деятельность. Пение: «Кошка» А. Александрова, «С горы на гору шла» рус. нар. песня (с.6) «Жучка» Н. Кукловской, хороводная игра «Кто посеется на лугу?» Слушание: «Котик заболел» «Котик выздоровел» А.Т. Гречанинов; русская народная песня «Буренушка». Муз. движения: хоровод – игра «Кот Васька», р.н. мелодия, «Игра с лошадкой» И.Н. Кишко; народная игра «Кто с нами?», «Кто пасется на лугу» (с.9) «Лошадка «Зорька» (с.10); «Уточки» К. Ушинский (с.11). /муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен./ | Восприятие художественной литературы. Книга 3 для развития детей «Добрая забота». Отечественная классическая литература. Рассказ. Л. Нечаев «Как покататься на лошадке» (с.5), К.Д.Ушинский «Петушок с семьей» ( с.10) Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Русский фольклор. Сказка. «Заюшкина избушка». Отечественная классическая литература. Рассказ. К.Д.Ушинский «Коровка», Ю. Круторогов «Дождь из семян». Изобразительная деятельность. «Кто в каком домике живет?»; Лепка «Большая утка с утятами» | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Игровая деятельность. Подвижные игры: «Лисонька- лиса», «Лошадки», «Курочки», «Стадо» и др. Ручной труд. Совместное дело. Изготовление кормушек для птиц с участием родителей | Занятие с родителями на тему «Добрая забота» Семейное чтение 1 части книги 3 «Добрая забота» |
Предварительный просмотр:
Считалки
Делай так, делай сяк,
дай мне немного денег,
Тогда тебе будет пуд.
дай мне - то также пуд
Камышом ударил об землю,
Земля вырастила мне траву.
Я дал гусям траву эту,
Гуси дали мне яичко.
Яичко это в печь поставил.
Быстро сварилось, я его съел.
Зайчик, а ну хлоп да хлоп.
Фольклор народов Южного Урала
Колыбельные
* * *
Ет-то Сон-дремота
Навалилась на тебя.
Сон идет по лавочке,
Дремота по другой,
Сон-от в беленькой рубашечке,
Дремота в голубой.
Бай, баю, бай,
Сон да Дрема,
Пойди Ване в голову.
Уж как Сон идет по лавочке,
Дрема по другой.
Уж как Сон-то Дрему
И расспрашивает:
— Где мы Ванюшку найдем,
Баю, баюшки,
Там и спать укладем.
Вот Сон Ванечку нашел
Под холщовым положком.
Они Ванечку нашли,
Спать уклали и ушли.
* * *
Котик серый, хвостик белый,
Приди, котик, ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока
Да кусок пирога.
* * *
Ай, люди, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал мой Юра засыпать.
* * *
Ай, люли, ай, люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Нашу Таню не будите.
* * *
Ай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, корова, не мычи,
Ты, петух, не кричи.
А наш Ваня будет спать,
Станет глазки закрывать.
* * *
Спи-ка, усни, Дитя, Ванюшенька.
Все ласточки спят,
И касатки спят,
И куницы спят,
И синицы спят.
Нашему Ванюшеньке
Спать велят.
* * *
Как у нашего кота
Колыбелька золота.
А у Машеньки —
Золота-серебряна.
* * *
Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал
Да и Ваню качал.
* * *
Баю, баю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка дрова рубить,
А бабушка уху варить,
Тебя, Машенька, кормить.
* * *
Баю, баю, баиньки,
Купим Тане валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет Танечка ходить,
Будет валенки носить
Пестушки
* * *
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода –
С тебя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.
* * *
Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты...
(Учат осознанному движению руками.)
* * *
Потягунушки, порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в руки хвату нушки,
А в роток говорок, а в голову разумок.
(Распеленав ребенка, пестуют.)
Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
Сестрице — сажень,
А Колюшке — большую,
Набольшую.
(Учат осознанному движению руками.)
* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся
.
* * *
Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
(Учат ребенка ходить, прыгать.)
* * *
Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
(Учит ребенка стоять.)
Потешки
* * *
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
А кто молоко не пьет,
Того забодает, забодает!
* * *
Большаку дрова рубить
(большой палец),
Тебе воды носить
(указательный палец),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
* * *
— Ладушки, ладушки, Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
— Чего на закуску?
— Хлеба да капустку.
— Чего на заедку?
— Красную репку. У-у-у-у, полетели,
На головку сели!
* * *
Уж я Ванюше пирог испеку,
Уж я внученьку румяненький,
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Мой внученек бедовенький.
* * *
— Ваня, Ванечка! Куда ходил?
— В лесочек!
— Что видел?
— Пенечек!
— Под пенечком что?
— Грибок!
Хвать, да в кузовок.
* * *
Ладушки, лады,
Не поливаны сады,
Недосуг поливать,
Надо в ладушки играть.
* * *
— Пальчик-мальчик, Где ты был?
— С этим братцем В лес ходил,
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел.
* * *
— Сорока, сорока, Где была?
— Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке
Кашу варила,
На пары становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложку,
Другому — ложечку,
А третьему — целую поварешечку!
Прибаутки
* * *
Наша доченька в дому
Что оладышек в меду,
Что оладышек в меду,
Сладко яблоко в саду.
* * *
Кошка в лукошке
Рубашечку шьет,
А кот на печи
Сухари толчет.
У нашей кошки
Три сдобные лепешки,
А у нашего кота
Три погреба молока.
* * *
Журавель долгоногий
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Козел муку мелет,
Коза засыпает,
Маленькие козлятки
В амбарах гуляют,
Муку насыпают,
Рогами согревают.
А барашки — круты рожки
По улице ходят,
В дудочку играют.
А вороны — стары жены
Пошли танцевати.
А сороки-белобоки
Пошли примечати:
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
* * *
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
* * *
— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А вкусный был?
— Очень!
* * *
Сбил, сколотил — вот колесо,
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат!
* * *
На пеньке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу,
Капусту сажу,
Да кучерявенькую,
Белую, сладенькую.
* * *
Я умница-разумница.
Про то знает вся улица:
Петух да кошка,
Поп Брошка
Да я немножко.
* * *
Котик, коток,
Кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот,
К себе милую ждет.
Кошечка — в окошечке,
Кошурки — в печурке,
Котятки — в подлавке.
— А кто у вас большой?
— А кто у вас меньшой?
— Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.
• Летит пуля, жужжит, я вбок —
она за мной, я в другой —
она за мной, я упал в куст —
она меня хвать в лоб,
я цап рукой — ан это жук!
• Гуси в гусли,
утки в дудки,
вороны в коробы,
тараканы в барабаны,
коза в сером сарафане,
корова в рогожке,
всех дороже.
Небылицы
Из-за тучи, из-за гор
Ехал дедушка Егор,
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Сапоги нарастапашку,
На босу ногу зипун.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Кто-то на небо взглянул —
Там землетрясенье,
Отчего-то кот чихнул,
* * *
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
• Пошел я на лыко гору драть, увидал: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую. Бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил, бросил рябиновую — угодил.
Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались. Мужик серый, кафтан рослый, на босу ногу топоры, лапти за поясом, под носом румянец, а во всю щеку — что в носу.
Завтра воскресенье.
Заклички, приговорки
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!
Там твои детки
Кушают котлетки.
* * *
Жаворонки, прилетите,
Крынку масла принесите,
Яйцо красно,
Весну красну.
* * *
Бабочка, бабочка, сядь на лавочку,
Дам булавочку.
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко.
Дам тебе меду
Целую колоду.
* * *
Солнышко - ведрышко,
Выгляни в окошко.
Посыплю горошку.
Бояре-то едут
В красненьких сапожках,
В беленьких чулочках.
Божья коровка,
Слетай на небушко,
Принеси мне хлебушка!
* * *
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколнышко!
* * *
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
***
Стрекоза-колечко,
Сядь на крылечко!
* * *
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень,
Поливай весь день.
* * *
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.
* * *
Дождик, дождик, дай воды,
По колено глубины!
Дождик, дождик, пуще,
Будет в поле гуще!
* * *
Месяц, посвети!
За плетень погляди,
Со мной погуляй,
Меня утешай.
* * *
Ветер-ветерок,
Дунь еще разок —
Бочком-теплячком,
Свежим воздушком.
Докучные сказки
* * *
Жили-были баран да овца,
Поставили они стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?
Жили-были баран да овца...
* * *
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду —
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду —
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок...
* * *
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!
* * *
Жил-был дед со старухою,
Была у них избушка,
А в избушке лохань,
А в лохани мочало.
Не сказать ли вам сказочку
Сначала?
• Был себе человек Яшка (Сашка),
на нем серая сермяжка, на поясе пряжка, на шее тряпка,
на голове шапка —
хороша ли моя сказка?
• Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца —
не сказать ли опять с конца?
• Накосил мужик сенца,
поставил середи польца —
не сказать ли опять с конца?
Дразнилки,
* * *
Андрей-воробей!
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
* * *
Коля-моля-Селенга
Съел корову да быка,
Пятьдесят поросят,
Одни косточки висят.
* * *
Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Ванечка-чика
Наврал три мешка,
Стали мять — пудов пять,
Стали весить — пудов десять.
* * *
Ябеда, корябеда,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто его не ест.
* * *
Мой братишка заболел:
Аппетиту нету —
Три кастрюли супу съел,
Сто одну котлету.
Пословицы, поговорки
Русские пословицы и поговорки
Смех, шутка, веселье
• Кто в радости живет, того и кручина неймет.
• Радость не вечна, печаль не бесконечна.
• За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
• За хлебом-солью всякая шутка хороша.
• Шутку шутить — всех веселить.
• Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
• Нет лучше шутки, как над собою.
• Сердце веселится, и лицо цветет.
• Кто весел, а кто и нос повесил.
• Ни печали без радости, ни радости без печали.
• Шутка шуткой, а дело делом.
• Умей пошутить, умей и перестать.
• Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Труд, работа
• Без дела жить — только небо коптить.
• Где труд, там и счастье.
• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Лентяй да шалопай — два родных брата.
• Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
• Тит, поди молотить!
— Брюхо болит.
— Тит, поди кисель есть!
— А где моя большая ложка?
• Кто много лежит, у того и бок болит.
• Не потрудиться, так и хлеба не родится.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Без труда не вынешь и рыбу из пруда.
• Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
• Что потрудимся, то и поедим.
• Работе время, а досугу час.
• После дела и гулять хорошо.
• Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Хлебосольство, гостеприимство
• Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим.
• Нежданный гость лучше жданных двух.
• Наперед покорми, а там уж попроси.
• Хлеб-соль на столе, а руки свои.
• Просим к нашему хлебу и соли.
• Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
• За хлеб и соль не платят, кроме спасибо.
• Хоть не богат, а гостям рад.
• Мойся беленько: гости близенько.
• Что есть в печи, все на стол мечи.
• Чем богаты, тем и рады. Чем хата богата, тем рада.
• Гостю почет — хозяину честь. Гость доволен — хозяин рад.
• Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот.
• Принимают: за обе руки берут да в красный угол сажают.
• Хозяин весел, и гость радостен.
• Кипите, щи, чтобы гости шли.
• Пошел пир горой, пир на весь мир.
Дом, хозяйство
• Хозяин добр — и дом хорош.
• Дом невелик, да лежать не велит.
• Горе тому, кто непорядком живет в дому.
• Хозяюшка в дому — оладышек в меду.
• Чистую посуду легко и полоскать.
• Свой уголок — свой простор. Своя хатка — родная матка.
• Не красна изба углами — красна пирогами.
• Двор что город, изба что терем.
• Всякий дом хозяином держится.
• Дом красится хозяином.
• Без хозяина дом сирота.
• Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
• Дом, как полная чаша.
• Дом вести — не бородой трясти.
• Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.
Семья, родственные отношения
• На что и клад, коли в семье лад.
• Любовь и совет — так и горя нет.
• Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
• Нет такого дружка, как родная матушка.
• При солнце тепло, а при матери добро.
• Все купишь, а отца-матери не купишь.
• Умел дитя родить, умей и научить.
• Возле батьки-матки учатся дитятки.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
• Корми сына до поры: придет пора — сын себя накормит.
• Каков батюшка, таковы у него и детки.
• Братская любовь лучше каменных стен.
Пословицы и поговорки
Труд, земледелие, скотоводство
• Без труда не появится еда.
• Без умения нет дела, а без дела нет почета.
• Без работы ума не прибавится.
• За работой и время быстрей бежит.
• Человек познается в труде.
• Начиная работу, подумай о ее завершении.
• Тяжелую поклажу тянет конь, тяжелую работу — мужчина.
• Тяжелую работу множество рук побеждает.
• У кого работа, у того сила.
• Человек землю поднимает, а земля человека.
• Сила страны от земли.
• То, что в землю упало, цветком стало, что в огонь упало, углем стало.
• Едет без коня — птица без крыльев.
• Если конь твой устал, себя вини.
• У кого есть конь — у того есть друг.
Семья, родственные отношения
• В доме, где согласие, — изобилие, счастье.
• В доме, где есть старшие, есть благородство.
• Жена дома, муж во дворе.
• Земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает.
• Глядя на отца, сын растет.
• Глядя на мать, дочь растет.
• Глядя на старшего брата, младший силу обретет.
• Глядя на отца, сын стрелу будет строгать.
• Глядя на мать, дочь шубу будет кроить.
• Двух братьев и медведь боится.
• Дети — и богатство, и радость жизни.
Татарские пословицы и поговорки
Труд, работа
• Без труда и зайца не поймаешь.
• Сколько не взбивай воду, масла не собьешь.
• Каков хозяин, таков и скот.
• Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается.
• Неоконченную работу снегом запорошит.
• Начало дела дорого.
• Ленивый всегда скажет, что он болен.
• Кто работает, тот и сыт.
• Безделье — ключ к бедности.
• Кто не сеял, тот и не пожнет.
• Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.
Семья, родственные отношения
• Ребенок в люльке — пять раз изменится.
• Который из пяти пальцев не укусишь, одинаково больно.
• Мысли матери — о сыне, мысли сына — в степи.
• Один отец кормит десять сыновей.
• Какова яблоня, таковы и яблоки.
• Яйцо не учит курицу.
• Что нужно для большого дома, то нужно и для малого.
• Человек без родины — соловей без песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...
Конспект образовательной деятельности по программе социокультурные «Истоки» в старшей группе
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека....
Образовательная деятельность по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Добрые друзья»
Тема образовательной деятельности «Добрые друзья»Тема месяца «Добрые друзья»Возрастная группа...
Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе на тему "Доброе согласие"
Цели: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...
Тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе
Тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе...
Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе.
Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе....
Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе
Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе...