Проект по реализации регионального компонента «Партизанскими тропами» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Вахрашина Ирина Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по реализации регионального компонента

 «Партизанскими тропами»

для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность:

       Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.  Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем.  В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.  Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации. Именно поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день.

Проблема:

Как воспитывать  патриотические чувства у детей-дошкольников, гордость за подвиг народа (партизан) в годы Великой Отечественной войны, уважения к ветеранам, развивать познавательный интерес к истории
своей малой Родины?
Отсутствие связей между поколениями, исчезновение семейных традиций; тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка; нехватка методических материалов для педагогов по изучению с детьми истории, отсутствие доступной литературы с разработками для родителей по изучению с детьми истории города и, как ее части, семейной истории, возрождению семейных традиций и передачи их своим детям.

Цель:

Воспитание  патриотических чувств у детей-дошкольников - гордости за подвиг народа (партизан) в годы Великой Отечественной войны, уважения к ветеранам, развитие познавательного интереса к истории
своей малой Родины.

Задачи:

Дать элементарные сведения об истории Брянщины и её символике, о борьбе брянских партизан против захватчиков.
Познакомить детей с подвигом партизан, прославившим нашу малую Родину.
Воспитывать чувства уважения к ветеранам ВОВ, чувство гордости за свой народ, свою армию.
Приобщать ребенка к целостному взгляду на историю, посредствам совместной деятельности детей и его семьи.

Тип проекта:

По составу участников: фронтальный.

По срокам реализации: краткосрочный (сентябрь)

По основному виду деятельности: творческий практико – ориентированный

Автор проекта: Вахрашина Ирина Александровна

Участники проекта: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели и воспитанники старшей, подготовительной групп и их родители.

Предполагаемый продукт проекта:  

Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Дети осведомлены  легендарным прошлым малой Родины в период Великой Отечественной войны.

Дети знакомы с символикой Брянщины.

Ребята имеют представления о партизанах и их подвигах в тылу врага.

Ознакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

Расширен словарный запас на тему «Партизанское движение на Брянщине».

Имеют представление об истории памятных мест малой Родины.

Принципы проекта:

- историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.

- гуманизация: ориентация на высшие общественные ценности.

- дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний об истории малой Родины.

- интегративность: сотрудничество с семьёй.

- наглядность: изготовление ряда пособий, игр, мультимедийной презентации на основе исторического материала.

Этапы реализации проекта:

 Подготовительный

Основной

Заключительный

Подготовительный

  • сбор информации по теме проекта
  • подбор литературы    
  • подготовка теоретического и практического материала
  • составление плана работы
  • разработка сценария праздника
  • организация экскурсии в школьный музей, музей библиотеки
  • проведение консультации с педагогами «Как знакомить дошкольников с войной»
  • привлечение родителей к проектной деятельности.

Основной

  • Проведение НОД воспитателями по теме проекта.
  • В свободной деятельности: беседы, просмотр презентаций, слушание гимна Брянских партизан, рассматривание иллюстраций о партизанском движении, разучивание стихотворений на военную тематику.
  • Выставка рисунков на тему «Наша Брянщина».
  • Встреча с работниками библиотеки.
  • Экскурсии в музеи, к памятнику односельчан, погибших в годы войны.

Заключительный

  • Спортивно-музыкальный праздник «Партизанскими тропами».
  • Освещение в газете проведения праздника «Партизанскими тропами».

Формы реализации проекта:

  • Консультация
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Художественно-продуктивная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  • Взаимодействие  с семьей

Методы и приемы работы:

  • Беседы
  • Экскурсии
  • Встречи
  • Чтение литературных произведений
  • Слушание гимна Брянских партизан
  • Просмотр презентаций, иллюстраций о партизанах
  • Игры
  • Спортивные соревнования и развлечения
  • Творческая  деятельность детей: самостоятельная и с родителями.

План реализации проекта.

С воспитателями:

проведение консультаций «Как знакомить дошкольников с войной»,

«Планирование регионального компонента».

С детьми:

 Непосредственно-образовательная деятельность

 «Шумел сурово Брянский лес» - подгот.гр.

«Путешествие по памятным местам города Брянска» - ст.гр.

«Виртуальная экскурсия на Партизанскую поляну» подгот, ст. гр.

Викторина «Боевая слава нашего поселка»- ст.гр.

Экскурсия к памятнику односельчан, погибших в годы войны.

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина» под.гр.

Худ.творчество:

Рисование «Портрет героя» ст., под.гр.

Конструирование из бумаги: «Солдатское письмо» -ст.гр.

Музыкальное  занятие «Музыкальные  символы  нашей Родины» (с региональным компонентом)

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Заучивание стихотворений о войне.

ЧХЛ о войне.

Рассматривание картины «Взрыв голубого моста», альбома «Наши Выгоничи». Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ.                                                                                      Разучивание подвижных игр.

Просмотр презентации «Партизаны Брянского леса».

Прослушивание песен военных лет - «Шумел сурово Брянский лес», песен «Солнечный круг», «День Победы».

Конструирование моста из строителя.

С родителями:

Консультация «Как рассказать ребенку о войне».

Домашнее задание родителям: нарисовать с детьми картину «Наш Брянский край» для участие в выставке.

Оказание помощи в сборе материала по теме проекта.

Работа с социумом:

Детская библиотека.

Экскурсия в краеведческий музей библиотеки.

Встреча с работниками библиотеки: показ презентации «Герои Выгоничской земли».

Выставка книг на тему «Писатели и поэты о войне».

Выгоничская СОШ им.П.Зайцева.

Экскурсия в школьный музей.

Экскурсия к памятнику П.Зайцева, возложение цветов.

Детская школа искусств.

Концерт «Песни, с которыми мы победили»

Выводы

Одним из направлений развития детей  по ФГОС является: «Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». При реализации этого проекта дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Список используемой литературы:

 Развитие речи в д/с - ст.гр./ В.В.Гербова

Развитие речи в детском саду - подготовительная группа./В.В.Гербова     Проект  «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст./А.И.Колобанова                                                                               Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект./  Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева                                                                                                                       Проектная деятельность дошкольников. Н.Е.Веракса                                             Диалог с родителями/ Бабынина Т.Ф.                                                                    «Дорогою добра» Занятия для детей 5-7 лет по социально- коммуникативному развитию/ Л.В.Коломийченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического досуга в форме экологической тропинки для детей старшего дошкольного возраста. "Мой адрес не дом и не улица"

Цель:1.Продолжать формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.2. Закреплять знания детей о среде обитания живых объектов.3. Направлять поведение и деятельность детей в природ...

Экологический десант "Прогулка по экологической тропе" для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) 2017 год.

На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих ...

Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"...

Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...

Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».

       Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...

"Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"

международный научно-методический журнал "Образование и воспитание" №1 февраль 2022 г....

Педагогический проект «Путешествие по сказочным тропинкам» для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет

Педагогический проект«Путешествие по сказочным тропинкам»для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет...