Особенности организации работы по изучению хакасского языка в средней группе ДОУ.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

сохранение языкового наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ивандаева Эльвира Петровна

Воспитатель, МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик»

Особенности организации работы по изучению хакасского языка в средней группе детского сада.

При изучении иностранного языка, мы задаемся вопросу, когда лучше начать изучать язык и каким способом это сделать? Да хоть с пеленок … Конечно при условии, если найдется кто-то желающий заниматься с вашим ребенком. Известно, что дети при прочих равных условиях быстрее овладевают языком, чем взрослые. И если вы решили обучать ребенка, например с четырехлетнего возраста, то это должно быть не в виде уроков двух-трех раз в неделю, а происходить постоянно, в естественных ситуациях, каждый день. Это должны быть люди, которые много времени проводят с ребенком и имеют с ним хороший контакт. Главное, чтобы детям это было в радость. В противном случае у ребенка разовьется масса комплексов, и даже в более старшем возрасте он уже не захочет учить иностранный язык, в нашем случае хакасский язык. В работе с детьми среднего возраста огромное значение имеет личность педагога. Ведь маленькому ребенку все равно, какой язык учить. Ребенку должно быть интересно с педагогом, он должен тянуться к общению с ним.

 На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Между четвертым и пятым годами жизни ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не сможет с такой легкостью запоминать самый разнообразный материал. Память ребенка четвертого года жизни и начало пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой.

 Важной проблемой на сегодняшний день является обучение хакасскому языку в дошкольных учреждениях. Ведь на сегодняшний день даже дети хакасской национальности не знают свой родной язык,  поэтому приходиться обучать самому элементарному (звукам, произношению слов и т.д.)

Основной формой обучения хакасскому языку является непосредственно образовательная деятельность. Главная цель этой деятельности – создать условия для речевой активности детей, стимулирования разговорной  речи,  правильности произношения хакасской  речи.

Планируя работу по обучению детей хакасскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско-хакасского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми хакасского языка. Каждое занятие с детьми предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

Структура занятия с детьми может быть следующей:

- организационный момент;

- проблемная ситуация;

- фонетика - артикуляция звуков хакасского языка, произношение звуков в хакасских словах, игры и упражнения на закрепление звуков;

- лексика - закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;

- связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ художественных произведений;

- грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм;

- игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.

Все основные методы обучения подкрепляются соответствующими наглядными примерами - показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы хакасское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов), но и осязание (потрогать предмет), обоняние (понюхать), вкус. Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению хакасского языка детьми. Демонстрация предметов в натуре или их изображение на картине делает занятие живым, интересным.

В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного хакасского произношения, устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии должно проводиться 2 - 3-х минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме игр «Эхо», «Часы», «Цепочка» и др..

Для закрепления новых слов на каждом занятии широко используются разнообразные игровые упражнения и ситуации. Вот, к примеру, игра «Расставим кукле мебель» (закрепление названий предметов мебели). На столе у воспитателя - кукла, детская мебель, машина. Воспитатель: «Дети, наша кукла Тарина переехала на новую квартиру. Она купила себе новую мебель. Мебель привезли на машине. Поможем Тарине разгрузить мебель» (вызывает по очереди детей и предлагает им найти в машине нужную вещь). Эффективный метод обогащения словарного запаса детей - игры-драматизации по сюжетам стихотворений, хакасских народных сказок, произведений хакасских писателей, которые способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты. В таких играх хотят участвовать даже молчаливые и малоактивные дети. Также дети легко усваивают лексику и грамматику, драматизируя эти сказки на хакасском языке.

На занятиях обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т. д.) Отобранная лексика носит конкретный характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира, название типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на русском языке. Лексика вводится постепенно небольшими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации в игре.

Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с русским языком. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого мы используем специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения. Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.

Работу по обучению хакасскому языку проводим и в свободное от занятий время через совместную и самостоятельную деятельность. С целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и навыки хакасской разговорной речи, которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.

Работа с родителями имеет не маловажную роль. Вопросы по изучению хакасского языка озвучиваются на  родительских собраниях, на консультациях, в мастер–классах, в рамках проведения тематических недель, на открытых просмотрах непосредственно образовательной деятельности. В течение года родители принимают активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей систематически размещается информация по интересующим их вопросам обучения хакасскому языку.

Список литературы:

  1. С.А.Ахпашева, Н.В.Судочакова «Иркечек» (хакас тiлiнiн програмазы)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  3. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Методическое пособие- Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004.
  4. «Детство»:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Бабаевой Т.Н., Михайловой З.А.., Гогоберидзе А.Г. издательство «Детство- пресс», 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация работы с семьей воспитанников младшей и средней группы.

ДатаТематикаФормы проведенияОтветственный1234сентябрь«Познай себя, как родителя» Какие мы родители.  Родительское собрание.      ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба".

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Организация работы по речевому развитию дошкольников в средней группе тема: "Дружба"....

"Реализация образовательных проектов в группе с изучением хакасского языка"

Реализация образовательных проектов в группе с изучением хакасского языка Знакомство ребенка дошкольного возраста с  культурным наследием родной страны является первым шагом в познании ...

Использование народного фольклора в изучении хакасского языка.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.Опора на крас...

Презентация опыта работы "Изучение хакасского языка дошкольниками"

Материал предоставлялся на республиканских педагогических чтениях в 2021г....

Проект "Шэдитэ бээлэй" по изучению бурятского языка в средней группе (методическая разработка)

По теме «Моя одежда» для средней группы был собран материал. И этот материал решили применить в проекте «Шэдитэ бээлэй - Волшебные варежки». Материал сформирован как книжка-мал...

Статья "Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша в средней группе".

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Использование логических блоков в играх позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование инфор...