Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
материал (старшая группа)
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности
«Мы – исследователи»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_my_issledovateli_2019g.docx | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Согласовано: Утверждаю:
Зам.зав.поВМР МБДОУд/с№14 Заведующий МБДОУ д/c№14 ____________ Е.М.Шорникова ______________ Д.В.Буйнова
«___»_________________2019г «___»________________2019г
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности
«Мы – исследователи»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
Руководители:
воспитатель 1 кв. категории
Тетерина А.С.
воспитатель 1 кв. категории
Анохина Е.С.
2019 г.
Пояснительная записка
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы и замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Цель программы – развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
- Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать умственные способности детей.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формы работы:
- образовательная деятельность
- экскурсии,
- проведение опытов,
- игры,
- совместная и самостоятельная деятельность
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
- Устав ДОУ
- Программа развития ДОУ
- Положение о работе кружковых объединений
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ
- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
Принципы обучения:
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе применяются следующие методы обучения:
- информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;
- игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;
- наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;
- практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование) в интерактивной детской лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Ожидаемый результат
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.
Каждый воспитанник должен уметь:
- выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предложить возможные решения;
- проверить эти возможные решения;
- сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
- применить выводы к новым данным;
- сделать обобщение.
Показателями результативности реализации программы кружка
является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сетка кружковой деятельности и режим работы.
Деятельность проводится во второй половине дня в интерактивной детской лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Длительность деятельности 25-30 минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет
Режим работы:
Структура проведения игры - эксперимента:
- постановка, формулирование познавательной задачи;
- уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- проверки итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
- 8 сцен цифровой лаборатории посвященные разным темам (по количеству датчиков): температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Сентябрь
1. Беседа «Кто такие ученые?»
Цель: уточнить представление о том, кто такие ученые, о необходимости проведения опытов и экспериментов.
1. Эксперимент «Знакомство с микроскопом»
Цель. Формировать знания детей об увеличительных приборах: лупа и микроскоп, развивать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, развивать умение сравнить увеличение предмета через микроскоп и через лупу, воспитывать любознательность, аккуратность, внимание.
Октябрь.
2. Эксперимент «Почему дует ветер?»
Цель. Формировать у детей знания о причинах возникновения ветра: движение воздушных масс; уточнять представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.
3. Эксперимент «Воздух работает»
Цель. Формировать у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.); развивать умение делать выводы из наблюдений.
4. Эксперимент «Воздух сжимается и расширяется»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
5. Эксперимент «Вода - невидимка»
Цель. Формировать у детей знания о свойствах воды: она прозрачная, без запаха льется, в ней растворяются некоторые вещества
Ноябрь.
6. Эксперимент «Изменение Температуры»
Цель: Сформировать и закрепить полученные знания о температуре
7. Эксперимент «Вода — растворитель. Очищение воды»
Цель. Сформировать у детей знания веществ, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
8. Эксперимент «Надувание мыльных пузырей»
Цель. Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь; развивать любознательность.
9. Эксперимент «Испарение»
Цели. Формирование представлений об испарении воды — превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: вода — пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.
10. Эксперимент «Конденсация»
Цель. Формирование представлений о конденсации воды — превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.
Декабрь.
11. Эксперимент «Взаимодействие воды и снега»
Цели. Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.
12. Эксперимент «Лед — твердая вода»
Цели. Формировать представления детей о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».
13. Эксперимент «Изготовление цветных льдинок»
Цель. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
14. Эксперимент «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Цель. Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Январь.
15. Эксперимент «Какие предметы могут плавать?»
Цель. Сформировать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
16. Эксперимент «Свет вокруг нас»
Цель. Формировать у детей умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.
17. «Уличные тени»
Цель. Формировать у детей представления о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.
Февраль.
18. Эксперимент «Что отражается в зеркале?»
Цель. Сформировать у детей представление о понятии «отражение», найти предметы, способные отражать.
19. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель. Сформировать у детей представление о причинах возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
20. Эксперимент «Родственники стекла»
Цели. Учить детей узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Развивать умение сравнивать их качественные характеристики и свойства.
21. Эксперимент «Легкий — тяжелый»
Цели. Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).
Март.
22. Эксперимент «Ткань: ее качества и свойства»
Цель. Сформировать у детей умение узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства.
23. Эксперимент «Бумага: ее качества и свойства»
Цели. Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги
24. Эксперимент «Дерево: его качества и свойства»
Цели. Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять ее качества и свойства.
25.«Эксперимент «Испытание магнита»
Цель. Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Апрель.
26. Эксперимент «Два магнита»
Цель. Выявить особенность взаимодействия двух магнитов — притяжение и отталкивание
27. Эксперимент «Песок и глина. Сыпучесть»
Цель. Формировать у детей умение сравнивать песок и глину, выявить свойство песка — сыпучесть.
28. Эксперимент «Песок и глина. Рыхлость»
Цель. Формировать у детей умение детей сравнивать песок и глину, выявить свойство песка — рыхлость
29. Эксперимент «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды»
Цель. Сформировать у детей представление о необходимости воды для роста и развития растений
Май.
30. Эксперимент «Проращивание семян в блюдце с водой и без воды»
Цель. Выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития семян
31. Эксперимент «Можно ли менять форму камня и глины»
Цель. Сформировать у детей представление о свойствах глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
32. Тема «Изготовление ветрячка – вертушки»
Цель. Закрепить знания о движении воздуха, развивать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.
33. Тема «Забавные фокусы»
Цель. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.
Список используемой литературы
Литература:
1. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»,
Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование)
Марудова Е. В., изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
4. Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
5. Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);
6. Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок в мире поиска»
8. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"
Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....
«Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность,...
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...
Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет...