Проект по реализации регионального компонента «Партизанскими тропами» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
по реализации регионального компонента
«Партизанскими тропами»
для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность:
Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации. Именно поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день.
Проблема:
Как воспитывать патриотические чувства у детей-дошкольников, гордость за подвиг народа (партизан) в годы Великой Отечественной войны, уважения к ветеранам, развивать познавательный интерес к истории
своей малой Родины? Отсутствие связей между поколениями, исчезновение семейных традиций; тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка; нехватка методических материалов для педагогов по изучению с детьми истории, отсутствие доступной литературы с разработками для родителей по изучению с детьми истории города и, как ее части, семейной истории, возрождению семейных традиций и передачи их своим детям.
Цель:
Воспитание патриотических чувств у детей-дошкольников - гордости за подвиг народа (партизан) в годы Великой Отечественной войны, уважения к ветеранам, развитие познавательного интереса к истории
своей малой Родины.
Задачи:
Дать элементарные сведения об истории Брянщины и её символике, о борьбе брянских партизан против захватчиков.
Познакомить детей с подвигом партизан, прославившим нашу малую Родину.
Воспитывать чувства уважения к ветеранам ВОВ, чувство гордости за свой народ, свою армию.
Приобщать ребенка к целостному взгляду на историю, посредствам совместной деятельности детей и его семьи.
Тип проекта:
По составу участников: фронтальный.
По срокам реализации: краткосрочный (сентябрь)
По основному виду деятельности: творческий практико – ориентированный
Автор проекта: Вахрашина Ирина Александровна
Участники проекта: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели и воспитанники старшей, подготовительной групп и их родители.
Предполагаемый продукт проекта:
Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Дети осведомлены легендарным прошлым малой Родины в период Великой Отечественной войны.
Дети знакомы с символикой Брянщины.
Ребята имеют представления о партизанах и их подвигах в тылу врага.
Ознакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
Расширен словарный запас на тему «Партизанское движение на Брянщине».
Имеют представление об истории памятных мест малой Родины.
Принципы проекта:
- историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.
- гуманизация: ориентация на высшие общественные ценности.
- дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний об истории малой Родины.
- интегративность: сотрудничество с семьёй.
- наглядность: изготовление ряда пособий, игр, мультимедийной презентации на основе исторического материала.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
Подготовительный
- сбор информации по теме проекта
- подбор литературы
- подготовка теоретического и практического материала
- составление плана работы
- разработка сценария праздника
- организация экскурсии в школьный музей, музей библиотеки
- проведение консультации с педагогами «Как знакомить дошкольников с войной»
- привлечение родителей к проектной деятельности.
Основной
- Проведение НОД воспитателями по теме проекта.
- В свободной деятельности: беседы, просмотр презентаций, слушание гимна Брянских партизан, рассматривание иллюстраций о партизанском движении, разучивание стихотворений на военную тематику.
- Выставка рисунков на тему «Наша Брянщина».
- Встреча с работниками библиотеки.
- Экскурсии в музеи, к памятнику односельчан, погибших в годы войны.
Заключительный
- Спортивно-музыкальный праздник «Партизанскими тропами».
- Освещение в газете проведения праздника «Партизанскими тропами».
Формы реализации проекта:
- Консультация
- Непосредственно образовательная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Самостоятельная деятельность детей
- Художественно-продуктивная деятельность
- Музыкальная деятельность
- Взаимодействие с семьей
Методы и приемы работы:
- Беседы
- Экскурсии
- Встречи
- Чтение литературных произведений
- Слушание гимна Брянских партизан
- Просмотр презентаций, иллюстраций о партизанах
- Игры
- Спортивные соревнования и развлечения
- Творческая деятельность детей: самостоятельная и с родителями.
План реализации проекта.
С воспитателями:
проведение консультаций «Как знакомить дошкольников с войной»,
«Планирование регионального компонента».
С детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность
«Шумел сурово Брянский лес» - подгот.гр.
«Путешествие по памятным местам города Брянска» - ст.гр.
«Виртуальная экскурсия на Партизанскую поляну» подгот, ст. гр.
Викторина «Боевая слава нашего поселка»- ст.гр.
Экскурсия к памятнику односельчан, погибших в годы войны.
Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина» под.гр.
Худ.творчество:
Рисование «Портрет героя» ст., под.гр.
Конструирование из бумаги: «Солдатское письмо» -ст.гр.
Музыкальное занятие «Музыкальные символы нашей Родины» (с региональным компонентом)
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Заучивание стихотворений о войне.
ЧХЛ о войне.
Рассматривание картины «Взрыв голубого моста», альбома «Наши Выгоничи». Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ. Разучивание подвижных игр.
Просмотр презентации «Партизаны Брянского леса».
Прослушивание песен военных лет - «Шумел сурово Брянский лес», песен «Солнечный круг», «День Победы».
Конструирование моста из строителя.
С родителями:
Консультация «Как рассказать ребенку о войне».
Домашнее задание родителям: нарисовать с детьми картину «Наш Брянский край» для участие в выставке.
Оказание помощи в сборе материала по теме проекта.
Работа с социумом:
Детская библиотека.
Экскурсия в краеведческий музей библиотеки.
Встреча с работниками библиотеки: показ презентации «Герои Выгоничской земли».
Выставка книг на тему «Писатели и поэты о войне».
Выгоничская СОШ им.П.Зайцева.
Экскурсия в школьный музей.
Экскурсия к памятнику П.Зайцева, возложение цветов.
Детская школа искусств.
Концерт «Песни, с которыми мы победили»
Выводы
Одним из направлений развития детей по ФГОС является: «Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». При реализации этого проекта дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
Список используемой литературы:
Развитие речи в д/с - ст.гр./ В.В.Гербова
Развитие речи в детском саду - подготовительная группа./В.В.Гербова Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст./А.И.Колобанова Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект./ Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева Проектная деятельность дошкольников. Н.Е.Веракса Диалог с родителями/ Бабынина Т.Ф. «Дорогою добра» Занятия для детей 5-7 лет по социально- коммуникативному развитию/ Л.В.Коломийченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического досуга в форме экологической тропинки для детей старшего дошкольного возраста. "Мой адрес не дом и не улица"
Цель:1.Продолжать формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.2. Закреплять знания детей о среде обитания живых объектов.3. Направлять поведение и деятельность детей в природ...
Экологический десант "Прогулка по экологической тропе" для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) 2017 год.
На современной стадии развития человечества при возрастающих темпах преобразования окружающей среды аспекты взаимодействия общества и природы становятся все более актуальными. Среди множества стоящих ...
Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"...
Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...
Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».
Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...
"Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"
международный научно-методический журнал "Образование и воспитание" №1 февраль 2022 г....
Педагогический проект «Путешествие по сказочным тропинкам» для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
Педагогический проект«Путешествие по сказочным тропинкам»для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет...