Проект по реализации регионального компонента «Родом из Донского края»
проект (подготовительная группа)
Педагогический (познавательно - творческий) проект «Родом из донского края» предусматривает патриотическое воспитание детей подготовительной группы посредством ознакомления с историей родного края: с историко-культурными, национальными особенностями; сформирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 63.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по реализации регионального компонента «Родом из Донского края»
«Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего»
Ломоносов М.В.
Характеристика проекта:
Автор проекта: Санько О.А.
Тип проекта: познавательно-творческий проект
Участники проекта: педагог, музыкальный руководитель, дети, родители
Возраст детей: 6 -7 лет.
Сроки реализации: 1 месяц (20.03.18- 20.04.18г.
Введение.
«В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями – отруби их и дерево погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на умирание». Это означает, что если человек не знает прошлого, то ничему не сможет научить будущее поколение, происходит разрыв традиций.
Родина. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к истории, культуре родного края. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.
Актуальность.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания:
- одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является «воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666);
- в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
- в содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155)
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Изучение истории родного края ставит перед нами вопрос об изучении быта донских казаков. Поскольку быт является наиболее понятной и доступной частью истории для большинства людей. Ведь через понимание простых бытовых вещей обычных людей можно прийти к пониманию образа жизни этих людей, их ценностей и даже увидеть, как мы связаны с ними. Становится понятнее окружающий нас мир.
Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь.
Дети - это будущее нашей малой Родины, и они должны знать историю, культуру и традиции Донских казаков. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. В связи с этим, была выбрана тема для проекта: «Родом из Донского края»
Проблема.
Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний об истории, быте, традициях Донского края, жизни и деятельности казаков, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому я решила разработать и реализовать этот проект.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.
Цель проекта:
формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества;
Задачи проекта:
- создать условия для ознакомления детей с культурой и бытом донских казаков;
-привлечь внимание детей и родителей к изучению истории Донского края, с его обычаями и традициями;
-способствовать обогащению словарного запаса казачьими словами и выражениями;
- развивать творческий потенциал дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям.
Ожидаемые результаты:
- Создание партнерского взаимодействия детского сада и семьи.
-Расширение представления детей об истории и жизни донских казаков.
- Систематизация материала по реализации содержания регионального компонента.
Продукты проекта:
-Создание макета казачьего подворья; лэпбука «Быт донских казаков»;
-Выставка детских работ по художественному творчеству;
-Проведение викторины «Знатоки родного края»
-Презентация проекта.
- Компетентность ребёнка по завершению проекта.
…Видел я предметы быта
Из ожившей старины
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!
Аннотация.
Педагогический (познавательно - творческий) проект «Родом из донского края» предусматривает патриотическое воспитание детей подготовительной группы посредством ознакомления с историей родного края: с историко-культурными, национальными особенностями; сформирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
История Донского края неразрывно связана с казачеством. Поэтому, знакомя детей с прошлым родной земли, акцент сделан на приобщение к быту и традициям казачьего народа, своей малой Родины.
Предполагается активное участие детей, родителей и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный- цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.
Включает в себя:
-постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц;
- пополнение предметно- развивающей среды за счет привлечения родителей.
2 Основной этап - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта.
- Проведение НОД и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ
- Разучивание стихотворений, загадок, песен, поговорок; игр;
- Работа с родителями (помощь в организации развивающей среды, подбор атрибутов)
- Создание презентации «Родом из Донского края»
3. Заключительный этап.
-Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
-Представление результатов в ДОУ.
Работа с родителями:
анкетирование, проведение тематических собраний, консультаций, бесед, совместное оформление регионального уголка.
Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с историей и культурой Донского казачества
Тема НОД. (ОО познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) | Цель | Методические материалы, развивающая среда. |
1«Как у нас, на Дону»» 2«Возрождение казачества на Дону» 3«Как воспитывали казака». 4«Казачьи посиделки» | Донести до сознания детей о славном роде казачьем, о людях, проживающих на воспетой М. Шолоховым донской земле. Рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле. Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. Вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества. | Иллюстрации «Донские казаки», «Природа Донского края», Видео «Фланкировка казачат», оформление альбома «Станичные мотивы». Конспекты НОД. |
5«Наши земляки» Рассказ о М. А. Шолохове, Чехове А.П. 6«На казачьем кругу». 7«Обряды и праздники на Дону» | Познакомить детей с произведениями писателей. Продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, | Презентация «Казачьи традиции» Казачьи заповеди, иллюстрации по теме, конспекты НОД. -п/и «Сети», «Игра в шапку |
8 «Жизнь, традиции и обычаи казаков» | Знакомить детей с казачьим фольклором. Закреплять знания детей о жизни, традициях и обычаях казаков, развивать познавательный интерес к к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. | Казачьи песни, сказки. Иллюстрации по теме, конспекты НОД. п/и «Чай-чай-выручай» «Казаки» д/и «Мужская и женская работа», |
9«Казачий курень». | Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. | -Макет куреня -Презентация «Жилище казака» -Видеоклип «Убранство куреня» -Д/и «Жилище казака», конспекты НОД. |
10«Казачий быт» 11«Казачья утварь» - мебель, посуда 12«Казачий костюм» . | Через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым. Знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. | СРИ «Казачья семья», «В казачьей мастерской», иллюстрации по теме, казачьи костюмы, посуда, конспекты НОД. п/и «Золотые ворота», «Заря-зарница», |
13 «Культура общения в семье и обществе». | Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве. . | Иллюстрации по теме, видеосюжеты о природе Донского края, иллюстрации по теме. |
14 Викторина «Знатоки родного края» | Развивать интерес дошкольников к истории и культуре Донского края; закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков; прививать желание следовать славным традициям наших предков. | ИКТ, ТСО |
15 «Художественно-эстетическое развитие»: -рисование «Конь-верный друг казака»; «Рушник» -ручной труд «Изготовление тряпичной куклы Кувадки» -лепка «Оберег казачьей семьи» | Развивать художественно- творческие способности детей на основе знакомство с историей казачества | Иллюстрации по теме, конспекты НОД. |
16 «Чтение художественной литературы»: Д. Долинский "Птички-странички", "Незнакомый насекомый", Н. Скребов "Толстопятые друзья", Н. Костарев "У нас на Дону", Сказки "Кот и лиса", "Казак и лиса"; стихотворение донских поэтов, пословицы и поговорки о казаках. | Формировать элементарные представления об истории донского края через знакомство с художественными произведениями. | Книги с иллюстрациями; |
Мультимедийные презентации:
«Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
«Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.
«Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
Работа с родителями
-Анкетирование родителей на тему «Воспитываю ли я в своем ребенке гражданина и патриота своей малой Родины».
-Консультации:
«Без прошлого нет будущего»,
«Воспитание детей в казачьих семьях»
-Родительское собрание
«Воспитание любви к родному краю в семье»
Выводы:
В ходе реализации проекта по реализации регионального компонента «Родом из Донского края» была проделана огромная работа по ознакомлению с родным – Донским краем. Дети познакомились: с происхождением реки Дон, с первыми жителями Донской стороны; с традициями донского народа, костюмами казаков, произведениями донских писателей. Полученные знания ребята закрепляли в музыкальной, самостоятельной, игровой деятельности, в художественном творчестве. Совместно с родителями был оформлен макет казачьего куреня; приобрели куклы: казака и казачку; пополнен игровой уголок казачьими атрибутами- для того, чтобы каждый из воспитанников нашей группы, смог прикоснуться к истокам старины своего народа. В результате работы дети стали более серьезно относится к Родному краю, его природе и ценностям, почувствовали гордость за то, что они потомки донских казаков, прославивших Донскую Землю на весь мир. Реализация данного проекта способствовала формированию у детей целостного представления об обычаях, подвигах, и традициях донских казаков; развитию творческих способностей через совместную деятельность педагогов, детей и их родителей. Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение,- народ без будущего.
Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «Казачьему роду – нет переводу».
Дух старины казачьей все весомей
Напоминает в жизни о себе.
И каждый ищет пращурские корни,
Что силы придают тебе и мне..
Нормативные документы и литература:
— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
— Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
— Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155)
-Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
-Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошничеко Л.В.,
Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
- Калайтанова Г.Н., Кончаловская Н.В., Баландина Л.А., Бех Л.В, Баукова Н.Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч.- 2010г.
-Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А – Методическое обеспечение к региональной программе "Родники Дона" Ростов –на- Дону, 2005 г.-234 с.
-Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А –"Ценностно-смысловое развитие дошкольников" (на материале истории и культуры Донского края); Ростов –на- Дону, 2005 г.-311 с.
Интернет-Ресурсы
http://doshkolnik.ru/patriotizm/6944.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog49331/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-starshih-doshkolnikov-na-temu-krai-donskoi-kazachii-krai.html
http://www.psixologicheskoezerkalo.ru/product/lepbuk-byt-donskix-kazakov
zanyatie-s-prezentaciey-apchehov-podgotovitelnaya-gruppa-2559643.html
http://vospitateljam.ru/konspekt-nod-dlya-detej-podgotovitelnoj-logopedicheskoj-gruppy-itogovoe-integrirovannoe-zanyatie-narodnoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-donskogo-kraya
https/educontest.net/ru/2575514/проект-история-донского-края-народны/
Приложение
Беседа «Как воспитывали детей в семье казаков»
Задачи: познакомить детей с особенностями воспитания в семье казаков;
- формировать представление о жизни Донских казаков;
- воспитывать чувство уважения к культуре Донских казаков.
Ход беседы:
- Место, в котором мы живем, называется Донским краем. Главная река, протекающая в нашей местности, - это великая река Дон. В Дону водиться много рыбы. Первыми жителями Донского края были казаки. Казаки являются мужественными, сильными, храбрыми людьми, всегда стоящими на защите своей земли. И конечно же у них были дети.
- Ребята а вы знаете как воспитывали детей в семье казаков? ( Ответы детей)
- А я вам сейчас расскажу.
- У казаков существовали свои обряды и традиции в воспитании мальчиков и девочек. У каждого члена семьи казаков были свои обязанности. У маленьких казачат с детства воспитывали лучшие человеческие качества - силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными, терпеливыми, рассудительными, уважать старших и др. Мальчиков, как будущих мужчин, приучали брать на себя роль защитника и охранителя, казачат приучали к верховой езде (в 3-5лет) рукопашному бою (в 3-5 лет), обучали стрельбе (в 7 лет), владении шашкой (в 10 лет). Маленьких казачат учили сравнивать и анализировать жизненные ситуации, конфликтных ситуациях.
- А вы умеете кататься на лошадях? (Ответы детей)
- Маленькие же казачки знали о том, что в будущем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от казаков в различных ситуациях: когда они общаются с природой, предметами, сверстниками. Будущая казачка должна уметь брать на себя заботы, поручения, связанные с созданием красоты, уюта, заботы о маленьких и о животных. У маленьких казачек развивали такие же качества, как заботливость, внимание, терпение, нежность, в окружении мальчиков девочки должны демонстрировать свою гордость, игривость и доброту и т.п.
- Мальчики воспитывались как - будущие воины, девочки - как заботливые хозяюшки. Казачата воспитывались как опора своих родителей в старости.
- А вы будете опорой для своих родителей? (Ответы детей)
Конспект интегрированного занятия на тему: «Как у нас на Дону…»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное творчество»
Цель: Продолжать развивать познавательный интерес к истории и искусству родного края.
Задачи:
Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского края; обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через произведения народного творчества). Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ;
Предварительная работа:
разучивание правил игры «Забытые слова». Чтение книг «Славен Дон» М.П.Астапенко, М.А.Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, рассматривание народных костюмов казаков.
Материал: Музыкальная шкатулка, грамота, с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», карточки с предметами для игры «Забытые слова», холщовые мешочки с буквами.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня, как вы думаете, что это?
Ответы детей: Шкатулка.
Воспитатель: Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем!
(достает письмо и читает стихотворение)
-На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей……
Воспитатель: Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.
Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!
Ребята, а кто такие казаки?
Ответы детей……
Воспитатель: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков?
Ответы детей……..
Воспитатель открывает шкатулку и достает книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты.
Выходят дети в казачьих костюмах и читают стихи о Донском крае.
-Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни. Тихий Дон-казачья слава-милая отчизна!
-Земля былинная моя люблю тебя до сладкой боли, и эту степь, и это поле и эту песню соловья.
-Ой, ты Дон, ты наша Родина, вековой наш богатырь, многоводный и раздольный, ты разлился вдаль и вширь.
-Родная степь шумит, цветут сады, колышутся поля. Очаровала ты меня навеки, родная Донщина моя!
-Вот такие мы ребята – все лихие казачата.
Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить!
Воспитатель: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона.
Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».
-Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю?
Ответы детей: Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт.
Земля донская - казаку мать родная!
Для казака, милее всех Родина!
Воспитатель достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?
Дети рассказывают пословицы:
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Физминутка
Жура-жура-журавель! (дети бегут по кругу, размахивая руками (крыльями)
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил, (ходьба с высоким подниманием колен)
Крылья, ноги натрудил. (остановиться)
Мы спросили журавля:
– “Где же лучшая земля?” (развести руки в стороны, пожимая плечами)
Отвечал он, пролетая
– “Лучше нет родного края!” (дети бегут по кругу, размахивая руками(крыльями)
- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Дону, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем зимой занимались люди?
- Да! Зимними холодными вечерами женщины занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки.
-Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. (скатерти, полотенца, коврики, прялка и т.д.)
- Чем украшены рушники?
Д.: Вышивкой.
В.: Какие цветы вышивали казачки на рушниках?
Д.: Лазорик, мак, анютины глазки, подсолнухи.
Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
Вышивали растительным или геометрическим орнаментом. Растительный орнамент – это те цветы, травы, которые мастерица видела вокруг себя и переносила их красоту на предметы, которые хотела украсить вышивкой.
- Из чего состоит геометрический орнамент?
- Кружочки, квадраты, полоски и т.д.
- Геометрический орнамент чаще встречается в вышивке полотенец. Здесь мы видим разные фигуры, и почти каждая фигура что-то обозначает: квадрат с точкой посередине – землю, засеянное поле; круг – это солнце; волнистая линия – вода. Узор красиво располагается на холсте. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжение всей линии орнамента.
В.: Ребята посмотрите, какие предметы в горнице украшали рушниками? (ответы детей). Давайте поиграем в игру «Клубочек передавай, какой рушник называй»
Рушники, которые служат украшением настенных зеркал (зеркальные)
служат украшением стен и простенков между окон внутри куреней (настенные)
служат украшением икон (иконные)
служат украшением семейных портретов, картин (портретные и картинные)
полотенца, которые использовали в обряде венчания (венчальные)
полотенца, которые использовали на Пасху и Рождество (пасхальные, рождественские).
Сколько терпения, труда и вкуса нужно было иметь, чтобы создавать такую красоту. Сегодня мы можем познакомиться с такой красотой только в музеях.
К свадьбе в хате устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о состоятельности невесты, её мастерстве и трудолюбии.
Девушка заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец.
Воспитатель:
Ой, беда-беда-беда!
Помогайте, детвора!
Как у нас в станице
Разленились мастерицы.
Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!
- Ребята, выручайте. Все мастерицы у нас селе отказываются работать. Не шьют, не вышивают. Все рушники у жителей нашего села состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы поможете?
Чаще всего из цветов использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.
- Видите, как сложно правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь!
Перед вами лежат совершенно белые рушники из бумаги, а вот вышивку мы будем делать не нитками, а красками и кисточкой. И для всех жителей нашего села получатся красивые новые рушники.
Практическая работа детей.
(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Донского казачьего хора.)
Воспитатель: Все ребята закончили. Какие чудесные рушники у вас получились.
Воспитатель открывает шкатулку, достает холщовый мешочек. Ребята, послушайте внимательно! Звучит старинная легенда: «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце.…Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта легенда?
Что казаку напомнил запах чабреца? Чтоб ответить правильно на вопрос, мы должны собрать это слово из букв. Логопед достает буквы из холщевого мешочка. Дети собирают слово: «Родина».
Воспитатель: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.
НОД «Традиции и быт Донского казачества»
Задачи: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Словарная работа: станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий.
Материалы: Аудио запись Донского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, донского подворья, куклы в национальной одежде – казака и казачки.
Ход занятия:
Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
- Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?
Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.
Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся на Дону, так и называются Донские казаки.
- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Донская земля. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Донскую землю.
И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Донской земле казаки.
Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).
- А что такое хата? (ответы детей)
- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относиться к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.
- Как на Дону обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.
- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?
Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казачье братство – милее богатства.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – родину беречь.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
- А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)
- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)
- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).
- В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.
(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)
- А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).
- «Проходите, гости дорогие!»
- Красному гостю – красное место!
- Гость на порог – хозяину радость!
- Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.
С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»
Ход игры
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи».
Печь нам – мать родная,
Хлебом не корми, только с печи не гони.
- Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…
Как называлось казачье поселение? (Станица.)
Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)
Где спали младенцы? (Колыбель.)
С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)
Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)
Воду приносили из чего? (Из колодца.)
В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугун)
С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)
- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.
- Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Все понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достает из печи чугун с кашей).
- Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем кашу пробовать.
Дети: Милости просим гости дорогие!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.
Наше занятие подошло к концу.
НОД «Одежда и традиции Донского казачества».
Задачи:
- продолжать формировать представление о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды;
- развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность;
- развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, станица, подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), чирики, черевички;
- создать условия для проявления интереса к истории Донского казачества.
Демонстрационный материал: иллюстрации женского и мужского казачьего костюмов, макет казачьего куреня и подворья.
Раздаточный материал: гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, силуэты казака и казачки на альбомных листах, клей ПВА, кисть для клея, салфетка, клеёнка, вырезанные детали из ткани для оформления женского казачьего костюма, красные полоски из ткани для лампасов казаков.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением казаков и их быта,
Примерный ход занятия:
Звучит казачья народная песня.
Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» дети кружатся и повторяют слова.
Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?
Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?
Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…
Воспитатель: А что означает слово «казак»?
Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.
Воспитатель: Правильно. Императрица Екатерина II подарила казакам землю за верную службу и для охраны южных границ.
В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и хату просторную построит, и подворье. Посмотрите на макет. Хата называлась раньше курень, а участок двора, где были хозяйственный постройки и содержался скот и домашние птицы — подворье. Повторите.
Казак не только отлично шашкой владел, но и в поле работал, пищу добывал для семьи.
Казачьи поселения всё время расширялись и их стали называть – станицами.
Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет.
Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на одежду куклы и эти иллюстрации. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.
Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами.
Шили и фартуки. Повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.
Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.
Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.
Физ.минутка. Я предлагаю вам сыграть в народную казачью игру «Перетяни канат». Вы такие же ловкие как казаки.
Сегодня мы с вами будем украшать силуэты казака и казачки одеждой необычным способом: женскую «парочку» мы наклеим деталями из ткани и дополним рисованием красками, а казака мы нарисуем и добавим лампасы из ткани.
Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. По окончании, работы вывешиваются на выставке в уголке творчества. Дети любуются полученным результатом.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»
Викторина "Знатоки родного края"
Задачи: уточнять, закреплять знания детей о родном крае;
- воспитывать любовь к донской земле, желания больше узнать о ее истории.
Входят две команды детей.
Капитан первой команды: - Родная земля начинается от порога отчего дома - это и скамья у ворот, и улица, по которой мы идем в детский сад, и город, в котором мы живем.
Ведущий: - Дети, как называется наше родное село? В какой области живем мы, ребята? (в Ростовской)
Капитан второй команды: - И мы низко кланяемся и по-сыновьи целуем твою щедрую и хлебосольную землю, наш милый край.
Ведущий: - А для того, чтобы по-настоящему глубоко и предано полюбить свою родную донскую землю, необходимо очень много знать о ней и о народе, живущем в этом краю. Ребята, а какой народ живет на берегах тихого Дона? (казаки) - И сегодня мы проведем занимательную викторину "Знатоки родного края" для того, чтобы узнать о донской земле много нового и интересного. В викторине участвуют две команды: "Казачок" и "Донская чайка". За каждый правильный ответ команда будет получать лепесток от чудесного цветика-семицветика, который "расцветет" для команды, правильно ответившей на все вопросы викторины.
Ведущий - Начнем мы нашу викторину с далекого прошлого донской земли, с ее истории.
1. Где находилась первая столица донских казаков? (ст.Старочеркасская)
2. Где сейчас расположена столица Ростовской области? (г.Ростов-на-Дону) 3. Отгадав этот кроссворд, вы узнаете, какая великая река протекает в Ростовской области:
а) рыба, которую издавна ловили в реках нашего края? (с е л ь д ь)
б) верный друг казака и в бою, и на полевых работах? (к о н ь)
в) как называют казачий дом? (к у р е н ь)
Ведущий: - Название этой великой реки -Дон-батюшка, Тихий Дон, а на Дону всегда славились донские казачьи песни, (песня "Слеталися галыньки") 4. На рисунке вы видите герб Ростова-на-Дону. А знаете ли вы, что означает каждый его элемент? (две волнистые полоски внизу символизируют Дон, на правом берегу которого расположен город. Сторожевая башня в центре символизирует крепкую защиту. Колосья и шестеренка - символ крепкой связи города, выпускающего комбайны, с донской хлебородной степью. Сабля и "буденовка" рассказывают о богатом историческом прошлом).
5. Назовите все известные города Ростовской области, (команды по очереди называют города). (Батайск, Азов, Новочеркасск, Старочеркасск, Шахты)
- У каждой страны и каждого народа есть главная песня - гимн, в которой отражаются все дела и мысли народа. Есть гимн и у донского казачества, написан он был еще в XIX веке, и все эти годы вдохновлял сынов Дона на защиту родной земли (чтение детьми гимна донского казачества). И в годы Великой Отечественной войны наши земляки откликнулись на призыв Тихого Дона и встали на защиту родной земли.
- Один из законов казачат гласит: "Казак должен быть другом всего живого на земле". И сейчас команды должны показать, как они выполняют этот закон и знают ли животный и растительный мир родной земли:
1. Какое степное растение в народе называют шелковой травой? (ковыль)
2. "Лазорики" - называют этот цветок на верхнем Дону, "кубышки" - именуют его жители низовий. Что это за растение? (степной тюльпан)
3. Назовите всех известных вам животных, обитающих в донских степях (отвечают обе команды). (Тушканчик, сурок, нутрия, заяц, хорек, крот, черепаха и т.д.).
4. Знаете ли вы, какая рыба в Дону самая большая, а какая самая маленькая? (самая крупная - белуга, до 200 кг, а также осетр и сом; самая маленькая бычок-бубырь, длина 3-4 см, вес - менее 1 кг).
- Продолжаем викторину. "На Дону пословица не от безделья молвится, а добрая беседа найдет соседа". Пословицы, поговорки, загадки были у казаков на все случаи жизни. Расскажите все известные вам пословицы донских казаков. (Казак и в беде не плачет. Казак голодает, а лошадь сыта. Казачьему роду нет переводу. Казак с конем и ночью, и днем.)
- Много обычаев и обрядов было у донских казаков. Они касались и полевых работ, и религиозных праздников, и службы в армии. К службе готовились заранее. Отец выбирал для сына лучшего коня, сильного и выносливого, покупал справу. От деда и отца переходило к молодому казаку семейное оружие - сабля. И отправлялся казак на службу. Провожали казаков всей станицей, и звучала над степью раздольная казачья песня "Как за Доном за рекой". - Вот пришло время подвести итоги викторины и посмотреть, чей цветик-семицветик расцвел. (Подсчет лепестков). Команда-победительница награждается медалями "Знатоки родного края". Обе команды за хорошее знание родного донского края получают в подарок настоящий казачий каравай хлеба, который был испечен по старинным казачьим рецептам. После викторины мы отведаем его, приглашаем к нашему столу всех гостей и болельщиков.
Подвижные игры казачат
«Утка и селезень »
Задачи: знакомить с народными играми ; развивать быстроту движений.
Ход игры: Играющие становятся и круг попарно. В центре круга - "утка" (девочка), а за кругом мальчик - "селезень". По правилам игры селезень должен поймать утку, стремян, прорваться а круг. При этом стоящие в кругу сцепив руки, мешают ему. защищая утку
«Колечко»
Задачи: знакомить с народными играми; учить соблюдать правила игры.
Ход игры: Играющие садятся в ряд, руки складываются "лодочкой". Ведущий стоит напротив и держит в руке колечко. Он проходит по ряду, каждому опуская руку в "лодочки" так, чтобы никто не видел, положил он колечко или нет. Колечко кладется одному из играющих, никто, кроме ведущего, не знает кому. Затем ведущий произносит слова: Колечко, колечко, Выйди на крылечко. Обладатель колечка должен выскочить из ряда, если остальные успеют его задержать, расставив руки в стороны, то он остается среди играющих. Если не успеют — становится ведущим
«Ловишка в кругу».
Задачи: развивать внимание , память ловкость.
Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.
В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».
Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».
«Пятнашки»
Задачи: упражнять в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, умение действовать после сигнала.
Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».
Варианты: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.
2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.
3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме — за кругом не пятнать.
Донские казачьи стихи-загадки
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/
Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/
Перекрестятся старушки,
Когда грянет выстрел... /пушки/
Пули, очередь огня, -
Страх наводят на меня.
Точно дождь свинцовый льёт -
это строчит… /пулемёт/
Если кто-то снайпер ловкий,
то ему нужны… /винтовки/,
А кому-то в аккурат -
Настоящий… /автомат/
Если пушкам места нет,
пригодится…/пистолет/
Он в разведке и в дозоре,
и на суше и на море,
Злым врагам пощады нет –
наготове… /пистолет/
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
/конь/
Есть, не скрою, у меня
И загадки про коня.
Величава и красива
у коня бывает… /грива/
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/
Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
Без подковы конь хромает,
это каждый понимает.
Но не каждый молодец
будет в кузнице… /кузнец/
Лошадь - нежное созданье!
Любит ласку и вниманье.
В зиму надо потеплей
приготовить… /стойло/ ей.
Ест лошадка много… /сена/
Любит травку пожевать.
А какое, непременно,
нужно ей зерно давать?
Отвечаем на вопросы:
ест ячмень, овёс и… /просо/
Кто не любит лошадей,
тот разбойник и… /злодей/
Состязаются два брата,
у кого красивей… /хата/
Чьи жирнее петухи
да у двори… /лопухи/
Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/
У донских казаков
много братьев… /кунаков/
И родни из разных стран,
но всех ближе… /атаман/
Нет вкусней родно водицы.
Пей водицу из… /криницы - колодца/
Старый дид да пятачок
не танцуе… /казачок/
Поднимают ноги пыль -
То пошла плясать … /кадриль/
И, упившись под конец,
все танцуют… /ползунец/
А усевшись пид забором
Вси зпевают дружным… / хором/
«Любо, братцы, любо,
любо, братцы жить…
/С нашим атаманом
нам не о чем тужить/
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Без прошлого нет будущего.
Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса.
Забирая детей из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту города, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Город наш украшают зеленые парки, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов. Обратите на это внимание своих детей. Придя домой, попросите ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка.
Закрепляйте знания детей о Донском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе.
Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Дону к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни донских казаков. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавлик» Зерноградского района
Проект по реализации регионального компонента
Тема: «Родом из Донского края»
Подготовительная группа
Воспитатель: Санько О.А.
х. Г-Борисовка, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)
Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...
Долгосрочный проект по толерантности (региональный компонент, г.Сочи,Краснодарский край) "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья!"
Мы живем в многонациональной стране и в многонациональном городе. Люди разных национальностей ежедневно взаимодействуют друг с другом. "Олимпийское наследие Сочи" еще шире открыло двери людям разных н...
Открытое занятие по реализации регионального компонента "Мой край родной - Мордовия"
Открытое занятие проводилось с воспитанниками старшей и подготовительной группы (разновозрастная группа №2). В ходе занятия были выяснены и дополнены знания детей о своей малой Родине. Дети узнали мно...
«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края». На 2020-2021гг
Актуальность«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.Дошкольный возраст-благоприятный период для потенцион...
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам донской культуры с целью повышения познавательной активности»
Этапы внедрения регионального компонента в воспитательно- образовательную работу МБДОУ№6 г..Азова...