Конспект развлечения "Волжские просторы"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения «Волжские просторы»
(старшая группа)
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о том, что в Российской республике проживает много разных народов, они объединены в республики /Татарстан, Башкортостан, Чувашия и др./. В них живут русские, татары, чуваши, удмурты и другие народы. В каждой республике есть главный город – столица: в Татарстане – Казань, в Чувашии – Чебоксары и т.д. Народы Поволжья своим трудом преумножают богатства российского государства; расширить и активизировать словарную речь детей.
Развивающие: Формировать представления детей о культурных богатствах народов Поволжья: каждая народность имеет свои национальные праздники, национальные костюмы, фольклор, а народные умельцы создают красивые предметы быта и украшения; формировать представление о дружбе народов нашей страны;
Воспитательные: Воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае, о соседней республике; пробуждать симпатии к сверстникам и взрослым разных национальностей.
Оборудование и материалы: национальные костюмы народов Поволжья для детей, для взрослого татарский национальный костюм; магнитофон; аудиозаписи народных мелодий, песня «Из далека долго течет река Волга..» в исп. Л. Зыкиной, «Мин яратам, сине, Татарстан» в исп. Салавата Фахретдинова, голоса птиц; музыкальные инструменты, коробка конфет, букет цветов, платки и тюбетейка для игр, иллюстрации с изображением Казанского Кремля, башни Сююмбике, храмов; татарское национальное блюдо «Чак- чак» на подносе.
Предварительная работа с детьми: Общение с людьми разных национальностей /организация встреч/; чтение художественной литературы; рассматривание кукол в национальных костюмах; сюжетно-ролевые игры; подвижные, хороводные игры народов Поволжья; изобразительная деятельность детей; рассматривание иллюстраций; День национальной кухни /русской, татарской, башкирской и др./.
Подготовка воспитателя: Музыкальный зал оформлен в сине-голубых тонах. На центральной стене – силуэты чаек, волны, большими буквами набрано «Волжские просторы»; напротив центральной стены, в другом конце зала стоят стулья для детей в 2 ряда по два от центра к краям /имитация «теплохода»/, сзади стулья для гостей; стенды с работами детей по изобразительной деятельности.
Ход развлечения:
Звучит русская народная песня в записи.
На музыкальный куплет «змейкой» в зал входят дети в различных национальных костюмах, садятся по подгруппам, в конце входит ведущая.
Вед: «Из далека долго течет река Волга…» - поётся в песне. А где начинается Волга? Недалеко от Москвы, маленьким ручейком, тихое, едва заметное течение завораживает, как живой огонь. Постепенно река ширится, набирает силу, воды её становятся глубокими. А по берегам могучей красавицы реки в городах и сёлах, живут разные народы. Ребята, давайте совершим удивительное путешествие по Волге вот на этом замечательном белом теплоходе. Сядьте удобно, путешествие начинается.
/звучит русская народная мелодия/
Вед: Ребята, все вы знаете город Москву. Москва – столица России.
1 реб:
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!
2 реб:
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
/выходит мальчик в русском костюме/
Мальчик:
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, матрёшечки румяные.
/мальчики берут дудочки и ложки, играют на них, сопровождая выступление девочек. Девочки строятся в колонну по росту и выходят на танец под пение группы/
Танец «МАТРЁШЕЧКИ»
Вед: Молодцы, матрёшечки, вы нас порадовали своей песней и пляской. А теперь пора продолжить наше путешествие вниз по Волге – матушке. Усаживайтесь поудобнее, наш теплоход отправляется в путь.
/Звучит чувашская народная мелодия/
Вед: Посмотрите, посмотрите, там вдали нас уже встречают. Давайте спросим местных жителей, в какой город мы приехали?
/выходят две девочки в чувашских национальных костюмах/
Дев.: Ачасем лайахи – здравствуйте!
Вед: Здравствуйте, дети! Скажите, пожалуйста, куда мы приехали?
1 дев.: Наш город называется Чебоксары. А живут здесь чуваши. Вот вам и
подарок от нас /даёт коробку конфет/.
Вед: Какие у вас необычные костюмы, расскажите нам о них.
1 дев.: Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе.
2 дев.: Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пизихи, а полотенце у нас называется – алшали.
Вед: У вас очень красивые костюмы, а для чего так много монеток?
1 дев.: Если в костюме много монеток, значит невеста богатая. Это обозначает достаток в доме.
2 дев.: А ещё эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон.
Вед: Очень весело проходят чувашские праздники!
1 дев.:
Бей, бей барабан
Мы пришли в гости к вам,
Ой –ой! Йа – ра – ра!
Не гоните со двора!
Не уйдём мы назад
Будем петь и плясать!
«ПЕСНЯ О МАМЕ» /на чувашском языке по выбору воспитателя/
Анне, эссе ир торан Апатне лартса яран
Ир торан та ез тытан. Васказа ене сован
Анне, эссе ир торан Кётюне те хавалан.
Ир торан та ез тытан. Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Пахчара йаран сумлан Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
2 дев.:
Ши-ши, попляши!
Все танцоры хороши,
Ой-ой, йа-ра-ра!
Лучше всех мы, детвора,
Погляди, гости с нас -
Не спускают в пляске глаз!
Танец «ЧУВАШСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»
Вед: Мы замечательно провели время на чувашской земле, но наш теплоход даёт сигнал к отплытию. Путешествие продолжается.
/звучит мордовская народная мелодия/
Вед: Ребята, рядом с Чувашией находится ещё одна республика, входящая в состав Поволжья – это Мордовия.
/Выходят две девочки в мордовских национальных костюмах/
Танец «МОРДОВСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»
1 дев.:
Здоровьте, шумбра елгат!
Здравствуйте, гости дорогие!
2 дев.:
Мордовия – моя родная,
Горжусь тобой, люблю тебя.
И край Мордовский прославляю,
Всё это – Родина моя!
1 дев.: Мы дарим вам песню про красную девицу, которая любуется луговыми цветами и красотой природы.
«МОРДОВСКАЯ ПЕСНЯ» /по выбору воспитателя/
1. Легунясо келуня, - 2 раза
Припев: Тоць-моць кумадерь келуня,
Вишка кума-кумадерь келуня.
2. Келунть лангсо скамия, - 2 раза
Припев: Тоць-моць кумадерь скамия,
Вишка кума-кумадерь скамия.
3. Скамьянть лангсо од тейтерь, - 2 раза
Припев: Тоць-моць кумадерь од тейтерь,
Вишка кума-кумадерь од тейтерь.
Вед: Спасибо, вам, девицы за чудесный подарок и приглашаем вас с нами в путешествие по Волге-реке.
/звучит марийская народная мелодия/
Вед: Ребята, наш теплоход плывёт по Волге мимо чудесной стороны с красивым названием Мари Эл. А вот и хозяюшка нас вышла встречать.
/выходит девочка в марийском национальном костюме с букетом цветов в руках/
Дев.: Сайгына йолташ-влак! Здравствуйте! Без песни и танцев не проходит на земле Марий Эл – Пеледыш Пайрем – Праздник Цветов – это торжественное подведение итогов весенних полевых работ, праздник расцвета природы в начале лета. Эти цветы я принесла вам в подарок.
Танец «МАРИЙСКИЙ ПЕРЕПЛЯС»
Вед: Ребята, продолжим наше путешествие. У Волги есть притоки. Это малые реки, которые вливают свои воды в Волгу-матушку. Назовите их.
Дети: Кама, Вятка, Белая /Агидель/.
Вед: Сейчас мы поднимемся вверх по Каме, по Вятке и посетим ещё одну Республику Поволжья.
/под удмуртскую народную мелодию выходят два мальчика в удмуртских национальных костюмах/
1 реб:
Хватает Волге широты и силы,
Но с Камою она ещё сильней.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
/звучит запись голосов птиц/
2 реб:
От приволжских степей до Уральских гор
Лёг Удмуртский край – золотой простор.
Как богат ты, мой край!
Сколько зверя в лесах,
Сколько птиц в небесах,
Сколько рыбы весенней порой!
1 реб: Богата наша Удмуртия лесами и мы дарим вам пословицы о лесе.
2 реб: «Лес – богатство и краса, береги свои леса».
1 реб: «Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу».
2 реб: «Враг природы тот, кто леса не бережет».
1 реб: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
Вед: Спасибо удмуртскому народу за гостеприимство. А мы продолжаем наше путешествие. И вот мы уже плывем по Каме в сторону Уральских гор к реке Агидель, что означает - Белая. На этой реке стоит город Уфа. Уфа – столица какой республики?
Дети: Башкортостана.
/звучит башкирская народная мелодия, выбегают два мальчика в башкирских костюмах/
Вед: А живут в Башкирии башкиры. Вот они нас встречают.
1 реб:
Хаумыхыгыд! Здравствуйте!
Мы живем в Башкортостане,
Очень любим край родной,
Он хорош зимой и летом,
А особенно весной.
2 реб:
В Башкирии степи привольные,
Леса здесь богаты добычею,
Озера ни с чем ни сравнимые
И люди гостеприимные.
Вед: Да, в Башкирии густые красивые леса, просторные степи, куда мужчины ходили на охоту, а женщины берегли очаг в своих юртах, создавали уют, готовили вкусную пищу.
1 реб:
Юрта, юрта круглый дом, Печка жарко топится
Побывайте в доме том! Угостить торопится.
Гости явятся едва - Ладушки, ладушки,
В печку прыгают дрова. Круглые оладушки!
2 реб: Мы дарим вам в подарок башкирскую народную игру «Юрта»
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЮРТА»
/проводится 2 – 3 раза под башкирскую народную мелодию/
Вед: Скажем спасибо башкирскому народу за интересную встречу.
/звучит татарская мелодия «Идел ага»/
Вед: Ребята, мы снова плывем по Волге-реке и вот уже видны башни белокаменного Кремля, купола храмов, башня Сююмбике /сопровождает показом иллюстраций/. Это раскинулась на берегах могучей реки столица Татарстана….
Дети: Казань!
/выходят на середину зала под ту же мелодию девочка, мальчик и взрослый в татарских национальных костюмах. У взрослого в руках татарское национальное блюдо «Чак-чак»/
Вместе: Исэнмесез!
1 реб:
Идел ярларына нурлар сибеп,
Матур булып ага бездэ тан,
Тан шикелле якты туган жирем,
Бэхет биргэн жирем Татарстан!
2 реб:
Родные просторы все краше и краше,
Всё ярче сияние огней.
Светла и привольна республика наша,
И славное имя у ней.
1 реб:
Азат та син, гузэл дэ син
Эй, туган жирем,
Кукрэп яшэ, Татарстан,
Республикам минем!
2 реб:
Как птицу раннюю весной
Влечет к родным местам,
Так всей душой мы любим свой
Свободный Татарстан!
Взрослый: Дорогих своих гостей мы приглашаем в столицу нашей республики – Казань! Ребята, скажите, какую знаменательную дату Казани мы отмечали?
Дети: Тысячелетие Казани!
Реб.:
И нурлы Казан – туган ил тосе,
Синен ташларда бабайлар эзе.
Еракта да син йорэккэ якын:
Торган жир – комеш,
Туган жир – алтын,
Туган тел – якын!
Взр.: Ребята, издавна татарский народ славился своим гостеприимством и богатой разнообразной кухней. Самых дорогих гостей встречали вкусным «Чак-чаком». А вы, дети, какие татарские национальные блюда знаете?/ответы детей/. А сейчас мы приглашаем вас в наш гостеприимный хоровод.
Хоровод «КУНАКЛАР»
Реб.:
Сез дэ килгэнсез икэн,
Без дэ килгэнбез икэн.
Яхшы дуслар жыелганнар
Уйнап алыйк микэн.
Музыкальная игра «ТУБЭТЭЙ»
/затем дети встают полукругом, взрослые по краю с обеих сторон/
Вед: Дети, в своём путешествии мы побывали в разных республиках, посмотрели как живут чуваши, башкиры, татары, русские. Все эти народы живут в дружбе на великой реке Волге, которая не разделяет, а объединяет людей. Называются эти народы – народами Поволжья. У Габдуллы Тукая есть такие стихи:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года –
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Навеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Пусть татары и русские, башкиры и чуваши – все народы нашей земли живут мирно и дружно. Пусть каждый любит и бережет свой родной край, свой родной язык, свою родную культуру.
Песня «РОДНАЯ ПЕСЕНКА»
Взр.: Дети, после долгой дороги нам пора отдохнуть. Мы приглашаем вас «домой» в группу на ароматный чай с вкусным «чак-чаком».
Аудиозапись «МИН ЯРАТАМ, СИНЕ ТАТАРСТАН»
/дети выходят из зала, машут рукой/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-240126-1365615690.jpg)
Конспект НОД« Вместе весело шагать по просторам!»
Данная образавательная деятельность направленна на развитие у детей социального поведения, навыков правильного общения. Создание положительного эмоционального настроения в группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-306568-1380632017.jpg)
Конспект интегрированной НОД "Животные белых просторов"
КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННООРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЖИВОТНЫЕ БЕЛЫХ ПРОСТОРОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-40558-1516099776.png)
Конспект открытой образовательной деятельности с родителями "Пускай звучит Кубанский хор и песня льется на простор"
Содержание образовательной деятельности в ДОУ, согласно стандарту дошкольного образования, должно обеспечивать «…формирование первичных представлений о себе, других лю...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706463-1447175316.jpg)
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши".Тематическое занятие, посвященное дню Ставропольского края...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686636-1444673282.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию "Космические просторы"
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Космические просторы"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-777061-1698659478.jpg)
Конспект интегрированного занятия, посвященного Дню Космонавтики «Мы космоса просторы покоряем…» Подготовительная к школе группа
Занятие сочетает в себе разные виды деятельности: беседа, рассказ педагога, просмотр видеосюжетов с использованием ИКТ, творческая деятельность, игровая...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-316877-1382982347.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Родные просторы»
12 апреля в нашем ДОУ прошло РМО. Занятие "Родные просторы" было подготовлено и проведено именно для РМО. Поставили высокие баллы. 24 июля 2016 года опубликовала на всероссийском сайте для педагога....