Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"
проект
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей .
Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Пояснительная записка.
В огромном мире у каждого человека есть своя малая Родина (2 слайд), и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитывать в ребенке патриотические чувства означает воспитывать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в нашей группе «Рябинка», но результаты анкетирования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. (3 слайд). Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!». Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Также проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Свою работу по патриотическому воспитанию детей я начала с темы «Семья». (4 слайд). Почему? Потому что любовь ребенка к родной земле начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушкам, дедушкам, с любви к своему дому. Родители сделали генеалогическое древо своей семьи, а дети нарисовали портреты семьи. (5 слайд). В результате беседы они увлеченно и с любовью рассказывают о своих родных и близких им людях.
В гражданско - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. (6 слайд).
Следующий этап - ознакомление детей с историей нашего города. Мы живем в Козловке, городе со своей историей, неповторимым внешним обликом. (7 слайд). И моя задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему. (8 слайд). В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитых земляках.
Одним из основных методов гражданско – патриотического воспитания дошкольников является экскурсия. (9 слайд). Во время экскурсий дети знакомятся с улицами и узнают об известных людях, в честь которых эти улицы названы (космонавта А.Н.Николаева, героя гражданской войны В.И.Чапаева). В этом году мы посетили дом – музей Н.И.Лобачевского, детскую библиотеку, физкультурно - оздоровительный комплекс. После экскурсий провожу с детьми беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляем в творческой деятельности (конструировании, аппликации, рисовании, лепке). Постепенно от беседы к чтению книг, от прогулки к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного города.
Я – педагог, влюбленный в свой родной чувашский край и свои чувства стараюсь передать детям. На занятиях и в совместной деятельности знакомимся с элементами государственной символики Чувашской Республики, знаменитыми людьми. Были проведены беседы «Наша родина – Чувашия», «Одежда и быт чувашей» и другие. С детьми играем в чувашские народные игры. (10 слайд). Особое значение придаю декоративно - прикладному искусству и фольклорным произведениям: пословицам, поговоркам, сказкам, былинам. Произведения чувашского народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Детям нравиться посещать мини музей «Изба чувашского крестьянина», которая имеются в нашем детском саду. (11 слайд). Они с удовольствием рассматривают полотенца, салфетки, домотканые дорожки, украшенные резьбой деревянные изделия и другие экспонаты. В группе также оформлен уголок чувашской культуры. (12 слайд).
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относится к природе бережно. Во время прогулок дети учатся наблюдать и видеть красоту родной природы. Они трудятся на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, составляем гербарий. (13 слайд).
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что Козловка — частица Родины. Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. (14 слайд).
В ходе реализации проекта я пришли к выводу, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за чувашскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Структура проекта.
1. Введение. Актуальность проблемы.
2. Анализ ситуации.
2.1. Анализ внешней среды.
2.2. Анализ внутренней среды.
2.3. Древо проблем.
2.4. Концептуализация.
3. Целеполагание.
3.1. Цель проекта.
3.2.Задачи.
3.3. Ожидаемые результаты.
4. Реализация проекта.
4.1. Этапы реализации проекта.
5. Мониторинг проекта.
6. Заключение.
- Введение.
Актуальность проблемы.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
2. Анализ ситуации.
2.1. Анализ внешней среды.
Положительные факторы внешней среды
| Отрицательные факторы внешней среды |
1.На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы:
2.В ФГТ в области образовательной области «Социализация» выдвинута задача формирование патриотических чувств.
3. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах патриотическое воспитание. -- «Наследие» М.Ю. Новицкой; -- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой; -- «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой; -- «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук.
4.Глава Чувашской Республики М. В. Игнатьев большое внимание уделяет развитию образования. Принята программа «Стратегия развития образования в Чувашской Республике».
5. В программе Васильевой М.А. нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста.
6. Все направлено на то, чтобы каждый ребенок достиг оптимального уровня развития.
|
1. Наше время характеризуется недостаточностью контактов ребёнка со взрослыми. Многие дети не видят своих родителей (они уезжают на заработки). Отсутствие полноценного общения детей с родителями способствует возникновению тревожности.
2.Влияние телепередач о насилии, жестокости; иностранные мультфильмы агрессивного характера, нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление.
3. Незнание традиций и культуры своей страны, незнание истории своего города.
4. Мало телепередач для детей на нравственно – патриотическую тему.
5. Отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей, три дошкольных ДОУ не полностью удовлетворяют потребности населения города.
6. Семьи стали малочисленными, большинство семей имеет 1-го и 2 детей, это затрудняет психическое развитие ребенка, в том числе умение общаться со сверстниками и взрослыми.
|
2.2. Анализ внутренней среды.
Положительные факторы внутренней среды | Отрицательные факторы внутренней среды |
1.В детском саду созданы условия, способствующие формированию у детей патриотических качеств.
2.Наличие в детском саду материала по краеведению: альбомов («Народные костюмы», «Чувашия сегодня и вчера» и др.), иллюстраций и фотографий достопримечательностей нашего города, его прошлого и настоящего.
3.Налажена связь с городской библиотекой.
4. Большой педагогический стаж и высшее педагогическое образование воспитателя.
.
|
1.Молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию своих детей.
2.Низкая гражданская позиция родителей. Нежелание приобщаться к традициям своего народа.
3.Недостаточно методического материала ДОУ по данной теме.
4. Отсутствие психолога в детском учреждении.
5. Скудная предметно – развивающая среда в группе по данной теме.
6. Не налажена связь с работниками музея, архива.
7.Отсутствие знаний по патриотическому воспитанию и педагогического опыта у родителей воспитанников
|
2.3. Древо проблем.
ДРЕВО ПРОБЛЕМ.
Все проблемы | Главная проблема | Проблемы по приоритетам | Кто поможет решить проблему |
1.Влияние телепередач о насилии.
2.Агрессивные игры.
3.Иностранные мультфильмы.
4.Зависимость от компьютера.
5.Занятость родителей.
6. Отсутствие у детей знаний о своём городе, о своей стране.
7. Низкая гражданская позиция родителей.
8. Не налажена связь с работниками музея, архива.
| Недостаточно сформулировано представление детей о своей малой Родине, о городе и улице, на которой он проживает.
| 1.Недостаточное программно – методическое обеспечение.
2.Проблемы по работе с родителями.
3.Социум. | 1.Объединение усилий воспитателя и родителей.
2.Присоединение социума.
3.Администрация.
|
2.4. Концептуализация.
Выдвинутая федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задача формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста отразилась в создании проекта по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников.
Проект разработан на основе изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Призванные великие люди (Д. С. Лихачев, К.Д. Ушинский, НН.Ланге и др.), известные педагоги и авторы многих исследований в области психологии развития человека, утверждают о том, что дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы нравственных качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Поэтому задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины, отношение людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни (товарищество, оптимизм, вера в человека…).
Сегодня существует множество концепций, технологий, программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание («Наследие» М.Ю. Новицкой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой; Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой; «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук). Я взяла за основу программу нравственно – патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук.
Данный проект раскрывает направление, методы и формы работы, а также особенности её организации, необходимые для её реализации.
Осуществление проекта осложняется проблемой слабой включенности родителей в совместную деятельность, с уровнем психолога- педагогической культуры родителей , их занятостью.
3.Целеполагание.
3.1. Цель проекта:
1.Разработать систему формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с городом Козловка.
3.2. Задачи:
1.Изучить современное программно – методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений.
3. Пополнить предметно – развивающую среду в группе.
4. Укрепить социально – личностные взаимоотношения между педагогами, детьми, родителями и и социумом.
5. Наладить связь с сотрудниками музея и библиотеки города Козловки.
6. Изучить архивные документы об образовании, истории города Козловки. Адаптировать материал для использования детьми старшего дошкольного возраста.
7.Обогащение представлений детей о малой Родине, о городе и улице, на которой он проживает.
8.Воспитывать чувства привязанности и любви к родным местам.
9.Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу, к своим близким.
10. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание в семье.
3.3. Ожидаемые результаты.
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
1. У детей сформированы представления о городе Козловке: *географическое положение; *достопримечательности; * архиктектура; * отрасли производства; * национальный состав.
| 1.Приобретение педагогами нового опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников, повышение профессионального мастерства. 2.Пополнится развивающая среда в группе. 3.Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей. | 1.Повысится педагогическая компетентность родителей по патриотическому воспитанию детей. 2.Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников. 3. Возможность участвовать в совместном проекте. |
- Реализация проекта.
Вид проекта: информационный, творческий, фронтальный.
Участники проекта: воспитанники, родители, руководитель проекта, социум.
Продолжительность: долглсрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
- Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (сентябрь)
2 этап – основной (сентябрь – май )
3 этап – оценочный (май)
I этап . Подготовительный этап.
Задачи: изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.
№ | Мероприятия | Обоснование мероприятий | Сроки проведения | Ответственные лица |
1. | Мониторинг. | Провести диагностику детей. | Сентябрь | Руководитель проекта |
2. | Изучение программно-методического материала по направлению работы. | Повышение собственной профессиональной компетентности. | Сентябрь | Руководитель проекта |
3. | Провести анкетирование родителей. | Анкетирование послужит помощью в составлении проекта. | Сентябрь | Руководитель проекта |
4. | Привлечение спонсорской помощи для реализации проекта. | Пополнение предметно развивающей среды. | Сентябрь | Руководитель проекта |
5. | Составление плана мероприятий по реализации проекта (с детьми, родителями).
| Тема мероприятий, сроки, назначение, ответственные. | Сентябрь | Руководитель проекта |
7. | Подбор художественной и детской литературы; иллюстративного материала. | Послужит помощью в реализации проекта. | Сентябрь | Руководитель проекта |
2 этап. Основной этап.
Задачи: осуществление работы с детьми, их родителями и специалистами.
№ | Мероприятия | Обоснование мероприятий | Сроки проведения | Ответствен –ные
|
1.
| Совместные экскурсии и целевые прогулки по городу. | Совместная деятельность.
| Сентябрь | Воспитатели, родители и дети
|
2.
| Творческая мастерская (Сувенирные лапти, свистульки и др.). | Детско – родительский досуг «Магазин сувениров чувашских мастеров».
| Октябрь | Воспитатель, родители и дети
|
3.
| Составление альбомов «Моя семья».
| Совместная деятельность родителей с детьми.
| Ноябрь | Воспитатель, родители и дети
|
4.
| Участие в конкурсах разного уровня по данной тематике. Всероссийский уровень: Ежегодный конкурс «Семь Я». Окружной уровень: Ежегодный межрегиональный детский конкурс «Совенок – дошкольник». Городской уровень: Конкурс детских рисунков «Моя маленькая жизнь». Конкурс чтецов на военную тематику. Конкурс фотографий «Мой город». На уровне ДОУ: Проект «Край, в котором я живу»;
| Творческая деятельность детей. | В ходе реализации проекта.
| Воспитатель, родители и дети
|
5. | Развлечения по данной тематике (конкурсы, викторины, праздники).
| Совместный досуг.
| В ходе реализации проекта. | Воспитатели, специалисты и дети |
6. | Создание уголка памяти. | Совместная деятельность.
| Январь | Воспитатель, родители и дети |
7.
| Оформление стенгазеты «Война глазами детей».
| Совместная деятельность.
| Февраль
| Воспитатель, родители и дети
|
8.
| Творческая продуктивная деятельность детей (изготовление поздравительных открыток, поделок и т.д.).
| Внимательное и заботливое отношение к окружающим людям (ветеранам, родным, сотрудникам ДОУ и т. д.)
| В ходе реализации проекта.
| Воспитатель и дети
|
9.
| Познавательный блок («Никто не забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу» и т.д.).
| Чтение художественной литературы. | Февраль
| Воспитатель
|
10.
| Мастерская-выставка. | Совместный досуг.
| В ходе реализации проекта. | Воспитатели и дети
|
11.
| Экскурсия в историко – краеведческий Дом - музей великого математика Н.И. Лобачевского в городе Козловка.
| Знакомство с жизнью и деятельностью Н.И.Лобачевского в г.Козловка. Познавательное мероприятие.
| Апрель
| Воспитатели и дети
|
12. | Экскурсия детей в городскую библиотеку. | Знакомство с творчеством писателя – земляка Н.Ф.Мранька. | Декабрь | Воспитатели, сотрудники библиотеки и дети
|
13.
| Познавательные беседы: «Город раньше и теперь», «Улицы нашего города», « Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем городе» и т.д.
| Совместная деятельность. | В ходе реализации проекта.
| Воспитатели и дети
|
14. | Экскурсия детей к памятнику павшим солдатам.
| Совместная деятельность.
| Май | Воспитатель, родители и дети |
15. | Оформление альбома «Военная техника».
| Совместная деятельность.
| Январь | Воспитатель, родители и дети |
16. | Совместное написание книги «Я за мир на всей планете». | Оформление книги из детских рисунков и высказываний. | Май | Воспитатели, родители и дети |
17.
| Сюжетно-ролевые игры («Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь» и др.).
| Совместный досуг.
| В ходе реализации проекта.
| Воспитатели и дети
|
18. | Тематическое занятие, посвященное празднику Дню Победы. | Познание. (Участие в КМО). | Май | Воспитатель |
19.
| Подвижные игры (русские, чувашские). | Совместный досуг « Играем вместе». | Обогащение эмоциональной сферы детей.
| Воспитатели и дети
|
20. | Создание мини – коллекции «Музыка военных лет».
| Обогащение эмоциональной сферы детей. | Май | Воспитатели, родители, специалисты |
21.
| Создание мини – библиотеки на военную тематику «Рассказы, повести, стихи о ВОВ». | Обогащение предметно – развивающей среды. | Февраль
| Воспитатели, родители и дети |
22.
| Акции «Украсим аллею детского сада цветами».
| Создание ландшафтного дизайна. | Апрель - май | Воспитатели, родители и дети |
22.
| Дидактические игры «Моя семья», «Составь генеалогическое древо», «Семейные реликвии» и др.
| Совместная деятельность детей и воспитателя. Развитие любознательности детей. | В ходе реализации проекта.
| Воспитатели и дети
|
23. | Семейный вечер «У нас в гостях жители города».
| Укрепление детско-родительских отношений. | Ноябрь | Воспитатели, родители и дети |
24.
| Конкурс совместного рисунка родителей и детей «Моя любимая улица».
| Формирование представлений о назначении улиц города Козловка.
| Декабрь
| Воспитатели, родители и дети
|
25. | Рассматривание буклетов, иллюстраций, альбомов, фотографий о городе Козловка. | Совместная деятельность детей и воспитателя. | Январь
| Воспитатели и дети
|
26.
| Пополнение предметно-развивающей среды. | Обогащение предметно – развивающей среды.
| В ходе реализации проекта. | Спонсоры и руководитель проекта |
27.
| Благоустройство участка. | «Трудовой десант». | Осень, лето. | Воспитатели, родители, спонсоры и дети |
28. | Спортивные игры с военно - патриотическим содержанием.
| Совместный досуг« Играем вместе». | В ходе реализации проекта. | Воспитатели и дети
|
Работа с педагогами.
Каждому педагогу ДОУ следует обогащать духовный мир, стремление самосовершенствованию, самообразованию, к пополнению краеведческого опыта.
Мне необходимо, чтобы педагоги нашего детского сада стали моими единомышленниками и друзьями. Очень важно согласовывать стратегию воспитания детей с коллегами.
№
| Мероприятия
| Обоснование мероприятий
| Сроки проведения
| Ответственные
|
1. | Консультация с приглашением специалистов- краеведов на тему « История народной культуры, традиции».
| Осуществление цикла просветительских мероприятий. | Октябрь | Руководитель проекта, специалисты |
2. | Педсовет “Формирование патриотических чувств дошкольников через воспитание любви к малой Родине”.
| Выступление на педсовете. | Февраль | Руководитель проекта |
3.
| Презентация проекта на педагогическом совете. | Акции ”Банк идей».
| Март
| Руководитель проекта |
Работа с родителями.
№
| Мероприятия | Обоснование мероприятий | Сроки проведения
| Ответственные |
1. | Фотолетопись “Любимые уголки моего города” | Обогащение знаний о городе. Желание больше узнать о его истории. | Октябрь | Руководитель проекта и родители |
2. | Семейная гостиная “Встреча за круглым столом”. | Общение, диалоги. | Декабрь | Руководитель проекта, родители |
3. | Выпуск газеты “В кругу семьи”.
| Обогащение совместного досуга. | Февраль | Родители |
4. | Анкетирование родителей: «Патриотическое воспитание ребенка». «Приобщение детей к семейной традиционной культуре».
| Родительское собрание.
| Сентябрь, апрель | Руководитель проекта, специалисты |
5. | Консультации по нравственно – патриотическому воспитанию детей. | Беседы. | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта |
6. | Совместная работа.
| Вовлечение родителей в воспитательный процесс для совместной работы. | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта |
7. | Родительское собрание «Историческое прошлое моей семьи в ВОВ»
| Обогащение знаний родителей о историческом прошлом своей семьи. | Май | Руководитель проекта, родители |
3 этап. Заключительный этап.
Задачи:
- Повторное диагностирование детей.
- Анкетирование родителей.
- Тематический праздник «День города»
со всеми участниками образовательного процесса.
- Фотовыставка “Я и мой город».
- Презентация проекта на педагогическом совете.
5.Мониторинг.
Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Диагностическое обеспечение: «Мониторинг в детском саду» под редакцией Ермолаева С.Д., Спб, издательство «Детство-пресс», 2011г. Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок.
Диагностический инструментарий.
1. Диагностика этнотолерантности старших дошкольников. (Авторская методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок).
* Индивидуальная беседа.
Беседа с детьми на тему «Моя Родина».
Цель: выявление особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о родной стране и отношения к ней.
Организация диагностической процедуры. Проводится беседа по вопросам:
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Как называется страна, в которой ты живёшь?
- В каких городах нашей страны ты ещё бывал?
- О каких городах ты слышал?
- Если бы приехал друг из другого города, что ты ему мог бы рассказать о своем городе?
- Расскажи, что ты знаешь об истории своего города (как в ней раньше жили люди?) Откуда ты это узнал?
- О каких достопримечательностях родного города ты знаешь?
- Что бы ты смог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в городе стало лучше?
- Как ты думаешь, ты любишь свою малую Родину? Почему ты так думаешь?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания - для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?
* Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина».
Цель: уточнение представлений детей о Родине, выявление смысла слова «Родина» в понимании детей старшего дошкольного возраста, какие чувства вызывает оно у дошкольников.
* Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».
В развивающем центре нашей группы представлены материалы по теме «Моя Родина». Это: книги о городе, фотоальбомы, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, раскраски с видами природы в разное время года, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, конструкторы).
В ходе наблюдения отмечаются
- как часто дети обращаются к пособиям;
- какие пособия вызывают наибольший интерес;
- обращаются ли дети к педагогу за разъяснениями;
- способствуют ли представленные материалы возникновению игр, разговоров на темы родной страны, родного города.
Уровни оценки:
Высокий уровень. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Владеет речью-доказательством. Выражает положительное отношение к своему городу, дружбе, ко всему живому. Знает зеленные зоны родного города.
Средний уровень. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. По - доброму относится к людям, живой природе. Затрудняется называть зеленные зоны города.
Низкий уровень. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Наряду с добрыми поступками наблюдаются проявление негативное отношение к окружающему миру. Не называет зеленные зоны города.
6.Заключение.
Участие в проекте будет способствовать расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они станут проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях-тружениках. Полученные знания о городе Козловка и стране России дети отразят в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Сама деятельность и ее результаты носят эмоционально-положительную окраску. А также участие в проекте будет способствовать формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками. Надеюсь, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявятся в добрых дела и поступках. Дети научатся бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых. С большим желанием примут участие в озеленении территории детского сада, кормлении птиц зимой, в изготовлении сувениров и подарков.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 23 ноября 2009 года за номером 655 были приняты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. В одной из образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Работа в этом направлении будет способствовать достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГТ.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволит реализовать возможности воспитания патриотических чувств у детей в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей.
Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Пояснительная записка.
В огромном мире у каждого человека есть своя малая Родина (2 слайд), и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитывать в ребенке патриотические чувства означает воспитывать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в нашей группе «Рябинка», но результаты анкетирования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. (3 слайд). Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!». Считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Также проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Свою работу по патриотическому воспитанию детей я начала с темы «Семья». (4 слайд). Почему? Потому что любовь ребенка к родной земле начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушкам, дедушкам, с любви к своему дому. Родители сделали генеалогическое древо своей семьи, а дети нарисовали портреты семьи. (5 слайд). В результате беседы они увлеченно и с любовью рассказывают о своих родных и близких им людях.
В гражданско - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. (6 слайд).
Следующий этап - ознакомление детей с историей нашего города. Мы живем в Козловке, городе со своей историей, неповторимым внешним обликом. (7 слайд). И моя задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему. (8 слайд). В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитых земляках.
Одним из основных методов гражданско – патриотического воспитания дошкольников является экскурсия. (9 слайд). Во время экскурсий дети знакомятся с улицами и узнают об известных людях, в честь которых эти улицы названы (космонавта А.Н.Николаева, героя гражданской войны В.И.Чапаева). В этом году мы посетили дом – музей Н.И.Лобачевского, детскую библиотеку, физкультурно - оздоровительный комплекс. После экскурсий провожу с детьми беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляем в творческой деятельности (конструировании, аппликации, рисовании, лепке). Постепенно от беседы к чтению книг, от прогулки к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного города.
Я – педагог, влюбленный в свой родной чувашский край и свои чувства стараюсь передать детям. На занятиях и в совместной деятельности знакомимся с элементами государственной символики Чувашской Республики, знаменитыми людьми. Были проведены беседы «Наша родина – Чувашия», «Одежда и быт чувашей» и другие. С детьми играем в чувашские народные игры. (10 слайд). Особое значение придаю декоративно - прикладному искусству и фольклорным произведениям: пословицам, поговоркам, сказкам, былинам. Произведения чувашского народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Детям нравиться посещать мини музей «Изба чувашского крестьянина», которая имеются в нашем детском саду. (11 слайд). Они с удовольствием рассматривают полотенца, салфетки, домотканые дорожки, украшенные резьбой деревянные изделия и другие экспонаты. В группе также оформлен уголок чувашской культуры. (12 слайд).
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относится к природе бережно. Во время прогулок дети учатся наблюдать и видеть красоту родной природы. Они трудятся на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, составляем гербарий. (13 слайд).
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что Козловка — частица Родины. Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. (14 слайд).
В ходе реализации проекта я пришли к выводу, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за чувашскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Структура проекта.
1. Введение. Актуальность проблемы.
2. Анализ ситуации.
2.1. Анализ внешней среды.
2.2. Анализ внутренней среды.
2.3. Древо проблем.
2.4. Концептуализация.
3. Целеполагание.
3.1. Цель проекта.
3.2.Задачи.
3.3. Ожидаемые результаты.
4. Реализация проекта.
4.1. Этапы реализации проекта.
5. Мониторинг проекта.
6. Заключение.
- Введение.
Актуальность проблемы.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
2. Анализ ситуации.
2.1. Анализ внешней среды.
Положительные факторы внешней среды | Отрицательные факторы внешней среды |
1.На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы:
2.В ФГТ в области образовательной области «Социализация» выдвинута задача формирование патриотических чувств. 3. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах патриотическое воспитание. -- «Наследие» М.Ю. Новицкой; -- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой; -- «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой; -- «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук. 4.Глава Чувашской Республики М. В. Игнатьев большое внимание уделяет развитию образования. Принята программа «Стратегия развития образования в Чувашской Республике». 5. В программе Васильевой М.А. нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. 6. Все направлено на то, чтобы каждый ребенок достиг оптимального уровня развития. | 1. Наше время характеризуется недостаточностью контактов ребёнка со взрослыми. Многие дети не видят своих родителей (они уезжают на заработки). Отсутствие полноценного общения детей с родителями способствует возникновению тревожности. 2.Влияние телепередач о насилии, жестокости; иностранные мультфильмы агрессивного характера, нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление.
3. Незнание традиций и культуры своей страны, незнание истории своего города. 4. Мало телепередач для детей на нравственно – патриотическую тему. 5. Отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей, три дошкольных ДОУ не полностью удовлетворяют потребности населения города. 6. Семьи стали малочисленными, большинство семей имеет 1-го и 2 детей, это затрудняет психическое развитие ребенка, в том числе умение общаться со сверстниками и взрослыми. |
2.2. Анализ внутренней среды.
Положительные факторы внутренней среды | Отрицательные факторы внутренней среды |
1.В детском саду созданы условия, способствующие формированию у детей патриотических качеств. 2.Наличие в детском саду материала по краеведению: альбомов («Народные костюмы», «Чувашия сегодня и вчера» и др.), иллюстраций и фотографий достопримечательностей нашего города, его прошлого и настоящего. 3.Налажена связь с городской библиотекой. 4. Большой педагогический стаж и высшее педагогическое образование воспитателя. . | 1.Молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию своих детей. 2.Низкая гражданская позиция родителей. Нежелание приобщаться к традициям своего народа. 3.Недостаточно методического материала ДОУ по данной теме. 4. Отсутствие психолога в детском учреждении. 5. Скудная предметно – развивающая среда в группе по данной теме. 6. Не налажена связь с работниками музея, архива. 7.Отсутствие знаний по патриотическому воспитанию и педагогического опыта у родителей воспитанников
|
2.3. Древо проблем.
ДРЕВО ПРОБЛЕМ.
Все проблемы | Главная проблема | Проблемы по приоритетам | Кто поможет решить проблему |
1.Влияние телепередач о насилии. 2.Агрессивные игры. 3.Иностранные мультфильмы. 4.Зависимость от компьютера. 5.Занятость родителей. 6. Отсутствие у детей знаний о своём городе, о своей стране. 7. Низкая гражданская позиция родителей. 8. Не налажена связь с работниками музея, архива. | Недостаточно сформулировано представление детей о своей малой Родине, о городе и улице, на которой он проживает. | 1.Недостаточное программно – методическое обеспечение. 2.Проблемы по работе с родителями. 3.Социум. | 1.Объединение усилий воспитателя и родителей. 2.Присоединение социума. 3.Администрация. |
2.4. Концептуализация.
Выдвинутая федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задача формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста отразилась в создании проекта по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников.
Проект разработан на основе изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Призванные великие люди (Д. С. Лихачев, К.Д. Ушинский, НН.Ланге и др.), известные педагоги и авторы многих исследований в области психологии развития человека, утверждают о том, что дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы нравственных качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Поэтому задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины, отношение людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни (товарищество, оптимизм, вера в человека…).
Сегодня существует множество концепций, технологий, программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание («Наследие» М.Ю. Новицкой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой; Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой; «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук). Я взяла за основу программу нравственно – патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» под ред. Т.И. Оверчук.
Данный проект раскрывает направление, методы и формы работы, а также особенности её организации, необходимые для её реализации.
Осуществление проекта осложняется проблемой слабой включенности родителей в совместную деятельность, с уровнем психолога- педагогической культуры родителей , их занятостью.
3.Целеполагание.
3.1. Цель проекта:
1.Разработать систему формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с городом Козловка.
3.2. Задачи:
1.Изучить современное программно – методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений.
3. Пополнить предметно – развивающую среду в группе.
4. Укрепить социально – личностные взаимоотношения между педагогами, детьми, родителями и и социумом.
5. Наладить связь с сотрудниками музея и библиотеки города Козловки.
6. Изучить архивные документы об образовании, истории города Козловки. Адаптировать материал для использования детьми старшего дошкольного возраста.
7.Обогащение представлений детей о малой Родине, о городе и улице, на которой он проживает.
8.Воспитывать чувства привязанности и любви к родным местам.
9.Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу, к своим близким.
10. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание в семье.
3.3. Ожидаемые результаты.
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
1. У детей сформированы представления о городе Козловке: *географическое положение; *достопримечательности; * архиктектура; * отрасли производства; * национальный состав. | 1.Приобретение педагогами нового опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников, повышение профессионального мастерства. 2.Пополнится развивающая среда в группе. 3.Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей. | 1.Повысится педагогическая компетентность родителей по патриотическому воспитанию детей. 2.Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников. 3. Возможность участвовать в совместном проекте. |
- Реализация проекта.
Вид проекта: информационный, творческий, фронтальный.
Участники проекта: воспитанники, родители, руководитель проекта, социум.
Продолжительность: долглсрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
- Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный (сентябрь)
2 этап – основной (сентябрь – май )
3 этап – оценочный (май)
I этап . Подготовительный этап.
Задачи: изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.
№ | Мероприятия | Обоснование мероприятий | Сроки проведения | Ответственные лица |
1. | Мониторинг. | Провести диагностику детей. | Сентябрь | Руководитель проекта |
2. | Изучение программно-методического материала по направлению работы. | Повышение собственной профессиональной компетентности. | Сентябрь | Руководитель проекта |
3. | Провести анкетирование родителей. | Анкетирование послужит помощью в составлении проекта. | Сентябрь | Руководитель проекта |
4. | Привлечение спонсорской помощи для реализации проекта. | Пополнение предметно развивающей среды. | Сентябрь | Руководитель проекта |
5. | Составление плана мероприятий по реализации проекта (с детьми, родителями). | Тема мероприятий, сроки, назначение, ответственные. | Сентябрь | Руководитель проекта |
7. | Подбор художественной и детской литературы; иллюстративного материала. | Послужит помощью в реализации проекта. | Сентябрь | Руководитель проекта |
2 этап. Основной этап.
Задачи: осуществление работы с детьми, их родителями и специалистами.
№ | Мероприятия | Обоснование мероприятий | Сроки проведения | Ответствен –ные |
1. | Совместные экскурсии и целевые прогулки по городу. | Совместная деятельность. | Сентябрь | Воспитатели, родители и дети |
2. | Творческая мастерская (Сувенирные лапти, свистульки и др.). | Детско – родительский досуг «Магазин сувениров чувашских мастеров». | Октябрь | Воспитатель, родители и дети |
3. | Составление альбомов «Моя семья».
| Совместная деятельность родителей с детьми. | Ноябрь | Воспитатель, родители и дети
|
4. | Участие в конкурсах разного уровня по данной тематике. Всероссийский уровень: Ежегодный конкурс «Семь Я». Окружной уровень: Ежегодный межрегиональный детский конкурс «Совенок – дошкольник». Городской уровень: Конкурс детских рисунков «Моя маленькая жизнь». Конкурс чтецов на военную тематику. Конкурс фотографий «Мой город». На уровне ДОУ: Проект «Край, в котором я живу»; | Творческая деятельность детей. | В ходе реализации проекта. | Воспитатель, родители и дети
|
5. | Развлечения по данной тематике (конкурсы, викторины, праздники). | Совместный досуг. | В ходе реализации проекта. | Воспитатели, специалисты и дети |
6. | Создание уголка памяти. | Совместная деятельность. | Январь | Воспитатель, родители и дети |
7. | Оформление стенгазеты «Война глазами детей». | Совместная деятельность. | Февраль
| Воспитатель, родители и дети |
8. | Творческая продуктивная деятельность детей (изготовление поздравительных открыток, поделок и т.д.). | Внимательное и заботливое отношение к окружающим людям (ветеранам, родным, сотрудникам ДОУ и т. д.) | В ходе реализации проекта.
| Воспитатель и дети |
9. | Познавательный блок («Никто не забыт, ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги на фронтах и в тылу» и т.д.). | Чтение художественной литературы. | Февраль | Воспитатель |
10. | Мастерская-выставка. | Совместный досуг. | В ходе реализации проекта. | Воспитатели и дети |
11. | Экскурсия в историко – краеведческий Дом - музей великого математика Н.И. Лобачевского в городе Козловка. | Знакомство с жизнью и деятельностью Н.И.Лобачевского в г.Козловка. Познавательное мероприятие. | Апрель | Воспитатели и дети |
12. | Экскурсия детей в городскую библиотеку. | Знакомство с творчеством писателя – земляка Н.Ф.Мранька. | Декабрь | Воспитатели, сотрудники библиотеки и дети |
13. | Познавательные беседы: «Город раньше и теперь», «Улицы нашего города», « Моя родная улица», «Какие памятники я видел в нашем городе» и т.д. | Совместная деятельность. | В ходе реализации проекта. | Воспитатели и дети |
14. | Экскурсия детей к памятнику павшим солдатам. | Совместная деятельность. | Май | Воспитатель, родители и дети |
15. | Оформление альбома «Военная техника». | Совместная деятельность. | Январь | Воспитатель, родители и дети |
16. | Совместное написание книги «Я за мир на всей планете». | Оформление книги из детских рисунков и высказываний. | Май | Воспитатели, родители и дети |
17. | Сюжетно-ролевые игры («Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь» и др.).
| Совместный досуг. | В ходе реализации проекта. | Воспитатели и дети |
18. | Тематическое занятие, посвященное празднику Дню Победы. | Познание. (Участие в КМО). | Май | Воспитатель |
19. | Подвижные игры (русские, чувашские). | Совместный досуг « Играем вместе». | Обогащение эмоциональной сферы детей. | Воспитатели и дети |
20. | Создание мини – коллекции «Музыка военных лет». | Обогащение эмоциональной сферы детей. | Май | Воспитатели, родители, специалисты |
21. | Создание мини – библиотеки на военную тематику «Рассказы, повести, стихи о ВОВ». | Обогащение предметно – развивающей среды. | Февраль | Воспитатели, родители и дети |
22. | Акции «Украсим аллею детского сада цветами». | Создание ландшафтного дизайна. | Апрель - май | Воспитатели, родители и дети |
22. | Дидактические игры «Моя семья», «Составь генеалогическое древо», «Семейные реликвии» и др.
| Совместная деятельность детей и воспитателя. Развитие любознательности детей. | В ходе реализации проекта. | Воспитатели и дети |
23. | Семейный вечер «У нас в гостях жители города». | Укрепление детско-родительских отношений. | Ноябрь | Воспитатели, родители и дети |
24. | Конкурс совместного рисунка родителей и детей «Моя любимая улица». | Формирование представлений о назначении улиц города Козловка.
| Декабрь | Воспитатели, родители и дети |
25. | Рассматривание буклетов, иллюстраций, альбомов, фотографий о городе Козловка. | Совместная деятельность детей и воспитателя. | Январь | Воспитатели и дети |
26. | Пополнение предметно-развивающей среды. | Обогащение предметно – развивающей среды. | В ходе реализации проекта. | Спонсоры и руководитель проекта |
27. | Благоустройство участка. | «Трудовой десант». | Осень, лето. | Воспитатели, родители, спонсоры и дети |
28. | Спортивные игры с военно - патриотическим содержанием. | Совместный досуг« Играем вместе». | В ходе реализации проекта. | Воспитатели и дети |
Работа с педагогами.
Каждому педагогу ДОУ следует обогащать духовный мир, стремление самосовершенствованию, самообразованию, к пополнению краеведческого опыта.
Мне необходимо, чтобы педагоги нашего детского сада стали моими единомышленниками и друзьями. Очень важно согласовывать стратегию воспитания детей с коллегами.
№ | Мероприятия | Обоснование мероприятий | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Консультация с приглашением специалистов- краеведов на тему « История народной культуры, традиции».
| Осуществление цикла просветительских мероприятий. | Октябрь | Руководитель проекта, специалисты |
2. | Педсовет “Формирование патриотических чувств дошкольников через воспитание любви к малой Родине”. | Выступление на педсовете. | Февраль | Руководитель проекта |
3.
| Презентация проекта на педагогическом совете. | Акции ”Банк идей».
| Март | Руководитель проекта |
Работа с родителями.
№ | Мероприятия | Обоснование мероприятий | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Фотолетопись “Любимые уголки моего города” | Обогащение знаний о городе. Желание больше узнать о его истории. | Октябрь | Руководитель проекта и родители |
2. | Семейная гостиная “Встреча за круглым столом”. | Общение, диалоги. | Декабрь | Руководитель проекта, родители |
3. | Выпуск газеты “В кругу семьи”. | Обогащение совместного досуга. | Февраль | Родители |
4. | Анкетирование родителей: «Патриотическое воспитание ребенка». «Приобщение детей к семейной традиционной культуре». | Родительское собрание. | Сентябрь, апрель | Руководитель проекта, специалисты |
5. | Консультации по нравственно – патриотическому воспитанию детей. | Беседы. | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта |
6. | Совместная работа.
| Вовлечение родителей в воспитательный процесс для совместной работы. | В ходе реализации проекта | Руководитель проекта |
7. | Родительское собрание «Историческое прошлое моей семьи в ВОВ» | Обогащение знаний родителей о историческом прошлом своей семьи. | Май | Руководитель проекта, родители |
3 этап. Заключительный этап.
Задачи:
- Повторное диагностирование детей.
- Анкетирование родителей.
- Тематический праздник «День города»
со всеми участниками образовательного процесса.
- Фотовыставка “Я и мой город».
- Презентация проекта на педагогическом совете.
5.Мониторинг.
Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Диагностическое обеспечение: «Мониторинг в детском саду» под редакцией Ермолаева С.Д., Спб, издательство «Детство-пресс», 2011г. Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок.
Диагностический инструментарий.
1. Диагностика этнотолерантности старших дошкольников. (Авторская методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок).
* Индивидуальная беседа.
Беседа с детьми на тему «Моя Родина».
Цель: выявление особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о родной стране и отношения к ней.
Организация диагностической процедуры. Проводится беседа по вопросам:
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Как называется страна, в которой ты живёшь?
- В каких городах нашей страны ты ещё бывал?
- О каких городах ты слышал?
- Если бы приехал друг из другого города, что ты ему мог бы рассказать о своем городе?
- Расскажи, что ты знаешь об истории своего города (как в ней раньше жили люди?) Откуда ты это узнал?
- О каких достопримечательностях родного города ты знаешь?
- Что бы ты смог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в городе стало лучше?
- Как ты думаешь, ты любишь свою малую Родину? Почему ты так думаешь?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания - для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?
* Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина».
Цель: уточнение представлений детей о Родине, выявление смысла слова «Родина» в понимании детей старшего дошкольного возраста, какие чувства вызывает оно у дошкольников.
* Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».
В развивающем центре нашей группы представлены материалы по теме «Моя Родина». Это: книги о городе, фотоальбомы, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, раскраски с видами природы в разное время года, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, конструкторы).
В ходе наблюдения отмечаются
- как часто дети обращаются к пособиям;
- какие пособия вызывают наибольший интерес;
- обращаются ли дети к педагогу за разъяснениями;
- способствуют ли представленные материалы возникновению игр, разговоров на темы родной страны, родного города.
Уровни оценки:
Высокий уровень. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Владеет речью-доказательством. Выражает положительное отношение к своему городу, дружбе, ко всему живому. Знает зеленные зоны родного города.
Средний уровень. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. По - доброму относится к людям, живой природе. Затрудняется называть зеленные зоны города.
Низкий уровень. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Наряду с добрыми поступками наблюдаются проявление негативное отношение к окружающему миру. Не называет зеленные зоны города.
6.Заключение.
Участие в проекте будет способствовать расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они станут проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях-тружениках. Полученные знания о городе Козловка и стране России дети отразят в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Сама деятельность и ее результаты носят эмоционально-положительную окраску. А также участие в проекте будет способствовать формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками. Надеюсь, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявятся в добрых дела и поступках. Дети научатся бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых. С большим желанием примут участие в озеленении территории детского сада, кормлении птиц зимой, в изготовлении сувениров и подарков.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 23 ноября 2009 года за номером 655 были приняты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. В одной из образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Работа в этом направлении будет способствовать достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГТ.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволит реализовать возможности воспитания патриотических чувств у детей в старшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.
В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и сложной проблемой, которая должна решаться сегодня все...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...