Долгосрочный проект по толерантности (региональный компонент, г.Сочи,Краснодарский край) "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья!"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Мы живем в многонациональной стране и в многонациональном городе. Люди разных национальностей ежедневно взаимодействуют друг с другом. "Олимпийское наследие Сочи" еще шире открыло двери людям разных национальностей со всего мира! Наша задача, научить детей уже с детства проявлять уважение, терпимость, доброжелательность к каждому человеку. Чтобы национальный вопрос больше никогда не становился во главу угла и не разжигал гражданские войны..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tolerantnost_mdou_79_2015g.doc | 563 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 79 г.Сочи
УТВЕРЖДЕНО Заведующий МДОУ № 79 ________________Т.Н.Собатенко «____»________________ _____ г. |
Проект
по формированию толерантности в старшем
дошкольном возрасте МДОУ детский сад № 79
« Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
Сочи
2013
Сочи
2013
«Толерантность делает возможным достижение
мира и ведет от культуры войны к культуре мира».
Актуальность. В настоящее время в образовательном пространстве проблема интеркультурного воспитания выходит на первый план, потому что в изменившихся условиях жизни люди сталкиваются с различными проблемами. Особенно остро стоит вопрос подростковой преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций, носящих экстремистский характер.
В дошкольном возрасте, ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный период развития. Заложенные в это время нравственные, духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей жизни. Любовь к Родине начинается с любви к тому краю, в котором родился и вырос, уважение к людям разных национальностей, знание своих национальных особенностей закладывать необходимо с детских лет.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, познавательной, воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника и позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.
Исторически так сложилось, что Кубань - огромный полиэтничный край. Издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, украинцы, грузины, адыги, армяне, греки, дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др.
Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности
Практически любое образовательное учреждение города или села поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.
За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа “Я” и самооценки.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому важно ознакомление детей с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что:
• Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.
• Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.
• Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
Однако:
• Педагоги подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.
• В дошкольной педагогике уже накоплен опыт в рамках интернационального воспитания, но сегодня появилась необходимость в поиске новых форм.
• Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время достаточно, но не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми нашего региона.
Таким образом, в ходе анализа данной проблемы, нами были выявлены противоречия, которые должны быть устранены.
Противоречия:
- социальная востребованность в обществе высокогуманной личности и недостаточное проявление такой личности в реальности;
- понимание воспитателями возможностей народной педагогики в осуществлении гуманного воспитания дошкольников и отсутствие конкретных рекомендаций для работы.
- потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;
- необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.
Основные положения проекта:
Мы понимаем под термином «толерантность» - морально - нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости, не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.
Мы предполагаем, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделяем уровни проявления толерантности:
1) когнитивный (знаниевый) - знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
2) эмоционально - оценочный - осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;
3) поведенческо - рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.
Воспитание детей старшего дошкольного возраста строится на принципах толерантного отношения к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников опираемся на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Воспитание толерантности мы рассматриваем в контексте формирования других качеств личности ребенка.
Цель проекта:
Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности, изучение этнических особенностей народов Кавказа.
Задачи проекта:
- создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
- создать толерантное пространство дошкольного учреждения;
- сформировать нормы нравственного поведения, т. е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.
- познакомить детей с различными национальностями, проживающими на территории Кавказа;
- познакомить с обычаями и бытом коренных народов Кавказа;
- формировать представление о семье, как о возможном союзе людей разных национальностей;
- рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах)
- воспитывать уважение к людям разных национальностей
- найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.
Проект основан на принципах: целенаправленности; учета индивидуальных и возрастных особенностей; культуросообразности; единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта; уважительного отношения к личности; актуализации положительных черт ребенка; социальной обусловленности процесса воспитания толерантности; единства знания и поведения; диалогичности и сотрудничества; воспитывающей рефлексии
Система поведенческих реакций ребенка старшего дошкольного возраста строится по двум моделям: толерантная и интолерантная.
Первая модель характеризуется доброжелательным отношением к миру, знанием себя и признанием других. Вторая модель дает представление о качествах личности, не признающей ценность и самобытность другого человека. Система критериев, характеризующих эти модели, приведена в следующей сопоставительной таблице:
Критерии | Толерантная личность | Интолерантная личность | |
знание самого себя | знает себя, свои достоинства и недостатки | замечает у себя больше достоинств, чем недостатков; гипертрофированная самооценка | |
способность к критичности по отношению к себе | критичен к себе, не стремится во всем обвинять окружающих | менее критичен к себе; во всех проблемах чаще обвиняет окружающих; ябедничает | |
способность к эмпатии | выражена в достаточной степени; высокий уровень сопереживания другому; переживание сверстника; способность к рефлексии; способность принять утешение другого | практически не выражена; агрессивность к утешению другого | |
мобильность поведения | легкая адаптация в коллективе сверстников; отсутствие напряженности в поведении; отсутствие тревожности; коммуникабельность; умение найти выход из сложной ситуации; автономность поведения (способность занять себя) | тяжелая и долгая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость; демонстративность; замкнутость | |
ответственность | за происходящее способен взять ответственность на себя | стремится снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи | |
дивергентность/гибкость мышления | отсутствие предрассудков, способность к творческому мышлению | людей делит на хороших и плохих; мир видит с двух сторон: черное и белое | |
ориентация на себя или других | ориентация на себя; стремится к личной независимости | выраженная ориентация на оценку окружающих; большая потребность в похвале, превосходстве над другими; хвастовство; ревность к успехам других | |
обладание чувством юмора | способность посмеяться над собой, обладает чувством юмора | чувство юмора выражено слабо; повышенная обидчивость на дразнилки | |
социальная активность/ просоциальное поведение | эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность; желание помочь и подсказать даже вопреки правилам игры; способность уступать, отдавать, помогать, утешать; понимание справедливости | собственничество, жадность, нежелание уступать в игре, неспособность к коллективной деятельности и взаимодействию со сверстниками; противопоставление себя и другого | |
Стратегия достижения поставленной цели и задач.
Описание концептуальной модели формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ №79.
Проект формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», состоит из трех блоков: «Народов много, мир – один - культура и традиции народов Кавказа», «Калейдоскоп – город в котором я живу», «Родник дружбы – ситуации толерантности».
Каждый блок рассматривается через совместную деятельность воспитателя и детей, самостоятельную деятельность детей, организацию предметно-пространственной развивающей среды, взаимодействия с родителями.
Каждое понятие мы предполагаем осуществлять в определённой логике изучения. Для этого мы определили следующую последовательность:
Первый этап - информационно-познавательный. Данный этап также можно назвать когнитивным, т.е. этапом осознания полученной информации с последующим обсуждением. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях. Основная цель - усвоение информации, получение знаний об объекте, необходимых для формирования толерантности или интолерантности, т.к. у человека невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.
Второй этап - эмоционально-волевой. На этом этапе происходит понимание и формирование оценки объекта. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т.е. толерантности. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.
Третий этап - мотивационно-поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости.
На основании теоретического анализа проблемы и обобщения различных педагогических подходов и практик в проекте выделены следующие педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ №79:
1. Создание толерантного пространства дошкольного учреждения, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищено и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Педагогический коллектив представляет собой модель, по которой ребенок может сформировать свое представление о коллективе взрослых, о способах, приемах общения и взаимодействия. Поэтому цели и задачи самосовершенствования, саморазвития коллектива в плане формирования толерантного пространства, в котором укрепляется атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу, являются первостепенными в жизни образовательного учреждения.
2. Подготовка воспитателя дошкольного учреждения соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребенка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Таким образом, выделим те качества, которыми должен обладать педагог в интересующей нас воспитательной ситуации:
- общая национальная культура педагога, культура сотрудничества и взаимодействия;
- глубокое знание национальной культуры, проявление ее в поведении;
- профессиональное мастерство, освоение новых приемов работы;
- психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
- отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
- стремление к самоанализу и саморазвитию.
3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности. К такого рода технологиям относятся личностно-ориентированные технологии, такие как: диалог, дискуссия, сотрудничество. Диалог является одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы. Диалог - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В рамках этой технологии передается разнообразная информация, как по существу разговора, так и о собеседниках, об их внутреннем мире и уровне сформированности коммуникативной и диалоговой культуры. В сфере диалогового общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности. Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Реализация проекта выполняется поэтапно с 2013г. по 2015г. на базе МДОУ№ 79 и организационно включает три этапа.
Информационно - подготовительный этап
(сентябрь - октябрь 2013 года)
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. | 1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. 2. Анализ по результатам анализа, анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам. Воспитатели: - умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения; - наличие толерантных отношений у сотрудников; - умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей. Дети: - имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»; - имеют представление о том, как поступать в конкретном случае; - имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе. Родители: -умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка; - умение безконфликтного общения. | Сентябрь - октябрь 2013 года Октябрь 2013 года | Психолог, воспитатель Психолог, воспитатель |
Содержательный этап
(ноябрь 2013г. – май 2015г.)
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1.Пополнение материальной базы ДОУ Привлечение дополнительных ресурсов | 1.Приобретение методической литературы, дидактических пособий. 2.Привлечение дополнительных ресурсов финансирования. | С сентября 2013 года. В течение года. | Заведующая, Зам по УВР, воспитатель. |
2. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста | 1. Знакомство с национальными праздниками; 2. Знакомство с народными играми, фольклором, традициями; 3.Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами; 4. Мобильные выставки творчества различных народов; 5. Организация концертов с национальными костюмами; 6. Сюжетно-ролевые игры; 7. Дни национальной культуры. | Ноябрь, 2013 – май 2015г. | Заведующая, Зам по УВР, Воспитатель. |
3. Реализация плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города. | 1. Посещение различных музеев и мини-музеев; 2. Различные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями нашего города. 3. Организация выставок в детском саду: -выставка костюмов и игрушек русского народного творчества; -национальная кукла; 4. Фотовыставки с видами города; 5. Тематические праздники по толерантности; 6. Знакомство с известными людьми нашего города. | Декабрь, 2013 – май 2015г. | Зам по УВР, воспитатель. |
4.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста. 5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ. | 1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности; 2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»; 3. Создание и выставки семейных альбомов; 4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»; 5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках; 6.Оформление информационных стендов для родителей. 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; 2. Участив в семинарах, конференциях; 3. Создание фонда видео- аудиоматериалов; 4. Создание картотек: - игры народов Кавказа - сказки народов Кавказа - национальные традиции; 5. Публикация наработок в СМИ; 6. Создание методического пособия. | В течение года. Апрель – июнь 2015 | Психолог, воспитатель. Заведующая, Зам по УВР, воспитатель |
Заключительный этап
(Май – декабрь 2015г.)
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и детей дошкольного возраста. | 1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в учреждении и дома; 2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей и педагогов ДОУ. 3. Проведение открытых мероприятий с целью выявления уровня профессионального мастерства и реализации полученных знаний на практике; 4. Отчет педагога ДОУ о проделанной работе. | Май – август 2015г. | Зам по УВР Психолог, воспитатель. |
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта будет:
1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
2.В ДОУ будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
3.Будет разработан план мероприятий для детей, посвящённый ознакомлению с культурным пространством города.
4.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Новизна разработки
• Создание условий для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности.
• Использование национально-регионального компонента в проекте, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечит развитие этнической толерантности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость.
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Следовательно, можно сделать вывод: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Оценка результатов.
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться ежегодно на итоговых педагогических советах и инновационных советах. Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах:
• тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К. Тейлор)
• игровая диагностическая методика М. И. Лисиной по выявлению уровня развития коммуникативной деятельности дошкольников;
• игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский, позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;
• наблюдение;
• контрольный опрос;
• (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).
Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. В завершении проекта будет составлена сводная диаграмма профессионального уровня воспитания по развитию толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
- участие родителей в проводимых мероприятиях -70%;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
- положительный психологический климат в группе – 100%;
Взаимодействие всех участников проекта.
Педагоги:
- собирают материалы из книг, энциклопедий, интернет источников о многонациональности Кавказа, о быте, культуре, обычаях, праздниках, народном творчестве коренного населения г.Сочи.
- создают презентации посвященные коренному населению Кавказа — адыгам, их ремеслам, праздникам, обычаям, народному костюму и т.д.
- составляют альбомы для рассматривания о быте, ремеслах, костюмах народов населяющих территорию г.Сочи. Для закрепления материала в постоянном доступе детям в группе детского сада необходимо иметь наглядную информацию в виде альбомов с картинками по данной теме. В рамках проекта мы предполагаем, напечатать альбомы по теме проекта.
- проводят беседы с воспитанниками на темы: «Многонациональный Кавказ», «Какие народы являются коренными жителями г.Сочи», «Что вы знаете о шапсугах, русских, абхазах, грузинах, армянах, греках?», «Как жили наши предки, чем занимались?», «Какие праздники есть у этих национальностях, как они их проводят?» с использованием презентаций и альбомов для рассматривания.
- разучивают с детьми национальные игры.
- подбирают национальные художественные произведения для чтения.
- организуют совместно с родителями выставку «Родословное древо моей семьи», обращая внимание на многонациональность в роду каждой семьи.
- проводят родительские собрания-диспуты на тему «Формирование нравственных основ личности дошкольника в многонациональном обществе».
Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе:
- организует поездку в культурно краеведческий музей г.Сочи с экскурсией и знакомством с бытом, особенностями их проживания, народными ремеслами (заказ автобуса, экскурсии);
- организует фото и видео съемку для создания мультимедийных презентаций о поездках и просмотра этого материала другими воспитанниками ДОУ в будущем.
- организует мини-музей кукол в национальных костюмах «Кавказ – многонациональная территория».
Заведующий:
- организует издание методических материалов
- Организует запись на DVD-носители сопроводительные материалы к УМК в виде презентаций по темам.
- организует презентацию для педагогов других ДОУ г.
Музыкальный руководитель:
- пишет сценарий развлечения «Детский сад – территория дружбы»для детей с привлечением родителей. Для организации яркого, зрелищного действия сшить национальные костюмы.
- разучивает с воспитанниками национальные песни, танцы.
- ставит постановку по русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием русских национальных костюмов.
Итоговое мероприятие: праздник «Хоровод Дружбы» (педагоги совместно с музыкальным руководителем).
ПРИНЯТО
Инновационным Советом МДОУ № 79
Протокол № ___2___ от
« 20 » января 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие « Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья!» по организации непосредственной образовательной деятельности по толерантности (старшая группа)
Конспекты занятий в рамках проекта "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья"...
Методическое пособие « Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья!» по организации непосредственной образовательной деятель-ности по толерантности (подготовительная группа)
Конспекты занятий в рамках проекта "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья!"...
Развлечения ко Дню Толерантности «Я, ты, он, она вместе дружная семья»
Развлечения ко Дню Толерантности «Я, ты, он, она вместе дружная семья»Цель: познакомить детей с национальными костюмами разных народов,приобщать детей к истокам народной культуры...
Сценарий развлечения, посвященный неделе толерантности «Я, ты, он, она вместе дружная семья» в подготовительной группе.
данный материал содержит рассказы о национальных костюмах и разных народов мира...
Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Отметим праздник вместе»Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельно
Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представления о малой родине и Отечестве, через ознакомление с памятными датами ее истории....
Проект по реализации регионального компонента «Родом из Донского края»
Педагогический (познавательно - творческий) проект «Родом из донского края» предусматривает патриотическое воспитание детей подготовительной группы посредством ознакомления с историей родн...
Долгосрочный педагогический проект по организации профессионального взаимодействия с родителями на тему «Воспитатели, родители и я – вместе дружная семья»
Долгосрочный педагогический проект по организации профессионального взаимодействия с родителямина тему «Воспитатели, родители и я – вместе дружная семья»...