Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"
рабочая программа (старшая группа)

Кудинова Елена Константиновна

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                              «Центр развития ребенка - детский сад  № 282» городского округа Самара

Россия, 443051, г. Самара, ул. Елизарова,5   ~   ds282sa@mail.ru   ~

Тел.996-84-32. факс  9544043

                                              УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                         Заведующий МБДОУ «д/с № 282»

  Кирюшкина Г.Ф.  ______________

«_____»_______________2020 г.

                       

Программа

дополнительного образования

 «Родничок»

 старшей группы №5

Направление: туристско - краеведедческое

Сроки реализации программы: 1год

авторы-составители: Кудинова Е.К., Мешкова А.В.

                                         Самара 2020

                         

                                             Содержание

I. Целевой раздел

1.1 Информационная карта программы

1.2. Пояснительная записка

1.3  Цель программы

1.4 Задачи программы

1.5Актуальность

1.6 Педагогическая целесообразность, новизна

1.7 Принципы и подходы к реализации программы

1.8   Возрастные особенности детей 5-6 лет

1.9 Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.1 Учебный план

2.2 Циклограмма деятельности педагога    

2.3 Форма организации образовательной деятельности

2.4 Календарно-тематический план

2.5Условия реализации программы

2.6 Форма итогового контроля

2.7Оценочные материалы

2.8 Методические материалы

III Организационный раздел

3.1 Оформление и организация ППРС

3.2Режим дня

3.3 Содержание образовательной деятельности

3.4 Список литературы

I. Целевой раздел

1.1 Информационная карта

Ф.И.О. педагога

Кудинова Елена Константиновна

Мешкова Алла Викторовна

Вид программы

Типовая

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

познавательное развитие

Направленность деятельности

 Туристско-краеведческая

Способ освоения содержания образования

исследовательский

Уровень освоения содержания образования

Стартовый

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

  1. год
  1. Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 « Об утверждении СанПин2.4.3049-13 « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 « Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»

-приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 « Об утверждении ФГОС дошкольного образования»

Составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы. Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками детского сада, библиотеки, Дома культуры, при знакомстве с местными, районными  и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

1.3 Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

1.4 Задачи программы:

обучающие:

Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как столице России, о Самаре.

развивающие:

Развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам;

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), творческие способности, фантазии.

воспитывающие:

Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, культурному прошлому России и ее народу, к своему городу;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения;

Прививать чувство ответственности и гордости за достижения страны, своего города.

1.5 Актуальность программы:

1. Какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

2. Какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры.

1.6 Педагогическая целесообразность, новизна

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

 Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.

1.7 Принципы и подходы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

-принцип историзма

-принцип доступности

-принцип личностно-ориентированного общения

-принцип непрерывности

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

1.8 Возрастные особенности детей 5-6 лет

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, улицы, города, работниками детского сада, библиотеки, Выставочного зала, музея,при знакомстве с местными, районными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.  Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края. В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; владеет навыками народной росписи, называет достопримечательные места города, знает и называет в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор, называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников.

1.9 Планируемые результаты:

  • пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;
  • расширение кругозора детей, получение детьми информации об истории, культуре, природных особенностях родного края;
  • сформировать знания детей о достопримечательностях своего города, значимых местах, музеях и театрах.

II Содержательный раздел

2.1 Учебный план 

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

1.

Мой любимый край.

8 часа

8 часа

2.

Природа Самарского края

4 часа

3 час

1час

3.

Друзья наши меньшие.

4часа

3 часа

1час

4.

Быт и традиции.

3 час

3час

5.

Культура и искусство родного края.

6 часов

3 часа

3 часа

6.

Самара –многонациональный город

2час

2 час

7.

Улицы, площади

6час

5 час

1 час

8.

Экскурсии, викторины

3 часа

3 часа

Итого часов:

36 часов

Общее количество

занятий в год

Количество

занятий в неделю

Длительность

занятия

Форма организации занятия

36

1

20 минут

фронтальная

2.2 Циклограмма деятельности педагога

Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия в две недели во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий 36 в год . Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 20 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

2.3 Формы организации образовательной деятельности

Формы проведения:

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- заочные путешествия,

- встречи с интересными людьми,

- развлечения,

- посиделки,

- мастер – классы,

- исследовательская деятельность

2.4 Календарно- тематическое планирование

месяц

тема

задачи

оборудование

сентябрь

1.Река Времени

Познакомить с понятием «река времени»,

Формировать представления об историческом  времени -от прошлого  к настоящему

Интерактивная доска, ноутбук, презентация, ватман 60Х180, синяя бумага, картинки характеризующие время :настоящее- компьютер. высотные дома; старина-  телега с лошадью, деревянные дома, старинная  одежда; древность- копьё и стрелы, огонь;

2.Река Времени

Закрепить понятие «Река времени».

3Мы-археологи

Познакомить с профессией –археолог.

Короб с песком, «окаменелости» динозавра, кисти

4.Как начиналась Самара

Познакомить с историей возникновения города. Формировать уважение и чувство гордости за родной город.

Презентация, фотографии, открытки

октябрь

1.Жизнь и быт горожан

Познакомить с бытом людей

презентация

2. Былины о Степане Разине.

Познакомить с исторической фигурой - С.Разин

чтение былины, рисование  кораблей на Волге.

3. Волга-кормилица

4.Обитатели речных просторов

Беседа о реке, речных промыслах

Знакомство с фауной реки

Презентация, карта реки

ноябрь

1.Жигулевские горы

Познакомить с историей возникновения Жигулевских гор

презентация

2. Былины и сказания о Жигулях

Познакомить с народным творчеством о Жигулях

Книги, картины, фотографии

3. Самарская Лука

Рассказать о заповеднике на территории Самарской области.

Фотографии растений

4Животные самарских лесов

Познакомить с животными , обитающими на территории Самарской области

Фотографии животных

декабрь

1.Самара- купеческий город

Познакомить с жизнью города 19 века.

презентация

2.Бурлаки на Волге.

Рассказать о тяжелой жизни простых людей, познакомить с картиной И .Репина «Бурлаки на Волге»

Портрет художника, картина

3.Петр Алабин

Познакомить с исторической фигурой

Презентация

4Крестьянский быт 19 века

Познакомить с жизнью крестьян

презентация

январь

1.«Вторая столица»

Дать представление детям об истории возникновения района Безымянка, о Самаре как о запасной столице Родины в В.О. войне

презентация

2.«Улицы знакомые с детства» 

Познакомить с историей возникновения улиц, с их названиями и достопримечательностями

Презентация, Фотографии достопримечательностей

3.Площадь Мочалова.

Познакомить с историей возникновения и названия площади.

фотографии

4.Мой любимый детский сад.

Познакомить с историей сада, профессиями.

презентация

февраль

1«Парк имени Юрия Гагарина»

Дать представление детям об истории названия парка; о его значении в жизни района;воспитывать бережное отношение детей к природе

Открытки и фотографии

2. «Центральный Парк Культуры и Отдыха им. М.Горького (Загородный парк)»

3. «Театр Кукол»

Дать представление детям об истории названия парка; о его значении в жизни района; о флоре и фауне парка; воспитывать бережное отношение детей

Формировать у детей представления о кукольном театре;

 упражнять детей в составлении рассказов о посещении театра.

Фото , открытки

Фотографии, открытки

4. «Театр Юного Зрителя (ТЮЗ)»

Формировать у детей представления о Театре Юного Зрителя; его значении в жизни детей.

Фотографии, открытки

март

1.«Цирк»

Дать детям понятие о значении цирка в жизни города;

формировать представления детей о цирковых профессиях;

Фотографии, открытки

2. «Филармония»

Дать представление детям о значении Филармонии в жизни города;

воспитывать любовь к музыке.

Фотографии, иллюстрации.

3. Музеи Самары

Дать представление детям об истории названия музея;

о значении краеведческого музея для населения города;

рассказать детям об экспонатах краеведческого музея.

Фотографии, иллюстрации

4. Площади Самары

(им.Куйбышева)

Дать понятие детям об истории названия и возникновения самой большой площади в Европе и ее значении для города.

Фотографии, иллюстрации, картины

апрель

1.Площадь Славы

Дать понятие детям об истории названия и возникновения площади

Фотографии, иллюстрации, картины

2. «Железнодорожный вокзал»

Уточнить представления детей о назначении ж/д вокзала;

упражнять детей в составлении рассказов о путешествиях на поездах;

дать представление детям о работниках железной дороги и значении вокзала в жизни

Фотографии, иллюстрации, открытки.

3. « Речной порт»

Уточнить представления детей о назначении речного порта;

упражнять детей в составлении рассказов о путешествиях на кораблях;

дать представление детям о работниках речного порта и его  значении в жизни

Фотографии, иллюстрации, открытки

4. Аэропорт «Курумоч»

Уточнить представления детей о назначении аэропорта;

упражнять детей в составлении рассказов о путешествиях на самолете;

дать представление детям о профессиях людей, связанных с воздушным транспортом, и значении аэропорта в жизни города

Фотографии, иллюстрации, открытки

май

1.Самара-  многонациональный город

Дать представление о многообразии народов , проживающих в Самаре. Познакомить с культурными традициями и праздниками. Формировать  дружелюбие и толерантность.

Фотографии, иллюстрации, открытки

2.Квест- игра «В поисках самарских жемчужин»

Закрепить полученные знания в игровой форме

Оборудование для игры (по конспекту)

3. Викторина  «Достопримечательности родного города»

С помощью викторины проверить знания детей о родном городе, полученные при посещении кружка «Родничок»

4.Посиделки с родителями(музыкальная гостиная)

Выступать на публике с декламацией стихов с выражением.

Показать знание самарских достопримечательностей

2.5 Условия реализации программы

Развивающая предметно-пространственная среда для реализации программы дополнительного  образования «Родничок» предполагает создание оптимальных условий для полноценного познавательного развития детей.

        Учебно-методическое сопровождение: наборы открыток, фотографий, альбомы,гербарий.

        Техническое оснащение: ноутбук; мультимедийный проектор; интерактивная доска.

2.6 Форма итогового контроля

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы

2.7 Оценка результативности программы

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий уровень

основном усвоены:

- возраст города Самара, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц в честь самарцев;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия города

- герои самарцы в годы Великой Отечественной войны;

достаточной мере знают:

- возраст города Самара, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц названных именами самарцев и их расположение;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия города Шарья;

- герои самарцы в годы Великой Отечественной войны;

местности.

полностью представляют:

- возраст города Самара, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц названных именами самарцев и их расположение;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия города Самары;

- герои самарцы в годы Великой Отечественной войны;

III. Организационный раздел

3.1 Оформление ППРС

Цели и задачи программы «Родничок» подразумевают создание определённой развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В групповых помещениях и на территории детского сада могут быть созданы уголки или центры краеведения. Материалы и оборудование каждого уголка или центра должны соответствовать общим требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиеническим требованиям. Наполняемость уголка или центра осуществляется педагогами в соответствии с тематикой определённого периода и предполагает сменяемость, материалы должны соответствовать возрасту детей данной возрастной группы.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

двигательную активность;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.

Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования

Рекомендуемое общее содержание уголка или центра (варьируется в зависимости от возраста детей и тематики периода:

государственная символика (герб, флаг России; герб города Самара);

подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративно-прикладного искусства;

подобраны народные игры;

картотека дидактических игр;

для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина, бумага, ножницы, клей и др.);

художественная литература;

для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей;

костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений;

собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей.

3.2Режим дня

Приход детей в детский сад, свободная

7.00–8.00

игра, самостоятельная деятельность, зарядка

Подготовка к завтраку, завтрак

      8.25–8.55

Игры, самостоятельная деятельность

8.50-9.00

Организованная деятельность, занятия со специалистами  (общая длительность, включая перерывы)

9.00–10.30

Второй завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке, прогулка возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

10.30–12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30–13.00

подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон

13.00–15.00

Постепенный подъём, самостоятельная деятельность

15.00–16.15

Подготовка к уплотненному полднику, полдник

16.15–16.45

Самостоятельная  и организованная деятельность

    16.45–19.00

3.4 Список литературы, ЭОР

1.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа), -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008;

2.Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Самара, «Самарский дом печати», 2001;

3.Арнольд, Самароведение. Учебное пособие по Самарскому краеведению (3 части), издательство: Самара, 2011;
4.Завальный, Самара во все времена. 1000 невыдуманных историй, издательство: Арт Презент, 2008;

5.Синцов, Фокин, Приволжье. Большая книга по краеведению, издательство: Эксмо, 2012;

6.Рыжкова, Самарская лука, издательство: Агни, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП«Всезнайка»....

Программа дополнительного образования для старшей группы "Страна фантазий"

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого....

Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»

Пояснительная записка.Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодар...

Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе "Ментальная арифметика"

Цель данной Программы - развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе....

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"

Программа дополнительного образования в старшей группе по краеведению "Родничок"...

Программа дополнительного образования дошкольников старшей группы

Программа дополнительного образования старшей группы "Путешествие по Маслянинскому району"...

Отчёт по программе дополнительного образования в старшей группе «От звука к букве»

Образовательная деятельность кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве»Программа предназначена для работы с детьми 4 &ndash...