Использование народного фольклора в изучении хакасского языка.
консультация
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научит чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагогов. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_narodnogo_folklora_v_izuchenii_hakasskogo_yazyka.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научит чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагогов. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Любить свою Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую родину. Педагоги нашего центра развития ребенка – детский сад «Сказка» используют в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми.
Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группах создали предметно - развивающую среду с предметами быта, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии.
Формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основных задач воспитания. В процессе усвоения родного языка дети познают окружающий мир, овладевают словарным составом речи, умением пользоваться им при общении с окружающим. Овладение родным языком облегчает обучение ребенка в школе.
«Программы обучения детей хакасскому языку» «Иркiчек» составитель М. С. Арчимаева нацелена на то, чтобы дать первые знания разговорной речи и приобщению к традиционной национальной культуре.
Для успешного освоения родного хакасского языка по программе отводится одно занятие в неделю во всех возрастных группах от 3 до 7 лет. Длительность занятий в младших группах 15-20 минут, в старших группах - 25-30 минут.
В нашем детском саду воспитание и обучение осуществляется на родном языке, что позволяет уже с дошкольного возраста приобщать детей к народной хакасской сказке. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.
Нельзя воспитывать в человеке уважительного отношения к другим языкам и культуре, если для него свой язык и культура белое пятно. Есть образное сравнение, что язык – это почва под деревом нации. Язык живет и развивается только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верование и этническое сознание. Именно самосознание является условием сохранения и обогащения языка. Владение только собственным языком придает черты нации, а значит, дает право полное использование языка во всех областях, в первую очередь в системе образования.
В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Воздействуя на детей через игру, педагог учит, формирует технику правильного произношения слов, игра способствует запоминанию новых слова, обозначающих предметы и действия.
На занятиях по родному языку используются дидактические игры: «Орта ада» – «Назови правильно», «Кем, хайда чуртапча?» - «Кто, где живет?», «Пу ниме?» - «Что это?», «Кем хайди тапсапча?» - «Кто как кричит?». Таким образом, через дидактические игры составляются словосочетания, небольшие предложения, на занятии присутствует игровой момент, играя, дети лучше познают свой родной язык.
Большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество. Педагоги включают в педагогический процесс хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. В драматизации небольших сказок у детей младшего возраста роль сказочницы берет на себя педагог, дети повторяют за ним текст сказки, а к концу года сами начинают пересказывать небольшие сказки. Старшие дошкольники при драматизации исполняют роли сказочных героев. Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. он играет роль только организатора и регулятора отношений.
На занятиях используются загадки. Загадки у хакасов называются «таптырастар». Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными. Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще сталкивается и которые ему интересны.
Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок.
Неотъемлемой частью народного фольклора являются частушки – тахпахи, колыбельные песни, песни хакасских композиторов. На музыкальных занятиях дети знакомятся с детскими песнями хакасских композиторов, сами их исполняют.
Ежегодно принимает участие в муниципальном конкурсе «Чылтызахтар» и занимаем призовые места.
Изучение родного языка с использованием народного фольклора создает неповторимую среду, которая действует на воображение, формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свою малую Родину, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.
Народный фольклор входит в душу ребенка, заставляя находить в памяти знакомые сказки, частушки (тахпахи, загадки (таптырастар, тем самым, выражая любовь к народному искусству, своему народу, малой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по изучению хакасского языка в средней группе ДОУ.
сохранение языкового наследия....
"Реализация образовательных проектов в группе с изучением хакасского языка"
Реализация образовательных проектов в группе с изучением хакасского языка Знакомство ребенка дошкольного возраста с культурным наследием родной страны является первым шагом в познании ...
"Игровые технологии в изучении хакасского языка с детьми дошкольного возраста"
Применение игровых технологий в изучении хакасского языка помогают дошкольникам в инетерсной, наглядной форме усвоить, запомнить и произнести слова....
Презентация опыта работы "Изучение хакасского языка дошкольниками"
Материал предоставлялся на республиканских педагогических чтениях в 2021г....
Методическая разработка Игровые ситуации в изучении хакасского языка
Доклад "Загадки как средство развития детей старшего дошкольного возраста"Презинтация " Игровые ситуации в изучения детей хакасскому языку...
Презентация педагогического опыта по изучению хакасского языка в детском саду.
Данная презентация обобщает педагогический опыт по изучению хакасского языка и создание языкаовой среды в группах общеразвивающей направленности детского сада. Основная направленность деятельности, пр...