Методическая разработка Игровые ситуации в изучении хакасского языка
методическая разработка (старшая группа)
Доклад "Загадки как средство развития детей старшего дошкольного возраста"
Презинтация " Игровые ситуации в изучения детей хакасскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад "Загадки как средство развития детей старшего дошкольного возраста" | 376.05 КБ |
Игровые ситуации в изучении хакасского языка | 104.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Загадки как средство развития словесного творчества детей 5-6 лет».
Цель: теоретическое изучение и применение загадок для развития словесного творчества детей 5 – 6 лет.
Объект исследования: развитие словесного творчества детей 5 – 6 лет.
Предмет исследования: загадки как средство развития словесного творчества детей 5 – 6 лет.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Охарактеризовать особенности развития словесного творчества детей 5-6 лет.
- Изучить теоретические основы использования загадок как средства развития словесного творчества детей 5-6 лет.
- Проанализировать перспективное планирование группы на предмет использования загадок детьми 5-6 лет для развития словесного творчества.
- Подобрать алгоритмы придумывания загадок с детьми 5-6 лет.
- Разработать и провести занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет с элементами придумывания загадок различных типов.
- Описать опыт использования загадок детьми 5-6 лет для развития словесного творчества.
- развития словесного творчества детей 5-6 лет.
- Проанализировать перспективное планирование группы на предмет использования загадок детьми 5-6 лет для развития словесного творчества.
- Подобрать алгоритмы придумывания загадок с детьми 5-6 лет.
- Разработать и провести занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет с элементами придумывания загадок различных типов.
- Описать опыт использования загадок детьми 5-6 лет для развития словесного творчества.
Методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение;
-эмпирические: наблюдение, описание педагогического опыта
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные конспекты занятий по развитию речи, перечень приёмов, направленных на развитие словесного творчества детей и алгоритм придумывания загадок различных типов могут быть использованы воспитателями ДОО и студентами педагогических колледжей в практической деятельности.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
1. Теоретические основы развития словесного творчества детей 5 – 6 лет посредством придумывания загадок
1.1 Особенности развития словесного творчества детей 5 – 6 лет
Словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, который возникает под влиянием восприятия произведений искусства и проявляется в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов.
По мнению исследователей (Е. И.Тихеевой, О.С.Ушаковой, Л.М.Гурович, А. Е. Шибицкой, О. Н.Сомковой, О. В. Акуловой и др.), словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах:
- сочинении стихотворений;
- сочинении собственных рассказов и сказок;
- творческих пересказах;
- придумывании загадок, небылиц
В формировании словесного творчества особое значение имеет понимание его особенностей, а также роли педагога в этом процессе.
Изучение особенностей формирования детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, благоприятствующие творчеству. Их можно разделить на стимулирующие и побуждающие условия
К стимулирующим условиям относятся следующие условия:
1.Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении. Этому способствуют прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг, праздники, развлечения. Ребенок получает массу впечатлений и у него появляется желание передать их в художественной форме.
2.Личность педагога. Если педагог обладает профессиональным мастерством, способностью творить и человеческим обаянием, он оказывает на ребенка огромное положительное влияние. Еще К.Д. Ушинский говорил, что никакие уставы и программы, как бы хороши они ни были, не подменят «живого источника влияния» самого педагога.
3.Развитие воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. По мнению А. В. Запорожца, именно в дошкольном возрасте необходимо интенсивно развивать творческое воображение поскольку в этот период оно обладает наивысшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
К побуждающим условиям относятся:
1. Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию. Взаимосвязь задач реально обогащает содержание обучения, создает благоприятные условия не только для усвоения детьми всех сторон родного языка, но и для реализации творческих возможностей, т.е. закладывает фундамент для словесного творчества детей.
2. Развитие поэтического слуха. По мнению О. С. Ушаковой, поэтический слух связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество. Его развитие помогает ребенку использовать полученные навыки и умения в самостоятельной деятельности - в словесном творчестве. В этой деятельности ребенок видит живое слово в действии, учится чувствовать и понимать слово в контексте.
На первом этапе дети под руководством педагога осваивают материал фольклора. Цель - создание у детей запаса известных произведении фольклора, усвоение тем, идей, содержания образов, выразительно-изобразительных средств, обогащение опыта новым художественным содержанием.
Для этого воспитатель должен использовать разные приемы: выразительное чтение и рассказывание, показ иллюстраций, беседу и так далее, т.е. приемы, воспитывающие у детей интерес к фольклору.
В младшем дошкольном возрасте - необходимостью назвать своим словом принципиально новый объект; в среднем и старшем дошкольном возрасте на первый план выступает ориентировочная и экспрессивная (эстетическая) функция. Ребенок начинает обыгрывать слова, создавая по несколько вариантов.
К пяти-шести годам словотворчество в речи детей начинает угасать. Это связано со снижением природного чутья к языку. Отмечается стремление ребенка говорить так, как говорят взрослые. Связать угасание детского словотворчества можно с тем, что ребенок уже довольно прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует.
Словотворчеству способствует развитие детского художественного творчества, в котором можно выделить три этапа.
На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего, т.е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.
Второй этап – сам процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога – помочь ему в этом.
Третий этап – завершающий, который характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольника становятся еще полнее, если он убеждаются в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.
1.2.Загадки, их виды
Загадка – выражение, требующее разгадывания. Загадка является жанром устного народного творчества.
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство, на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет.
Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.
Художественные средства, при помощи которых создаются загадки:
1.Метафора(«Голубой шатёр весь мир накрыл» – небо)
2.Антитеза (противопоставление)
(«Из живого – мёртвое, из мёртвого – живое»)
3.Отрицание
(«Не вода, а жидкое, не снег, а белое»)
Виды загадок:
1.Загадки-иносказания:
За тёмными лесами двое лебедей плясали. (серьги)
2.Загадки-описания:
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.(корова)
3.Загадки-вопросы:
Что на свете слаще всего?(сон)
4.Загадки-шутки
Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят…(папы)
5.Загадки с числами
Один льёт, второй пьёт, третий подрастает.
(дождь, земля, растения)
Темы загадок тоже разнообразны:
1. Небо, земля, явления природы:
Синенькая шубёнка весь мир накрыла.
2. О воде, реках, ручьях:
Что вверх корнем растёт?
3. О насекомых:
Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.
4. О птицах:
Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.
5. О животных:
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
6. О людях:
Не часы, а тикает.
Загадки:
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
Придумывание загадок - нелёгкое дело. Для этого детям нужно сначала научиться кратко описывать предметы и явления. Находить и выделять в них существенные качества, признаки, свойства. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Выделяют много способов составления загадок (около 9).
В процессе работы по обучению детей придумыванию загадок в ДОУ используются такие этапы работы.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИДУМЫВАНИЮ ЗАГАДОК НА СРАВНЕНИЕ ОТРИЦАНИЕ.
Выбирается объект, о котором будет придумываться загадка в зависимости от лексической темы недели; детям предлагается подобрать слова - признаки к этому объекту например: какой объект по форме, цвету, размету, вкусу, запаху и т. д. и обозначающих опорными картинками, расставляя их в столбик, один под другим или в ряд. Это может выглядеть примерно так:
Предлагается детям сравнить по перечисленным значениям признаков предмет с другими, похожим на него объектами. Дети говорят, что ещё бывает таким же, а педагог выставляет на доске заранее приготовленные картинки – опоры, напоминая детям о том, что каждый из них должен запомнить свое сравнение, а не использовать картинки – опоры или слова, придуманные другими детьми. Получается вот так:
Далее воспитатель просит детей сказать не просто на что похож предмет или чем отличается, а дать образную характеристику подобранному сравнению.
Например: не просто помидор, а созревший помидор, не просто камень, а огромный камень и т. д.
После этого воспитатель предлагает загадать каждому ребёнку свою загадку, вставляя при сравнении связки «Как» - если загадка на сравнение или «Но не» - если загадка на отрицание. В загадках на отрицание объекты предложенные детьми для сравнения на опорных картинках перечеркнуты.
В итоге могут получиться такие загадки:
-на сравнение:
Круглый, как яркое солнышко,
Красный, как созревший помидор,
Сладкий, как цветочный мёд,
Тяжёлый, как огромный камень.
-на отрицание:
Круглый, но не яркое солнышко,
Красный, но не созревший помидор,
Сладкий, но не цветочный мёд,
Тяжёлый, но не огромный камень.
Так же для придумывание загадок на сравнение или отрицание можно использовать и другие опорные схемы-картинки (перечёркнутые – отрицание, не перечёркнутые - сравнение). В результате могут получиться такие загадки:
1. Составление опорной таблицы вида:
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
Например:
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила Трава |
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила Трава | Нельзя лазить Не пилит Не растёт |
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растёт.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИДУМЫВАНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК.
Для придумывания загадок такого характера используется такая же последовательность работы, что и при составлении описательных рассказов о предметах.
Во вводной беседе педагог вместе с детьми рассматривает все изучаемые по лексической теме объекты, вспоминаются их характерные и отличительные особенности (строение, окраска, качество, назначение и пр.) Затем педагог сообщает детям цель занятия: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать загадки о …» Далее педагог вместе с детьми рассматривает опорные картинки для составления загадки, выложенные по кругу, в центре круга – знак вопроса /как предлагают и /– здесь спрятана отгадка. Каждый ребёнок сам определяет, о каком объекте он будет составлять загадку. И используя в качестве наглядной опоры предложенные педагогом опорные картинки и устный план, составляет загадку об объекте.
Для составления загадки можно использовать разное количество опорных картинок. Всё зависит от возраста и индивидуальных возможностей детей. Красные стрелочки указывает, с какой картинки и в какой последовательности следует составлять описание объекта.
ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ ДЛЯ ПРИДУМЫВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК
Например загадки о птицах.
План составления загадки:
-какая это птица: домашняя, перелётная или зимующая (обобщающее значение);
-части тела птицы;
-окраска;
-чем питается;
-как подаёт голос;
- как называется жилище.
Обучение дошкольников придумыванию описательных загадок, а также загадок на сравнение и отрицание, с использование опорных картинок позволяет формировать у детей образную выразительность речи, а педагогу поддерживать активность и интерес воспитанников на протяжении всего занятия.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
- Практическое применение придуманных загадок, как средства развития словесного творчества детей 5 – 6 лет
- Описание базы практики
В период написания практической части выпускной квалификационной работы мы проанализировали перспективное планирование деятельности воспитателя на предмет использования загадок детьми 5-6 лет для развития словесного творчества. Так как развитие словесного творчества включает все направления работы над словом: лексическое, грамматическое, фонетическое, воспитатель старшей группы считает, что необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагает старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок.
В работе с детьми по развития словесного используют иллюстрации, картины. Они помогают понять произведение, а также словесное рисование близко к вопросам на воображение.
Также для развития словесного творчества воспитатель использует повторное чтение всей сказки и ее эпизодов. Воспитатель задает вопросы на активизацию в памяти детей различных эмоциональных эпизодов (грустные, веселые, страшные, красивые и т.д.), а также используют театрализации, драматизации, инсценирования.
Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.
Загадки периодически используются также в изобразительной деятельности. Иногда образовательная деятельность по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок.
Загадки широко используются как исходный подсобный материал для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда, мебель, т. д.) и видовые (мухомор, мак, чашка, стол) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейшие обобщения. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал.
Упражнения типа «Кто лишний и почему?» также помогают в классификации предметов. Дети отгадывают 3 – 4 загадки: одну о животных, остальные о птицах.
Описав базу практики и проанализировав работу воспитателей старшей группы в МБДОУ Абаканский детский сад «Дашенька» можно убедиться в том, что в МБДОУ Абаканский детский сад «Дашенька» учебный материал, техническое оснащение соответствуют требованиям ФГОС ДО. Однако мы пришли к выводу, что для развития словесного творчества в ДОО очень редко используются загадки, а именно их придумывание, а ведь использование в работе с дошкольниками придумывания загадок открывает широкие перспективы для формирования и обогащения словаря. Это объясняется такими особенностями загадок, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи, традиционность и импровизационность.
Таким образом, перед нами встала задача составить алгоритм придумывания загадок с детьми 5-6 лет и разработать и апробировать технологические карты занятий по речевому развитию детей 5-6 лет с использованием алгоритма придумывания загадок.
2.2.Алгоритм придумывания загадок
Придумывание загадок - нелёгкое дело. Для этого детям нужно сначала научиться кратко описывать предметы и явления. Находить и выделять в них существенные качества, признаки, свойства. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться.
В ходе написания практической части работы нами был составлен алгоритм придумывания загадок по технологии ТРИЗ.
Алгоритм составления загадок о технологии ТРИЗ
Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»
Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».
II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам
Первая модель:
1. Составление опорной таблицы вида:
«Какая? (какой?, какое?)» | «Что такое же? » |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
СОЛНЦЕ
Загадки:
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Но, при прохождении государственной преддипломной практики было выявлено, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.
А конкретно выявились следующие проблемы:
- невнимательно слушают текст загадки;
-не запоминают полностью содержание загадки;
-полностью или частично не понимают текст загадки;
-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, было решено научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ (Приложение № 1)
Формы работы с детьми по составлению загадок:
- Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
- Составление и загадывание загадок детьми друг другу в двух командах или подгруппах.
- Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
Когда алгоритм составления загадок усвоен, детям предлагаем следующие формы работы:
-составляем загадки коллективно для одного отгадывающего,
-сочиняем загадки для подгруппы детей,
-разбиваем детей на команды и организовываем соревнования между командами,
-предлагаем составить загадки дома и подключить к домашней работе родителей (предварительно провела консультацию по данной теме с родителями и научила их составлять загадки; в данном случае необходимо выдать детям бланки с моделями домой),
-для самостоятельной работы дошкольника над загадкой необходимо обеспечить его схемами-моделями, карточками для выбора объектов, признаков и действий, цветными карандашами или фломастерами.
Таким образом, загадка - настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
При анализе литературных источников по теме исследования нами было выявлено, проблема развития словесного творчество ребёнка дошкольного возраста сегодня - одна из актуальных. Одним из эффективных средств развития словесного творчества являются загадки.
В ходе преддипломной практике на базе МБДОУ Абаканский детский сад «Дашенька» нами была организована работа по использовании загадок как средства развития словесного творчества детей 5 – 6 лет.
За период практики нами были разработаны и апробированы четыре конспекта занятий, в процессе которых учили детей придумывать загадки
С детьми работа по придумыванию загадок строиться в несколько этапов. На первом (подготовительном) этапе перед тем как провести занятие мы применяли игры и творческие задания для развития образности речи. С помощью таких заданий учили детей выделять и называть признаки и действия объектов, узнавать объекты по описанию, подбирать синонимы и антонимы, называть различные значения одного признака, сравнивать объекты по заданному признаку и т.д.
Например: упражнение «Цепочка». Цель – учить детей выделять признаки объектов.
Мы давали детям картинки с изображением объекта или сам предмет. Они называли его и передавали следующему, а тот называл какой-либо признак данного объекта и передавал далее. Далее назвали как можно больше признаков.
«Угадай по описанию». Цель – учить детей по описанию называть объект.
Мы одному ребенку показывали картинку с изображением объекта. Ребенок описал этот объект, а остальные играющие догадались, о чем идет речь. Первый, кто отгадывал, становиться ведущим.
«Выбери признак, который есть у других объектов». Цель – учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объектов.
Называли объект. Дети называли значения признаков этого объекта. Из названого выбирали одно характерное и одно специфичное значение. Например, «карандаш тонкий, простой».
«Назови значение признака». Цель – учить подбирать разные значения одного признака.
Мы называли признак, а дети должны были назвать различные его значения. Например, цвет – красный, желтоватый, искрящийся, теплый и т.д. Можно привязать данное упражнение к описанию какого-то конкретного объекта.
Также на данном этапе с помощью «Волшебников» (глаза, нос, язык, уши, кожа) мы уточняли, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств. Здесь применяли различные игры и задания, соответствующие пяти способам описания объектов:
«Я вижу»
«Я слышу звук»
«Я чувствую запах»
«Я пробую на вкус»
«Я ощущаю руками и лицом»
На первой неделе согласно тематическому планированию было организовано занятие на тему «Весна», в ходе данного занятия проводили работу по составлению сравнений, используя модель, предложенную Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н.:
-мы называли какое-либо явление(дождь, трава, солнце);
-обозначали его признак (по цвету);
-дети определяли данное значение со значением признака в другом.
Ступени составления сравнений:
1.«Солнце по цвету искрящееся, такое же по цвету искрящееся , как драгоценности»
2. «Солнце искрящееся, как драгоценности»
Вначале у детей получались очень громоздкие сравнения. На второй ступени название признака объекта опускается, называется только его значение. А на третьей ступени второй объект дополняется определениями. В итоге дети выдавали такие красивые фразы:
«Облако пушистое, как белое лебединое перо» (Алена И.)
«Солнце теплое, как мамины руки» (Ульяна А.)
В своей работе использовали три основные модели составления загадок.
Загадки составляли по следующему алгоритму:
1. Выбираем объект для придумывания загадки.
2. Выбираем одну из трех моделей, с которой будем работать.
3. Подбираем необходимые характеристики данного объекта и сравниваем его с другими объектами.
4. Выбираем наиболее удачные сравнения.
5. Связываем все сравнения в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6. Выразительно читаем (рассказываем) загадку.
Например на второй неделе нами было организовано занятие на тему «Цветы».
Приведем пример работы над составлением загадки про колокольчик по модели 1:
- Какой колокольчик по цвету? (голубой лесной цветок и т.д. – выбирается наиболее подходящее слово и заполняется верхняя строка левого столбца)
- Если он голубой, то что (кто) еще бывает таким же? (небо – заполняется соответствующая строка правого столбца)
- Какой колокольчик по внешнему виду? (похож на звездочку)
- Какой по размерам? ( маленький – заполняем нижнюю строку левого столбца)
- Что или кто бывает таким же? – заполняем соответствующую строку правого столбца.
Модель 1 обретает такой вид:
Какой? | Что (кто) бывает таким же? |
но не, как | |
Голубой | Небо |
Звенит | Звонок |
Звездочка | Но не на небе |
Соединив левую и правую части модели с помощью слов «но не» или «как» получаем загадку:
Голубая звездочка, но не на небе,
Звонок висит,
Никогда он не звенит.
На третьей неделе мы организовали занятие на тему «Космос». Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан в соответствии с Основной общеобразовательной программой и годовым комплексно-тематическим планированием.
Детские загадки про космос раскрывали перед детьми тайны космоса и помогали узнать больше о планетах солнечной системы.
В ходе занятья выбирался объект, о котором будет придумываться загадка, в нашем случае это были: луна, солнце, звезды. Детям предлагали подобрать слова - признаки к этому объекту например: какой объект по форме, цвету, размету и обозначали их опорными картинками, расставляя их в столбик, один под другим или в ряд.
Предлагали детям сравнить по перечисленным значениям признаков предмет с другими, похожим на него объектами. Дети говорили, что ещё бывает таким же, а мы выставляли на доске заранее приготовленные картинки – опоры, напоминая детям о том, что каждый из них должен запомнить свое сравнение, а не использовать картинки – опоры или слова, придуманные другими детьми.
Далее мы просили детей сказать не просто на что похож предмет или чем отличается, а дать образную характеристику подобранному сравнению.
Например:
Желтое, но не цыпленок, и Желтое, но не пушистый цыпленок,
Круглое, но не мяч, Круглое, но не резиновый мяч,
Горячее, как утюг. Горячее, как нагретый утюг.
После этого мы предлагали загадать каждому ребёнку свою загадку, вставляя при сравнении связки «Как» - если загадка на сравнение или «Но не» - если загадка на отрицание. В загадках на отрицание объекты предложенные детьми для сравнения на опорных картинках перечеркнуты.
В итоге могут получиться такие загадки:
-на сравнение:
Круглое, как яркий мяч,
Белое, как бумага,
Светит, как солнце.
-на отрицание:
Круглое, но не мяч,
Белое, но не бумага,
Светит, но не солнце.
Так же для придумывание загадок на сравнение или отрицание можно использовать и другие опорные схемы-картинки (перечёркнутые – отрицание, не перечёркнутые - сравнение).
На четвертой неделе организовали занятие на тему «Домашние животные». Для составления загадки использовали разное количество опорных картинок. Красные стрелочки указывали, с какой картинки и в какой последовательности следует составлять описание объекта.
Например
План составления загадки:
-какое это животное домашнее или дикое(обобщающее значение);
-части тела;
-окраска;
-чем питается;
-как подаёт голос;
- как называется жилище.
После проведенных занятий, когда алгоритм составления загадок детьми был усвоен, предлагали следующие формы работы:
-составляли загадки коллективно для одного отгадывающего,
-сочиняли загадки для подгруппы детей,
-разбивали детей на команды и организовывали соревнования между командами,
-предлагали составить загадки дома и подключали к домашней работе родителей;
-для самостоятельной работы дошкольника над загадкой обеспечивали его схемами-моделями, карточками для выбора объектов, признаков и действий, цветными карандашами или фломастерами.
С помощью малых форм фольклора, а именно загадок можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основным содержанием речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
В работу по составлению загадок, мы активно привлекали родителей. Знакомили их с методикой составления загадок. Давали рекомендации. В уголке для родителей записывали самые интересные загадки, составленные детьми в течение дня. Предлагали составить загадки дома, используя бланки с моделями. Сочиненные дома новые загадки и изображения отгадок родители с детьми «поселяют» в загадочные домики. Семьи создавали своими руками книги-сборники загадок.
Обучение дошкольников придумыванию описательных загадок в ходе нашей работы, а также загадок на сравнение и отрицание, с использование опорных картинок позволил сформировать у детей образную выразительность речи, развить словесное творчество детей, а нам поддерживать активность и интерес воспитанников на протяжении всего занятия. На основании вышеизложенного можно сказать, что цель достигнута, задачи реализованы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение ситуативно-игровых ситуаций в изучении хакасского языка Для обучения хакасскому языку детей, мы создаем различные игровые ситуации, ролевые игры. Они моделируют ту или иную реальную и воображаемую детскую потребность общения. Игровые ситуации можно успешно использовать при организации ознакомления с новым языковым материалом, при повторении и закреплении. Также могут с успехом использоваться при работе над развитием монологической и диалогической речи. Они предполагают выполнение ребенком ролевого поведения. При организации игр можно руководствоваться такими рекомендациями: Игры, могут быть частью образовательной деятельности или проводиться в один из режимных моментов. Игра должна проводится неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность осмыслить, поставленную задачу. Через игровые ситуации ребенок вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, её перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе игры формируются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие качества личности ребенка. Предлагаем вашему вниманию игровые ситуации по теме «Лесные жители»
Игровая ситуация « Тулгун i н тореен кун i » («День рождение лисы») Состер : тореен кун, изеннер , анымчох , алгыс ; чирче , сомнах , тадылыг , айах , азраннар , чай i зерге , одырнар .
Игровая ситуация « Зоопарксар парчабыс » («Поездка в зоопарк») Состер : Аба, хозан , тулгу , пуур , пулан , киик , ингел i г порсах , порсах , чохыр ан; Чорче ( лер ), азранча ( лар ), сег i рче ( лер ), узупча ( лар ), чатча ( лар ), турча ( лар ), чугурче ( лер ), одырча ( лар ); Талтыг , хортых , койт i г, чоон , к i ч i г, тарыстыг ,
Игровая ситуация « Аннар » («Лесные звери») Состер : Аба - талтах азах, тирiс тон, тайға ээзі , чоон ан; Хозан – узун хулах, ах тон, хортых , сег i рче , к i ч i г ан, хысхачах хузурух ; Тулгу – койт i г, позырах тулгу , койт i г чорче , узун хузурух ; Пуур – узун хузурух , хуба сарығ пÿÿр , чугурче ;
Игровая ситуация « Хортых хозанах хайда тулгуден чазынча ?» («Зайка где прячется от лисы?») Состер : агас кист i нде , хар алтында , хар устунде , чазынча ;
Игровая ситуация « Аннар хайдаг тамах хынчалар ? («Звери какую пищу любят?») Хозан хынча агас , морковка, капуста, кок от; Тулгу хынча ит ; тулгу аннап чорче ; Пуур хынча ит ; пуур аннап чорче ; Аба хынча моот , аба чистег i ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по изучению хакасского языка в средней группе ДОУ.
сохранение языкового наследия....
Методическая разработка: игровая ситуация "На день рождение к коту Леопольду".
Использование методов и приемов ТРИЗ в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство развития мышления....
Собственная методическая разработка игровой ситуации «Новый год у ворот» во второй младшей группе
Это игровая ситуация способствует развитию памяти ,наблюдательность, речевую активность, а также учит выделять предметы из группы и отличать их по величене. Воспитывает любознательность и сообразитель...
"Реализация образовательных проектов в группе с изучением хакасского языка"
Реализация образовательных проектов в группе с изучением хакасского языка Знакомство ребенка дошкольного возраста с культурным наследием родной страны является первым шагом в познании ...
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.Опора на крас...
"Игровые технологии в изучении хакасского языка с детьми дошкольного возраста"
Применение игровых технологий в изучении хакасского языка помогают дошкольникам в инетерсной, наглядной форме усвоить, запомнить и произнести слова....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игровой ситуации по теме: "Наша армия сильна!"
Материал посвящен патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности....