Педагогический проект по приобщению детей к казачьей культуре Донского края «Казачьему роду нет переводу» для дошкольников старшей разновозрастной группы (5 - 6 лет)
проект (старшая группа)
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогает обогатить его содержание, обеспечивает развитие у воспитанников любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе знакомятся с историей и традициями донского казачества. Работа по проекту помогает воспитанникам развивать интерес к истории казачества, сохранять и преумножать культурное наследие своего края, сформировать ценности через знакомство с историей родного края; полюбить и бережно относится к песенным традициям донского казачества, развить кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получают возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пед проект "Казачьему роду нет переводу" в старшей группе | 214.13 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Принято на педагогическом совете Протокол №___________________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ №3 С.В. Дорошенко ____________ Приказ № _____________ |
Педагогический проект по приобщению детей
к казачьей культуре Донского края
«Казачьему роду нет переводу»
для дошкольников старшей разновозрастной группы (5 - 6 лет)
Составитель проекта –
Воспитатель Высшей квалификационной категории
Колиниченко Е.Н.
г. Пролетарск
2023-2024 уч. год
Технологическая карта Проекта
1 | Наименование Проекта | Педагогический проект по приобщению детей к казачьей культуре Донского края «Казачьему роду нет переводу» |
2 | Вид Проекта | Долгосрочный, групповой |
3 | Тип проекта | Исследовательский, творческий, практико-ориентированный |
4 | Участники проекта | Воспитанники 5-7 лет, родители (законные представители) воспитанников, педагоги МБДОУ |
5 | Срок реализации Проекта | Сентябрь 2023 – июнь 2024 |
6 | Цель Проекта | Создание условий для формирования патриотических качеств личности, воспитание любви к родной земле; веры в талант, неповторимость, трудолюбие русского народа через реализацию регионального компонента (традиции Донского казачества). |
7 | Задачи | Для педагогов: 1. Повысить уровень профессиональных компетенций в части реализации регионального компонента в воспитательной работе ДОУ. 2. Расширять представления об исторических традиций Донского края, Донского казачества. 3. Способствовать обогащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с содержанием воспитательной работы. 4. Составить систему педагогических мероприятий в рамках темы проекта. Для воспитанников: 5. Организовать и провести педагогические мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей с учётом исторических традиций, значимых событий Донского края. Для родителей (законных представителей): 6. Осуществить взаимодействие с родителями воспитанников как активных участников воспитательных мероприятий. |
8 | Ожидаемые результаты | |
9 | Наличие ресурсной базы и организация развивающей предметно – пространственной среды | Материальные - помещения: группы, музей, игровой участок, прогулочная веранда, методическая литература, информационные источники, электронные пособия (презентации, слайды, фильмы, фотографии и др) Интерактивное оборудование, фото, видео камера, предметы казачьего быта, казачьи костюмы, альбомы для рассматривания, экспонаты и т.д. |
Актуальность Проекта
«…патриотизм казаков вне всяких сомнений.
В этом смысле они подают очень хороший
Пример не только русскому, но и всем другим
Народам России – пример служения своему
Отечеству.»
(В.В. Путин, Президент РФ)
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.»
(К. Симонов)
В настоящее время произошло переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела большое гражданственное значение и стала задачей государственной важности (Доклад Президента РФ Путина В.В. на Федеральном Собрании РФ от 27.04.2022г.).
Отечественные научные исследования доказали, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования у человека патриотических качеств личности (Буре Р.С., Шинкарёва Н.А., Жигалкина О.А., Виноградова А.М. и др.). Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста рассматривают региональных компонент (Чумичева Р.М., Таранова Т.Н.).
ФГОС ДО определяет содержание патриотического воспитания как становление сознания; формирование представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В 2020 году Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ввёл Рабочую программу воспитания, которая входит в состав ООП дошкольной образовательной организации и усиливает ФГОС дошкольного образования. В 2022 году Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» регламентирует включение в содержание Рабочей программы воспитания материал о государственных символах Российского государства.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЦЕННОСТЯМ
ДОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Наша работа направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно-этических норм нашего региона и включает в себя пять направлений, на пересечении которых формируется целостное восприятие окружающего мира, жизни в этом мире, себя в этой жизни.
1-е направление: история Дона — содержанием этого направления является знакомство с историей Донского края. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей. Дети знакомятся с мифами, легендами, преданиями, песнями и сказками Дона, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.
2 направление: Мир народного праздника
Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Донского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами, соединяющими языческие и христианские традиции и определяющими своеобразие культуры нашего региона. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих праздников, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.
3 направление: Отчий дом
Патриотическое воспитание и ознакомление дошкольников с историей Донского края происходят в процессе непосредственного взаимодействия образовательного учреждения и социума.
Взаимодействие с социальными инфраструктурами позволяет расширить знания детей об истории малой Родины, возродить систему духовных ценностей Донского края, обеспечить историческую преемственность поколений, сохранить и развивать национальную культуру.
" Посиделки на завалинке", " Колядки", проводимые совместно способствуют познанию казачьего фольклора, сохранению традиций, обычаев края.
4 направление: Экологическая азбука Дона
Целью этого направления является формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине; осознания себя частью природы, желания ее оберегать. Дети не только знакомятся с природными местами, степным ландшафтом, флорой и фауной, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний: вместе с родителями, братьями и сестрами — старшеклассниками — выискивают в дополнительной литературе сведения, которые могут удивить окружающих, проводят эксперименты, сажают кусты и деревья на территории детского сада и дома.
5 направление: Культурное наследие Донского края
Сущностью этого направления является формирование эстетического вкуса детей, стремление строить свою жизнь по законам красоты. Дети узнают о различных видах искусства предков. На дополнительных занятиях дети учатся изготавливать предметы казачьего быта и приобретают практические навыки по их использованию.
6 направление: Родина начинается с семьи
Родина начинается с семьи. Наша цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие с родителями в этом направлении, на наш взгляд, также не менее важная задача. Содержание этой работы включает:
- определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий: " Отечество", " Патриот", " Гражданин";
- определение форм и средств воспитания детей в семье;
- повышение педагогической культуры родителей, расширение их кругозора.
Реализуя содержание вышеназванных направлений, мы стараемся пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Формы воспитательной работы многообразны, но все они, как правило, имеют выход на то или иное коллективное творческое дело. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей казачества.
Тематическое планирование курса по духовно-патриотическому воспитанию детей МБДОУ № 3 « Звёздочка»
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Введение. | 1 | С чего начинается Родина? | Понятия " Родина большая и малая", " родной край". | 1 | |||||
2 | Донской край — мой край! | Как назывался родной край в разные исторические времена. | 1 | ||||||
3 | Донской край — мой край! | Как сейчас называется мой родной край? | 1 | ||||||
Символы Ростовской области | 4 | Флаг Ростовской области | Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага. | 1 | |||||
5 | Герб Ростовской области | Как выглядит герб Ростовской области. История донского герба. | 1 | ||||||
6 | Гимн Ростовской области | Что такое гимн? История гимна Ростовской области. | 1 | ||||||
Жизнь на Дону | 7 | Что изучает история? | Что изучает история? Кого называют археологами? | 1 | |||||
8 | Первые поселения на Дону. | Кто жил на территории нашего края в первобытные времена? | 1 | ||||||
9 | Тайны Донской земли | Кто такие кочевники? Что такое " курган"? | 1 | ||||||
10 | Дикое поле | Что такое " Дикое поле". | 1 | ||||||
Казаки — люди вольные | 11-13 | Кто такие казаки? | История происхождения казачества. Различные версии. | 3 | |||||
14 | Первые казачьи городки | Виды казачьих поселений. Станица. Первые казачьи городки. | 1 | ||||||
15-16 | Жилище казака | Что такое " курень", " хата"? | 2 | ||||||
17 — 19 | История вещей. Посуда. | Казачья утварь Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия. | 3 | ||||||
20 — 22 | История вещей. Одежда. | Как одевались казаки. | 3 | ||||||
23-27 | Казачьи семьи. | Семейный уклад. | 5 | ||||||
28-29 | Имена и фамилии казаков. | История имен и фамилий казаков. | 2 | ||||||
Итоговые занятия | 30 | Что мы узнали и чему научились | Викторина " Проверь себя" | 1 | |||||
31 | Мы принимаем гостей | У нас в гостях народный фольклорный ансамбль "Станица". | 2 |
Новизна проекта
Уникальность проекта заключается в том, что в ДОУ будет разработана модель патриотического воспитания детей дошкольного возраста, которая регламентирует направления патриотического воспитания на содержательном компоненте Российской Федерации Федеральный компонент), Ростовской области (региональный компонент), Донского казачества (часть регионального компонента). Авторы проекта также предполагают, что будет разработана система педагогических ситуаций по ознакомлению с традициями и обычаями Донского казачества и видео-фильмы по теме, которые иллюстрируют традиции и обычаи.
В работе по внедрению проектной деятельности могут возникнуть сложности:
- недостаточно высокий уровень сформированности профессиональных компетенций у педагогов в области проектирования, организации и реализации патриотического воспитания,
- невысоких уровень активности педагогов в данном направлении; факторы внешней среды:
- большое количество не систематизированной и недостоверной информации, в том числе и в сети интернет,
- непринятие родителями необходимости осуществления патриотического воспитания в дошкольном возрасте, в семье.
Предполагаем, что преодолеть риски нам поможет:
1. Мероприятия, направленные на повышение профессионализма педагогов (методические консультации, открытые просмотры и показы практической деятельности с детьми, изучение нормативной и методической литературы по теме, самообразование педагогов),
2. Мотивация педагогов на повышение активности педагогов в осуществлении патриотического воспитания,
3. Разработка системы работы, глубокий анализ и отбор материала, авторский материал, разумное использование интернет-ресурсов,
4. Подбор и применение таких форм работы с родителями, которые будут способствовать проявлению гражданской позиции в части важности патриотического воспитания.
Перспективы дальнейшего развития проекта
1. Проект может быть использован в качестве самостоятельного методического материала педагогами дошкольных образовательных организации и начального обучения как приложение к Рабочей программе воспитания, родителями.
2. Предполагается использование проекта содержании образовательной программы дополнительного образования по патриотическому воспитанию, которая будет создаваться в МБДОУ №3 педагогическим коллективом.
3. Проект может быть дополнен методическими материалами, допускается редактирование плана проекта в соответвии с принципами целесообразности и событийности.
4. Проект, результаты проекта на начальном этапе будут презентаваться на региональном и муниципальном уровнях в виде публикации, презентаций опыта, конкурсном участии, размещении информации на официальном сайте МБ ДОУ № 3.
Вывод: Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у воспитанников любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с историей и традициями донского казачества. Работа по проекту помогла учащимся развитие интерес к истории казачества, стремится сохранять и преумножать культурное наследие своего края, сформировать ценности через знакомство с историей родного края; полюбить и бережно относится к песенным традициям донского казачества, развить кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Вывод: Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у воспитанников любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с историей и традициями донского казачества. Работа по проекту помогла учащимся развитие интерес к истории казачества, стремится сохранять и преумножать культурное наследие своего края, сформировать ценности через знакомство с историей родного края; полюбить и бережно относится к песенным традициям донского казачества, развить кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, выяснилось, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – Приобщать дошкольников к истории и культуре казачества.
В ходе проекта цель была выполнена, жизнь наших воспитанников стала интересной и содержательной, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Литература.
1. «Региональная программа «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина.. Учебно- методическое пособие. Ростиздат, Ростов-на-Дону, 2011
2. Коваленко, А. И. « Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)»,Благовещенск: «Зея», 2008 г
3. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс», Рос-тов н/Д,2010 год
4. Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохо-ва,Ставрополь,2005 г
5. Шкваров А.Г. «История православия на Дону» СПб.: Алетейя, 2009 г
6. http://www.slavakubani.ru/orthodoxy/orthodox-cossack-traditions/detail-1566-pravoslavie_i_traditsii_kazakov
7. http://vbkv.ru/Dokumenty/Prav_vera_skaz/2pravoslavie_kazachestva
8. Большой толковый словарь донского казачества. Около 18000 слов и устойчивых сочетаний. - М.: Русские словари, АСТ, Астрель, Lingua, 2003. - 608 c.
9. Гордеев, А. А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение казачества / А.А. Гордеев. - М.: Страстной бульвар, 1992. - 176 c.
10. Савельев, Е. П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. - М.: Вече, 2001. - 464 c.
11. Сизенко, А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад жизни / А.Г. Сизенко. - М.: Владис, 2009. - 947 c.
12. Толстой Казаки / Толстой, Лев. - М.: Художественная литература, 1991. - 191 c.
13.Агуреева Т. И., Баландина Л. А. «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие), Издательский дом «Цветной мир», М: 2011.
14.Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, патриотические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий», Волгоград: Учитель, 2007 -203 с.
15.Алмазова Б. А. «Казаки», Санкт-Петербург «Золотой век», 1999.- 88 с.
16.Астапенко М.П. «Атаман Платов». Историко – научное повествование. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2011.- 320с.
17.Астапенко Г., «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 18-20 вв.» - Ростов-на – Дону, «Артель», 2011. – 256с.
18.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., «Природа и история родного края» учебное пособие для учащихся начальной школы, Ростов-на-Дону, Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2007.-170 с.
19.Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие, СПб: Детство-Пресс, 2000.- 304 с. 20Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)», М: ТЦ Сфера, 2003.- 192 с.
21.Махненко С. Г., Филипов К. С. «Былинно-песенное творчество Дона» Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2011.- 320 с.
22.Мовчан А. С. «Казаки (быт и традиции)», Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2004.-160с.
23.Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.: Линка-Пресс, 2003.- 200 с. 65
24.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 1 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 304 с.
25.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 2 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 352 с.
26.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 3 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 368 с.
27.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского;Общежитие донских казаков в 17-18 столетиях» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 168с.
28.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 224с.
29.Филипов К. С., «Домоводство на Дону», Ростов-на-Дону: ООО «Издательство Артель», 2010. – 168с.
30.Черная А. В. «Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен», Ростов-на-Дону: Издательство Рост. Гос. Пед. Университета, 2003. – 118 с.
31.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А — Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Ростов-на-Дону, 2005 г.-234 с.
32.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А - «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края); Ростов -на- Дону, 2005 г.-311 с.
33.Шумов В.В., «Донская станица в старину» Краеведческие очерки - Ростовна-Дону ООО «КСС», 2011.- 160с.
34.Шумов В.В., «История казачества» (справочник казака), Ростов-на-Дону ООО «КСС», 2006.- 176 с
Приложение 1 Анкета для родителей
(законных представителей) воспитанников МБ ДОУ № 3
«Патриотическое воспитание ребёнка»
Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетировании по вопросам патриотического воспитания. Анкета анонимная. Спасибо за участие!
1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе проблема патриотического воспитания?
2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание» детей дошкольного возраста?
3. Что для Вас означает выражение «быть патриотом»?
4. Как Вы считаете, возможно и нужно ли патриотическое воспитание в детском саду?
5. Как Вы считаете, с какого возраста, на Ваш взгляд, следует осуществлять патриотическое воспитание?
6. Считаете ли Вы нужным знакомить детей дошкольного возраста с историческим и культурным наследием, природой России - страны, в которой мы живём?
- да
- нет
- не знаю
7. Считаете ли Вы нужным знакомить детей дошкольного возраста традициями, культурой, природными особенностями Ростовской области?
- да
- нет
- не знаю
8. Считаете ли Вы нужным знакомить детей дошкольного возраста традициями, обычаями, культурой Донского казачества?
- да
- нет
- не знаю
9. Как Вы считаете, где ребёнок получает основы патриотизма? - дома
- в детском саду - в школе
10. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать новое о своей стране
-да
- нет
- не замечали
- затрудняюсь ответить.
11. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать об истории, традициях и культуре своей малой родины?
- да
- нет
- не замечали
- затрудняюсь ответить
12. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать об исторических традициях, обычаях, культуре Донского казачества?
- да
- нет
- не замечали
- затрудняюсь ответить.
13. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать о своем городе?
- да
- нет
- не замечали
- затрудняюсь ответить.
14. Рассказываете ли Вы своему ребёнку о Пролетарске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- да
- нет
- иногда.
15. В каких местах нашего города Вы любите бывать с ребёнком?
_____________________________________________________________________
16. Как Вы считаете, кто несёт основную ответсвенность за патриотическое воспитание
ребёнка?
- семья
- детский сад
- школа
17. Какой помощи в вопросах патриотического воспитания Вы ожидаете от детского сада?
Приложение 2 Анкета для педагогов МБ ДОУ № 3
«Моя система работы по патриотическому воспитанию»
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3. С какой возрастной группы, на Ваш взгляд, следует осуществлять патриотическое воспитание?
4. Составили ли Вы план патриотического воспитания на этот учебный год?
5. Если ответ «Да» - то насколько его выполняете?
6. Какие формы работы с детьми Вы осуществляете в рамках патриотического воспитания?
7. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? Назовите их.
8. Обладаете ли Вы профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления патриотического воспитания детей? Назовите их.
9. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
10. Определите патриотические качества личности человека:
вера в будущее России;
вера в несокрушимость, силу, стойкость русского народа; вера в талант, неповторимость, трудолюбие русского народа; внимательное отношение к людям;
дисциплинированность;
добросовестное выполнение своих обязанностей; доброта;
знание истории своего рода, народа;
коллективизм
любовь к родной земле, бережное к ней отношение; моральная саморегуляция;
общительность;
понимание и соблюдение моральных норм; порядочность;
привязанность к родным местам; самоотдача, бескорыстие;
соблюдение моральных норм и правил, законов государства;
сознательно добросовестное отношение к общему благу, к другому человеку (людям), к природе;
сохранение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны; сформированность социальных эмоций и нравственных чувств; умение творчески работать;
участие в делах своего народа; ценности семейной жизни; человечность.
11. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
12. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
13. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? Назовите их.
14. Организована в вашей группе развивающая предметно-пространственная среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
15. Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?
16. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей
Приложение 3 Матрица
показателей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Часть 1. Индивидуальная карта
3 2 1
Критерии оценки
Шкала оценки (баллы) имеет представления о планете Земля как общем доме человечества
проявляет понимание и уважение к подвигу народа
проявляет понимание понятий "неповторимость", "трудолюбие" русского народа
проявляет чувства восхищения
демонстрирует целостный взгляд на человека труда
имеет представления о Российской Федерации как многонациональной стране
владеет знаниями о Флаге, Гербе, Гимне России
знает и называет столицу Родины, столицу Малой Родины знает основные государственные праздники
знает о героях космоса
имеет представления о Российской Армии
владеет элементарными представлениями о произведениях искусства
владеет элементарными представлениями о народной культуре
владеет элементарными представлениями о народных играх
знает и называет достопримечательности региона знает и называет традиции региона
знаком с культурой региона проявляет трудолюбие, усердие
активный участник общих дел группы, детского сада
Критерии оценивания
3 - ребенок поступает осознанно, уверенно, самостоятельно контролирует свое балла поведение, активно действует, проявляет инициативу и активно откликается
на инициативу других
2 - ребёнок принимает участие, в большинстве случаев откликается на
балла инициативу; может допускать нарушение норм и правил, но в процессе общения приходит к пониманию и старается повторения не допускать (возможно, какое-то время)
1 балл - ребёнок не активен в общей деятельности, желает, чтобы его не трогали; не откликается на инициативу; не проявляет интереса
Часть 2. Сводная карта
Ф.И. ребёнка
Показатели
1. 2.
......
3 балла Высокий уровень
2 балла Средний уровень
1 балл Низкий уровень
Приложение 5 Календарно-тематический план
по ознакомлению с историческими традициями Донского казачества
1. Взаимодействие с детьми:
Познавательное развитие:
-проведение НОД по темам :
«Жилище казака», «Казачья семья», «Традиции казаков», «Казачьи сказки», «Донские ремёсла», «Как у нас на Дону».
Речевое развитие:
-создание книги сказок;
-оформление альбома «Станичные мотивы»(фото, стихи, детские комментарии) .
Художественно-эстетическое развитие:
-рисование «Жилище казака»;
-аппликация «Справим обновы»;
-иллюстрации к книге сказок;
-конструирование из природного материала «Казачий двор»;
- развлечение «День матери казачки»;
Физическое развитие:
-разучивание упражнений с палками и шашками;
-п/и «Самый ловкий», «Игра в шапку»,
«Казаки», «Всадники».
Социально-коммуникативное развитие:
-просмотр презентаций и видеоматериалов;
-посещение библиотеки;
-выступление ансамбля «Донские лазорики»;
Игровая деятельность:
-д/и «Казачья справа», «Мужская и женская работа», «Казачьи ремёсла», «Курень», кубики «Города Ростовской области», лото «Природа донского края», разрезные картинки «Казачьи сказки».
-п/и «Папаха», «Кочет», «Курень»( 2вар.)
-СРИ «Казачья семья», «В казачьей мастерской», «Урожай».
2. Взаимодействие с родителями:
консультации, буклеты, собирание экспонатов для мини-музея.
3. Совместная деятельность родителей и детей:
выставка поделок, разучивание стихов к празднику.
4. Совместная деятельность с детьми и родителями:
подготовка костюмов и атрибутов к празднику, создание книги сказок.
5. Взаимодействие с социумом:
посещение библиотеки, краеведческого музея.
СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА для детей 5-6 лет
«ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА»
Цель: создание условия для развития патриотических качеств личности детей старшнго дошкольного возраста (знание истории своего народа, веру в талант, в несокрушимость, силу, стойкость Донских казаков) через проведение торжественного обряда «Посвящение в казаки».
Звучит торжественная мелодия донских казаков.
Входят дети, становятся у стульев с двух сторон зала.
В центр зала выходят Ведущая 1 и Ведущая 2.
Ведущая 1: Он был наездник, воин, пахарь. Он за Россию воевал.
Рубил врага, не зная страха.
В трёх войнах жизнью рисковал.
О церкви помнил и о Боге, И верен был своей жене.
И вот его, как очень многих, Враги поставили к стене.
Когда его, порядка ради, Чтоб записать чего да как,
Они спросили: — Кто ты, дядя?
Он лишь одно сказал: — Казак. (Ляйс Александр)
Ведущая 2: Казачество — особенное племя, Где руки закаленные трудом.
Честь высока и ценно время, Когда земля зовет и отчий дом.
Кровь горяча, воинственны-бесспорно. Решает шашка жизненный недуг, Виниться перед Богом не позорно
И смело выйти на казачий круг. Фамилий память с гордостью хранится, Их корни вековые глубоки.
Пока стоят российские станицы —
Благословенны наши казаки! (Сергеевна-Сафронова Елена)
Ведущая 1: Мы приветствуем вас на торжественном мероприятии «Посвящение в казаки» воспитанников группы «Радуга»!
В нашем зале присутствуют
Почётные гости:
Деревянко Евгений Николаевич, подхорунжий, заместитель атамана, директор школы № 1,
Директор МБОУ СОШ № 8, заместитель заведующего по УВР МБОУ СОШ № 8
Кадеты МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 8.
Ведущая 1: Зал, смирно!
Звучит Гимн РФ.
Звучит Гимн Всевеликого Войска Донского.
Ведущая 1: Прошу садиться.
Выходит ребёнк, становится в центр зала.
Ведущая 2: Познала наша земля много горестей. Не прошла её стороной ни Гражданская война, ни голод, ни Великая Отечественная война. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. И главное, что бы не делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои всегда душу вкладывали.
Ребёнок 1: Казачества живёт века, Имеет боевую славу
И всё, что есть у казака, Принадлежит ему по праву… Нагайка, шашка, верный конь,
В кармане ломоть чёрный хлеба, Казак и в воду, и в огонь,
Ему земля, ему и небо!
У казака всё в жизни есть, Свой Атаман, своя станица И за Отечество и Честь,
Он будет до победы биться! (Гомельский Леонид)
Торжественно выходит группа детей, становятся полукругом. Два ребёнка делают шаг вперёд.
Ребёнок 2: Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая Простор степей, простор песков И хлебных желтых колосков.
Ребёнок 3: Великий и могучий Дон, Он с Волгой нежной обручен. Прекрасный здесь живет народ. Казаки - мир его зовет.
Ведущая 2: Казак – опора всей России. Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь, Гордятся все, и я горжусь.(хором)
Исполняется песня о России.
Все садятся. Остаются два ребёнка.
Ребёнок 4: Хранили казаки Россию, Свой дух крепили, Родину любя. Родные степи, край, что сердцу милый, Нам пасть в бою не страшно за тебя!
Ребёнок 5: Много было под конями ветра. Шли они в пустынях и лесах
Память о казачестве бессмертна, Подвиги казачества в сердцах.
Ведущая 2: У наших ребят большой праздник - сегодня они становятся казаками. Ответственно и почётно быть казаком. Сегодня часто можно слышать о возрождении казачьих традиций, конечно же это хорошо, потому что настоящий гражданин должен знать историю своего народа.
Ребёнок 6: Возрождение казачества – это вовсе не ребячество Может, в этом есть и лихачество,
Но ведь здесь и суть казачества:
Никому не преклоняться, за донскую землю драться, Крепко Родину любить, если надо – защитить!
Честно жить, работать дружно – Вот казачеству что нужно!
Ведущая 2: - Я так думаю, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, чтоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да девчата до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. Ребята, готовы ли вы показать, что умеете?
Вы игры казачьи знаете? Тогда покажите, в какие казачьи игры вы играете?
Казачья музыкальная игра «Бай, качи» (под музыку)
Дети становятся парами друг за другом «ручейком». Ведущий стоит впереди с калачом (бубликом). Все дети поют под музыку слова:
Бай, качи, качи, качи
Глянь, баранки, калачи – 2 раза С пылу, с жару из печи. – 2 раза Все румяны, горячи.
Прилетели тут грачи, Подхватили калачи.
А нам остались одни бараночки!
Последняя пара проходит через все воротца и встает впереди. Дети двигаются вперед парами (ручеек) под музыку. Как только музыка останавливается, дети первой пары становятся спиной друг к другу. Все дети говорят: раз, два, три, беги. Дети первой пары бегут по кругу в противоположные стороны, не сталкиваясь, обегая все стоящие пары, возвращаются к ведущему, выхватывают баранку. Кто первый выхватил, становится ведущим. Игра повторяется.
Ведущая: Молодцы, ребята, и петь, и играть умеете - веселиться умеете, а серьезному делу научились? Перед молодыми казаками стоит задача – вырасти смелыми, ловкими, сильными и мужественными.
Ведущая: Группа, Стройся ! На 1- 2 Расчитайся!
В 2 шеренги становись! Сомкнись! Налево! Направо! Разойдись! Стройся! Ровняйсь! Смирно!
Ребёнок 7: Мы: Все: казачата!
Ребёнок 7: наш девиз Все: Мы зовемся казачата. Каждый- будущий герой! Казаков лихих внучата, Мы за Русь стоим горой!
Ведущая: Каждый казак должен знать историю своей страны и строго соблюдать казачьи заповеди.
КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ: (дети по очереди называют их)
1.ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ. 2. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ.
3.СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ. 4.ДЕРЖИ СЛОВО! СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО. 5.ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ.
6.ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА.
7.ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ.
8.БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ И СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ.
Все: Наша песня: «Приуныли казаки...»
Исполняется песня: «Приуныли казаки...»
Ведущая: Достойно прошли ребята испытания! Думаю я, что пора их в казаки приписать. Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи
обычаи знают и почитают, словом, дух казачий в них живёт. Достойны эти хлопцы казачьего звания?
Гости: Достойны.
Посвящение воспитанников группы «Радуга» проводит Евгений Николаевич Деревянко, подхорунжий, заместитель атамана.
Атаман. Мальцы, слушай мою команду! Для принятия клятвы приготовиться. Повторяйте за мной слова казачьей клятвы:
Клянёмся, что будем верными сыновьями матушки России! Все казачата: Клянёмся!
Чтить и уважать старших Все казачата: Клянёмся!
Добросовестно овладевать знаниями Все казачата: Клянёмся!
Хранить казачьи традиции Все казачата: Клянёмся!
Быть надежной сменой славным Донским казакам Все казачата: Клянёмся!
Атаман: А теперь оглашаю решение:
Принять воспитанников группы «Радуга» в количестве 29 человек в ряды Донских казаков.
Казаки! Ваше имя служилое Никому не испачкать в грязь! Господь бог да Отчизна милая – Вот кто ваша верховная власть Кто черпает для жизни силы
В водах батюшки – Дон-реки? Кто до смерти служит России?
Все – Это славные все казаки!
Атаман: Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родину! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа!
Слово для поздравления предоставляется:
Заведующему - Ирине Николаевне Тюриной.
Ответное слово казачат
1.Мы (хором) казачата!
Сердце гордо и радостно бьётся. Как награда нам звание это,
А она только лучшим даётся.
Мы (хором) казачата!
Будто крылья растут за спиною. И в красивую форму одеты, Мы, конечно, недаром с тобою.
Мы (хором) казачата!
В этом наше единство и сила. За тебя мы, Отчизна, в ответе,
Наша светлая гордость - Россия!
Ведущая 1: Растут потомки казаков, Сердца их, души наполняет
Великая к земле любовь. И никогда не изменить характер нашего народа И что вы там не говорите:
«Казакам- нету перевода!»
Ведущая 2: И нам остаётся только пожелать:
Так будьте ж здоровы, Живите богато. И, чтоб не видать вам беды никакой! Вишням цвести! Казачатам рождаться! Роду казачьему быть!
И казакам за Россию сражаться! Верою ей послужить!
Программа тематической работы
в рамках традиционного донского праздника «ПОКРОВА»
Возрастная группа готовит свою презентацию об исследовании традиций праздника «Покрова» на Руси, на Дону.
Исследование проводится в течении всего месяца праздника и состоит из следующих этапов:
1 этап. Подготовительный Визитка
Группа воспитанников с воспитателем и специалистами создают свою визитную карточку.
В визитке должны быть представлены:
На первом слайде презентации группа размещает: Название ДОУ, логотип; возраст участников.
На втором слайде: название и эмблема группы, характеристика команды (какие мы), девиз, коллективное фото или фотоколлаж группы, пожелания друзьям, родителям.
Видео (до 1 мин.) с приветствием группы загружается на YouTube и выставляется на слайд визитки.
Не забываем указывать информацию об авторском праве и продумываем единое тематическое оформление всей презентации в соответствии с праздником «Покрова».
2 этап. Основной этап
1 блок. “Празднично — обрядовая культура” Информационная карточка “Вот и праздник у порога!”
Всем известно, что Покрова — главный праздник для казаков. Почему? Воспитанники проводят исследование о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, обрядах и традициях празднования у донских казаков. Группа создает 1-2 слайда в Google Презентации с результатами исследования.
Важно: слайды не должны быть перегружены. Информация (тексты, фото, видео) доступна для обучающихся возрастного звена групп детского сада. Участие воспитанников группы (фото, видео) обязательно.
“Музейная полочка”
Церковь у казаков – самое главное достояние. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни.
У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром их называют «воины Христовы»…
Команда представляет медиа — обзор Храма (Церкви), которые находятся рядом, рассказывают его историю и делятся интересными событиями, происходящими вокруг него.
Описание архитектурного объекта, фото, видео (с участием воспитанников группы) выставляется на слайде презентации группы.
При исследовании традиций других праздников (Пасха, Троица, Спас, День Матери-казачки) на этом этапе исследуются предметы, которые традиционно связаны именно с этим праздником.
2 блок. “Культура моей Родины”
Живые страницы “Устное народное творчество. Фольклор”
Группа представляет “живые” иллюстрации казачьего фольклора (говор, пословицы, поговорки, предания, былины, сказки), имеющие прямое или косвенное отношение к обрядам и/или традициям праздника Покрова (другого праздника).
Или пословицы и поговорки о казаках, казачьей службе и воинской славе. “Живые страницы” — показ воспитанниками группы и передача смысла или замысла той или иной словесной фольклорной формы через жесты, движения, мимику и т.п. (например, “живая” иллюстрация казачьей пословицы… и т.п.)
Фотоотчет с участием детей выставляется на слайдах презентации группы.
Живые страницы “Исполнительское искусство”
Группа представляет видеозарисовки, театрализацию или творческий номер с участием воспитанников о проведении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (другого праздника) по традициям донских казаков. Составляющие творческого исполнительского номера:
“Слово” — фольклор, стихотворение, проза и др. литературные произведения о казаках, казачьих традициях проведения праздника, обряда и т.п.
“Казачья песня” — Команда “играет” (исполняет) песню, которая бы ярко характеризовала праздничную атмосферу праздника.
Например: Святки — обрядовая, Масленица — строевая, походная казачья, Пасха -лирическая, Троица — хороводная, Покрова — плясовая, День матери казачки — семейно — бытовая.
“Казачий Танец” — команда представляет танец, наполненный “казачьим” задором и настроением праздника.
Группа представляет одно видео с одним творческим номером.
“Доступ по ссылке”) и выставляется в на слайде через меню “Вставка” — “Видео” — “Вставить URL” — ссылка — ”выбрать”.
Живые страницы “Игры и забавы казаков”:
Так, шермиции — традиционные казачьи игры, которые устраивались на праздниках донскими казаками, где казаки показывали свою смелость, смекалку и умелое владение военным ремеслом.
Группа представляет описание и видео (с участием воспитанников) одной из дисциплины шермиций (фланкировка шашкой, рубка мишени, кулачные бои и т.п.).
Возможно адаптировать игровые атрибуты для детей дошкольного возраста.
Живые страницы “Лаборатория игр” Наставники команды создают:
Интерактивную игру о символах праздников на сервисе LearningApps, интерактивный пазл на сервисе Jigsawplanet (выбрать один сервис). Онлайн тест на сервисе Google Forms, который состоит из 5 — 6 вопросов о традициях празднка донскими казаками (вопросы можно иллюстрировать изображениями и видео). В форме обязательно должна быть активирована система зачисления баллов за правильные ответы.
Живые страницы “Мастер — класс. Мастерим, играя”:
Команда представляет мастер — класс по изготовлению народных игрушек, предметов казачьих промыслов и ремесел, декоративно — прикладного искусства донского казачества, связанные с праздником.
1 слайд — титульный (тема МК, название и эмблема группы), цель, задачи, проблема, пути решения.
2 слайд — МК (последовательное выполнение работы с кратким описанием) 3 слайд — итоговый продукт МК, выводы, результаты.
Важно: не забываем про технику безопасности во время творческой работы, соблюдение авторских прав.
Участие воспитанников (фото, видео) обязательно.
Живые страницы “Акция”
Участники команды проводят социальную благотворительную акцию “Покровская ярмарка”, в ходе которой дарят игрушки, созданные своими руками на мастер — классе, детям с ОВЗ и из социально незащищенных групп, инвалидам, пенсионерам и т.п.
3 блок. “Связь с другими культурами Дона”
Путешествуем вместе “В дружбе народов сила страны”
Поиск праздников и традиций других народов, проживающих на территории Донского края.
Группа создает фото, видеозарисовки с участием воспитанников об истории праздничных традиций народов Дона или представляют галерею творческих работ (рисунки, поделки, тематические выставки), отражающих суть заданного праздника в традициях другого народа, проживающего на Дону. Фото — видео отчет публикуется на одном слайде в презентации группы.
3 этап. Рефлексия Синквейны
Группа составляет синквейн о празднике
Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
1-я строчка - одно существительное.
2-я строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное.
3-я строчка - три глагола, обозначающие действие существительного.
4-я строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное. 5-я строчка - одно существительное, повторение сути, резуме сказанному. Синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
4 этап. Презентация
Группа проводит презентацию результатов исследования традиций праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края
Тематический план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Донского края...
Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»
Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...
консультация "Приобщение дошкольников к истокам культуры донского края через народные казачьи песни, игры, пляски, забавы"
для воспитателей...
План по самообразованию « Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края и его окружающего мира»
Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;Приобщение детей к историческим ...
Реализация духовно-нравственного воспитания через региональный аспект культуры Донского края.
Реализация духовно-нравственного воспитания через региональный аспект культуры Донского края....
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...
« Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края и его окружающего мира»
Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;Приобщение детей к историческим ...