Конспект занятия «Путешествие в заповедник «Тигирекский»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширение кругозора детей о редких животных и птицах Алтайского края.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать знания детей о Красной книге, природе родного края, о редких животных и птицах Алтайского края;
формировать навыки экологически безопасного поведения в природе.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие;
развивать связную диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;
развивать двигательную активность, общую моторику, умение сочетать речь с движением.
Воспитательные:
воспитывать ответственное, бережное отношение к животному миру Алтайского края, родной природе;
воспитывать чувство уверенности, способствовать приобретению детьми опыта публичного выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ekologiya_yarnyh.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие в заповедник «Тигирекский»
для детей подготовительной группы
Воспитатель: Ярных Е.В.
Цель:
Расширение кругозора детей о редких животных и птицах Алтайского края.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать знания детей о Красной книге, природе родного края, о редких животных и птицах Алтайского края;
формировать навыки экологически безопасного поведения в природе.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие;
развивать связную диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы полными ответами;
развивать двигательную активность, общую моторику, умение сочетать речь с движением.
Воспитательные:
воспитывать ответственное, бережное отношение к животному миру Алтайского края, родной природе;
воспитывать чувство уверенности, способствовать приобретению детьми опыта публичного выступления
Материалы и оборудование:
Мультимедийный экран, ноутбук, фотографии редких животных Алтайского края, картинки животных, птиц, рыб, насекомых для д/игры; презентация «Заповедник «Тигирекский»
Ход деятельности:
Есть на карте России
Величавый Алтай.
Многолик и прекрасен
Этот сказочный край.
Горные вершины - словно до небес,
Степи и равнины, и могучий лес,
Глубокие озера, птицы в небесах
Отразились водах, словно в зеркалах.
Водопады, реки песнь свою поют,
А цветы и травы за собой зовут.
Красоту Алтая не пересказать -
Это нужно видеть, сердцем ощущать.
Воспитатель: как вы думаете, что этими словами хотел сказать автор?
( Ответы детей)
-Конечно, что в родном краю все прекрасно: растут красивые деревья и цветы, живут птицы и животные. А как можно одним словом назвать растения, животных , птиц, насекомых., это -… (природа).
- Некоторых диких животных и растений с каждым годом становится меньше. Их стали называть редкие.
-По какой причине животные, птицы, растения становятся редкими?
(Ответы детей).
- Правильно, из-за того что человек уничтожал леса и животных. Из-за загрязнения окружающей среды. Есть такие растения и животные, которых вообще больше нет.
- Когда люди поняли, что если не защищать, не беречь, не помогать животным и растениям, то и многие другие исчезнут с нашей планеты.
Тогда защитниками природы было принято решение объединиться и начать борьбу за сохранение нашей планеты. Они создали международный союз охраны природы и стали издавать Красную книгу.
А что такое Красная книга?
Дети: Красная книга - это книга, в которой записаны редкие и находящихся
под угрозой исчезновения животные, растения и грибы.
Воспитатель: В эту книгу и сейчас заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в защите. Для этого люди их подкармливают, спасают от жажды, а если животные заболели, то их стараются вылечить.
Для того, чтобы помочь выжить редким растениям и животным, люди так же создали специальные места, а вот как они называются, мы сейчас с вами выясним, разгадав кроссворд.
Кроссворд
|
|
|
| З | а | я | ц |
|
|
| р | ы | б | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
| П | ч | е | л | а |
|
о | с | т | р | О | в |
|
|
|
|
|
|
|
| В | е | т | к | а |
|
|
|
| в | Е | т | е | р |
|
|
| в | о | з | Д | у | х |
|
|
|
п | о | д | с | Н | е | ж | н | и | к |
с | н | е | г | И | р | ь |
|
|
|
| К | р | о | т |
|
|
1 Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
2 Бывает золотая, бывает в серебре,
Махает плавниками, и плавает в реке.
Рот свой открывает, но всегда молчит,
И с братьями своими никогда не говорит
(рыба)
3 домовитая хозяйка
пролетает над лужайкой,
похлопочет над цветком
и поделится медком.
4 Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров)
5 часть дерева с листьями (ветка)
6 За окошком завывает,
Тёплым, ласковым бывает,
Но и может всё на свете
Разломать, разрушить…(Ветер)
7 через нос проходит в грудь
и обратный держит путь,
он невидимый и все же,
без него мы жить не можем. (воздух)
8 на проталинке в лесу
первым встретил я весну,
я мороза не боюсь,
первым из земли пробьюсь.(подснежник)
9 Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(Снегири)
10 Он размером маловат,
От рожденья слеповат,
Но изрыл весь огород
В чёрной шубе – это ... (Крот)
В: Молодцы, ребята. Правильно все загадки отгадали. Какое ключевое слово по вертикали у нас получилось?
По вертикали образуется слово заповедник. Читающие дети называют это слово для всех.
Воспитатель: Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа.
- Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках? (там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты).
- Я предлагаю вам так же стать исследователями, и распределить животных, птиц, насекомых, рыб по видам.
Каждый из вас возьмет по одной картинке и разместит ее туда, где изображена схема животного, птицы, рыбы или насекомого.
Дидактическая игра «Звери птицы, рыбы».
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, Теперь мы смело можем отправляться в путешествие. В нашем с вами Алтайском крае есть заповедник "Тигирекский". В этом заповеднике живут животные и растут растения, занесенные в "Красную книгу". Туда мы и отправляемся.
Физминутка
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (Дети машут руками, словно работают лыжными палками.)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит. (Вращение туловищем вправо и влево.)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок -
Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
Головою мы вращаем,
Будто твёрдо отвечаем:
«Нет, не буду, не хочу!»
Это детям по плечу. (Вращение головой вправо и влево.)
Вот мы с вами добрались до места
(дети садятся на стулья)
Презентация
1 слайд.
Заповедник «Тигирекский» - один из самых молодых заповедников России. Учрежден в 1999 г(20 лет) для сохранения и изучения природных богатств. Расположен в южной части нашего края (расположен на территории Змеиногорского, Третьяковского и Краснощековского районов Алтайского края, в 30 км к югу от пос. Чинета и 70 км к западу от г. Змеиногорска).
На территории этого заповедника протекают реки, есть высокие горы, покрытые лесами В тайге растут лиственницы, березы, ели, сосны, кедры. Раньше здесь люди охотились на различных животных.
2 слайд
Сейчас охота в заповеднике запрещена. Посмотрите, как много животных нашли здесь свой дом. Вы узнали некоторых из них?
(Дети называют животных)
3 слайд
А сейчас расскажет о редком животном, солонгое, нам расскажет Соня Б.
Солонгой – это мелкое хищное животное. Солонгой меняет цвет в зависимости от сезона. Зимой шкурка становится тёмно-жёлтой до красно-коричневого на спине, и бледно-кремовой с белым под боками. Летом солонгои становятся серыми или серо-коричневыми. Питается солонгой различными мелкими зверьками и птицами, их яйцами и птенцами, ящерицами, лягушками, улитками и насекомыми.
4 слайд «Россомаха». Про это животное расскажет Артем Т.
Крупный представитель подсемейства куньих.. Вес варьируется в диапазоне от 11 до 19 кг] ), самки немного мельче по размерам и по весу. Длина 70—86 см, длина хвоста 18—23 см.
Внешне росомаха напоминает медведя или барсука: тело у неё приземистое, неуклюжее; ноги короткие, задние длиннее передних, из-за чего спина росомахи дугообразно изогнута кверху. Голова большая, морда удлинённая, затупленная спереди; хвост недлинный, очень пушистый. Ступни ног несоразмерно велики — 10 см в ширину и 9 см в длину, что позволяет росомахе легко передвигаться по глубокому, рыхлому снегу. Когти большие, крючковатые. Росомаха — стопоходящий зверь, то есть при движении ставит лапу на всю стопу, чем и обусловлена характерная для него косолапость при движении.
Зубы мощные, имеют острые грани. Мех у росомахи густой, длинный, грубый, имеет коричневый или коричнево-чёрный окрас с жёлтой или золотистой полосой, проходящей от макушки и далее по плечам и крупу.
5 слайд «Ласка»
На территории Тигирекского заповедника живет очень красивое животное ласка, о нем расскажет Захар Н.
6 слайд «Ушастый еж»
О маленькм интересном животном расскажет Ульяна К.
7 слайд «Кабарга» Лена П.
8 слайд « Летучая мышь» Саша А.
9 слайд
Не только звери, но и птицы живут вольготно в Тигирекском заповеднике. Здесь встречаются и очень редкие птицы
(дубонос) Катя Р.
Дубонос - это довольно крупные для семейства птицы — их длина составляет около 18 см. Одна из отличительных особенностей дубоносов — их массивный, острый клюв — средней длины, однако очень широкий (шириной почти с голову) и сильный.
Клюв конусообразный, не приплюснутый, с несколько более широким надклювьем, хорошо приспособлен для дробления твёрдых семян или косточек плодов, таких как черёмухи, жимолости, вишни .
Окраска контрастная — у вечернего и капюшонного дубоносов имеется сочетание чёрного, белого и ярко-жёлтого цветов, у обыкновенного дубоноса тона рыжие, охристые, белые, каштановые и чёрные.
Крылья средней длины, заострённые; первые три маховых примерно одной длины. Хвост довольно короткий, выемчатый.
10 слайд (обыкновенная зеленушка)
Длина тела 14—17 см, крыла 8,1—9,5 см, размах крыльев 26—30 см. Телосложение плотное, хвост короткий, с отчётливой выемкой. Клюв сильный конический. Общая окраска оперения оливково-бурая, с более светлым низом, на спине тёмные штрихи, поясница с жёлтым оттенком. У самок окраска более тусклая. На крыле видна ярко-жёлтая полоска.
Населяют разреженные леса, опушки, рощи с перелесками, сады и парки. Весной возвращаются с юга довольно рано, и вскоре распадаются на пары. В это время можно наблюдать токовые полёты самцов. Питаются как растительными, так и животными кормами. Летом они кормятся в основном насекомыми — жуками, муравьями и т. п., во вторую половину лета и осенью — ягодами, почками и семенами травянистых растений.
Форма полёта немного напоминает полёт летучей мыши. Прыгает с помощью обеих ног, летит быстро и совершает дуги в воздухе, перед приземлением некоторое время парит. Для пикирующего полёта резко взлетает, крутит на довольно большой высоте несколько кругов и с прилегающими крыльями устремляется вниз. В природе доживают до 13 лет.
В: Молодцы, ребята. Время нашего путешествия заканчивается, нам пора возвращаться в группу.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Вверх на солнце посмотрели (поднять руки вверх)
И нас лучики согрели (обнимают себя)
Вдруг навстречу волк идет (крадутся)
Хитро смотрит, спинку гнет (выгнуть спину)
Мы волчишку обхитрим
На носочках побежим (бег на носочках)
Отдохнули, порезвились
И домой мы возвратились (сели на стулья)
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? (в заповеднике).
- Для чего люди создают заповедники? (ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
Дети: нет, природу надо беречь и охранять везде
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Путешествие в заповедник"
Конспект НОД для детей подготовительной группы...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект НОД Путешествие по заповедникам Приморского края
Конспект НОД Путешествие по заповедникам Приморского края...
Конспект занятие на тему «Заповедник» в старшей группе
Цель: Познакомить детей с заповедниками нашей страны и активизировать словарь, развивать логическое мышление, внимание, через работу с картой, познавательный интерес через дидактические игры. Воспитыв...
Конспект ООД "Путешествие по заповедникам Забайкалья"
Систематизировать и расширять знания детей о крае, в котором они живут....
Конспект занятия «Путешествие по заповеднику «Оренбургский» группа общеразвивающей направленности детей 5 - 6 лет образовательная деятельность «Познавательное развитие»
Цель:Расширить знания детей о заповедных местах Оренбургского края....