«Лыжной тропой мы к здоровью идём»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Титова Мария Ивановна

Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
                                                 Анатолий Васильевич Луначарский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lyzhi.docx198.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Лыжной тропой мы к здоровью идём»

                                                             Титова Мария Ивановна,                    

                                                                 инструктор по Физической культуре

                                                                                       МБДОУ ЦРР ДС № 3 «Петушок»

Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
                                                Анатолий Васильевич Луначарский

           Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна.

Наряду с общей  одарённостью рассматриваются  и различные виды детской одарённости: музыкальная, математическая, социальная, физическая и другие.

Уже в дошкольном возрасте дети отдают предпочтение тем или иным видам спорта: кто-то гимнастике, борьбе, теннису, плаванью, а кто-то выбирает лыжи и коньки. И нередко посвящает этому всю жизнь. F:\Фото физра\Фото0691.jpg

Лыжный спорт  в нашем городе и регионе – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети  в парковой зоне передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности. Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, ритмичное постоянное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах  так же положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все группы мышц и особенно мышцы спины, а это большой плюс для будущих школьников.

Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Благодаря регулярным занятиям на лыжах,  уменьшаются и простудные заболевания у детей, показатели индекса здоровья последние годы в нашем ДОУ значительно выше среднего по городу.  Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.

    Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Лыжные прогулки в парковую зону способствуют возникновению чувства любви к окружающему, будят мысль и желание узнать что-то новое, интересное о своем крае.  Такой подход подразумевает, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать её, а с другой развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения. Для развития исследовательских способностей детей изучению природы отводится особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них  очень важно и естественно.  Пройдя  по специализированной лыжне в паровой зоне, дети    устанавливают причинно-следственные связи, а  попутные наблюдения обогащает ребенка знаниями, учат его анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает и все это оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка, развитие его человеческих, социальных качеств.

       Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т.п.). Лучше всего занятия   проходят при температуре воздуха -8-12, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге.  Нередко при температуре воздуха -3 -5 и сильном ветре занятия с детьми оказываются невозможными, так как сильный ветер способствует потере тепла организмом. Конечно, это можно предотвратить непрерывной, напряженной физической деятельностью, но маленьким детям нельзя предъявлять таких требований, они быстро устают, начинают капризничать. Необходимо учитывать атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам[1]. Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит и от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег – это давно выпавший и несколько слежавшийся. Большое количество снега утомляет детей, затрудняет ходьбу на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация движений, дети с трудом удерживают равновесие, часто падают. Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10 – 12часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения.  Лыжные прогулки проводятся в тоже время. Основной целью вводной части занятия  является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. [2] Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или  провожу с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки) , «След в след» (ходьба друг за другом) [3].Можно провести пробежку по склону (15-20м вверх и вниз) или игру «Сделай пять шагов с закрытыми глазами, повернись и не открывая глаз, вернись на прежнее место», «Кто скорее к своим лыжам» и т.д.  Пробежка должна чередоваться с ходьбой.  

               Глубокий рыхлый снег осложняет  движения детей, и поэтому необходимо выбирать нужное место для пробежки или заменить их подвижными играми, для проведения которых требуется немного места. С детьми 5 -7 лет занятия проводятся со всей группой. Продолжительность лыжных занятий   в старшей группе  20-30 минут,  в подготовительной  30-35 минут. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах. Выезды  в парковую зону  с детьми старшей и подготовительной групп вместе с переездами, подготовкой лыж и лыжных креплений занимают от 1ч. 30 мин. до 1 ч. 50 мин. Такая дозировка не вызывает утомления, дети легко переключаются на обычные игры. В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль  за  детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающего утомления. Кроме того, старшие дети (особенно мальчики) склонны к переоценке своих сил и возможностей, нередко затевают соревнования, бег наперегонки, а это как раз и приводит к нервному и физическому переутомлению. Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей [1]и должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитию личности ребенка. В содержание педагогической работы с детьми  в помещение , активно включаем элементы  подготовительной практики детей, а также дидактические игры, способствующие поддержанию интереса детей к спорту и приобщению к здоровому образу жизни.  Свежий воздух, созерцание зимнего пейзажа, постоянная смена ландшафта, спокойные и размеренные движения способствуют устранению негативных переживаний, нормализуют и стабилизируют настроение. Считаю, что правильные организация и методика занятия лыжами обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, поэтому в свою деятельность по физической культуре включаю обучение детей ходьбе на лыжах и рекомендую это своими коллегами.

       Уже стало хорошей традицией участие наших дошкольников  в городских мероприятиях, таких как «Открытие и закрытие лыжного сезона», «Лыжня России», и что очень радует нас, педагогов, с каждым годом количество участников становиться все больше и больше.

Список используемой литературы:

  1. Антонова О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания. – Москва Просвещение 1999.
  2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – Москва Просвещение 1981.
  3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва Просвещение. 1983.
  4. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. –   Москва Просвещение 1973.

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лыжные прогулки для здоровья детей!

В консультации описана  важность лыжных прогулок для здоровья детей, как подобрать ребёнку лыжи и т.п...

Зимние забавы, День здоровья, "Лыжня России"

Зима властвует на земле, но ничего не мешает нашим детям проживать зимние деньки с увлечением, задором, интересом и незабываемыми впечатлениями. Своим задором дети вдохновляют и своих родителей вернут...

Сценарий осеннего праздника «По лесной тропинке в лес идём гулять»

Цель: - Создание условий для формирования социально-личностных качеств дошкольников через включение их в различные виды деятельности.Задачи:- Развитие у дошкольников воображения, мыслительной дея...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в группе тема недели: Неделя лыжного спорта («Лыжня России» - всероссийская массовая лыжная гонка 09.02.2020)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в группе №12 комбинированной направленности 5-6 лет)  на неделю 03.02.20-07.02.2020 Тема надели: Неделя лыжного спорта («Лыжня России...

Проект «Природная тропа –дорога к здоровью» (здоровьесберегающие технологии)

Анализ состояния здоровья наших воспитанников показал, что при наших природных условиях; холодная зима и осень, дождливое и холодное лето; сокращённое время пребывания детей на свежем воздухе, отсюда ...

«Очень здорово живём, за здоровьем мы идём!»

Сценарий праздника здоровья в старших группах...